НОД «Развитие навыков исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста».
план-конспект занятия по обж (младшая группа)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Детский сад "Светлячок"
Непосредственная образовательная деятельность
по исследовательской деятельности
"Волшебница-вода".
Воспитатель: Веревкина Г.С
2018г.
Цель: формировать у детей интерес к исследовательской деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей со свойствами воды (жидкая, прозрачная, не имеет вкуса и запаха);
-учить детей растворять вещества в воде, самостоятельно делать выводы
-активизировать и обогащать словарь детей (бесцветная, безвкусная
Развивающие:
-развивать познавательную активность в процессе исследования;
-развивать умственные операции;
-развивать любознательность, речь;
-развивать воображение, умение проводить несложные эксперименты.
Воспитательные:
-воспитывать бережное отношение к воде, умение работать в коллективе.
Методические приёмы: беседа, прием активизации самостоятельного мышления детей, решение проблемных ситуаций, сюрпризный момент, использование ИКТ, словесная, практические.
Словарная работа: вода, жидкость, бесцветная, без запаха, не имеет вкуса, прозрачная, опыт, растворитель.
Предварительная работа: беседа с детьми о воде, рассматривание иллюстраций, загадывание загадок, знакомство со свойствами воды, чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди».
Оборудование и материалы: стаканчики 20 шт., тарелочки, соломинки, ложки, клеенки по числу детей, сахар, , соль, молоко, , стаканчики граненые 20 шт, два графина разной формы, салатница, пробирки, детские халаты салфетки, шум воды.
Ход непосредственно образовательной деятельности
Воспитатель: Ребята, в нашей группе всегда светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка-это маленькое солнышко. Так давайте поприветствуем друг друга.
"Доброе утро"- солнцу и птицам,
"Доброе утро"- улыбчивым лицам.
И каждый становиться добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера.
Воспитатель: Ребята , внимательно послушай и отгадайте загадку:
Чтобы не было беды,
Жить нельзя нам без ...(воды).
Воспитатель: Правильно, это вода.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, для чего нам нужна вода?
(люди пьют воду, варят еду, моют грязные фрукты и овощи, каждый день моют руки и лицо, поливают растения, чтобы не засохли, вода нужна рыбам и другим обитателям рек, озёр, морей и океанов, люди смывают грязь с мебели, моют посуду, стирают одежду.
Воспитатель: И сегодня мы с вами поговорим о воде, познакомимся с ней поближе.
Вы хотите стать исследователями, проводить опыты и узнавать о том, какими явлениями и свойствами обладает вода?(ответ детей).
Воспитатель: Тогда я вас приглашаю в путешествие по "Лаборатории интересных открытий".
Воспитатель: А кто знает, что такое лаборатория?(ответ детей).
Воспитатель: Правильно, это там, где ученые высказывают свои предложения и проводят опыты.
Воспитатель: А как себя нужно вести в лаборатории? (ответ детей).
Воспитатель: Итак, отправляемся в путь, вставайте друг за другом.
Мы топаем ногами, топ-топ-топ!
Мы хлопаем руками, хлоп-хлоп-хлоп!
Качаем головой,
И вертим головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем.
Воспитатель: Вот мы с вами и пришли. Прежде чем начать исследования нам нужно одеть специальную одежду. Займите свои рабочие места.
Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать.
Ротик четко говорить.
Ручки поработают,
Ноженьки потопают.
Спинки выпрямляются.
Друг другу улыбаемся.
Опыт№1" Определение прозрачности воды".
Воспитатель: Ребята, возьмите каждый стакан с водой, посмотрите. Что можно сказать про воду, какая она? (прозрачная, чистая).
Воспитатель: Давайте мы с вами посмотрим правда это или нет?
Воспитатель: Давайте положим в стаканчик с водой ложку. Видно ее? (да).
Воспитатель: А теперь мы положим ее в стаканчик с молоком. Видно?(нет).
Воспитатель: Вот мы с вами и убедились, что вода на самом деле прозрачная, бесцветная, чистая.
Опыт № 2" Определение запаха воды".
Воспитатель: Ребята , скажите, пожалуйста, вода чем-нибудь пахнет?(нет).
Давайте понюхаем воду и узнаем, пахнет вода или нет?(нет).
Воспитатель: Леня, подойди к нашим гостям и дай им понюхать свой стаканчик.
Воспитатель: Правильно вода ничем не пахнет. У воды нет запаха.
Воспитатель: А теперь добавьте в воду лимон, понюхайте воду с лимоном. Есть запах?(да).
Воспитатель: Рита, дай понюхать воду нашим гостям.
Воспитатель: А почему вода с лимоном пахнет?(потому что у лимона есть запах.)
Воспитатель: Правильно, у лимона есть запах. Значит, мы можем сделать вывод, что чистая вода не имеет запаха, но если в нее добавить вещество с запахом, то у воды появиться запах того, что в нее добавил.
Опыт№3 " У воды нет вкуса".
Воспитатель: Ребята, а если у воды нет запаха, может у неё есть вкус. Я предлагаю вам взять соломинку и попить воду. Давайте попробуем, есть у воды вкус? (нет)
Воспитатель: Правильно у воды нет вкуса.
