Вокально-хоровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
материал
Вокально-хоровая деятельность – это не только развитие музыкальных способностей, активизация творческого потенциала, но и общее развитие ребенка. Так, формируется эмоциональная сфера; развивается воображение, внимание, воля, фантазия, мышление; совершенствуется память, обостряется восприятие. Развивается чувство красоты, укрепляется и углубляется интерес к творческой деятельности, расширяется инициатива. Воспитывается активность, самостоятельность, стремление довести дело до конца.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vok-hor_deyatelnost.docx | 29.52 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Вокально-хоровая деятельность как средство развития творческих
способностей детей дошкольного возраста
Впечатления детства остаются в памяти человека надолго. Их яркость и богатство будут согревать душу долгие годы спустя, а возможно, и всю последующую жизнь.
В общий поток радостных настроений и незабываемых эмоций детства свои особенные ощущения вносит общение детей с музыкой. Музыка для них – мир радостных переживаний; радость общения, раскрепощения, самовыражения; радость творчества и сотворчества, радость взаимообогащения. И как важно открыть детям дверь в этот неповторимый мир музыки, научить их понимать и любить ее! И, прежде всего, надо научить их понимать музыкальный язык, его специфику. Для этого необходимо развивать музыкальные способности детей, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость.
Как сказал известный скрипач С. Стадлер: «Чтобы понять прекрасную сказку на японском языке, надо как минимум хоть немного знать японский язык…»
Наиболее успешное усвоение музыкального языка, как и любого другого, происходит в раннем детстве. Современной психолого-педагогической наукой теоретически доказано и практически подтверждено, что именно дошкольный возраст способствует успешному творческому развитию детей. И что именно музыкальная деятельность более всего соответствует эмоциональной творческой природе восприятия дошкольника.
Н.А. Ветлугина в своих исследованиях всесторонне проанализировала возможности детей в выполнении творческих заданий. Было установлено, что первым необходимым условием возникновения детского творчества является накопление впечатлений от восприятия искусства. Именно искусство является образцом для творчества, его источником. Получая с детства разнообразные музыкальные впечатления, ребенок накапливает опыт восприятия музыки, постигает «интонационный словарь» музыкальной культуры. И если он хорошо ориентируется в средствах музыкальной выразительности, может соотносить музыкальные образы с жизненными явлениями, то успешно может использовать все это при исполнении музыкальных произведений или в творческих импровизациях.
Другим условием является накопление опыта исполнительства. В импровизациях дети эмоционально, непосредственно применяют все то, что усвоили в процессе обучения. Накопление опыта исполнительства в сфере вокально-хорового мастерства будет успешным, если систематически решаются следующие задачи:
- формирование интереса к вокально-хоровому искусству развитие музыкального слуха - совершенствование вокально-хоровых навыков (пение естественным голосом, с хорошей артикуляцией, на дыхании, чисто интонируя) - умение петь музыкально, выразительно передавая характер
- развитие творческого потенциала ребенка.
Вокально-хоровая деятельность – это не только развитие музыкальных способностей, активизация творческого потенциала, но и общее развитие ребенка. Так, формируется эмоциональная сфера; развивается воображение, внимание, воля, фантазия, мышление; совершенствуется память, обостряется восприятие. Развивается чувство красоты, укрепляется и углубляется интерес к творческой деятельности, расширяется инициатива. Воспитывается активность, самостоятельность, стремление довести дело до конца.
Творческие способности развиваются во время всей музыкальной деятельности дошкольников: и во время танцевальных импровизаций, и во время игры на детских музыкальных инструментах, и, конечно же, во время пения.
Пение – самый доступный вид музыкальной деятельности, приобщающий детей к музыкальному искусству. Пение – искусство уникальных возможностей! Как исполнительских, так и образовательных. Исполняя песню, ребенок не только приобщается к музыкальной культуре, но и сам создает ее! Владение голосом дает ребенку возможность сиюминутно выразить свои чувства в пении.
Несмотря на то, что пение – один из самых доступных видов музыкальной деятельности, процесс формирования вокальных навыков достаточно сложный и требует определенной системы. Что значит «правильно научить петь»? Это значит, по-моему, научить, прежде всего, слушать, слышать, анализировать, интонировать, чувствовать… Формирование правильных вокально-хоровых навыков – процесс кропотливый и систематический. Можно сказать, ежедневный… Это выработка правильного дыхания, звукообразования (прежде всего - округленные гласных о, е, и, а, е), чистого интонирования, правильной четкой артикуляции, слухового самоконтроля и слухового внимания, развитие чувства метроритма, правильной постановки корпуса, бережного отношения к собственному голосу.
Это и стремление к эмоционально – выразительному исполнению: работа над выразительностью мимики лица, выразительностью движений и жестов, выражением глаз.
Процесс формирования правильных вокально-хоровых навыков будет успешнее, если соблюдать следующие условия:
- игровой характер занятий, упражнений;
- индивидуально - дифференцированный подход (учтены возрастные физиологические и психологические особенности)
- грамотно подобраны методы и приемы развивающие атрибуты для занятий
- наличие интересных музыкально-дидактических игр
- хорошая звуковоспроизводящая аппаратура использование инновационных технологий
Таким образом, важным условием развития творческих способностей является формирование певческих навыков и умений.
Творческие способности развиваются во время всей музыкальной деятельности дошкольников: и во время танцевальных импровизаций, и во время игры на детских музыкальных инструментах, и, конечно же, во время пения.
Импровизация есть акт самовыражения. Поэтому любое спонтанное само проявление ребенка в звуке и есть музыкальная импровизация. Суть методологического подхода к детским импровизациям точнее всего выражают слова педагога: «Спой, как ты хочешь!» И тут важно умение педагога поддержать процесс творчества психологически.
