Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста на основе дидактической системы Фридриха Фрёбеля
консультация (младшая группа)
Учебно-методическое пособие "Дары Фребеля" как средство формрирования умственных и творческих способностей дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
frebel_mladshie_doshkolniki.docx | 16.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие познавательно -исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста на основе дидактической системы Фридриха Фрёбеля
Воспитатель МБОУ "Начальная школа - детский сад №44"
Нетеса Наталья Николаевна
Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, ставят задачу использования новых форм его организации, объединяющих элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия. И здесь помощником для педагогов является организация образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста, на основе дидактической системы Ф. Фребеля. Педагогические взгляды Фридриха Фребеля созвучны со многими идеями современной государственной образовательной политики, заложенными в ФГОС ДО. Фребель считал, что цель воспитания состоит в том, чтобы дать возможность каждому ребенку стать развитой личностью. Он был убежден в том, что возможности человека развиваются в процессе его деятельности, следовательно, педагогический процесс должен быть основан на "действии, работе и мышлении". Фридрих Фребель предложил для детского сада эффективную форму организации детских видов деятельности - игры - занятия. Признавая ценность детской игры, Фребель создал образовательные материалы для детей - "дары". Педагог предложил для игр мяч, шар, кубик, цилиндр, брусочки и более мелкие и разнообразные их членения, связь между которыми заключается в их материальной основе, с помощью которых можно изучать форму, величину, вес, число, цвет, движение. В современной дошкольной педагогике дары Фребеля рассматриваются как обучающий материал, развивающий умственные возможности ребенка. Возможности наборов способствуют развитию физических, интеллектуальных и индивидуальных качеств ребенка. Работа с набором создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и ребенка, так и самостоятельно-игровой, продуктивной и познавательно - исследовательской деятельности.
Цель нашей работы: развитие у детей младшего дошкольного возраста познавательной, речевой, игровой, творческой активности с помощью игрового набора «Дары Фребеля».
Задачи:
- познакомить детей с сенсорными эталонами, их практическим использованием в конструктивной деятельности;
- развивать мыслительные умения: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, основываясь на практическом опыте;
- развивать физические качества детей младшего дошкольного возраста;
- развивать творческое воображение детей младшего дошкольного возраста;
- развивать навыки игрового взаимодействия со взрослыми и сверстками с использованием игрового набора «Дары Фребеля»;
- способствовать организации самостоятельной игровой деятельности детей с использованием «Даров Фребеля».
Набор№ 1 – «Шерстяные мячики».
6 пар разноцветных вязаных мячиков. Цвета: синий, фиолетовый, жёлтый, красный, оранжевый, зеленый (цвета радуги).
С помощью данного набора: тренируется мелкая моторика рук; развиваются речевые способности и самостоятельная игровая деятельность ребенка; дети изучают цвета и формы; ребенок обучается рассматриванию одного и того же предмета, выделяя его различные качества (величина, цвет, материал, упругость, мягкость, твердость, звук при падении и т д.); с помощью мячиков, подвешенных на нитях, ребенок обучается направлению движения предмета в различные стороны; у него закрепляется опыт основ движения (вправо, влево, вперед, назад, вверх, вниз) и формируется пространственная ориентация.
С детьми проводились такие игры, как "Найди свой домик", "Один и много", "Подбери пару".
Набор № 2 – «Основные тела».
Включает геометрические фигуры – шар, куб, цилиндр, сборную подставку для подвешивания фигур. С помощью этого набора осуществляется: знакомство с разными формами предмета; сравнение фигур между собой, умение анализировать и выявлять особенность и качество каждой; происходит формирование самостоятельных исследовательских навыков; изучение движения предмета по траектории и различным направлениям; развитие речевых способностей и самостоятельной игровой деятельности ребёнка. С помощью фигур, подвешенных на нитях, обучаем направлению движения предмета в различные стороны. Подобные занятия закрепляют опыт основы движения (вправо, влево, вперёд, назад, вверх, вниз) и формируют у ребёнка пространственную ориентацию.
Со вторым набором проводим игры: "Катится - не катится", сравниваем мячик и шар.
Набор № 3 «Куб из кубиков»
Набор № 4 «Куб из брусков»
Наборы 3 -4 представляют собой куб, разделённый на мелкие кубики.
Маленькие кубики дают возможность в наглядной форме объяснить ребёнку понятие «целое» и «часть», разницу между формой и величиной, количество частей; знакомит с числом. Исследуя кубики, ребёнок начинает строить фигуры, которые напоминают ему предметы из социального окружения (стол, стул, ступеньки и т. д.). Всему, что сможет построить ребёнок, даётся название и в ходе беседы идёт сравнение реального объекта с получившейся моделью. Таким образом развивается мышление, а это ведёт к осознанию ребёнком того, что он изобразил. В игровой форме занятия с материалами помогут ребёнку развить на практике логические способности, умение рассуждать и делать выводы. При этом соблюдаем правило: готовые постройки не разрушаются, а новые создаются путем трансформации предыдущей фигуры, например, строим по образцу стол, превращаем его в стул.
Набор № 5 «Кубики и призмы»
Набор № 6 «Кубики, столбики, кирпичики»
5-6 наборы включают большое количество геометрических фигур, что позволяет расширить возможность строительных комбинаций. С помощью этих наборов развиваем элементарные практические, логические и творческие способности; пространственное мышление; умение исследовать, рассуждать, сравнивать, делать выводы; конструировать, выполняя различные комбинации. Эти фигуры мы используем как конструктор. Дети знакомятся с геометрическими формами, получают представление о целом и его частях.
Таким образом, использование даров Фребеля способствует познавательному развитию, формированию умственных и творческих способностей наших детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект: развитие познавательно -исследовательской –конструктивной деятельности. Тема: « Широкая и узкая дорожки ». Дидактическая игра « Расставь машины на дорожках»
Цели: учить детей конструировать несложные конструкции, развивать игровые навыки, воображение, моторику, слуховое восприятие, речь, память , мышление, активизировать словарный запас по теме.План...
"Река времени" - как одна из современных технологий развития познавательно - исследовательских навыков у детей дошкольного возраста
Технологию построения игр-путешествий по карте и «по реке времени», можно изучить только в работах Коротковой Н. А.Дидактическое пособие (панно) «река времени» – это длин...
Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста на основе дидактического панно "Погода" НОД - "Соотношение двух групп предметов по количеству".
Обучение по данному дидактическому панно носит наглядно-действенный характер и преподносится детям в игровой форме, что способствует лучшему усваиванию учебного материала. Данное панно создано для обо...
Тема: «В мире пуговиц» как способ развития познавательно-исследовательской активности детей младшего дошкольного возраста
Обычные пуговицы могут выполнять важную функцию: быть средством развития познавательной деятельности у малышей, и следовательно, вспомогательным материалом для исследования. Пуговицы являются уд...
«Развитие познавательно-исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста с ТНР и ЗПР в МДОУ- детский сад компенсирующего вида №23»
Исследовательская деятельность является одним из самых эффективных форм в развитии и коррекции познавательной сферы старших дошкольников с ТНР и ЗПР....
Выступление на городском методическом объединении воспитателей раннего возраста. Психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста
Участвую в обмене опытом...
РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА ПО ПРОГРАММЕ БАКАЛАВРИАТА Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить особенности экологического воспитания детей старшего дошкольног...