Мнемотаблицы
методическая разработка (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Мнемотаблицы для развития речи детей.
Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей и могут использоваться:
- для обогащения словарного запаса;
-при обучении составлению рассказов;
- при пересказах произведений художественной литературы;
-при отгадывании и загадывании загадок;
- при заучивании стихов.
Различают такие мнемотаблицы:
Для стихов, загадок или сказок;
Для запоминания правил;
Для рассказов.
Мнемотаблицы представляют собой карточку, в которой схематично изображено содержание того или иного стихотворения, рассказа в определённой последовательности.
Мнемотаблица может быть нарисована от руки или составлена из картинок, как коллаж. На начальном этапе обучения, лучше рисовать небольшие по объему таблицы-ленты, расположив 3-4 картинки в ряд.
Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера стихотворения и возраста ребенка.
Дети дошкольники зачастую имеют немаленький словарный запас, но составляют только простые предложения, которые не могут собрать в полный логичный рассказ. Мнемотаблицы учат детей планировать рассказ и воспроизводить его в логичном порядке. Использование мнемотаблиц заметно улучшает образовательный процесс, дети учатся быстрее.
Анализ реальной ситуации, показывает, что в настоящее время количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.
Особую группу детей с речевыми нарушениями составляют дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми с ФФНР состоит в следующем.
1. Ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей с нарушениями речи характерны быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему.
2. Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью.
3. Применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Цель обучения мнемотехнике – развитие психических процессов – памяти, мышления, воображения, внимания, - ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает следующие задачи:
1. Развитие памяти, внимания, образного мышления и речи.
2. Формирование навыков перекодирования информации, то есть преобразования абстрактных символов в образы.
3. Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
4. Развитие творческих способностей, фантазии.
5. Совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.
ЭТАПЫ работы над стихотворением
1. Выразительное чтение стихотворения.
2. Сообщение о том, что стихотворение дети(ребенок) будут учить наизусть. Повторное чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
3. Вопросы по содержанию стихотворения, цель которых – помочь детям уяснить основную мысль.
4. Выявление и объяснение значения непонятных детям слов (в доступной для детей форме).
5. Чтение отдельно каждой строчки стихотворения (Дети повторяют с опорой на мнемотаблицу).
6. Рассказывание детьми стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
Как уже было сказано, мнемотаблицы упрощают восприятие текста маленькими детьми. Особенно важно это для детей, у которых есть проблемы речи и слуха, им сложно концентрировать внимание на рассказе вслух. Учить стихи и рассказы по мнемотаблицам легко, а при рассказе можно подглядывать на картинки. Такая методика придает уверенности даже застенчивым детям, они учатся выступать на публике.
Автоматизация звука [з] в стихотворении «Заяц»:
Этот заяц барабанит,
Этот заяц траву косит,
Этот заяц воду носит,
Этот заяц петь умеет.
Серый заяц - такой умелец!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мнемотаблицы для заучивания стихотворений
Материал содержит мнемотаблицы к стихотворениям и загадкам....
Конспект занятия по развитию связной речи и основ логического мышления с применением мультимедийного проектора и мнемотаблиц в средней группе ГДОУ.
Задачи:Развитие речи в постановке К.И Чуковского «Муха – Цокотуха» ( театрализованая деятельность).Праздничная инсценировка, имитация движения животных (игра с названиями насекомых и звуков им п...
Методическая разработка "Мнемотаблицы "Сказки"
Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагаются 22 мнемотаблицы, отражающие ту или иную сказку, под общим названием "Сказки". В мнемотаблице схематически изображены персонажи сказки, некоторые предмет...
мнемотаблицы
Уважаемые коллеги, предлагаю вам для работы с детьми младшего возраста мнемотаблицы: для составления описательного рассказа о животных, а также к русским народным сказкам "Репка" и "Заюшкина избушка"....
Заучивание стихотворений по мнемотаблицам
Использование мнемотаблицы в качестве опорных сигналов для при заучивании стихотворений...
Конспект занятия по речевому развитию "СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА О МЕДВЕДЕ (с опорой на мнемотаблицу)"
Используя прием моделирования , при обучении детей составлению описательных рассказов, воспитатель повышает эффективность учебно-воспитательного процесса. Дети без затруднения составляют рассказы. Зан...
Работа с мнемотаблицами, схемами в познавательно - речевом развитии дошкольников
Использование мнемотаблиц, схем в познавательно - речевом развитии дошкольников. Опыт работы воспитателя ДОУ с мнемотаблицами в старшем дошкольном возрасте....