Вокально-хоровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
материал

 Вокально-хоровая деятельность – это не только развитие музыкальных способностей, активизация творческого потенциала, но и  общее развитие ребенка. Так, формируется эмоциональная сфера; развивается воображение, внимание, воля, фантазия, мышление; совершенствуется память, обостряется восприятие. Развивается чувство красоты, укрепляется и углубляется интерес к творческой деятельности, расширяется инициатива. Воспитывается активность, самостоятельность, стремление довести дело до конца.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vok-hor_deyatelnost.docx29.52 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Вокально-хоровая деятельность как средство развития творческих

способностей детей дошкольного возраста

 Впечатления детства остаются в памяти человека надолго. Их яркость и богатство будут согревать душу долгие годы спустя, а возможно,  и всю последующую жизнь.          

В общий поток радостных настроений и незабываемых эмоций   детства свои особенные ощущения вносит общение детей с  музыкой. Музыка для них – мир радостных переживаний; радость общения, раскрепощения, самовыражения; радость творчества и сотворчества, радость взаимообогащения. И как важно открыть детям дверь в этот неповторимый мир музыки, научить их понимать и любить ее! И, прежде всего, надо научить их понимать музыкальный язык, его специфику. Для этого необходимо развивать музыкальные способности детей, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость.

Как сказал известный скрипач С. Стадлер:  «Чтобы понять прекрасную сказку на японском языке, надо как минимум хоть немного знать японский язык…»

 Наиболее успешное усвоение музыкального языка, как и любого другого, происходит в раннем детстве. Современной психолого-педагогической наукой теоретически доказано и практически подтверждено, что именно дошкольный возраст способствует успешному творческому развитию детей. И что именно музыкальная деятельность более всего соответствует эмоциональной творческой природе восприятия дошкольника.

Н.А. Ветлугина в своих исследованиях всесторонне проанализировала возможности детей в выполнении творческих заданий. Было установлено, что первым  необходимым условием возникновения детского творчества является накопление впечатлений от восприятия искусства. Именно искусство  является образцом для творчества, его источником. Получая с детства разнообразные музыкальные впечатления, ребенок накапливает опыт восприятия музыки, постигает «интонационный словарь» музыкальной культуры. И если он хорошо ориентируется в средствах музыкальной выразительности, может соотносить музыкальные образы с жизненными явлениями, то успешно может использовать все это  при исполнении музыкальных произведений или в творческих импровизациях.    

Другим условием является накопление опыта исполнительства. В импровизациях дети эмоционально, непосредственно применяют все то, что усвоили в процессе обучения. Накопление опыта исполнительства в сфере вокально-хорового мастерства будет успешным, если систематически решаются следующие задачи:  

- формирование интереса к вокально-хоровому искусству                                            развитие музыкального слуха                                                                                   - совершенствование вокально-хоровых навыков (пение естественным голосом, с хорошей артикуляцией, на   дыхании, чисто интонируя)                               - умение петь музыкально, выразительно передавая характер

- развитие творческого потенциала ребенка.

 Вокально-хоровая деятельность – это не только развитие музыкальных способностей, активизация творческого потенциала, но и  общее развитие ребенка. Так, формируется эмоциональная сфера; развивается воображение, внимание, воля, фантазия, мышление; совершенствуется память, обостряется восприятие. Развивается чувство красоты, укрепляется и углубляется интерес к творческой деятельности, расширяется инициатива. Воспитывается активность, самостоятельность, стремление довести дело до конца.

Творческие способности  развиваются во время  всей музыкальной деятельности дошкольников: и во время  танцевальных импровизаций, и во время игры на детских музыкальных инструментах, и, конечно же, во время пения.

Пение – самый  доступный вид музыкальной  деятельности, приобщающий детей к музыкальному искусству. Пение – искусство уникальных возможностей! Как исполнительских, так и образовательных. Исполняя песню, ребенок не только приобщается к музыкальной культуре, но и сам создает ее! Владение голосом дает ребенку возможность сиюминутно выразить свои чувства в пении.

Несмотря на то, что пение – один из самых доступных видов музыкальной деятельности, процесс формирования вокальных навыков достаточно сложный и требует определенной системы. Что значит «правильно научить петь»? Это значит, по-моему, научить, прежде всего, слушать, слышать, анализировать, интонировать, чувствовать… Формирование правильных вокально-хоровых навыков – процесс кропотливый и систематический. Можно сказать, ежедневный…                          Это  выработка правильного дыхания, звукообразования (прежде всего  - округленные гласных о, е, и, а, е), чистого интонирования, правильной четкой артикуляции, слухового самоконтроля и слухового внимания, развитие чувства метроритма, правильной постановки корпуса, бережного отношения к собственному голосу.

Это и стремление к эмоционально – выразительному исполнению:                                                                                                                  работа над выразительностью мимики лица, выразительностью движений и жестов, выражением глаз.

Процесс формирования правильных вокально-хоровых навыков будет успешнее, если соблюдать следующие условия:    

  • игровой характер занятий,   упражнений;  
  • индивидуально - дифференцированный подход (учтены возрастные физиологические и психологические  особенности)
  • грамотно подобраны методы и приемы   развивающие атрибуты для занятий
  • наличие интересных музыкально-дидактических  игр
  • хорошая звуковоспроизводящая аппаратура использование инновационных технологий

 Таким образом, важным условием развития творческих способностей является формирование певческих навыков и умений.

 Творческие способности  развиваются во время  всей музыкальной деятельности дошкольников: и во время  танцевальных импровизаций, и во время игры на детских музыкальных инструментах, и, конечно же, во время пения.

Импровизация есть акт самовыражения. Поэтому любое спонтанное само проявление ребенка в звуке и есть музыкальная импровизация. Суть методологического подхода к детским импровизациям точнее всего выражают слова педагога: «Спой, как ты хочешь!» И тут важно умение педагога поддержать процесс творчества психологически.

 «Нельзя позволить повиснуть паузе между предложением и созиданием. Ребенок должен погрузиться в него до того, как вмешается состояние застенчивости (не знаю, не смогу, не успел)…»                                           (Я. Морено)

Т.е. педагогу необходимо деликатно использовать сиюминутность, не дать ребенку времени подумать о том, что у него может не получиться. И здесь результат имеет меньшее значение, чем сам процесс импровизации. Важен сам творческий процесс и сопровождающие его психологические состояния радости, искренности, удовольствия!

 Я думаю, что вокально-хоровая деятельность – благодатная почва для активизации творческого потенциала детей.

 Использую в своей работе самые разнообразные методические приемы.

 Так, распевая детей, подбираю шуточные попевки, тексты которых давали бы импульс, толчок к творчеству, представляли бы яркий образ.

 «Лягушонок, сколько будет – к одному прибавить два?                                                     И ответил лягушонок: «Ква-ква-ква!»

Изменив тональность, мы изображаем лягушонка маленьким или большим, сидящим высоко  на камешке или низко на берегу…                                                   Изменив темп, изображаем его торопящимся или прыгающим еле-еле…                                                                                                                                 Можно вообще спеть без текста, вокализом на «ква-ква-ква», как будто на языке этого лягушонка…

 Или, работая над скороговорками, текст уже выученной можно сказать интонационно по-разному: ласково, тревожно, «по секрету», восторженно.

«Дятел дерево долбил, деда стуком разбудил» или                                                           «Моем, моем трубочиста чисто, чисто, чисто, чисто».

Здороваясь в начале занятия, можно попросить спеть «здравствуйте» минорно или мажорно в зависимости от настроения ребенка.

Использую звукоподражания: чив – чив , мяу-мяу, ку-ку, тук-тук… (опять же: выше-ниже сидят на дереве; мама (ниже-детеныш (выше);

 Сочиняем небольшие сказки, построенные на звукоподражаниях.      «Играем на инструменте без слов»: тили-тили, тренди-брень, бум-бум,                        ру-ру, ду-ду…

Интересна музыкально-дидактическая игра «Ритмическое эхо»: отстукиваем заданный ритмический рисунок (постепенно усложняющийся).

Сначала предлагаю рисунок я – дети повторяют, потом предлагает ребенок – я повторяю, и самое их любимое: предлагает ребенок – повторяют дети.

Когда интонируем свое имя, прошу спеть так, как будто он – ребенок -  маленький (высоко, нежно) или, наоборот, взрослый(ниже, строже)…

Импровизируем простейшие мелодии в заданном ладу                             («Грустная песенка», «Веселая песенка»).                                                                           Иногда текст даю сама, а иногда дети придумывают сами.                                                                                                               «Утром солнышко встает, всех на улицу зовет» или  

«Дождик льет, как из ведра. Загрустила детвора…»

Сочиняем мелодию в определенном жанре. Можно ее «сыграть» на инструменте, т.е. спеть вокализом. В зависимости от характера сочиненной попевки поем на «тра-та-та», «тили-тили», «бум-бум»…

Или же сочиняем мелодию на заданный текст.

«Доброе утро! Улыбнись скорее!

И сегодня весь день будет веселее!»   (танец)

«Котик Рыжик утром встал,

Чистить зубки зашагал!»   (марш)

 Играем еще вот так. Я предлагаю свою мелодию, а дети сочиняют слова, соответствующие ее характеру. Тематику можно подсказать картинкой.      

Часто используем различные хлопки, шлепки, щелчки для более интересного звучания песни. Подбираем детские музыкальные инструменты, звучание которых усилило бы  яркость и выразительность образа песни. Размышляем сообща, почему выбрали тот или иной инструмент. Конечно же, эти аранжировки делаем на последнем этапе работы над песней.

Таким образом, занимаясь вокально-хоровой деятельностью, ребенок развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности,  формирует свою индивидуальность.

Я не ставлю своей задачей сделать моих детей  непременно музыкантами. Хотя многие из них заканчивают музыкальные школы, хоровые студии. Главное то, что, я верю, эта творческая искорка будет с ними всегда! Она поможет им стать лучшими в любой выбранной ими профессии!

ЛИТЕРАТУРА:

Баринова М.Н. О развитии творческих способностей. Ленинград, 1961г.                        

Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. Москва. Просвещение, 1981г.                          

Метлов М.А.  Музыка – детям  Москва. Просвещение, 1985г.

Новикова Г.В. Эстетическое воспитание и развитие творческой                              активности детей дошкольного возраста:   методические рекомендации для педагогов,  воспитателей, музыкальных руководителей.  Москва, 2003г.                            

Шуть Н.Н. Издательство «ТУ СФЕРА», 2015 г.

Журналы:  

«Музыкальный руководитель» №1, 2013г                                                  «Музыкальный руководитель» №6, 2008г                                                                «Музыкальная палитра» №2, 2005г.                                                                 «Музыкальная палитра» № 1, 2006г.          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Городской семинар педагогических работников дошкольных образовательных учреждений г. Фокино по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, поставленные новым государственным стандартом, и нацелена на главный результат – социализацию ребенка, потребность в ...

Результат творческого проекта "Театральная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

С результатами творческого проекта вы можете ознакомиться по ссылке в приложенном документе....

Исследовательская деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности

Большие потенциальные возможности развития ребенка, заключает в себе исследовательская деятельность, однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети почувствуют радость и удовольс...