Отношение педагогов к кейсам как технологии оценки компетентности обучающихся
статья
В статье приводятся результаты статистического исследования о распространенности кейс-метода в качестве технологии оценивания компетентности в современной образовательной среде. Кейс-метод приносит неоспоримую пользу в процессе формирования компетенций. Рассмотрены причины низкого уровня распространенности кейс-метода в качестве технологии оценки, даны рекомендации, способствующие улучшению ситуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
andreeva_i.v._statya_2019.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
Андреева Ирина Владимировна
Российский Государственный Педагогический Университет им. А. И. Герцена
Санкт-Петербург, Россия
Andreeva Irina
Herzen State University of Russia
St. Petersburg, Russia
Педагогика и методика преподавания дисциплин;
Педагогические исследования. Современный взгляд;
Научный руководитель - И.В. Гладкая, канд. пед. наук
Irisha_tin@mail.ru
УДК 378
Отношение педагогов к кейсам как технологии
оценки компетентности обучающихся
Аннотация. В статье приводятся результаты статистического исследования о распространенности кейс-метода в качестве технологии оценивания компетентности в современной образовательной среде. Кейс-метод приносит неоспоримую пользу в процессе формирования компетенций. Рассмотрены причины низкого уровня распространенности кейс-метода в качестве технологии оценки, даны рекомендации, способствующие улучшению ситуации.
Ключевые слова: кейс-метод, компетенции, технология оценки, методы контроля успеваемости, образовательная среда
Case as an evaluation technology of the student’s competence in the modern educational system
The article presents the results of a statistical study on the prevalence of the case method as a technology for assessing a level of one’s competence in a modern educational environment. The case method provides undeniable benefits in the process of forming competencies. The reasons for the low prevalence of the case method as an evaluation technology are considered, and recommendations are given to improve the situation.
Keywords: case method, competences, assessment technology, performance monitoring methods, educational environment
В настоящее время российские школы и университеты опираются на компетентностный подход в качестве одного из ключевых при оценке результатов образовательной деятельности. Преподаватели, ответственные за формирование компетенций, имеют определенный арсенал методов контроля проделанной работы. Целью данного исследования является представление распространенности кейс-метода в качестве системы оценивания сформированности компетенций обучающихся в современной образовательной среде.
В качестве методов контроля представлены устный и письменный опрос, тест, самостоятельная, контрольная работа, лабораторная работа, зачет, аттестация, а также нетрадиционные методы оценки: кейс-измерители, проектный метод, портфолио, катанотесты, контекстные задачи и др. [Жидкова, 2012, с.780-781].
Согласно определению, кейс – это ситуация, взятая из практики для обучения в процессе изучения той или иной дисциплины с целью отработки методики анализа, разработки и принятия решений, а также метод, призванный ускорить процесс обучения путем привлечения обучаемых к анализу, открытому, свободному обсуждению и принятию окончательного решения относительно рассматриваемой деловой ситуации [Багиев, 2010]. Кейс-метод заключается в представлении проблемной ситуации и определенного набора информации, после чего обучающиеся должны предложить решение проблемы, ответить на вопросы кейса. Эффективность данного метода обуславливается тем, что зачастую у кейса нет требований к методике решения проблемы, нет заранее поставленной и четко ограниченной цели, к которой можно прийти лишь определенным способом. Ограничения выражены в виде предоставленной информации по кейсу, а также существует возможность решения нестандартными или менее оптимальными путями. Данный метод не только способен выявить уровень сформированности знаний, навыков, и умений, но и дать представление о личности обучающегося [Эктов, 2013, с. 417].
При том, что Жидкова Р. А. в своей статье отмечает кейс-метод как инновационный и стремительно набирающий популярность метод контроля результатов образовательной деятельности, в настоящее время данный метод не является широко распространенным в качестве способа оценивания среди преподавателей.
В ходе исследования был проведен анонимный опрос среди рандомной выборки представителей различных сфер образования количеством 100 человек. В опросе участвовали (см. Диаграмма 1) преподаватели институтов и университетов (18,4%), учителя средних школ (36,7%), сотрудники сектора дополнительного образования (10,2%), а также частные репетиторы (30,6%), предоставляющие индивидуальные занятия, и студенты, обучающиеся по программе педагогического образования, включая не имеющих опыта преподавательской деятельности вне предусмотренной программой университета практики (4,1%).
Диаграмма 1. Уровень педагогической деятельности респондентов.
Далее участникам был задан вопрос «Какой из методов оценки обученности Вы используете в педагогической деятельности чаще всего?» и предложены варианты ответов, с опцией выбрать два варианта ответа, а также прокомментировать причину выбора. Результаты представлены на диаграмме 2.
Диаграмма 2. Наиболее часто применяемые методы оценки сформированности компетенций.
Как можно заметить на диаграмме, большинство опрошенных используют тестирование, самостоятельные работы и устные опросы для контроля промежуточных результатов. При этом 83,3% опрошенных осведомлены о том, что кейс-метод может быть использован в качестве метода оценивания, а также 88,1% опрошенных использует кейс-метод при обучении как минимум раз в 5 месяцев или чаще.
Если взглянуть на исследования в области HR менеджмента, в настоящее время кейсовый метод является одним из самых распространенных способов отбора квалифицированных специалистов при рассмотрении соискателей на должность. Согласно статье из периодического издания «Руководитель бюджетной организации» кейс позволяет наглядно убедиться в профпригодности соискателя, его квалифицированности, готовности решать нестандартные задачи, а также выявить ценности, взгляды и личностные качества, отобразив реальную модель поведения кандидата в реальной ситуации [Кукина, 2011]. Таким образом, необходимо выяснить причины, препятствующие повсеместному распространению кейс-метода в современной образовательной среде.
