Конспект НОД по гражданско-патриотическому воспитанию в старшей группе
план-конспект занятия (старшая группа)

Сафонова Наталья Владимировна

Конспект НОД по гражданско-патриотическому воспитанию в старшей группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

                     Конспект

    образовательной деятельности

 по гражданско-патриотическому

                 воспитанию

          детей старшей группы

                  «Почемучки»

 «Русская изба. Чайные посиделки».

                                                     

                                                              Воспитатель: Сафонова Н.В.

                                                                                       

Задачи: приобщать детей к народному творчеству. Воспитание чувства патриотизма, гражданственности через фольклорные произведения, бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства.

Пробудить интерес к истории и культуре России, традициям гостеприимства и чаепития на Руси.

 Продолжать знакомить с предметами старинного русского быта (печь, прялка, сундук, самовар).

 Способствовать развитию познавательных интересов и любознательности через познавательно - исследовательскую деятельность детей.

Развивать компоненты устной речи и навыки речевого этикета в процессе знакомства с устным народным творчеством.

Воспитывать уважение к народным промыслам, обычаям и традициям своей Родины.

 Ход:

Хозяйка.

Здравствуйте, гости дорогие. Милости прошу ко мне в избу.

Горница у меня небольшая, да красивая какая!

Проходите, посмотрите, здесь много всего интересного.

(Дети рассматривают предметы быта)

Детям предлагается отгадать загадки:

1. Стоит изба из кирпича,

     То холодна, то горяча.   (Печь)

 В каждой избе была печь – печка – матушка, печка – кормилица. Она не

только обогревала жилище, но и кормила и лечила людей. В русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб и пироги.

                                             

 2. «Не бык, а бодает

     Не ест, а еду хватает.

     Что схватит – отдает,

     А сам в угол идет».       (Ухват)

 3. Прячет бабушка там вещи

     сапоги, кафтан, сюртук.

     Вы мне дружно все скажите

     Этот шкаф зовут ...(сундук) 

     

Раньше в деревнях шкафов не было, их заменял сундук, в нем хранили

вещи: вышивки, скатерти, салфетки.

Хозяйка. Ребята, как вы думаете, одежда людей в старину отличалась от нашей одежды?

Основной одеждой женщин была длинная сорочка (рубашка). Женские рубашки, как и мужские, украшались вышивкой. Поверх сорочки надевали сарафан. На голову девушки повязывали ленточку, а по праздникам надевали кокошники.

Главными частями мужской одежды были рубаха и порты. Порты — это широкие штаны.

 Рубаху шили длиной. Непременной деталью был пояс, который служил не только украшением, но и, как считалось, оберегал человека от нечистой силы. Характерная особенность русской рубахи - покрой ворота. Его разрез был не посередине груди, а сбоку.

В древние времена самой распространенной обувью были лапти.

Угадайте, из чего делали лапти? (Из коры березы – бересты)

Лапти чаще всего плели мужчины.

А чем же занимались девушки, женщины?

Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу. В старину в каждой крестьянской избе были прялки. Прялка — предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки. Потом из пряжи вязали носки, варежки и другие вещи.

А мы с вами знаем поговорки:

1 ребенок: «Будешь хорошо прясть – хорошо оденешься».

2 ребенок:  «У ленивой пряхи и про себя нет рубахи».

Долгими зимними вечерами горела на столе свечка – ведь электричества тогда еще не было. Девушки пряли и пели песни.

Звучит русская народная песня «Прялица».

Русские люди всегда славились своим добродушием, гостеприимством и     любили угощать пряниками и пирогами. И я – хозяйка добрая – люблю гостей встречать, угощать напитком необыкновенным, бодрящим и ценным.

(Чаем).

В старые времена был на Руси такой обычай: как заканчивали крестьяне всю работу на полях, собирались вместе на посиделках. Чтобы вечера долгие скоротать, на людей посмотреть, да себя показать. А какие же посиделки без чайку самоварного горячего, бодрящего! Чаепитие на Руси всегда было доброй традицией. Без него не обходились ни одни посиделки!

