Проект «Вечный песенный огонь»
проект (старшая группа)
Формирование нравственно-патриотических чувств, гордости за свое Отечество через песни о Великой отечественной войне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_vechnyy_pesennyy_ogonpna.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ « Детский сад №15» С. Кабанск
Вид проекта: познавательный - творческий.
Проект «Вечный песенный огонь»
Подготовила:
Перетолчина Н.А.
Музыкальный руководитель
Кабанск - 2018 г
Рассказывайте детям о войне,
Не бойтесь испугать жестокой правдой,
Рассказывайте детям о войне,
Им это знать и помнить надо.
Рассказывайте детям о войне,
Пусть ваша память к ним в сердца стучится
Рассказывайте детям о войне…
Н.Верб
Название: «Вечный песенный огонь».
Воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста, через песни о Великой Отечественной войне.
Актуальность:
Музыка и война… казалось несовместимые понятия. В годы Великой Отечественной войны музыка, а именно песня, стала одним из действенных орудий в борьбе с врагом.
Война и песня: что может быть общего? Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен. И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою. Она помогала ему преодолеть трудности и лишения фронтовой жизни, поднимала боевой дух воинов, сплачивала их, шла с солдатом в бой, вливала в него новые силы, мужество, отвагу, смелость, воспитывала ненависть к врагу и воспевала Родину.
О значении военной песни тех лет говорил Дмитрий Шостакович: «Совершенно особую роль сыграла в военные годы массовая песня. Она стала средоточием чувств и настроений народа. Мобильность, поразительная отзывчивость песни на большие и малые явления жизни определили ее исключительно важное место в искусстве той поры.… Без песен, созданных в годы войны, мы не представляли себе тех памятных лет». Для многих нынешних мальчишек и девчонок - Великая Отечественная война – это далекое прошлое, у них недостаточно знаний о самой войне, и конечно же о песнях Великой Отечественной войне. Если мы не передадим детям, то, что хранится в нашей памяти, как свидетельство того, что пережили наши дедушки и бабушки, связь времен прервется. «Забыл прошлое – потерял будущее».
О героическом прошлом нашего народа мы помним, благодаря песням, которые будут жить вечно.
Благодаря таким песням будет гореть вечный огонь нашей памяти.
Гипотеза:
Если начинать в детском возрасте знакомить детей с лучшими образцами песен о войне, развивать у них эмоциональную отзывчивость, показывать им взаимосвязь музыкального и литературного жанров (песен), то мы воспитаем у них интерес к песням, созданным о Великой Отечественной войне и сформируем нравственно- патриотические чувства к своей Родине, так как проблема нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения одна из самых важных.
Цель: Формирование нравственно-патриотических чувств, гордости за свое Отечество через песни о Великой отечественной войне.
Задачи:
1.Продолжать знакомить детей с героическим подвигом народа в годы Великой отечественной войны.
2.Развивать художественное восприятие и эстетический вкус через знакомство с песнями о великой отечественной войне.
3.Формировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину.
4.Воспитывать любовь и уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, желание заботится о них.
Срок проекта: 1 месяц ( 1 -30) апреля.
Исполнители проекта:
Дети старших групп, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Партнеры проекта:
Работники музея, библиотекари.
Методы и формы работы
-Экскурсия в краеведческий им. М.А.Лукьянова- встреча с ветеранами;
- детскую библиотеку - Всероссийская патриотическая акция «Читаем детям о войне»;
-возложение цветов к памятнику «Павшим за Родину»;
-совместное мероприятие с ветеранами Дети войны;
-выступление на празднике « Мы этой памяти верны»;
-вручение ветеранам 9 мая праздничных открыток, сделанных совместно с родителями.
Ожидаемые результаты –
-дети получили необходимую информацию о героях, сражавшихся на войне и живших в нашем селе, о детях войны, которым пришлось пронести все тяготы войны на своих детских плечах;
- у детей сохранился интерес к истории своей Родины, к их защитникам.
-дети более увлеченно слушают песни о Великой Отечественной войне;
-определяют характер песен, различают на слух и дают название музыкальным произведениям;
-у них пополнился активный словарь новыми словами, более связной стала речь.
Этапы:
1-предварительный:
Мониторинг детей:
1. «Знают ли они, кто из родственников принимал участие в В.О.в.?»