В качестве одной из самых распространенных причин выбора тестирования, самостоятельных работ и устного опроса в качестве основных методов оценки формирования компетенций учащихся 79 из 100 опрошенных указали простоту использования и анализа результатов. Несмотря на ограничения каждого из методов оценки, по словам одного из участников опроса, «…при выборе методики промежуточной оценки результатов важно рассчитать объем предстоящей работы по проверке и количество времени, уходящее на каждую из работ, при этом учитывая, насколько четко результаты покажут пробелы в знаниях». Схожие аргументы были предоставлены в качестве причины неиспользования кейс-метода: необходимость подготавливать обучающихся заранее (46 из 100 чел.), отсутствие какой-либо системы оценивания, нецелесообразность использования в группах численностью более 10-15 человек и отсутствие достаточного набора реальных кейсовых ситуаций, подходящих для использования.
Согласно отзывам преподавателей средних школ, данный метод подходит не под каждый предмет: наиболее подходящими предметами названы общественные и гуманитарные науки, в то время как естественные науки «зачастую имеют единственно правильное решение и кейс-метод применять в данном случае не имеет смысла, ведь существуют задачи», также метод, по словам учителей, затруднителен при оценке индивидуальных результатов в большой группе. Тем не менее, элементы кейс-метода распространены в практике среднего образования: ролевые игры, дебаты, проекты и ситуативный анализ используется на каждом втором уроке.
Сотрудники сектора дополнительного образования подмечают, что кейс-метод сообразно применять как метод оценки в определенных возрастных группах (мнения расходятся по поводу минимального возраста обучающихся: называют как возраст учеников начальной школы, так и 15-20 лет). В секторе индивидуальных занятий кейс-метод рассматривается как более полный вариант ситуативного анализа, а репетиторы утверждают, что не имеют доступа к большому количеству методических заготовок из реальных ситуаций (исключение составляют репетиторы иностранных языков, права и экономики), поэтому кейс-метод используется достаточно редко и чаще всего в качестве метода представления нового материала или отработки изученного.
Помимо вышеупомянутых комментариев, большинство опрошенных было озабочено отсутствием четко выраженных критериев перевода результатов кейса в балльную систему оценки. Результаты анализа могут быть задействованы при формировании характеристики обучающихся, однако четко отразить нестандартность мышления при подходе к решению и другие нюансы и перенести эти данные в форму баллов преподавателям не представляется возможным на регулярной основе.
Таким образом, результаты опроса показали, что для распространения кейсового метода в качестве технологии оценки необходимо разработать обобщенную систему перевода результатов решения в баллы. Для этого предлагается использовать таблицы, описывающие критерии, подобные используемым при оценке экзаменационных ответов таблицам. Также необходимо расширить доступную базу материалов так, чтобы в наличии имелась широкий выбор кейсов с различными уровнями.
Литература
Багиев Г. Л., Тарасевич В. М., Маркетинг. 4-е издание. СПб: Питер, 2012. 560 с.
Жидкова Р. А. Современные методы оценивания результатов обучения. Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. 2012. №28. 779 – 782 с.
Кукина С. Л. Подбираем сотрудников: кейс-метод. Руководитель бюджетной организации. 2011. №12. URL: https://wiseeconomist.ru/poleznoe/5472-podbiraem-sotrudnikov-kejs-metod (дата обращения: 06.04.2019)
Эктов А. В. Использование Кейс метода в образовательном процесс. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2013. Т. 3. 416–420 с. URL: http://e-koncept.ru/2013/53085.htm.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практикум для педагогов "Развитие профессиональной и коммуникативной компетентности педагогов. Как сохранить душевное равновесие педагога"
В наше непростое время тема сохранения душевного равновесия педагога как никогда актуальна в педагогическом коллективе. Ведь эмоциональное самочувствие взрослого, который находится рядом и помогает ра...
Обобщение педагогического опыта по теме: "Самоанализ деятельности педагога ДОУ как средство профессиональной компетентности педагога".
В настоящее время проблема физического воспитания детей дошкольного возраста занимает центральное место в современном обществе. Именно в этом периоде закладываются основы здоровья, правильного физичес...
Педагогический практикум для педагогов "Культура речи- основа коммуникативной компетентности педагога"
Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и развитие чутья родного языка, умение пользоваться его выразительными средствами - лучшая опора, самое верное подспорье, самая надежная ...
Семинар для педагогов дошкольных образовательных организаций "ИКТ-компетентность педагога - залог успеха в условиях возрастающих потребностей современного информационного общества".
Семинар-практикум направлен на знакомство педагогов-практиков с алгоритмом работы по созданию персонального сайта на базе интернет-площадки WIX конструктора сайтов. ...
Круглый стол для педагогов МДОУ «Готовность педагога к профессиональной деятельности в контексте ФГОС ДО. Профессиональный стандарт педагога», доклад на тему «Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ» 23 апреля 2019 года
Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна п...
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Данная статья включает в себя материалы о внеурочной деятельноси в дошкольном образовательном учреждении, где планируется и организуется по направлениям развития личности, с использованием таких...
Консультация для молодых педагогов "Использование КЕЙС-метода в работе с молодыми педагогами"
Консультация носит обучающий характер и нацелена на активное использование КЕЙС-метода в дошкольном образовании....