1 ребенок: «Тары – бары – растабары, выпьем чай из самовара,

С сухарями, с сушками, со сладкими ватрушками,

С бубликами вкусными, с пирогами русскими!»

2 ребенок: «Чай с вареньем и с лимоном, с кренделями и с поклоном

Завари, и крепкий чай добрым молодцам подай!

И внакладку, и вприкуску, пейте чай, друзья, по-русски!»

Хозяйка:

 

На посиделках часто пели частушки.

(дети исполняют частушки)

«На столе у нас пирог, сладкие ватрушки,

Пропоем мы под чаек, «чайные» частушки!

Ишь ты, поди ж ты, что говоришь ты!»

«Не надо чая много пить, милые подружки,

А то от чая в животе заквакают лягушки!

Ишь ты, поди ж ты, что говоришь ты!»

«Самовар поет, гудит, только с виду он сердит.

К потолку пускает пар наш красавец самовар.

Ишь ты, поди ж ты, что говоришь ты!»

«Много чая я пила – самоварничала.

Всю посуду перебила – кухарничала!

Ишь ты, поди ж ты, что говоришь ты!»

Русская народная игра «Гори, гори ясно».

 Хозяйка.

 А знаете ли вы, ребята, откуда взялся самовар?

Изобрели и изготовили первый самовар в Туле, более 300 лет назад. Самовары пользовались большим спросом. Вода в них быстро закипала и долго не остывала. Для растопки годились любые щепочки, палочки, шишки. Делали самовар из серебра, меди, железа и даже из фарфора. На самоварах были надписи, например: «Самовар кипит, уходить не велит». По красоте и украшениям самовара можно было судить о достатке семьи. Чем больше доход, тем богаче был украшен самовар.

Чаепитие из самовара – это не просто трапеза, чаепитие, а особый ритуал, который объединяет людей за неспешным разговором.

«Мы за чаем не скучаем – разговор ведем за чаем,

Самовар на стол несем, говорим о том, о сем».

Обычно, к чаю подавались сушки, сухарики, бублики, варенье ароматное, мед, сахар.

Хозяйка.  А какой бывает чай?

Дети перечисляют: черный и зеленый, гранулированный и листовой, с листочками крупными и средними, а еще есть чай в пакетиках. И из полезных растений.

Хозяйка.  Правильно! С давних времен на Руси любили и умели вкусно заваривать травяной чай. Для этого использовали душистые, целебные травки.

«Милый друг, не позабудь: коль беда случится,

Вполне можно вкусным чаем с травами лечиться!»

Ребята, а как вы думаете, в старину, у детей, какие были игрушки?

(Ответы детей)

Игрушки были очень простые, самодельные. И изготавливались они из различных материалов: дерево, глина, трава (солома). А самая распространенная игрушка была тряпичная кукла (закрутка).  А начинали мастерить такую куклу так: свертывали в трубочку лоскут льняной ткани. Куском белой ткани обтягивали лицо, перевязывали ниткой и кукла готова. Пришивали косу из ниток, затем наряжали в самые яркие лоскутки ситца.

И сейчас мы с вами попробуем сделать заготовку для тряпичной куклы  из соломы (стригуша).

Хозяйка показывает детям, как делают заготовку.

После выполнения работы, хозяйка предлагает детям чай с угощением.



Предварительный просмотр:

                     Конспект

    образовательной деятельности

 по гражданско-патриотическому

                 воспитанию

          детей старшей группы

                  «Почемучки»

 «Русская изба. Чайные посиделки».

                                                     

                                                              Воспитатель: Сафонова Н.В.

                                                                                       

Задачи: приобщать детей к народному творчеству. Воспитание чувства патриотизма, гражданственности через фольклорные произведения, бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства.

Пробудить интерес к истории и культуре России, традициям гостеприимства и чаепития на Руси.

