Конспект НОД по гражданско-патриотическому воспитанию в старшей группе
план-конспект занятия (старшая группа)
Конспект НОД по гражданско-патриотическому воспитанию в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_grazhdansko-patriticheskomu_vospitaniyu.docx | 27.71 КБ |
zanyatie_po_grazhdansko-patriticheskomu_vospitaniyu.docx | 27.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
образовательной деятельности
по гражданско-патриотическому
воспитанию
детей старшей группы
«Почемучки»
«Русская изба. Чайные посиделки».
Воспитатель: Сафонова Н.В.
Задачи: приобщать детей к народному творчеству. Воспитание чувства патриотизма, гражданственности через фольклорные произведения, бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства.
Пробудить интерес к истории и культуре России, традициям гостеприимства и чаепития на Руси.
Продолжать знакомить с предметами старинного русского быта (печь, прялка, сундук, самовар).
Способствовать развитию познавательных интересов и любознательности через познавательно - исследовательскую деятельность детей.
Развивать компоненты устной речи и навыки речевого этикета в процессе знакомства с устным народным творчеством.
Воспитывать уважение к народным промыслам, обычаям и традициям своей Родины.
Ход:
Хозяйка.
Здравствуйте, гости дорогие. Милости прошу ко мне в избу.
Горница у меня небольшая, да красивая какая!
Проходите, посмотрите, здесь много всего интересного.
(Дети рассматривают предметы быта)
Детям предлагается отгадать загадки:
1. Стоит изба из кирпича,
То холодна, то горяча. (Печь)
В каждой избе была печь – печка – матушка, печка – кормилица. Она не
только обогревала жилище, но и кормила и лечила людей. В русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб и пироги.
2. «Не бык, а бодает
Не ест, а еду хватает.
Что схватит – отдает,
А сам в угол идет». (Ухват)
3. Прячет бабушка там вещи
сапоги, кафтан, сюртук.
Вы мне дружно все скажите
Этот шкаф зовут ...(сундук)
Раньше в деревнях шкафов не было, их заменял сундук, в нем хранили
вещи: вышивки, скатерти, салфетки.
Хозяйка. Ребята, как вы думаете, одежда людей в старину отличалась от нашей одежды?
Основной одеждой женщин была длинная сорочка (рубашка). Женские рубашки, как и мужские, украшались вышивкой. Поверх сорочки надевали сарафан. На голову девушки повязывали ленточку, а по праздникам надевали кокошники.
Главными частями мужской одежды были рубаха и порты. Порты — это широкие штаны.
Рубаху шили длиной. Непременной деталью был пояс, который служил не только украшением, но и, как считалось, оберегал человека от нечистой силы. Характерная особенность русской рубахи - покрой ворота. Его разрез был не посередине груди, а сбоку.
В древние времена самой распространенной обувью были лапти.
Угадайте, из чего делали лапти? (Из коры березы – бересты)
Лапти чаще всего плели мужчины.
А чем же занимались девушки, женщины?
Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу. В старину в каждой крестьянской избе были прялки. Прялка — предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки. Потом из пряжи вязали носки, варежки и другие вещи.
А мы с вами знаем поговорки:
1 ребенок: «Будешь хорошо прясть – хорошо оденешься».
2 ребенок: «У ленивой пряхи и про себя нет рубахи».
Долгими зимними вечерами горела на столе свечка – ведь электричества тогда еще не было. Девушки пряли и пели песни.
Звучит русская народная песня «Прялица».
Русские люди всегда славились своим добродушием, гостеприимством и любили угощать пряниками и пирогами. И я – хозяйка добрая – люблю гостей встречать, угощать напитком необыкновенным, бодрящим и ценным.
(Чаем).
В старые времена был на Руси такой обычай: как заканчивали крестьяне всю работу на полях, собирались вместе на посиделках. Чтобы вечера долгие скоротать, на людей посмотреть, да себя показать. А какие же посиделки без чайку самоварного горячего, бодрящего! Чаепитие на Руси всегда было доброй традицией. Без него не обходились ни одни посиделки!
1 ребенок: «Тары – бары – растабары, выпьем чай из самовара,
С сухарями, с сушками, со сладкими ватрушками,
С бубликами вкусными, с пирогами русскими!»
2 ребенок: «Чай с вареньем и с лимоном, с кренделями и с поклоном
Завари, и крепкий чай добрым молодцам подай!
И внакладку, и вприкуску, пейте чай, друзья, по-русски!»
Хозяйка:
На посиделках часто пели частушки.
(дети исполняют частушки)
«На столе у нас пирог, сладкие ватрушки,
Пропоем мы под чаек, «чайные» частушки!
Ишь ты, поди ж ты, что говоришь ты!»
«Не надо чая много пить, милые подружки,
А то от чая в животе заквакают лягушки!
Ишь ты, поди ж ты, что говоришь ты!»
«Самовар поет, гудит, только с виду он сердит.
К потолку пускает пар наш красавец самовар.
Ишь ты, поди ж ты, что говоришь ты!»
«Много чая я пила – самоварничала.
Всю посуду перебила – кухарничала!
Ишь ты, поди ж ты, что говоришь ты!»
