Взаимодействие взрослого и ребенка в игре.
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)

Евтенко Ирина Ивановна

ИГРА- это ведущий вид деятельности дошкольников.

Известные психологи Л. С. Выготский и Д. Б. Эльконин доказали, что в игре успешнее развиваются и достигают более высоких уровней личность, психические процессы, разные виды деятельности.

 Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Она строится на взаимодействии ребенка со взрослым. Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка – это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность к активной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktualnost.docx19.09 КБ

Предварительный просмотр:

 Игра не столько стихия ребёнка, сколько единственная область, где мы представляем ему более или менее широкую инициативу. Лишь в играх ребёнок чувствует себя до некоторой степени независимым… На игру… у ребёнка есть право»

 Я. Корчак

ИГРА- это ведущий вид деятельности дошкольников.

Известные психологи Л. С. Выготский и Д. Б. Эльконин доказали, что в игре успешнее развиваются и достигают более высоких уровней личность, психические процессы, разные виды деятельности.

 Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Она строится на взаимодействии ребенка со взрослым. Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка – это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность к активной деятельности.

Проблема общения и межличностного взаимодействия дошкольников очень актуальна в наши дни. Затрагивая ее, хотелось бы показать необходимость развития коммуникативных способностей, и возможности развития их в сюжетно – ролевых играх. В сюжетно – ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению.  Сюжетно – ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу

 Взаимодействие педагога и детей в процессе сюжетно-ролевой игры очень велика. Она заключается в том, чтобы поставить перед детьми достаточно четкие задачи и незаметно передать инициативу детям, умело организовать их совместную деятельность и направить ее в нужное русло; не оставлять без внимания ни одного вопроса, как организованного плана, так и вопросов, касающихся лично каждого ребенка (его эмоций, переживаний, реакции на происходящее); на трудности, с которыми дети сталкиваются. Важно контролировать, чтобы дети играли по правилам – проявления насилия и жестокости в детской ролевой игре недопустимы.

 Сюжетно – ролевая игра в детском саду – это не только игровой процесс, но и образовательный. Именно поэтому при подготовке к игре желательно педагогу подумать, что и какую информацию включить, какие задания подготовить для того, чтобы дети получили не только веселье, но и знания. Обучая дошкольника играть самостоятельно, воспитатель решает задачи социального становления личности, готовит детей к эффектному взаимодействию со сверстниками, формирует ценностные социальные качества.



 По мнению В.Т. Кудрявцева, сюжетно – ролевая игра – это своеобразный «агент» взрослого общества в мире детей. А это значит, что требуется руководство игрой со стороны взрослого, отбор её содержания. Игровое взаимодействие воспитателя с детьми должно носить характер свободной импровизации, в которой педагог гибко и спонтанно реагирует на предложения детей. Чтобы дети овладели игровыми умениями, педагог должен играть вместе с ними с позиции «играющего партнера».

В дошкольной педагогике сложилось несколько подходов к руководству игрой. Основанных на сочетании косвенных и непосредственных (прямых) методов:

- руководство содержанием сюжетно – ролевой игры (наиболее воспитательное воздействие);

- руководство коллективной деятельностью детей4

- сохранение непосредственности игры, детской самостоятельности и инициативы.

П. Г. Саморукова доказала, что косвенное руководство игрой должно обеспечить развитие положительного, эмоционально окрашенного отношения детей к жизненным явлениям. В то же время игра не исчерпывается моделированием отношений и деятельности взрослых. В ходе игры дети активно экспериментируют в игровой форме с образами социальных отношений взрослых.

.

 Задача взрослого – помочь ребенку организовать игру, сделать её увлекательной.

 Тактика игрового взаимодействия взрослого с ребенком изменяется по мере взросления детей.

 Организуя игру с детьми 1, 5-3 лет важно:

 - Развертывать игровые действия на виду у детей непринужденно, постепенно втягивая их в игру.

 - Всё время комментировать смысл своих действий и смысл действий детей

 («Буду купать зайчика, он грязный») .

 - Помогать ребенку осознать смысл его действий, перенесенные им в самостоятельную деятельность из игры, поддерживая комментариями.

 - Использовать сочетание реалистических игрушек с условными предметами, заместителями, чтобы было понятно ребёнку (Например, кубик на игрушечной тарелке – кусок торта)

 - Новые игрушки обыгрывать вместе с детьми.

 Неправильная тактика в работе с детьми 1.5-3 лет:

 - Проводить игры-инсценировки с куклами по типу занятия.

 - Играть с игрушками или предметами-заместителями молча, без комментариев.

 - Оставлять самостоятельные игровые действия детей без внимания.

 - Использовать только сюжетные реалистические игрушки или только предметы-заместители.

- Вносить новые игрушки, не давая образцов их игрового использования.