 Продолжать знакомить с предметами старинного русского быта (печь, прялка, сундук, самовар).

 Способствовать развитию познавательных интересов и любознательности через познавательно - исследовательскую деятельность детей.

Развивать компоненты устной речи и навыки речевого этикета в процессе знакомства с устным народным творчеством.

Воспитывать уважение к народным промыслам, обычаям и традициям своей Родины.

 Ход:

Хозяйка.

Здравствуйте, гости дорогие. Милости прошу ко мне в избу.

Горница у меня небольшая, да красивая какая!

Проходите, посмотрите, здесь много всего интересного.

(Дети рассматривают предметы быта)

Детям предлагается отгадать загадки:

1. Стоит изба из кирпича,

     То холодна, то горяча.   (Печь)

 В каждой избе была печь – печка – матушка, печка – кормилица. Она не

только обогревала жилище, но и кормила и лечила людей. В русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб и пироги.

                                             

 2. «Не бык, а бодает

     Не ест, а еду хватает.

     Что схватит – отдает,

     А сам в угол идет».       (Ухват)

 3. Прячет бабушка там вещи

     сапоги, кафтан, сюртук.

     Вы мне дружно все скажите

     Этот шкаф зовут ...(сундук) 

     

Раньше в деревнях шкафов не было, их заменял сундук, в нем хранили

вещи: вышивки, скатерти, салфетки.

Хозяйка. Ребята, как вы думаете, одежда людей в старину отличалась от нашей одежды?

Основной одеждой женщин была длинная сорочка (рубашка). Женские рубашки, как и мужские, украшались вышивкой. Поверх сорочки надевали сарафан. На голову девушки повязывали ленточку, а по праздникам надевали кокошники.

Главными частями мужской одежды были рубаха и порты. Порты — это широкие штаны.

 Рубаху шили длиной. Непременной деталью был пояс, который служил не только украшением, но и, как считалось, оберегал человека от нечистой силы. Характерная особенность русской рубахи - покрой ворота. Его разрез был не посередине груди, а сбоку.

В древние времена самой распространенной обувью были лапти.

Угадайте, из чего делали лапти? (Из коры березы – бересты)

Лапти чаще всего плели мужчины.

А чем же занимались девушки, женщины?

Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу. В старину в каждой крестьянской избе были прялки. Прялка — предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки. Потом из пряжи вязали носки, варежки и другие вещи.

А мы с вами знаем поговорки:

1 ребенок: «Будешь хорошо прясть – хорошо оденешься».

2 ребенок:  «У ленивой пряхи и про себя нет рубахи».

Долгими зимними вечерами горела на столе свечка – ведь электричества тогда еще не было. Девушки пряли и пели песни.

Звучит русская народная песня «Прялица».

Русские люди всегда славились своим добродушием, гостеприимством и     любили угощать пряниками и пирогами. И я – хозяйка добрая – люблю гостей встречать, угощать напитком необыкновенным, бодрящим и ценным.

(Чаем).

В старые времена был на Руси такой обычай: как заканчивали крестьяне всю работу на полях, собирались вместе на посиделках. Чтобы вечера долгие скоротать, на людей посмотреть, да себя показать. А какие же посиделки без чайку самоварного горячего, бодрящего! Чаепитие на Руси всегда было доброй традицией. Без него не обходились ни одни посиделки!

1 ребенок: «Тары – бары – растабары, выпьем чай из самовара,

С сухарями, с сушками, со сладкими ватрушками,

С бубликами вкусными, с пирогами русскими!»

2 ребенок: «Чай с вареньем и с лимоном, с кренделями и с поклоном

Завари, и крепкий чай добрым молодцам подай!

И внакладку, и вприкуску, пейте чай, друзья, по-русски!»

Хозяйка:

 

На посиделках часто пели частушки.

(дети исполняют частушки)

«На столе у нас пирог, сладкие ватрушки,

Пропоем мы под чаек, «чайные» частушки!