Русская народная игра «Гори, гори ясно».
Хозяйка.
А знаете ли вы, ребята, откуда взялся самовар?
Изобрели и изготовили первый самовар в Туле, более 300 лет назад. Самовары пользовались большим спросом. Вода в них быстро закипала и долго не остывала. Для растопки годились любые щепочки, палочки, шишки. Делали самовар из серебра, меди, железа и даже из фарфора. На самоварах были надписи, например: «Самовар кипит, уходить не велит». По красоте и украшениям самовара можно было судить о достатке семьи. Чем больше доход, тем богаче был украшен самовар.
Чаепитие из самовара – это не просто трапеза, чаепитие, а особый ритуал, который объединяет людей за неспешным разговором.
«Мы за чаем не скучаем – разговор ведем за чаем,
Самовар на стол несем, говорим о том, о сем».
Обычно, к чаю подавались сушки, сухарики, бублики, варенье ароматное, мед, сахар.
Хозяйка. А какой бывает чай?
Дети перечисляют: черный и зеленый, гранулированный и листовой, с листочками крупными и средними, а еще есть чай в пакетиках. И из полезных растений.
Хозяйка. Правильно! С давних времен на Руси любили и умели вкусно заваривать травяной чай. Для этого использовали душистые, целебные травки.
«Милый друг, не позабудь: коль беда случится,
Вполне можно вкусным чаем с травами лечиться!»
Ребята, а как вы думаете, в старину, у детей, какие были игрушки?
(Ответы детей)
Игрушки были очень простые, самодельные. И изготавливались они из различных материалов: дерево, глина, трава (солома). А самая распространенная игрушка была тряпичная кукла (закрутка). А начинали мастерить такую куклу так: свертывали в трубочку лоскут льняной ткани. Куском белой ткани обтягивали лицо, перевязывали ниткой и кукла готова. Пришивали косу из ниток, затем наряжали в самые яркие лоскутки ситца.
И сейчас мы с вами попробуем сделать заготовку для тряпичной куклы из соломы (стригуша).
Хозяйка показывает детям, как делают заготовку.
После выполнения работы, хозяйка предлагает детям чай с угощением.
Предварительный просмотр:
Конспект
образовательной деятельности
по гражданско-патриотическому
воспитанию
детей старшей группы
«Почемучки»
«Русская изба. Чайные посиделки».
Воспитатель: Сафонова Н.В.
Задачи: приобщать детей к народному творчеству. Воспитание чувства патриотизма, гражданственности через фольклорные произведения, бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства.
Пробудить интерес к истории и культуре России, традициям гостеприимства и чаепития на Руси.
Продолжать знакомить с предметами старинного русского быта (печь, прялка, сундук, самовар).
Способствовать развитию познавательных интересов и любознательности через познавательно - исследовательскую деятельность детей.
Развивать компоненты устной речи и навыки речевого этикета в процессе знакомства с устным народным творчеством.
Воспитывать уважение к народным промыслам, обычаям и традициям своей Родины.
Ход:
Хозяйка.
Здравствуйте, гости дорогие. Милости прошу ко мне в избу.
Горница у меня небольшая, да красивая какая!
Проходите, посмотрите, здесь много всего интересного.
(Дети рассматривают предметы быта)
Детям предлагается отгадать загадки:
1. Стоит изба из кирпича,
То холодна, то горяча. (Печь)
В каждой избе была печь – печка – матушка, печка – кормилица. Она не
только обогревала жилище, но и кормила и лечила людей. В русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб и пироги.
2. «Не бык, а бодает
Не ест, а еду хватает.
Что схватит – отдает,
А сам в угол идет». (Ухват)
3. Прячет бабушка там вещи
сапоги, кафтан, сюртук.
Вы мне дружно все скажите
Этот шкаф зовут ...(сундук)
Раньше в деревнях шкафов не было, их заменял сундук, в нем хранили
вещи: вышивки, скатерти, салфетки.
Хозяйка. Ребята, как вы думаете, одежда людей в старину отличалась от нашей одежды?
Основной одеждой женщин была длинная сорочка (рубашка). Женские рубашки, как и мужские, украшались вышивкой. Поверх сорочки надевали сарафан. На голову девушки повязывали ленточку, а по праздникам надевали кокошники.
Главными частями мужской одежды были рубаха и порты. Порты — это широкие штаны.
Рубаху шили длиной. Непременной деталью был пояс, который служил не только украшением, но и, как считалось, оберегал человека от нечистой силы. Характерная особенность русской рубахи - покрой ворота. Его разрез был не посередине груди, а сбоку.
В древние времена самой распространенной обувью были лапти.
Угадайте, из чего делали лапти? (Из коры березы – бересты)
Лапти чаще всего плели мужчины.
А чем же занимались девушки, женщины?
Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу. В старину в каждой крестьянской избе были прялки. Прялка — предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки. Потом из пряжи вязали носки, варежки и другие вещи.
А мы с вами знаем поговорки:
1 ребенок: «Будешь хорошо прясть – хорошо оденешься».
2 ребенок: «У ленивой пряхи и про себя нет рубахи».