«Нельзя позволить повиснуть паузе между предложением и созиданием. Ребенок должен погрузиться в него до того, как вмешается состояние застенчивости (не знаю, не смогу, не успел)…» (Я. Морено)
Т.е. педагогу необходимо деликатно использовать сиюминутность, не дать ребенку времени подумать о том, что у него может не получиться. И здесь результат имеет меньшее значение, чем сам процесс импровизации. Важен сам творческий процесс и сопровождающие его психологические состояния радости, искренности, удовольствия!
Я думаю, что вокально-хоровая деятельность – благодатная почва для активизации творческого потенциала детей.
Использую в своей работе самые разнообразные методические приемы.
Так, распевая детей, подбираю шуточные попевки, тексты которых давали бы импульс, толчок к творчеству, представляли бы яркий образ.
«Лягушонок, сколько будет – к одному прибавить два? И ответил лягушонок: «Ква-ква-ква!»
Изменив тональность, мы изображаем лягушонка маленьким или большим, сидящим высоко на камешке или низко на берегу… Изменив темп, изображаем его торопящимся или прыгающим еле-еле… Можно вообще спеть без текста, вокализом на «ква-ква-ква», как будто на языке этого лягушонка…
Или, работая над скороговорками, текст уже выученной можно сказать интонационно по-разному: ласково, тревожно, «по секрету», восторженно.
«Дятел дерево долбил, деда стуком разбудил» или «Моем, моем трубочиста чисто, чисто, чисто, чисто».
Здороваясь в начале занятия, можно попросить спеть «здравствуйте» минорно или мажорно в зависимости от настроения ребенка.
Использую звукоподражания: чив – чив , мяу-мяу, ку-ку, тук-тук… (опять же: выше-ниже сидят на дереве; мама (ниже-детеныш (выше);
Сочиняем небольшие сказки, построенные на звукоподражаниях. «Играем на инструменте без слов»: тили-тили, тренди-брень, бум-бум, ру-ру, ду-ду…
Интересна музыкально-дидактическая игра «Ритмическое эхо»: отстукиваем заданный ритмический рисунок (постепенно усложняющийся).
Сначала предлагаю рисунок я – дети повторяют, потом предлагает ребенок – я повторяю, и самое их любимое: предлагает ребенок – повторяют дети.
Когда интонируем свое имя, прошу спеть так, как будто он – ребенок - маленький (высоко, нежно) или, наоборот, взрослый(ниже, строже)…
Импровизируем простейшие мелодии в заданном ладу («Грустная песенка», «Веселая песенка»). Иногда текст даю сама, а иногда дети придумывают сами. «Утром солнышко встает, всех на улицу зовет» или
«Дождик льет, как из ведра. Загрустила детвора…»
Сочиняем мелодию в определенном жанре. Можно ее «сыграть» на инструменте, т.е. спеть вокализом. В зависимости от характера сочиненной попевки поем на «тра-та-та», «тили-тили», «бум-бум»…
Или же сочиняем мелодию на заданный текст.
«Доброе утро! Улыбнись скорее!
И сегодня весь день будет веселее!» (танец)
«Котик Рыжик утром встал,
Чистить зубки зашагал!» (марш)
Играем еще вот так. Я предлагаю свою мелодию, а дети сочиняют слова, соответствующие ее характеру. Тематику можно подсказать картинкой.
Часто используем различные хлопки, шлепки, щелчки для более интересного звучания песни. Подбираем детские музыкальные инструменты, звучание которых усилило бы яркость и выразительность образа песни. Размышляем сообща, почему выбрали тот или иной инструмент. Конечно же, эти аранжировки делаем на последнем этапе работы над песней.
Таким образом, занимаясь вокально-хоровой деятельностью, ребенок развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность.
Я не ставлю своей задачей сделать моих детей непременно музыкантами. Хотя многие из них заканчивают музыкальные школы, хоровые студии. Главное то, что, я верю, эта творческая искорка будет с ними всегда! Она поможет им стать лучшими в любой выбранной ими профессии!
ЛИТЕРАТУРА:
Баринова М.Н. О развитии творческих способностей. Ленинград, 1961г.
Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. Москва. Просвещение, 1981г.
Метлов М.А. Музыка – детям Москва. Просвещение, 1985г.
Новикова Г.В. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей дошкольного возраста: методические рекомендации для педагогов, воспитателей, музыкальных руководителей. Москва, 2003г.
Шуть Н.Н. Издательство «ТУ СФЕРА», 2015 г.
Журналы:
«Музыкальный руководитель» №1, 2013г «Музыкальный руководитель» №6, 2008г «Музыкальная палитра» №2, 2005г. «Музыкальная палитра» № 1, 2006г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе "Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"
Описан мой взгляд на проблему развития творческих способностей детей дошкольного возраста...
Городской семинар педагогических работников дошкольных образовательных учреждений г. Фокино по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, поставленные новым государственным стандартом, и нацелена на главный результат – социализацию ребенка, потребность в ...
Результат творческого проекта "Театральная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"
С результатами творческого проекта вы можете ознакомиться по ссылке в приложенном документе....
Результат творческого проекта "Театральная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"
По данной ссылке можно ознакомиться с результатами творческого проекта...
Результат творческого проекта "Театральная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"
По данной ссылке вы можете ознакомиться с результатом творческого проекта...
Результат творческого проекта «Театральная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
В данной презентации мы можете ознакомиться с проектом и его результатами...
Результат творческого проекта «Театральная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
В данной презентации вы можете ознакомиться с проектом и его результатом...