Дидактическая игра "Цветочная полянка".
методическая разработка (младшая группа)
Способствовать развитию у детей мелкой моторики рук, сенсорного восприятия и познавательного интереса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskaya_igra_tsvetochnaya_polyanka.docx | 859.53 КБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ КСТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №41 с. Чернуха
607673, Нижегородская область, Кстовский район, с. Чернуха
телефон/факс 8(83145) 5-13-41
е-mail: lidia1058@mail.ru
Районный конкурс для воспитателей и специалистов ДОО
«Дидактическая игра своими руками»
Номинация «Игры с предметами»
Дидактическая игра
«Цветочная полянка»
№
Выполнила:
Капаева Елена Александровна
Воспитатель I квалификационной категории
МБДОУ д/с №41 с. Чернуха
с. Чернуха
2019 год
Дидактическая игра «Цветочная полянка»
(младший дошкольный возраст)
Дидактическая игра «Цветочная поляна» является многофункциональным, мобильным и легким в использовании пособием для детей младшего, среднего и возможно старшего дошкольного возраста. Игру можно применять на занятиях в различных образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Игру «Цветочная поляна» можно использовать как отдельный игровой приём, а также для создания проблемных ситуаций на занятиях, для индивидуальной работы с детьми.
Цель: Развитие мелкой моторики рук, сенсорного восприятия и познавательного интереса.
Задачи:
-формирование умения обследовать предметы, выделяя их цвет и форму (отстегивать и пристёгивать пуговицы, пристёгивать и отрывать липучки, шнуровать,)
-развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, внимание, память, связную речь;
- учить различать цвета;
- учить группировать предметы;
- воспитывать усидчивость;
-развивать творческие способности;
- развивать бережное отношение к природе, к цветам, насекомым.
При создании игры я исходила из того, что оно должно быть ярким, нарядным, привлекательным для детей, развивающим, обучающим, многофункциональным.
Описание дидактической игры:
- Два зелёных полотна из фетра (две полянки). Это основание игры. На каждой полянке пришиты по 4 пуговицы и по 3 металлических кнопки.
- Цветы сделаны из фетра (4 штуки) с прорезью в середине для пуговицы.
- Цветы, связанные из ниток с помощью крючка. Каждый цветок состоит из пяти лепестков и серцевинки с прорезью для пуговицы.
- Три божьи коровки с кнопками.
- Две бабочки с металлическими кнопками и три цветка из фетра.
- Четыре бабочки основных цветов (красного, синего, жёлтого, жёлтого). Вырезаны из фетра.
Игра предназначена для детей младшего дошкольного возраста. Но она будет интересна и для детей старшего дошкольного возраста.
Одной из задач дидактической игры «Цветочная полянка» является сенсорное развитие.
Сенсорное развитие предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.
Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности.
Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.
Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой — имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности.
Следующей задачей игры является развитие мелкой моторики рук. Развивая мелкую моторику пальцев, мы воздействуем на внутренние органы человека. Одним из показателей нормального физического развития ребенка является развитие руки. На ладонях находятся биологически активные точки нашего организма.
Уровень развития речи детей находится в зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга. Развивая мелкую моторику рук, мы развиваем и языковой аппарат.
Поскольку с возрастом ребенку потребуется точная, координированная работа кистей и пальцев, например, чтобы рисовать или одеваться, то развитию навыков мелкой моторики необходимо уделять много внимания.
Дошкольники часто не любят застёгивать пуговицы. Это свидетельствует о том, что у малыша недостаточно развита мелкая моторика. А в игровой форме дети с удовольствием делают это.
Правила и игровые действия.
Игра «Собери по цвету».
Перед ребенком полянка без цветов. Ребенку ставится проблемная ситуация. «Посмотрите, какая красивая полянка. Только куда исчезли все цветы? Наверное, налетел сильный ветер и разбросал все лепестки. Давайте соберём лепестки и вернём их все на полянку».
Дети собирают цветы.
Воспитатель: А теперь проверим, правильно ли сделали. Смотрите, здесь растут цветы. Сколько их: много или мало?
Дети: Много.