Ишь ты, поди ж ты, что говоришь ты!»

«Не надо чая много пить, милые подружки,

А то от чая в животе заквакают лягушки!

Ишь ты, поди ж ты, что говоришь ты!»

«Самовар поет, гудит, только с виду он сердит.

К потолку пускает пар наш красавец самовар.

Ишь ты, поди ж ты, что говоришь ты!»

«Много чая я пила – самоварничала.

Всю посуду перебила – кухарничала!

Ишь ты, поди ж ты, что говоришь ты!»

Русская народная игра «Гори, гори ясно».

 Хозяйка.

 А знаете ли вы, ребята, откуда взялся самовар?

Изобрели и изготовили первый самовар в Туле, более 300 лет назад. Самовары пользовались большим спросом. Вода в них быстро закипала и долго не остывала. Для растопки годились любые щепочки, палочки, шишки. Делали самовар из серебра, меди, железа и даже из фарфора. На самоварах были надписи, например: «Самовар кипит, уходить не велит». По красоте и украшениям самовара можно было судить о достатке семьи. Чем больше доход, тем богаче был украшен самовар.

Чаепитие из самовара – это не просто трапеза, чаепитие, а особый ритуал, который объединяет людей за неспешным разговором.

«Мы за чаем не скучаем – разговор ведем за чаем,

Самовар на стол несем, говорим о том, о сем».

Обычно, к чаю подавались сушки, сухарики, бублики, варенье ароматное, мед, сахар.

Хозяйка.  А какой бывает чай?

Дети перечисляют: черный и зеленый, гранулированный и листовой, с листочками крупными и средними, а еще есть чай в пакетиках. И из полезных растений.

Хозяйка.  Правильно! С давних времен на Руси любили и умели вкусно заваривать травяной чай. Для этого использовали душистые, целебные травки.

«Милый друг, не позабудь: коль беда случится,

Вполне можно вкусным чаем с травами лечиться!»

Ребята, а как вы думаете, в старину, у детей, какие были игрушки?

(Ответы детей)

Игрушки были очень простые, самодельные. И изготавливались они из различных материалов: дерево, глина, трава (солома). А самая распространенная игрушка была тряпичная кукла (закрутка).  А начинали мастерить такую куклу так: свертывали в трубочку лоскут льняной ткани. Куском белой ткани обтягивали лицо, перевязывали ниткой и кукла готова. Пришивали косу из ниток, затем наряжали в самые яркие лоскутки ситца.

И сейчас мы с вами попробуем сделать заготовку для тряпичной куклы  из соломы (стригуша).

Хозяйка показывает детям, как делают заготовку.

После выполнения работы, хозяйка предлагает детям чай с угощением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект спортивного праздника по патриотическому воспитанию в старшей группе детского сада, тема: 23 февраля «Богатырская удаль».

:формировать  знание детей о русских богатырях – защитниках земли Русской. Закрепить полученные ранее знания на занятиях. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русск...

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы на тему: «Животный мир средней полосы России».

Конспект занятия по  нравственно-патриотическому воспитанию детей  старшей группы на  тему:  «Животный мир  средней  полосы России» расширяет  представлен...

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы: "Русские богатыри"

-Закреплять и расширять знания детей о русских богатырях: Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче и др., об  оружии  древних воинов.-Учить отвечать на вопросы связно и последова...

Конспект занятия по военно - патриотическому воспитанию в старшей группе детского сада, на тему «Есть такая профессия Родину защищать »

Цель: Сформировать у детей представление понятий о Родине, о Российской армии.Программные задачи:Обучение детей понимать и объяснять стихотворения о Родине, о военной профессии, воспитывать чувс...

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию дошкольников старшей группы Тема: «Пришло Рождество, начинаем торжество»

дать понятие о духовно – нравственном воспитании- познакомить детей с православным праздником Рождеством Христовым.- формировать знания об обрядах, традициях, стихах и песнопении....