Долгими зимними вечерами горела на столе свечка – ведь электричества тогда еще не было. Девушки пряли и пели песни.
Звучит русская народная песня «Прялица».
Русские люди всегда славились своим добродушием, гостеприимством и любили угощать пряниками и пирогами. И я – хозяйка добрая – люблю гостей встречать, угощать напитком необыкновенным, бодрящим и ценным.
(Чаем).
В старые времена был на Руси такой обычай: как заканчивали крестьяне всю работу на полях, собирались вместе на посиделках. Чтобы вечера долгие скоротать, на людей посмотреть, да себя показать. А какие же посиделки без чайку самоварного горячего, бодрящего! Чаепитие на Руси всегда было доброй традицией. Без него не обходились ни одни посиделки!
1 ребенок: «Тары – бары – растабары, выпьем чай из самовара,
С сухарями, с сушками, со сладкими ватрушками,
С бубликами вкусными, с пирогами русскими!»
2 ребенок: «Чай с вареньем и с лимоном, с кренделями и с поклоном
Завари, и крепкий чай добрым молодцам подай!
И внакладку, и вприкуску, пейте чай, друзья, по-русски!»
Хозяйка:
На посиделках часто пели частушки.
(дети исполняют частушки)
«На столе у нас пирог, сладкие ватрушки,
Пропоем мы под чаек, «чайные» частушки!
Ишь ты, поди ж ты, что говоришь ты!»
«Не надо чая много пить, милые подружки,
А то от чая в животе заквакают лягушки!
Ишь ты, поди ж ты, что говоришь ты!»
«Самовар поет, гудит, только с виду он сердит.
К потолку пускает пар наш красавец самовар.
Ишь ты, поди ж ты, что говоришь ты!»
«Много чая я пила – самоварничала.
Всю посуду перебила – кухарничала!
Ишь ты, поди ж ты, что говоришь ты!»
Русская народная игра «Гори, гори ясно».
Хозяйка.
А знаете ли вы, ребята, откуда взялся самовар?
Изобрели и изготовили первый самовар в Туле, более 300 лет назад. Самовары пользовались большим спросом. Вода в них быстро закипала и долго не остывала. Для растопки годились любые щепочки, палочки, шишки. Делали самовар из серебра, меди, железа и даже из фарфора. На самоварах были надписи, например: «Самовар кипит, уходить не велит». По красоте и украшениям самовара можно было судить о достатке семьи. Чем больше доход, тем богаче был украшен самовар.
Чаепитие из самовара – это не просто трапеза, чаепитие, а особый ритуал, который объединяет людей за неспешным разговором.
«Мы за чаем не скучаем – разговор ведем за чаем,
Самовар на стол несем, говорим о том, о сем».
Обычно, к чаю подавались сушки, сухарики, бублики, варенье ароматное, мед, сахар.
Хозяйка. А какой бывает чай?
Дети перечисляют: черный и зеленый, гранулированный и листовой, с листочками крупными и средними, а еще есть чай в пакетиках. И из полезных растений.
Хозяйка. Правильно! С давних времен на Руси любили и умели вкусно заваривать травяной чай. Для этого использовали душистые, целебные травки.
«Милый друг, не позабудь: коль беда случится,
Вполне можно вкусным чаем с травами лечиться!»
Ребята, а как вы думаете, в старину, у детей, какие были игрушки?
(Ответы детей)
Игрушки были очень простые, самодельные. И изготавливались они из различных материалов: дерево, глина, трава (солома). А самая распространенная игрушка была тряпичная кукла (закрутка). А начинали мастерить такую куклу так: свертывали в трубочку лоскут льняной ткани. Куском белой ткани обтягивали лицо, перевязывали ниткой и кукла готова. Пришивали косу из ниток, затем наряжали в самые яркие лоскутки ситца.
И сейчас мы с вами попробуем сделать заготовку для тряпичной куклы из соломы (стригуша).
Хозяйка показывает детям, как делают заготовку.
После выполнения работы, хозяйка предлагает детям чай с угощением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект спортивного праздника по патриотическому воспитанию в старшей группе детского сада, тема: 23 февраля «Богатырская удаль».
:формировать знание детей о русских богатырях – защитниках земли Русской. Закрепить полученные ранее знания на занятиях. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русск...
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы на тему: «Животный мир средней полосы России».
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы на тему: «Животный мир средней полосы России» расширяет представлен...
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы: "Русские богатыри"
-Закреплять и расширять знания детей о русских богатырях: Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче и др., об оружии древних воинов.-Учить отвечать на вопросы связно и последова...
Конспект занятия по военно - патриотическому воспитанию в старшей группе детского сада, на тему «Есть такая профессия Родину защищать »
Цель: Сформировать у детей представление понятий о Родине, о Российской армии.Программные задачи:Обучение детей понимать и объяснять стихотворения о Родине, о военной профессии, воспитывать чувс...
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию дошкольников старшей группы Тема: «Пришло Рождество, начинаем торжество»
дать понятие о духовно – нравственном воспитании- познакомить детей с православным праздником Рождеством Христовым.- формировать знания об обрядах, традициях, стихах и песнопении....