Воспитатель: Одинакового ли они цвета? Какого цвета здесь цветочки? Дети: Красные, желтые, синие, зеленые.
Игра «Бабочки играют в прятки».
Задачи: учить соотносить цвета, развивать внимание, речь, мелкую моторику рук, обозначать результат словами «такой», «не такой».
Ход игры.
Первый вариант.
Дети и педагог садятся вокруг стола. Педагог раскладывает цветы и бабочки на столе и говорит, что на цветочную поляну прилетели красивые бабочки, они хотят поиграть в прятки, для этого им надо найти свои цветы – сесть на такой цветок, чтобы их не было видно, и никто не смог найти. Педагог даёт образец, сажает жёлтую бабочку на жёлтый цветок. Далее педагог предлагает взять каждому ребёнку понравившуюся бабочку и спрятать её на цветке.
Второй вариант.
Педагог раскладывает бабочек на зелёной полянке, каждому ребёнку даёт по одной бабочке и предлагает полетать. Дети летают с бабочками в руках, прилетают на цветочную поляну. Педагог говорит, что бабочки хотят поиграть в прятки, для этого им надо найти свои цветы – сесть на такой цветок, чтобы их не было видно, и никто не смог найти. Педагог даёт образец, сажает желтую бабочку на жёлтый цветок. Дети прячут бабочек на нужном цветке.
Игра «Что изменилось?»
Задачи: учить различать цвета (красный , желтый, синий, зеленый); развивать наблюдательность, внимание, память, речь, мелкую моторику рук.
Ход игры.
Первый вариант. Какая бабочка улетела?
Дети и педагог садятся вокруг стола. Педагог раскладывает на столе цветы и 4 бабочки, уточняет с детьми, какого цвета бабочки прилетели на поляну (красный, желтый, синий, зеленый). Затем предлагает детям закрыть глаза и убирает одну бабочку. Задаёт вопросы: «Что изменилось?», «Какого цвета бабочка улетела?», «Какого цвета бабочки остались?» Дети отвечают.
Второй вариант. Какая бабочка прилетела?
Педагог раскладывает на столе цветы и 2- 3 бабочки, уточняет с детьми какого цвета бабочки прилетели на поляну, предлагает детям закрыть глаза и добавляет ещё одну бабочку. Задаёт вопрос: «Что изменилось?», «Какого цвета бабочка прилетела?»
Игра «Покажи бабочку»
Задачи: учить различать и называть цвета, выбирать цвет по словесной инструкции; развивать внимание, речь, мелкую моторику рук.
Ход игры.
Воспитатель показывает детям бабочки и цветы. Затем он предлагает ребёнку найти бабочку определенного цвета. Например, покажи бабочку красного цвета.
Аналогично игра проводится и с цветочками.
Игра «У кого такой цвет?»
Задачи: учить различать и называть цвета, выбирать цвет по образцу; развивать внимание, речь.
Ход игры.
Дети и педагог садятся вокруг стола. Педагог раздает детям бабочки. Потом выкладывает на стол полянку по одному цветку и спрашивает: «Какого цвета расцвёл цветок?» « У кого бабочка такого цвета?», «Какого цвета твоя бабочка?». Ребёнок должен показать и назвать цвет бабочки, после этого ребёнок может посадить бабочку на цветок.
Игра «Найди цветок для бабочки»
Задачи: учить различать и называть цвета, развивать внимание, речь.
Ход игры.
Педагог раскладывает на поляне цветы и раздаёт детям бабочки, далее предлагает ребенку посадить бабочку на любой понравившийся цветок. Задаёт вопросы: «Какого цвета твоя бабочка?», «На какой цветок села твоя бабочка?»
Игра «Один-много»
Задачи: формировать у детей представления о количестве предметов «один - много»; активизировать в речи детей слова «один, много»; развивать мелкую моторику.
Ход игры.
Воспитатель показывает детям божьих коровок, бабочек и цветы. Затем выкладывает на столе несколько бабочек, божьих коровок и один цветок. Спрашивает у детей: «Сколько цветов на поляне?», «Сколько бабочек на поляне?», «Сколько божьих коровок на полянке?»
Игра «Большие и маленькие цветы».
