Вокально-хоровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
материал
Вокально-хоровая деятельность – это не только развитие музыкальных способностей, активизация творческого потенциала, но и общее развитие ребенка. Так, формируется эмоциональная сфера; развивается воображение, внимание, воля, фантазия, мышление; совершенствуется память, обостряется восприятие. Развивается чувство красоты, укрепляется и углубляется интерес к творческой деятельности, расширяется инициатива. Воспитывается активность, самостоятельность, стремление довести дело до конца.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vok-hor_deyatelnost.docx | 29.52 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Вокально-хоровая деятельность как средство развития творческих
способностей детей дошкольного возраста
Впечатления детства остаются в памяти человека надолго. Их яркость и богатство будут согревать душу долгие годы спустя, а возможно, и всю последующую жизнь.
В общий поток радостных настроений и незабываемых эмоций детства свои особенные ощущения вносит общение детей с музыкой. Музыка для них – мир радостных переживаний; радость общения, раскрепощения, самовыражения; радость творчества и сотворчества, радость взаимообогащения. И как важно открыть детям дверь в этот неповторимый мир музыки, научить их понимать и любить ее! И, прежде всего, надо научить их понимать музыкальный язык, его специфику. Для этого необходимо развивать музыкальные способности детей, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость.
Как сказал известный скрипач С. Стадлер: «Чтобы понять прекрасную сказку на японском языке, надо как минимум хоть немного знать японский язык…»
Наиболее успешное усвоение музыкального языка, как и любого другого, происходит в раннем детстве. Современной психолого-педагогической наукой теоретически доказано и практически подтверждено, что именно дошкольный возраст способствует успешному творческому развитию детей. И что именно музыкальная деятельность более всего соответствует эмоциональной творческой природе восприятия дошкольника.
Н.А. Ветлугина в своих исследованиях всесторонне проанализировала возможности детей в выполнении творческих заданий. Было установлено, что первым необходимым условием возникновения детского творчества является накопление впечатлений от восприятия искусства. Именно искусство является образцом для творчества, его источником. Получая с детства разнообразные музыкальные впечатления, ребенок накапливает опыт восприятия музыки, постигает «интонационный словарь» музыкальной культуры. И если он хорошо ориентируется в средствах музыкальной выразительности, может соотносить музыкальные образы с жизненными явлениями, то успешно может использовать все это при исполнении музыкальных произведений или в творческих импровизациях.
Другим условием является накопление опыта исполнительства. В импровизациях дети эмоционально, непосредственно применяют все то, что усвоили в процессе обучения. Накопление опыта исполнительства в сфере вокально-хорового мастерства будет успешным, если систематически решаются следующие задачи:
- формирование интереса к вокально-хоровому искусству развитие музыкального слуха - совершенствование вокально-хоровых навыков (пение естественным голосом, с хорошей артикуляцией, на дыхании, чисто интонируя) - умение петь музыкально, выразительно передавая характер
- развитие творческого потенциала ребенка.
Вокально-хоровая деятельность – это не только развитие музыкальных способностей, активизация творческого потенциала, но и общее развитие ребенка. Так, формируется эмоциональная сфера; развивается воображение, внимание, воля, фантазия, мышление; совершенствуется память, обостряется восприятие. Развивается чувство красоты, укрепляется и углубляется интерес к творческой деятельности, расширяется инициатива. Воспитывается активность, самостоятельность, стремление довести дело до конца.
Творческие способности развиваются во время всей музыкальной деятельности дошкольников: и во время танцевальных импровизаций, и во время игры на детских музыкальных инструментах, и, конечно же, во время пения.
Пение – самый доступный вид музыкальной деятельности, приобщающий детей к музыкальному искусству. Пение – искусство уникальных возможностей! Как исполнительских, так и образовательных. Исполняя песню, ребенок не только приобщается к музыкальной культуре, но и сам создает ее! Владение голосом дает ребенку возможность сиюминутно выразить свои чувства в пении.
Несмотря на то, что пение – один из самых доступных видов музыкальной деятельности, процесс формирования вокальных навыков достаточно сложный и требует определенной системы. Что значит «правильно научить петь»? Это значит, по-моему, научить, прежде всего, слушать, слышать, анализировать, интонировать, чувствовать… Формирование правильных вокально-хоровых навыков – процесс кропотливый и систематический. Можно сказать, ежедневный… Это выработка правильного дыхания, звукообразования (прежде всего - округленные гласных о, е, и, а, е), чистого интонирования, правильной четкой артикуляции, слухового самоконтроля и слухового внимания, развитие чувства метроритма, правильной постановки корпуса, бережного отношения к собственному голосу.
Это и стремление к эмоционально – выразительному исполнению: работа над выразительностью мимики лица, выразительностью движений и жестов, выражением глаз.
Процесс формирования правильных вокально-хоровых навыков будет успешнее, если соблюдать следующие условия:
- игровой характер занятий, упражнений;
- индивидуально - дифференцированный подход (учтены возрастные физиологические и психологические особенности)
- грамотно подобраны методы и приемы развивающие атрибуты для занятий
- наличие интересных музыкально-дидактических игр
- хорошая звуковоспроизводящая аппаратура использование инновационных технологий
Таким образом, важным условием развития творческих способностей является формирование певческих навыков и умений.
Творческие способности развиваются во время всей музыкальной деятельности дошкольников: и во время танцевальных импровизаций, и во время игры на детских музыкальных инструментах, и, конечно же, во время пения.
Импровизация есть акт самовыражения. Поэтому любое спонтанное само проявление ребенка в звуке и есть музыкальная импровизация. Суть методологического подхода к детским импровизациям точнее всего выражают слова педагога: «Спой, как ты хочешь!» И тут важно умение педагога поддержать процесс творчества психологически.
«Нельзя позволить повиснуть паузе между предложением и созиданием. Ребенок должен погрузиться в него до того, как вмешается состояние застенчивости (не знаю, не смогу, не успел)…» (Я. Морено)
Т.е. педагогу необходимо деликатно использовать сиюминутность, не дать ребенку времени подумать о том, что у него может не получиться. И здесь результат имеет меньшее значение, чем сам процесс импровизации. Важен сам творческий процесс и сопровождающие его психологические состояния радости, искренности, удовольствия!
Я думаю, что вокально-хоровая деятельность – благодатная почва для активизации творческого потенциала детей.
Использую в своей работе самые разнообразные методические приемы.
Так, распевая детей, подбираю шуточные попевки, тексты которых давали бы импульс, толчок к творчеству, представляли бы яркий образ.
«Лягушонок, сколько будет – к одному прибавить два? И ответил лягушонок: «Ква-ква-ква!»
Изменив тональность, мы изображаем лягушонка маленьким или большим, сидящим высоко на камешке или низко на берегу… Изменив темп, изображаем его торопящимся или прыгающим еле-еле… Можно вообще спеть без текста, вокализом на «ква-ква-ква», как будто на языке этого лягушонка…
Или, работая над скороговорками, текст уже выученной можно сказать интонационно по-разному: ласково, тревожно, «по секрету», восторженно.
«Дятел дерево долбил, деда стуком разбудил» или «Моем, моем трубочиста чисто, чисто, чисто, чисто».
Здороваясь в начале занятия, можно попросить спеть «здравствуйте» минорно или мажорно в зависимости от настроения ребенка.
Использую звукоподражания: чив – чив , мяу-мяу, ку-ку, тук-тук… (опять же: выше-ниже сидят на дереве; мама (ниже-детеныш (выше);
Сочиняем небольшие сказки, построенные на звукоподражаниях. «Играем на инструменте без слов»: тили-тили, тренди-брень, бум-бум, ру-ру, ду-ду…
Интересна музыкально-дидактическая игра «Ритмическое эхо»: отстукиваем заданный ритмический рисунок (постепенно усложняющийся).
Сначала предлагаю рисунок я – дети повторяют, потом предлагает ребенок – я повторяю, и самое их любимое: предлагает ребенок – повторяют дети.
Когда интонируем свое имя, прошу спеть так, как будто он – ребенок - маленький (высоко, нежно) или, наоборот, взрослый(ниже, строже)…
Импровизируем простейшие мелодии в заданном ладу («Грустная песенка», «Веселая песенка»). Иногда текст даю сама, а иногда дети придумывают сами. «Утром солнышко встает, всех на улицу зовет» или
«Дождик льет, как из ведра. Загрустила детвора…»
Сочиняем мелодию в определенном жанре. Можно ее «сыграть» на инструменте, т.е. спеть вокализом. В зависимости от характера сочиненной попевки поем на «тра-та-та», «тили-тили», «бум-бум»…
Или же сочиняем мелодию на заданный текст.
«Доброе утро! Улыбнись скорее!
И сегодня весь день будет веселее!» (танец)
«Котик Рыжик утром встал,
Чистить зубки зашагал!» (марш)
Играем еще вот так. Я предлагаю свою мелодию, а дети сочиняют слова, соответствующие ее характеру. Тематику можно подсказать картинкой.
Часто используем различные хлопки, шлепки, щелчки для более интересного звучания песни. Подбираем детские музыкальные инструменты, звучание которых усилило бы яркость и выразительность образа песни. Размышляем сообща, почему выбрали тот или иной инструмент. Конечно же, эти аранжировки делаем на последнем этапе работы над песней.
Таким образом, занимаясь вокально-хоровой деятельностью, ребенок развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность.
Я не ставлю своей задачей сделать моих детей непременно музыкантами. Хотя многие из них заканчивают музыкальные школы, хоровые студии. Главное то, что, я верю, эта творческая искорка будет с ними всегда! Она поможет им стать лучшими в любой выбранной ими профессии!
ЛИТЕРАТУРА:
Баринова М.Н. О развитии творческих способностей. Ленинград, 1961г.
Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. Москва. Просвещение, 1981г.
Метлов М.А. Музыка – детям Москва. Просвещение, 1985г.
Новикова Г.В. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей дошкольного возраста: методические рекомендации для педагогов, воспитателей, музыкальных руководителей. Москва, 2003г.
Шуть Н.Н. Издательство «ТУ СФЕРА», 2015 г.
Журналы:
«Музыкальный руководитель» №1, 2013г «Музыкальный руководитель» №6, 2008г «Музыкальная палитра» №2, 2005г. «Музыкальная палитра» № 1, 2006г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Городской семинар педагогических работников дошкольных образовательных учреждений г. Фокино по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, поставленные новым государственным стандартом, и нацелена на главный результат – социализацию ребенка, потребность в ...
Результат творческого проекта "Театральная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"
С результатами творческого проекта вы можете ознакомиться по ссылке в приложенном документе....
Результат творческого проекта "Театральная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"
По данной ссылке можно ознакомиться с результатами творческого проекта...
Результат творческого проекта "Театральная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"
По данной ссылке вы можете ознакомиться с результатом творческого проекта...
Результат творческого проекта «Театральная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
В данной презентации мы можете ознакомиться с проектом и его результатами...
Результат творческого проекта «Театральная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
В данной презентации вы можете ознакомиться с проектом и его результатом...
Исследовательская деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности
Большие потенциальные возможности развития ребенка, заключает в себе исследовательская деятельность, однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети почувствуют радость и удовольс...