Нравственное воспитание дошкольников (статья)
статья
Предварительный просмотр:
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
О. Е. Горских
И. А. Москвина
Е.Н. Лазарева
Т.А. Анищенкова
(город Прокопьевск)
На сегодняшний день, к самым главным и масштабным социальным вопросам относят духовное и нравственное воспитание граждан РФ. В условиях концепции воспитания детей в дошкольных учреждениях, педагогам данных заведений необходимо приложить усилия по формированию физического и интеллектуального воспитания маленьких граждан, развитию их духовного богатства, формированию у них нравственного и творческого начал. В основу современной образовательной концепции положен федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Он включает главные постулаты сферы дошкольного образования. Нужно приобщать детей к социальным и культурным нормам, семейным, социальным и государственным традициям, контролировать этнокультурное воспитание развития детей [1].
Востребованность задач, сопряженных с нравственным воспитанием, в условиях современного общества, очень высока. Необходимо приобщать ребенка к культурным традициям своей Родины, к наследию предков, чтобы он смог уважать и гордиться своим государством. Началом Родины дошкольника является родной дом, улица, на которой живет он и его семья. Этим можно объяснить потребность в профессиональном взаимодействии родителей и воспитателей. Подрастающей человек должен научиться развивать бережное отношение к традициям и культуре своего народа, укреплять свою семью.
Народные праздники, которые проводятся в детском саду играют значимую роль в приобщении детей к общенародной культуре. Они показывают самобытность времени и национальный характер, относятся к яркой форме отдыха воспитателей, родителей и детей, объединенные общими действиями, переживаниями.
С помощью игр ребенок познает окружающий мир, получает новые знания, умения. В процессе сюжетно-ролевых игр у детей формируются следующие качества: трудолюбие, коллективизм, развивается воля, выдержка, способность уступать. Книга играет важную роль в нравственном воспитании. Первый этап просвещения детей – чтение в семье сказок, рассказов. Затем книги экологического направления, и, в конце концов, речевое творчество: сочинение стихов, рассказов [2, 99].
Также к формам работы по нравственному воспитанию отнесем:
- Чтение авторских и народных сказок, сказки о материнской любви
- Занятия называемые “Дорогою добра”, по воспитанию нравственных ценностей, общения с природой
- Знакомство с календарными народными и православными праздниками
- Проведения тематических выставок творческих работ детей
- Организация театрализованных представлений на этические и нравственные темы [3, 45].
Далее хочется упомянуть нетрадиционные формы работы с родителями, которые довольны увлекательны, занимают немного времени и дозволяют сразу увидеть следствие собственного участия.
К примеру, с помощью нетрадиционной формы работы - "Родительская почта" можно наладить наиболее тесный контакт с семьями, каждый член семьи в короткой записке высказывает сомнения в отношении методов воспитания его ребенка, пишет каким он хочет видеть воспитательный процесс в группе, адресуется за помощью. При помощи акции «Мамина колыбельная», в которой родители со своими детьми записывают колыбельные песни и в результате мы получаем альбом со словами песен. Благодаря этой акции происходит сплочение семьи, родители становятся ближе к своим чадам, начинают больше времени уделять своим детям.
Для того, чтобы помочь родителям в нравственном воспитании детей используются методы проведения нетрадиционных собраний родителей, где объясняется значимость нравственного воспитания детей и способы воздействия родителей на данный процесс. Собрания проводятся в различных формах: конференций, «круглых столов», семейных гостиных, семейных клубов, дискуссий, школ для родителей, в процессе которых обсуждается, разъясняется, что в поведении дошкольников препятствует воспитанию нравственности.
Однако самое важное, что главное это метод личного положительного примера. Мы устремляем внимание родителей на их действия, на то как они общаются в семье и в обществе, и первостепенно призываем следить за собой. Для этого применяются педагогические упражнения, игры, в процессе которых называются родителям примеры актуальных ситуаций в жизни и просят их припомнить, как они себя поведут в них, морально ли это с их стороны, и что необходимо сделать, чтобы стать нравственным.
Порой родители упрекают сад в том, что дети безнравственны из-за других детей, однако сами, не замечают того, что к примеру в приемной, переодевая ребенка, разрешают себе грубость в отношении к своему ребенку, к другим родителям или своему супругу - супруге. Главная задача педагогов в данной ситуации, обратить их внимание на свои поступки, они являются для ребёнка лучшим примером поведения в социуме, и данную манеру поведения дети возьмут в свою жизнь. В результате хочется припомнить слова английской пословицы «Не воспитывай детей, всё равно они будут похожи на тебя. Воспитывай себя!»
Список использованной литературы
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.- М: УЦ Перспектива, 2014.-32с.
- Акинина Т.М. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста.- М.: УЦ «Перспектива», 2012.-248с.
- Петрова В.И. Т.Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду. - М., Мозаика-Синтез, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме: "Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях ФГТ (из опыта работы)
Уважаемые педагоги, хотелось поделиться с Вами работой проводимой в нашем ДОУ по духовно-нравственному воспитанию в условиях ФГТ...
Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»
Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему:«Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»...
Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»
Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему:«Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»...
Статья "Нравственное воспитание дошкольников через воспитание любви к природе"
Большое внимание должно быть уделено экологическому воспитанию детей. Все живое связано с жизнью человека и несет в себе эстетическое, познавательное, нравственное отношение к растениям и животным. По...
Статья для методического объединения. Круг чтения дошкольников. Художественная литература в рамках нравственного воспитания дошкольников
Круг чтения дошкольников. Художественная литература в рамках нравственного воспитания дошкольников...
Моя статья в журнал Дошкольник «Роль сказки в духовно - нравственном воспитании дошкольников»
Публикация в журнале...
Публикация в сборнике "Нравственные ценности и будущее человечества" ( Материалы ежегодных Митрофановских церковно- исторических чтение) Статья "Духовно-нравственное воспитание дошкольников через чтение художественной литературы".
Проблематика деформации духовно-нравственных представлений детей дошкольного возраста. Методы воспитания через мир художественной литературы. Применение эффективных форм воспитания духовно-нравственны...