Дети и педагог садятся вокруг стола. Педагог обращает внимание детей на пособие: «Сейчас мы побываем садовником, который будет выращивать цветы. Сейчас тебе нужно будет выбрать только большие цветы и посадить их на полянку».
Аналогично с маленькими цветками.
Игра «Цветочная полянка».
Цели: познакомить детей с цветочной поляной; активизировать словарь по теме за счет слов: цветы, поляна, трава, бабочки, божьи коровки; учить отвечать на вопросы короткими предложениями, используя предлог «на»; воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Ход игры.
1. Организационный момент.
Воспитатель (вносит игрушку Фенечку - персонаж, изображающий лесную жительницу; она одета в платье с цветами и травой, на голове венок из цветов). Лесная гостья Фенечка пришла к нам в детский сад, ребята, хотите с ней познакомиться?
2. Основная часть.
Воспитатель. Ее зовут Фенечка. Во что она одета?
Дети: В платье с цветочками.
Воспитатель: Что у неё на голове?
Дети: Цветы.
Воспитатель: Где ты живешь, Фенечка? (Игрушка «шепчет» воспитателю на ухо.) Фенечка говорит, что она живет на цветочной полянке. (Показывает цветочную поляну.) Дети, а что растет на полянке?
Дети: Цветы, травка.
Воспитатель: Какие цветы на полянке?
Дети: Желтые, красные, синие.
Воспитатель: А какого цвета травка?
Дети: Зеленая.
Воспитатель: Ребята, Фенечка пришла, чтобы помочь нам сделать свою цветочную полянку. Что будет на ней расти?
Дети: Трава, цветы.
Физкультминутка
Воспитатель предлагает Фенечке поиграть с ребятами, читает стихотворение и показывает имитационные движения, которые дети должны повторить.
По полянке по лесной (медленная ходьба).
Ползают жучки за мной.
Бабочки-красавицы (руки в стороны, медленные взмахи руками как
Летают и всем нравятся. крыльями).
3. Игра «Цветочная поляна».
Воспитатель показывает детям зеленую полянку (зеленая ткань), на которой они «посадят» цветы. Затем демонстрирует, как цветы прикладываются, пристёгиваются к полянке. Дети повторяют действия воспитателя, используя цветы разных цветов. Воспитатель и дети рассматривают получившуюся цветочную поляну, отмечают цвет и форму лепестков, раскладывают фигурки бабочек, божьих коровок, называют их.
Воспитатель упражняет детей в назывании предлогов, цвета.
Воспитатель. Куда ты посадишь бабочку - на цветок или на травку?
На каком цветке сидит божья коровка? Какого цвета божья коровка?
Трава тоже такая?
4. Рефлексия. Игра «Бабочки, божьи коровки».
Воспитатель предлагает детям поиграть с насекомыми на полянке. Дети берут по одной фигурке и по сигналу воспитателя выполняют с ними действия.
Воспитатель. По полянке ползут божьи коровки (дети, у которых в руках фигурки божьих коровок, показывают, как они ползают по травке); над полянкой летают бабочки (дети показывают, как летят бабочки).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра "Веселая полянка" (для детей 5-6 лет)
Дидактическая игра направлена на обучение детей ориентироваться на ограниченной территории, находить правую и левую стороны, располагать силуэты в соответствии с заданием воспитателя, отражать в речи ...
Дидактическая игра "На лесной полянке"
Игра направлена на развитие лексико-грамматических средств языка у детей с нарушением речи:закрепление в активной речи предлогов, словообразование, согласование числительных с существительными. Предст...
Дидактическая игра "Полянка для лошадки"
Дидактическая игра "Полянка для лошадки" по росписям...
Дидактическая игра "Полянка".
Игра на развитие эмоциональной сферы детей....
Дидактическая игра "Полянка"
Цель: Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами (на, в, под, за и другие.) Учить детей составлять предложения по наглядной ситуации....
Дидактическое пособие «Полянка настроения»
Пособие для развития эмоциональной сферы дошкольников...
ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ "ПОЛЯНКА СКАЗОК
ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ "ПОЛЯНКА СКАЗОК...