Сказочная куклотерапия. Куклы - марионетки
статья

Гашина Марина Сергеевна

Статья о куклах-марионетках,пользе их создания в работе с дошкольниками и их родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kukloterapiya.docx15.79 КБ

Предварительный просмотр:

Сказочная куклотерапия.  Куклы -марионетки

Читая детям сказки, мудрые родители и педагоги создают в бессознательном запас жизненной прочности, символический «банк жизненных ситуаций».

В рамках куклотерапии реально воплощаются воображаемые образы, что, собственно, многие и называют Волшебством. На данном этапе сказкотерапии используют три варианта кукол:

  • Кукла-марионетка
  • Пальчиковые куклы
  • Теневые куклы

Куклы марионетки прекрасны тем, что оживают в наших руках. Эти куклы достаточно самостоятельны, ибо находятся на расстоянии от рук кукловода. В сказкотерапии важен сам процесс изготовления куклы.

Принцип изготовления простых марионеток предложен Вальдорфской школой. Кукла состоит из головы и платья, в которые вшиты кисти рук. Одна нить служит для управления головой, другая нить помогает управлять руками. Кукла может быть с лицом и без него. Если кукла изготовлена без лица, это позволяет ребенку фантазировать –в каком она настроении, состоянии находится кукла. То, какое ребенок придумывает выражение лица и настроение куклы, помогает определить его собственную актуальную проблематику.

Важно, какой персонаж выбирает ребенок для изготовления куклы и каким характером он его наделяет. Детям до 8 лет еще сложно самостоятельно изготовить даже простую куклу. Полезно к этому процессу привлекать родителей, старших братьев и сестер. Это сплачивает детей и родителей и позволяет им лучше понимать и чувствовать друг друга. Изготовление марионеток полезно для детей и взрослых. Очень часто человек персонализирует, воплощает в кукле сокровенную часть себя. Поэтому процесс изготовления — куклы- это всегда медитация. И, главное, в конце работы человек получает замечательный продукт-куклу, которая туже может жить самостоятельной жизнью.

Таким образом, изготовление кукол-марионеток:

  • Развивает мелкую моторику руки («мануальный интеллект»)
  • Развивает фантазию и образное мышление
  • Развивает умение малыми средствами выразить характер
  • Развивает способн6ость тонко чувствовать другого человека и происходящее вокруг
  • Развивает способность к концентрации внимания
  • Укрепляет союз Ребенок-Педагог-Родитель

Занятия по изготовлению кукол марионеток проводится совместно с родителями. Это с одной стороны, поможет улучшить взаимодействие между родителями и детьми, а с другой стороны укрепит (или нормализует) взаимоотношения между воспитателем и родителями.

В чем еще может помочь куклотерапия?

  • В диагностике – в процессе игры с куклами человек может точно рассказать о событиях в своей жизни, своих чувствах и желаниях.
  • В обучении навыкам саморегуляции, управления эмоциями.
  • В разрешении внутренних конфликтов — здесь чаще всего используют тряпичную куклу.
  • В развитии речи – играя с куклой, малыш легче и быстрее научится разговаривать. В данном направлении большую помощь оказывают родные и «до боли» знакомые русские народные сказки.
  • В профилактике и лечении страхов.
  • В коррекции семейных отношений.
  • В лечении таких проблем, как заикание, энурез.
  • В социальной реабилитации инвалидов.
  • В раскрепощении, расслаблении замкнутого или застенчивого человека.
  • В формулировании желаемого образа будущей жизни.
  • И, конечно, в развитии креатива, творческих способностей, образного мышления.

Для работы с детьми кукла – невероятная находка. Ведь малышу с проблемами нередко бывает трудно открыться, заговорить с незнакомым человеком. А кукла – совсем другое дело. Она привлекает внимание, может первая «заговорить» с ребенком. И он может взять поговорить от ее имени.

Сама по себе кукла – это миниатюрный образ человека, и она может восприниматься как носитель архетипа – нашего бессознательного.

Кукла в руках человека – своеобразная ширма, за которой он может спрятаться, отгородиться от себя и полностью раскрыться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изготовление и использование куклы Марионетки на коррекционных занятиях

Кукла помогает отвлечься от действительности, помогает ребенку не потеряться в этом мире, понять красоту, доброту, избавиться от страха.Она не только вызывает у ребенка положительные эмоции и постепен...

Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием театральной деятельности с куклами – марионетками на тему: «Путешествие Буратино и его друзей».(старшая группа)

Цель: расширять представления о сказках. Развивать творческое воображение, тренинг эмоций, образное мышление. Использовать в речи сложные предложения разных видов. Воспитывать культуру речевого общени...

Сценка для работы с куклами марионетками

Сценка для работы с куклами марионетками...

мастер - класс КУКЛА МАРИОНЕТКА

Создавая куклу, мы отпускае старое. Или создаем новое - образ будущего. Мы не только творим руками, мы еще и виализируем, медитирем, работем со своими эмоциями, в общем, занимаемся чистой психотерапие...

Мастер-класс по рукоделию "Кукла-марионетка из мишуры"- клоун Новогоша.

     Мастер-класс рассчитан на воспитателей и педагогов ДОУ, педагогов дополнительного образования, детей старшего дошкольного возраста, школьного возраста, студентов, родит...

Куклотерапия. Кукла-марионетка.

Куклотерапия- это метод психологической коррекции. В целенаправленной психологической практике кукол используют с начала XX века. Занятия по куклотерапии способствую отреагированию значимых эмоциональ...

Изготовление и "оживление" куклы - марионетки.

Изготовление и "оживление" куклы - марионетки....