 Организуя игру с детьми 3-5 лет важно:

 - Обозначать вербально принимаемую роль и роль партнера («Я продавец, а ты давай будешь покупателем») .

 - Выделять специфику ролевых действий и ролевое взаимодействие через активное использование ролевого диалога.

 - Использовать парные  роли («Доктор- больной, продавец- покупатель и т. п. », постепенно увеличивая число ролей за счет развертывания сюжета.

 - Предоставлять возможность свободно включаться в игру, менять роль по ходу игры.

 - Перемещаться от одной подгруппы детей к другой, включаясь в их игру.

 Остальным детям предоставить возможность действовать самостоятельно, по желанию.

 - Использовать лаконичную ролевую атрибутику, для перехода к другой роли, необходимой по смыслу сюжетных событий (сумка или шапочка врача) .

 - Основой для игры активно использовать мотивы сказочных сюжетов.

 Неправильная тактика в работе с детьми 3-5 лет:

 - Включаться в игру с детьми, не обозначив своей роли и не выяснив какую роль взял на себя ребенок.

 - Обращаться к партнерам во время игры по имени, не используя ролевого обращения (например, «Катя, полечи меня», а не «Доктор, полечи меня») .

 - Учить точному воспроизведению профессиональных операций (например, взвешивать, делать укол) .

 - Навязывать предварительной план игры и требовать соблюдения этого плана.

 - На протяжении всей игры требовать от детей соблюдения, взятой на себя роли.

 - Организовывать детей для игры по единому сюжету. Управлять и контролировать действия участников так, чтобы все оказались занятыми.

 - Использовать подробную ролевую атрибутику (например, полные костюмы) .

 - Ограничиваться в игре только семейной тематикой или профессиональными ролями.

 Организуя игру с детьми 5-7 лет важно:

 - Использовать новую форму игры (Игру-придумывание, игру-фантазирование, протекающую в чисто речевом плане, исключая предметно-игровые и ролевые действия.

 - Участвовать в предварительном периоде самостоятельной игры детей.

 - Предоставлять возможность самим распределять роли и играть по сюжету с «открытым концом».

 - Использовать мотивы сказочных сюжетов в игре-придумывании и подготовительном периоде к самостоятельной игре.

 - Давать образцы соединения сказочных и фантастических элементов (событий, персонажей) с реальными, давая толчок детскому творчеству.

 - Действовать как равноправный партнер, внося нормативные способы распределения ролей (жребий, считалка) при сложившихся между детьми неблагополучных отношений.

Неправильная тактика в работе с детьми 5-7 лет:

 - Использовать предметно-игровые действия в рамках привычных сюжетов.

 - Нацеливать детей на детализацию ролевых действий, а не на творческое развитие сюжета.

 - Заранее задавать сюжет игры с определённой последовательностью событий.

 - Требовать доводить сюжет «до конца», выполняя одну роль принятую в начале игры.

 - Стимулировать игру только по реалистическим сюжетам, подбирая для игры материалы и атрибуты, наводящие детей на воспроизведение профессиональных функций взрослых.

 - Вмешиваться в отношения между сверстниками, назначать детей на главную роль.

 Игра имеет свои законы развития, каждому возрасту соответствует свой определённый этап. Развиваясь, она поднимает ребёнка на новую ступень осознания мира предметов, мира человеческих отношений.

 Таким образом можно выделить 3 этапа формирования сюжетно –ролевой игрой.

 На 1 этапе (1, 5- 3 лет) – педагог стимулирует ребенка к осуществлению условных действий с предметами.

 На 2 этапе (3-5 лет) – педагог формирует у детей умение принимать роль, переходить в игре от одной роли к другой.

 На 3 этапе (5-7 лет) – дети должны овладеть умением придумывать разнообразные сюжеты игр.

Игра может использоваться в целях планирования и прогнозирования поведения человека в определённых ситуациях его будущей деятельности. Тактика игрового взаимодействия взрослого с детьми при руководстве сюжетно-ролевой игрой помочь ребенку организовать игру, обогатить её содержание, сделать её интересной и увлекательной. Организовать в игре общение и взаимодействие детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ««Взаимодействие взрослого и ребенка в игре»

Игра, как и любая другая человеческая деятельность, не возникает у ребенка спонтанно, сама собой, а в той или иной форме передается ему людьми, которые уже владеют ею — «умеют иг...

Консультация для воспитателей «Взаимодействие взрослого и ребенка в игре»

В период всего дошкольного детства взаимодействие и общение со взрослым сохраняет основную роль в развитии ребенка....

Взаимодействие взрослого и ребенка в игре

Консультация для воспитателей...

«Взаимодействие взрослого и ребенка в игре»

Игра для ребенка – это серьезное занятие....