2.Прослушать песню и назвать ?
3 ребенка | День победы |
| Священная война |
4 ребенка | Три танкиста |
3 ребенка | Катюша |
Анкетирование родителей: .
1.Какие песни о В.О.войне вы знаете?
80 % | «День победы» |
50 % | «Священная война» |
40 % | « Катюша» |
30 % | «Три танкиста» |
25 % | «Смуглянка» |
Где звучат эти песни?
Поют дома | Звучат на ТВ |
0 % | 20% |
Сбор информации и материалов:
Подбор художественных произведений:
Л.Кассиль «Богатыри», А Митяев «Землянка», А.Твардовский «Василий Теркин», С.Алексеев «Дом» и др.
Стихи: «День победы» Н. Майданик, М.Владимов «Еще тогда нас не было на свете», «Великая отечественная война» Н.Иванова, «Дети войны» Лора Тасси.
Репродукции: Ю.М Непринцев «Отдых после боя»;А.П.Ткачев «Между боями»; Б.С.Угаров «Возвращение»,А.И.Лактионов «Письмо с фронта».
Песни: «Прадедушка»муз. А.Ермолова, Сл.М.Загота , «ДеньПобеды» Муз. д.Тухманова , «Защитники Отечества».
Танцы «Озорные моряки», «Пограничники».
Видео клипы к песням:
- Знакомство с патриотической песней «Священная война» муз. А.В.Александрова, сл. В.Лебедева-Кумача.
-Лирические песни фронтовых дней «В землянке» муз. К. Листова, сл. А.Сурикова; «Темная ночь» муз. Н.Богословского, сл.В.Агатова; « На солнечной поляночке» муз. В.Соловьева –Седого, сл.А.Фатьянова.
-Прощальные песни «Вечер на рейде» муз. В.Соловьева- Седого, сл. А.Чуркина, «Дороги» муз. А.Новикова, сл.Л. Ошанина, «Огонек» муз. М. Блантера, слова М.Исаковского.
-Звучащие песенные памятники (песни о войне, написанные после войны)
«Алеша» муз. Э.Колмановского, сл.К.Ваншенкина, «Последний бой» муз. и сл. М. Ножкина из к-фа «Освобождение», «Песня десятого десантного» муз. и сл.Б.Окуджавы из к-фа «Белорусский вокзал» «Журавли» муз. Я. Френкеля, сл. Р. Гамзатов, «День Победы»Д.Тухманов, Вл. Харитонов.
2 этап – основной
Дата | Работа с детьми | Работа с родителями | Мероприятия. |
1 неделя апреля | Знакомство с патриотической песней. «Священная война» Беседа об авторах. Песня «Защитники Отечества» Танец «Пограничники» | Статья для родителей история создания песни «Священная война». | Видео сюжет «Вставай страна огромная», запись голоса Ю.Левитана. Экскурсия в краеведческий музей им. М.А.Лукьянова «Встреча с ветеранами». |
2 неделя апреля | Прощальные песни. «Вечер на рейде», «Дороги», «Огонек». Песня « Моряки» Танец «Озорные моряки». | Составить рассказ с детьми, о прослушанной, дома песне о войне. | Посещение библиотеки Акция «Читаем детям о войне». Просмотр репродукции Б.С. «Между боями». |
3 неделя апреля | Лирические песни фронтовых дней «В землянке», «Темная ночь» . Песня «Прадедушка» Танец «Озорные моряки» | Принести фотографии с рассказами о прадедушек и прабабушек воевавших в годы ВОВ. | Рассматривание репродукции Ю.М.Непринцев «Отдых после боя». |
4 неделя | Звучащие песенные памятники. «Алеша», «Журавли». Песня «ДеньПобеды» Танец «Озорные моряки». | Изготовление праздничной открытки с детьми дома. | Видео просмотр фильма «Парад победы». Б.С.Угаров «Возвращение» ООД «Дети войны» |
3 –этап заключительный:
-возложение цветов к памятнику;
-выступление на концерте «Мы этой памяти верны».
В результате проделанной работы дети познакомились с историей создания песен о Великой Отечественной войне, о героях, об их подвигах, о славной победе. Песни тех далеких лет мы должны помнить и не забывать, потому что они помогают нам стать сильнее, мужественнее, человечнее. Именно они никогда не потеряют своей актуальности.