Воспитатель: Ребята, мы только с вами выяснили, что вода не имеет запаха и вкуса. А вот стоят стаканчики с волшебной водой давайте попробуем её и скажем, какая она.
Дидактическая игра «Угадай на вкус»
(на столе стоят стаканчики, разведённые в воде с сахаром, солью, сок лимона)
Попробуйте вот эту воду.
Воспитатель: Рита, у тебя какая вода? (кислая)
Воспитатель: Ксюша, у тебя какая вода? (соленная)
Воспитатель: А в какие блюда добавляют соль?( в суп, кашу).
Воспитатель: Рита, а у тебя какая вода? (сладкая).
Воспитатель: В какие блюда мы добавляем сахар?(чай, компот).
Воспитатель: Что произошло с водой?
Воспитатель: Как вы думаете, почему у воды разный вкус появился? Значит, вода меняет вкус, когда в ней что-то растворяют. Вот еще одно свойства воды, она умеет растворять вещества.
Давайте отдохнем и немного поиграем.
Физминутка" Дождик"
Капля раз, Капля два, (прыжки на носочках, руки на поясе.)
Очень медленно сперва. (прыжки медленно).
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом. (темп увеличивается)
Мы зонты свои раскрыли,(развести руки в стороны.)
От дождя себя укрыли( сомкнуть руки над головой полукругом).
Мы немножко отдохнули а теперь вернемся в нашу лабораторию и продолжим опыты.
Опыт№4 " Вода-жидкость".
Воспитатель: Ребята, возьмите стакан с водой, а другой пустой. Попробуйте аккуратно переливать воду из одного стаканчика в другой.
Воспитатель: Что можно сейчас сказать о воде? (вода льётся).
Воспитатель: Ребята, вода льётся, потому что она какая ?)
Итак, какая вода?(жидкая).
Воспитатель: Поскольку вода жидкая, можно переливать её в разные сосуды. Посмотрите у нас на столах стоят разные сосуды. Какую форму приняла вода? (форму кувшина, и т.д.)
Воспитатель: Правильно, когда мы наливаем воду в какой-нибудь сосуд, она может менять формы. Сейчас мы проверим с вами, нальем воду в стакан или пиалу. Что произошло с водой?(вода поменяла форму).
Воспитатель: Правильно она поменяла форму.
Опыт№5 " Снег- это вода".
На столе стоит поднос со снегом.
Воспитатель: Посмотрите, у нас на подносе лежит снег. Какой он? (холодный, белый, сверкающий, блестящий).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а что произойдет со снегом в тепле? Возьмите комочек снега на ладошку и сожмите в кулачок. Что произойдет со снегом.(снег тает в тепле).
Воспитатель: Правильно! В тепле снег тает и превращается в воду.
Стук в дверь. Пришло письмо от Царицы Воды.
Воспитатель: У меня в чемоданчике лежат картинки с обитателями рек и морей, но кто нарисован на них я уже не помню. А они заколдованы. Расколдовать их можно только с вашей помощью.
Воспитатель: Ребята, попробуем расколдовать картинки?(да)
Воспитатель: Нам нужно закрасить листы бумаги краской и мы узнаем какие обитатели живут в воде.
Воспитатель: Ребята, а сейчас посмотрите внимательно на свои рисунки и скажите какие рыбы живут в море, а какие в речке.( прикрепить рисунки на доску).
Воспитатель: Все эти животные не могут жить без воды. Да , без воды все живое на земле погибнет.
Воспитатель: Ребята, вот и закончились наши лабораторные исследования.
Воспитатель: Уважаемые исследователи, проделав наши опыты, мы с вами узнали много интересного о таком простом веществе, как вода.
Воспитатель: Какая бывает вода?(без вкуса, без запаха, прозрачная, жидкая)
Воспитатель: Для чего нужна вода? (пить, умываться, мыть руки и овощи. поливать растения, деревья, вода нужна рыбам, животным)
Воспитатель: Ребята, кем мы сегодня с вами были? ( лабораторными исследователями).
Тема «Волшебница вода».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста.
Статья содержит некоторые теоретические аспекы и практические рекомендации по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста....
«Развитие навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста» во второй младшей группе
Цель: формирование самостоятельной личности. Формировать у детей навыки самообслуживания;научить детей применять имеющиеся знания в жизненных ситуациях;(мыть руки, наводить порядок, одеваться и р...
Консультация для родителей «Развитию познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста»
экспериментирование с детьми в домашних условиях...
Развитие познавательно - исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию....
Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста на основе дидактической системы Фридриха Фрёбеля
Учебно-методическое пособие "Дары Фребеля" как средство формрирования умственных и творческих способностей дошкольников....
«Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»
Цель: выработать стремление к внедрению инноваций в исследовательскую, опытно-экспериментальную деятельность....
Консультация "Развитие познавательно-исследовательской деятельности в младшем дошкольном возрасте"
Данный материал поможет воспитателям организовать познавательно-исследовательскую деятельность с детьми младшего дошкольного возраста....