Литература:
Песни о великой войне и победе. Сб.- СПб. Композитор, 2000.
Рождественский Р. Разговор пойдет о песне.- М.Советская Россия, 1979.
«Партизанская слава» стихи и песни Лениздат 1995
«Стихи и песни о Великой Отечественной войне» сост. Л.В.Поликовская М.Мир Энциклопедия 2008.
Усова И. Хоровая литература – раздел 2, глава 1, массовая песня – М.Музыка, 1976.
Кассеты:«Золотой фонд» Кумиры прошлых лет. «Эх, дороги»
«Звезды, которые не гаснут». Лучшие песни разных лет. Марк Бернес.
История создания песни «Священная война»
Первой песней, написанной в первые дни Великой Отечественной войны, была «Священная война»- песня А.Александрова и В.Лебедева Кумача .
Александр Васильевич Александров, автор музыки гимна нашей страны, профессор московской консерватории, руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии, написал несколько песен для своего ансамбля, многие были посвящены солдатской жизни.
В первые дни войны многие артисты ансамбля были отправлены на фронт, лишь одна группа осталась в Москве для проводов солдат, уходивших на войну. Александру Васильевичу предложили написать музыку к стихам, которые написал поэт В.Лебедев – Кумач, они были напечатаны в газете «Известие» 24 июня 1941года, на второй день войны. Стихи сразу же понравились композитору. Отложив все дела, он взял газету с напечатанными стихами и срочно уехал домой, чтобы работать над песней. Через несколько часов музыка была готова. Александр Васильевич вернулся к артистам своего ансамбля и исполнил новую песню, она буквально потрясла всех. Тут же песня была выучена и исполнена группой ансамбля. И все, кто слышал ее в те минуты, поняли, что родился боевой гимн редкой призывной силы. С этим глубоким и святым чувством артисты отправились на следующее утро к перронам Белорусского вокзала, чтобы исполнить песню «Священная война» перед бойцами, отправляющимися на фронт.
Первые звуки песни захватили слушателей. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина, все стояли, не шелохнувшись, как во время исполнения гимна. Такого они еще не слышали. Песня передала все, что чувствовал каждый человек – гнев. Душевный огонь, любовь к Родине и преданность ей. По просьбе бойцов песня была исполнена пять раз.
Вскоре «Священную войну пели по всей стране. Она звучала каждое утро по радио после боя Кремлевских курантов. Песня шла с солдатами в бой, вливала в них новые силы, отвагу, смелость.
На Белорусском вокзале открыта мемориальная доска в честь первого исполнения песни «Священная война».
Эту песню знают все люди нашей страны – и пожилые и молодые.
Эта песня –гимн мужеству и стойкости нашего народа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Вечный песенный огонь"
Занятие с детьми подготовительной группы,посвящённое 67-летию Великой отечественной войны с использованием ИКТ...
Проект по теме "Огонь-друг, огонь-враг" в старшей группе.
Проект "Огонь-друг. огонь-враг". Воспитатель Карпова Наталья Викторовна, МАДОУ "Детский сад "Тополёк", г. Советский ХМАО Тюменская область....
Цикл конспектов НОД по художественно-эстетическому развитию (музыка) "Вечный песенный огонь" для старших дошкольников.
Данный цикл занятий знакомит детей с песнями Великой Отечественной войны, помогает понять значение песни в жизни народа в тяжелые годы войны, формировать представление о жанре «песня», развивать...
проект «Вечный огонь»
Являюсь активным участником краевого конкурс «Геодекор»: проект «Вечный огонь»,...
Проект по безопасности "Огонь друг,огонь враг! "
Пролема пожаров остро стоит не только в стране , но и в нашем городе!...
Статья "Проект «Вечная память, вечная слава за то, что вы мир сберегли!» как метод формирования духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста" для педагогов детского сада
Статья "Проект «Вечная память, вечная слава за то, что вы мир сберегли!» как метод формирования духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста" для педагогов д...
Статья "Проект «Вечная память, вечная слава за то, что вы мир сберегли!» как метод формирования духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста"
Проект «Вечная память, вечная слава за то, что вы мир сберегли!» как метод формирования духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста...