Развитие цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ
консультация (старшая группа)

Николаева Наталья Владимировна

Всестороннее развитие личности ребенка, всех его способностей и дарований - важнейшая социально-педагогическая задача современного общества. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ № 468 г. Новосибирск

Тема: Развитие цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста посредством рисования

Воспитатель 1 квалификационной категории - Николаева Н. В.

                                                                               

2019

ВВЕДЕНИЕ

Цвет, как объект изучения, всегда привлекал ученых, психологов, искусствоведов. Хорошо развитое чувство цвета, помогает полнее почувствовать красоту окружающего мира, гармонию красок, ощутить духовный комфорт.

Всестороннее развитие личности ребенка, всех его способностей и дарований - важнейшая социально-педагогическая задача современного общества. Одним из основных условий решения этой задачи является осуществление дифференцированного подхода к детям в процессе обучения и воспитания, опирающегося на знания их возрастных и индивидуальных различий, в том числе особенностей интеллектуального развития. 

Проблема развития познавательного интереса к изобразительной деятельности и творческих способностей детей по-прежнему остается одной из основных проблем обучения изобразительномуискусству в современных дошкольных учреждениях. 

Многие дети боятся экспериментировать с красками для получения новых цветов и оттенков, что влияет на формирование у них понятий о многообразии оттенков в природе.Знакомство с цветом помогает детям полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь. Привлечение внимания ребенка к окружающей действительности открывает ему источник ярких образов, помогает устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, расширяет активный словарь. Снижение мотивации к данному виду деятельности в дошкольном возрасте не может не сказаться на развитии ребенка в целом. Недостаточное владение знаниями  основ «Цветоведения» педагогом, несовершенноеличностное восприятие и различение  цвета, являются одним из факторов угасания интереса ребенка к цветовому восприятию  и пониманию цветовой гаммы.

Теоретические подходы к проблеме  развитияцветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста.

Психолого-педагогические исследования развитияцветовосприятия у детей дошкольного возраста.

Одним из ярких и часто определяющих признаков предметов и явлений является цвет. В научной литературе накоплена определеннаяинформация, позволяющая более глубоко изучить проблему формирования цветовосприятия у дошкольников.

В нашей стране проблеме восприятия детьми цвета большое внимание уделяли такие известные педагоги и психологи, как Л.А. Венгер, И.Д. Венев, Г.Г. Григорьева, З.М. Истомина, В.С. Мухина, Э.Г. Пилюгина, Н.П. Сакулина и другие. Они пришли к выводу, что использование на занятиях изобразительной деятельности цветовых и "сенсорных эталонов" имеет огромное значение не только для развития цветоразличительных способностей детей, но и для формирования абстрактно - образного мышления.

О факте воздействия цвета на эмоциональное состояние свидетельствуют реакции ребенка дошкольного возраста на объекты различных цветов. Так научные данные, полученные в исследованиях последних десятилетий (Л.А. Венгер, И.Д. Венев, З.М. Истомина, Э.Г. Пилюгина, А.М. Фонарев и др.) показали, что дети уже с первых недель и месяцев жизни способны различать предметы разного цвета. Уже в четыре года дети воспринимают цвет в книжной иллюстрации и в своем рисунке как средство украшения.

В начале XVII в. Я. А. Коменский впервые рассмотрел вопросы целенаправленного формирования у детей чувства цвета. Он считал, что в проведении этой работы значительная роль принадлежит изобразительной

деятельности. Создавая изображение,дети учатся замечать цвета и наслаждаться ими.

Я. А. Коменский считал, что формирование у детей интереса к цвету должно осуществляться постепенно и строиться с учетом возрастных особенностей. Он рекомендовал давать детям что-нибудь раскрашенное и цветное уже в два — три года, а на четвертом году призывал еще более расширять область цветового зрения, основываясь на том, "… что доставляет удовольствие глазу".[5]

По мнению Я. А. Коменского, цвет имеет большое значение в развитии эстетического восприятия детей и может выступать для ребенка как один из признаков предмета. Поэтому отношение детей к цвету может строиться на основе их отношения к данному предмету (ребенку понравился по вкусу ярко - красный, сочный помидор, и на основе этого он положительно относится к красному цвету).

Взгляды Я. А. Коменского полностью разделял Ф. Фребель. Он считал, что в процессе изобразительной деятельности дети учатся различать и использовать различные цвета и оттенки. Особое значение Ф. Фребель предавал качеству изобразительных материалов, отбору цветов и оттенков для работы с детьми. Он рекомендовал использовать те цвета, которые характерны для предметов и явлений природы, окружающих ребенка. Ф. Фребель считал, что при формировании у детей представлений о цвете педагог должен учитывать их интересы, эмоциональные отношения к тому или иному цвету. Поэтому он считал необходимым предоставлять детям возможность самим выбирать тот цвет краски, который им приятнее и ближе других. Если дети испытывают затруднения в цветовом решении, то следует предложить им повторно рассмотреть предмет и с помощью наводящих вопросов помочь отобрать соответствующий цвет для его изображения.[7]

 Для обучения детей восприятию различных цветов и оттенков Ф. Фребель предлагал специальные методы и приемы. Во-первых, он рекомендовал рассматривать цвет самостоятельно, несмотря на форму предмета. По мнению Ф. Фребеля, цвет следует изобразить ради него самого. Во-вторых, Ф. Фребелю принадлежит одна из первых классификаций последовательности называния детьми цветов. Прежде всего, называется чистый цвет сам по себе (красный, зеленый и т.д.). Затем называются цвета по их внутренней силе (темный, светлый и т.п.), и в конце - отдельные цвета по их видам смешивания.

Такое же большое значение воспитанию чувства цвета придавала М. Монтессори. Она считала, что формирование чувства цвета играет значительную роль в психофизическом развитии ребенка, но это развитие не происходит само по себе, а требуются специальные усилия педагога.

В работе по ознакомлению детей с цветом М. Монтессори следовала четырем этапам:

Активные действия самого ребенка, направленные на получение сенсорного опыта;

Ассоциация сенсорного восприятия с названием цвета педагогом;

Распознавание ребенком цвета по называнию;

Запоминание и самостоятельное называние цвета ребенком.

М. Монтессори считала, что эффективная работа по формированию у детей умения различать, называть и использовать различные цвета и оттенки, возможна только при наличии специальных дидактических средств.

Впервые в истории педагогики М. Монтессори были разработаны наглядно-дидактические материалы для работы с детьми. Она утверждала, что постоянное общение ребенка с этими материалами способствует приобретению знаний о цвете даже малолетними детьми. [10]

Бесспорно, что вопросами специального формирования у детей дошкольного возраста представления о цвете Я.А.Коменский, Ф.Фребель и М.Монтероссори уделяли большое внимание. Они считали, что умение

различать, называть и использовать различные цвета и оттенки имеет большое значение как для развития личности будущего человека в целом, так и для владения ими изобразительной деятельностью.

Особое место в теории и практике формирования у детей дошкольного возраста представлений о цвете занимают работы Н. П. Сакулиной. В результате проведения специальных исследований она установила, что цвет имеет большое значение в детском рисовании. Он нередко используется с целью украшения: ведь раскрашенный рисунок делается более живым, радостным, привлекательным. Несоответствие выбранных цветов реальной окраске изображаемых предметов не смущает ребенка. Он не считает для себя обязательным такое соответствие. Это связано с особенностями детского восприятия. При этом отношение малыша к цвету, как к украшению, создает богатые возможности для эстетического воспитания детей.[11]

В своих исследованиях Э. Г. Пилюгина приводит данные, которые свидетельствуют о возможности выработки у детей первых дней и месяцев жизни тонких дифференцировок предметов разных цветовых тонов и оттенков. Предпочтение при этом отдается не предмету конкретного цвета, а общему сочетанию цветового окружения. В солнечные, ясные дни дети охотнее следят за перемещением зеленых, синих предметов. В пасмурные дни более успешно прослеживают при перемещении желтые, оранжевые предметы.

Э. Г. Пилюгина считает, что основная задача ознакомления малышей со свойствами предметов — это обеспечить накопление представлений о цвете, форме и величине предметов.[9]

Большую работу по сенсорному воспитанию и формированию чувства цвета у детей провела Т. С. Комарова. Было определено, что малыши не стремятся к разнообразному цветовому решению и могут весь рисунок нарисовать одним цветом. Т. С. Комарова объясняет это тем, что ребенка привлекает в первую очередь форма предмета, но не цвет.

Т. С. Комарова также отмечает, что большое значение при восприятии красоты окружающей действительности имеет не только созерцание цвета, но и практическая деятельность самого ребенка. Педагог в работе с детьми должен идти от наблюдения, прежде чем заниматься изобразительной деятельностью.

Задачи сенсорного воспитания, в том числе развития чувства цвета включены в программное содержание системы занятий, разработанных Н. П. Сакулиной, Т. С. Комаровой, Т. Г. Казаковой и др. Занятия основаны на расширении у детей представлений о сенсорных цветовых эталонах с целью формирования достаточно сложной системы понятий о цветах и оттенках.[11]

Ученые педагоги и психологи считают, что у детей необходимо целенаправленно развивать восприятие цвета и чувство цвета, а также подчеркивать важность проведения специальных наблюдений, занятий, игр и т. д.

Особенности работы с детьми  дошкольного возраста  по развитию цветовосприятия  в процессе создания рисунка

Дошкольники, осваивая окружающий мир, культуру общества, в том числе и цветовую культуру, должны овладеть определенными эталонами цвета, т.е. научиться видеть мир во всем многообразии цвета и систематизировать то, что видят, и то, с чем они действуют.[8]

Образовательный стандарт  дошкольного образования  по изобразительной деятельности в детском саду предусматривает решение следующих задач: воспитывать интерес к художественной деятельности, развивать восприятие, формировать образные представления, развивать воображение, творческие способности.

Одной из главных задач изобразительной деятельности является развитие у детей эстетического отношения к цвету, краскам, их гармонии. Поэтому самостоятельное составление, смешивание красок детьми может быть одним из действенных методов развития чувства цвета на занятиях.[2]

Дети дошкольного возраста не могут в полной мере овладеть способами создания реалистического изображения действительности. Нельзя не учитывать тех трудностей, которые возникают перед ними в решении изобразительных задач, в частности в соблюдении правильных пропорций, передаче окраски предмета и пр. Однако ребенок непрерывно растет и развивается, его способности формируются под воздействием воспитания и обучения.

Начиная со второй младшей группы, в программе ставится задача учить детей передавать цвет как признак предмета. В первую очередь это цвет природных предметов и явлений, имеющих относительное постоянство. Так, рисуя елочку, дети 3 лет используют зеленую краску. Цвет характеризует елку, отличает ее от всех лиственных деревьев зимой.

На занятиях рисования начинают постепенно развиваться чувства цвета, формы, ритма, так как в процессе наблюдения предметов, их восприятия, анализа и последующего изображения воспитатель обращает внимание детей на эти эстетические качества.

У детей формируется умение выбирать цвета, которые им больше нравятся, привлекают их внимание. Наряду с этим совершенствуется восприятие реальной окраски предметов.[6]

Дети четырех лет, которые приходят в среднюю группу из младшей, знакомы с различными видами изобразительной деятельности, поэтому, как правило, у них развит интерес к рисованию. Воспитатель учит детей передавать основной цвет предмета, называть, различать и узнавать шесть цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый- и три нейтральных: черный, серый, белый, также воспитатель формирует у детейпотребность выбирать цвет для рисования по своему желанию или согласно окраске, присущей предмету, а не брать случайно попавшийся.

Детей         пяти лет воспитатель знакомит с цветами спектра в их последовательности, учит получать светлый оттенок путем добавления белого цвета. Из нейтральных цветов, кроме черного и белого, дети узнают серый: темный и светлый. Они приобретают возможность сознательно искать и создавать красивые и нужные цветосочетания.

Дети старшего дошкольного возраста хорошо ориентируются в цветах: могут свободно называть восемь-одиннадцать тонов. Это преимущественно яркие, контрастные  цвета теплой части спектра. Среди любимых цветов дети называют: красный, розовый, желтый, сиреневый, голубой, зеленый, синий, фиолетовый и очень редко называют коричневый, черный, серый, т.е. темные цвета, которые обычно соотносятся с отрицательным персонажем сказки. [6]

Большинство детей любят яркие цвета и предпочитают их «тусклыми». Это одна из интересных особенностей восприятия и отношения детей к цвету. Однако это совершенно не означает, что подобные тона остаются без внимания. Ознакомление детей с ними значительно обогащает их цветовую палитру, расширяет представления о многообразии цветов, их оттенков в окружающем мире.

Как правило, работа по развитию чувства цвета сводится к выработке у детей умения различать цвета и правильно называть их, но этого недостаточно, чтобы осуществлять художественное развитие детей в области цвета. Важно эмоциональное и художественное восприятие детей, которое формируется, когда дети самостоятельно создают различные цвета и их оттенки при смешивании красок.

Основы  развития науки «Цветоведение»

Основную часть информации о мире, более 90%, человек получает через зрительный анализатор, в состав которого входит глаз. Действие раздражителя, например света, вызывает ощущение. В зрительном анализаторе возникают ощущения света, цвета, пространства.

Ощущение- это построение образов отдельных свойств предметов окружающего мира в процессе непосредственного взаимодействия с ним. Если светоощущение представляет субъективный образ, возникающий в результате воздействия света в целом на зрительный анализатор, то цветоощущение- это субъективный образ спектра излучения, то есть света, разложенного на частотные составляющие. Пример спектра- цвета радуги.[1]

С древних времен ученые пытались объяснить природу цвета. Однако вплоть до шестидесятых годов семнадцатого века имели место самые неправдоподобные теории этого явления.

Аристотель считал, что причиной возникновения цветов является смешение света с темнотой. Причину цвета многие ученые того времени связывали со свойствами самого света, а не с работой глаза.

В 1664-1668 гг. Исаак Ньютон провел серию опытов по изучению солнечного света и причин возникновения цветов. Результаты исследований были опубликованы в 1672 году под названием «Новая теория света и цветов». Этой работой Ньютон заложил основу современных научных представлений о цвете. И хотя с тех пор наука о цвете получила большое развитие, многие положения, установленные Ньютоном, не утратили своего значения до наших дней. [4]

Изучая цвет, Ньютон предложил свою цветовую систему - цветовой круг, составленный из семи секторов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового. Он заметил и тот факт, что смешение фиолетового и красного цвета дает пурпурные цвета, которых нет в спектре. Увидел Ньютон и то, что смешение не близких по спектру цветов всегда ведет к потере насыщенности.

Наряду с Ньютоном познанием цвета занимался немецкий естествоиспытатель Иоган Вольфганг фон Гёте. В конце восемнадцатого века в результате полемики с теорией Ньютона Гёте построил свою цветовую систему.

Результатом исследований Гёте стал свой цветовой круг. Его исследования расходились с позицией Ньютона. Последовательность цветов в цветовом круге Гёте – не замкнутый спектр, как у Ньютона, а три пары цветов: три основных цвета (красный, желтый, синий), чередующихся с тремя дополнительными (оранжевый, зеленый, фиолетовый). Последние получаются путем попарного смешения рядом лежащих основных цветов.[12]

Также Гёте считают родоначальником физиологической оптики и науки о психологическом воздействии цвета.

Проблемой воздействия цвета на психику занимались и занимаются многие ученые. Цвет создает определенную эмоциональную атмосферу, влияет на настроение и работоспособность и даже на самочувствие человека. Все цвета делятся на две противоположные группы: теплые цвета (красный, оранжевый, желтый) и холодные цвета (фиолетовый, голубой, синий), холодные цвета облегчают перенесение высоких температур, теплые облегчают перенесение человеком холодных температур.

Все теплые цвета относятся к активным и усиливают жизнедеятельность человеческого организма- возбуждают и поднимают настроение, увеличивают мышечную работоспособность, влияя тем самым на трудовые процессы, понижают слуховую чувствительность к шуму.  Холодные цвета относят  к пассивным, замедляющим жизнедеятельность организма, пассивные цвета успокаивают психику человека.

Все темные цвета относятся к тяжелым, они действуют на психику человека угнетающе. Легкими называются цвета, обладающие коэффициентом отражения и небольшой насыщенностью, они светлые и

увеличивают освещенность помещений, вызывая чувство легкости, оказывают благотворное влияние на человека.

Также в зависимости от народности, возраста, религии, географического местоположения, национальности цвета имеют различные эмоциональные воздействия на людей и выражают различные воздействия.[4]

Теория гармонических сочетаний по системе В. Козлова

В основе цветового круга из 24 цветовых секторов лежат 4 основных цвета: желтый, красный, синий, зеленый. Между ними существуют промежуточные цвета, Которые мы воспринимаем как результат смешения основных цветов спектра.

Часть ученых, занимающихся теорией цвета, строит цветовой круг на основе четырех цветов, мотивируя это тем, что смесь синего и желтого цветов не дает чистого зеленого цвета, поэтому зеленый они выводят в группу основных цветов спектра.

Движение цвета в пространстве (теория В. Кандинского)

При построении цветовых гармоний необходимо помнить, что каждый конкретный цвет на изобразительной плоскости всегда вступает во взаимодействие с окружающими его цветами и оказывает на них определенное влияние; и в то же время каждый цвет самостоятелен сам по себе и имеет свой тип движения на плоскости. Здесь необходимо обратиться к монографии В. Кандинского «Язык красок», где автор исследует движение и равновесие цветов на примере четырех пар цветовых контрастов.

Кандинский считает, что в жизни цветов существует два типа контрастов: холод или тепло цвета определяет его склонность к светлому или темному.

Нормативная теория гармонических сочетаний цветовых тонов (модель треугольника)

У исследователей В.М. Шугаева и В.Н. Козлова в основе цветовых сочетаний лежит круг, включающий четыре главных цвета. А все описанные теории цветовых сочетаний базируются на геометрической модели круга с различным количеством интервалов между основными цветами. В результате новейших исследований систематика цветов изменилась и нашла более точное выражение в треугольнике, в вершинах которого расположены основные цвета: желтый, красный, синий. Рассматривается нормативная теория при использовании геометрического образа множества цветов в виде треугольника, в основе которого лежат первичные цвета, смешивая их, можно получить вторичные – оранжевый, зеленый, фиолетовый. Смешивание вторичных можно продолжить и тогда возникнут промежуточные цвета.

Таким образом, анализ литературы позволяет сделать вывод, что вопросы формирования у детей чувства цвета широко представлены в истории педагогики, а также в исследованиях по сенсорному воспитанию и в методике обучения изобразительной деятельности.

Также в результате теоретического исследования литературы можно сделать вывод, что у детей необходимо целенаправленно развивать восприятие цвета и чувство цвета. Эта работа должна проводиться в процессе специальных мероприятий: занятий, наблюдений в природе, в повседневной жизни, в разнообразных играх.

Рисование как средство развития цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста.

Рисование   как вид продуктивной деятельности.        

Рисование- вид изобразительной деятельности, основное назначение которого- образное отражение действительности. Изобразительная деятельность-одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.

В детском дошкольном образовательном учреждении рисование занимает ведущее место в обучении детей изобразительному искусству и делится на три вида: предметное, сюжетное, декоративное.

Каждому из них свойственны специфические задачи, которые определяют программный материал и содержание работы. Основная задача обучения рисованию - помочь детям познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, воспитать чувство прекрасного и обучить приемам изображения, одновременно осуществляется основная задача изобразительной деятельности - формирование творческих способностей детей в создании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами.

Основная цель предметного рисования- сформировать у ребенка умения грамотно, реалистически изображать предмет в рисунке, передавая характерную форму и детали, пропорциональное соотношение частей, перспективные изменения, объема, движения, цвета.

Общими задачами обучения рисованию отдельных предметов, для всех возрастных групп, являются следующие:

  1. Формировать умения детей изображать формы и строение предмета, передавать пропорциональные соотношения частей;
  2. Формировать навыки детей передавать цвет предмета в соответствии с его содержанием и характером образа;
  3. Формировать умения детей изображать некоторые характерные детали, делающих изображение выразительным, образным;
  4. Развивать технические навыки в рисовании карандашами, красками и другими материалами.

Эти задачи раскрываются и конкретизируются в программном материале каждой возрастной группы. Материал программы распределен по кварталам, что способствует последовательному его прохождению и учету времени, требуемого для освоения новой задачи и закрепления умений.

Основная цель сюжетного рисования- научить ребенка передавать свои впечатления от окружающей действительности. Умение выделять главное в сюжете связано с развитием восприятий, но они у маленьких детей еще слишком поверхностны; прежде всего они воспринимают то, что непосредственно доступно зрению, осязанию, слуху, и часто узнают предмет по некоторым несущественным деталям, запомнившимся им. Точно так же дети воспринимают и передают сюжет в рисунке. Выделить главное, понять отношения и связи объектов сюжета - задачи довольно сложные для дошкольников. Они могут быть решены детьми старшей группы.

В сюжетном рисовании важно правильно передать пропорциональные соотношения между предметами. Эта задача усложняется тем, что при изображении сюжета надо показать не только разницу в их размерах, существующую между ними в жизни, но и увеличение или уменьшение предметов в связи с расположением в пространстве. Для этого дети должны уметь сравнивать, сопоставлять объекты изображения, видеть смысловую связь между ними.

Общими задачами обучения сюжетному рисованию в детском саду являются следующие:

  1. Формировать умение  детей передавать содержание темы, выделять в ней главное;
  2. Развивать умения детей передавать взаимодействия между объектами;
  3. Формировать умения детей правильно передавать пропорциональные соотношения между объектами и показывать их расположение в пространстве.

Обучение детей сюжетному рисованию начинается со средней группы. Малыши могут рисовать на упрощенные темы, и от них не требуют передачи действия сюжета. Указание на сюжетность рисунка применяют для создания у детей интереса к изображению простейших форм.

Декоративное рисование, как и все виды изобразительного искусства, развивает у ребенка чувство прекрасного. Произведения народного декоративного искусства близки детям красочностью, простотой композиции.

Общими задачами обучения декоративному рисованию в детском саду являются следующие:

  1. Развивать чувство композиции в связи с построением узора на различных формах;
  2. Развивать у детей чувство цвета;
  3. Формировать способности различать стили в декоративном искусстве и использовать их отдельные элементы в своем творчестве;
  4. Совершенствовать технические навыки детей в рисовании кистью и карандашом.

В декоративном рисовании развитие чувства цвета выделяется как важная задача. Цвет в расписном орнаменте тесно связан с композицией, в узоре они неотделимы друг от друга. Овладеть всеми возможностями цветовых сочетаний дети дошкольного возраста, естественно, не могут, хотя чувство цвета начинает развиваться еще в пред дошкольном возрасте. Задача использования цвета в

декоративном рисовании усложняется в каждой группе, начиная с наиболее ярких, контрастных сочетаний и кончая оттенками теплых и холодных цветов в разных сочетаниях.[7]

Рисование позволяет детям выразить в рисунках свое впечатление об окружающем мире. Вместе с тем, оно имеет большое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения их творческих способностей.

Как и всякая познавательная деятельность, рисование влияет на умственное развитие детей. Овладение умением изображать, невозможно без развития целенаправленного зрительно восприятия- наблюдения. Для того чтобы нарисовать какой-либо предмет предварительно следует хорошо познакомиться с ним, запомнить его форму, величину, цвет.

Занимаясь рисованием, дети узнают разнообразные материалы (бумага, краски, мелки, карандаши и др.), знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, дети приобретают навыки работы с ними.

Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность и влияет на нравственное воспитание детей. Значение занятий изобразительной деятельности для нравственного воспитания заключается в том, что в процессе таких занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: умение и потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать другим детям и преодолевать трудности.

В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка, необходимо приложить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями.  

Основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания детей. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности.

Постепенно у детей развивается художественный вкус. В рисунках дети передают свои впечатления об окружающем и выражают свое отношение к нему. Изобразительная деятельность только тогда может приобрести творческий характер, когда у детей развивается эстетическое восприятие, образное мышление, воображение и когда они овладевают необходимыми для создания изображения навыками и умениями.[6]

Методика работы по  развитию цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста посредством рисования

Рисунки дошкольников можно всегда узнать по их яркости, красочности, они убеждают взрослых в том, что ребенок способен выразить в них свое мироощущение, они вызывают эмоциональную реакцию и именно поэтому их можно назвать выразительными.

Выразительность- главный существенный признак художественного образа.  Под выразительностью понимается способность художника посредством разнообразных приемов передавать эмоции.

Одним из самых доступных для ребенка средств выразительности является цвет. Характерно, что использование красок ярких, чистых тонов, в разнообразном сочетании присуще дошкольникам всех возрастов. К старшему дошкольному возрасту, ребенок более тонко и разнообразно использует цвет, создавая выразительные образы. По мере освоения ребенком изобразительного опыта, познания им окружающего мира цветов, детский рисунок становится более реалистическим (по данным Е.А.Фрелиной, Н.П.Сакулиной, В.С.Мухиной).

Также воспитателю необходимо заботиться о том, чтобы, выполняя рисунок, ребенок не был равнодушен, чтобы тема волновала его, и тогда цвет, колорит детского рисунка будет выразительным. [3]

Рисование детей пяти лет приобретает все более осознанный и преднамеренный характер. Педагог способствует формированию замысла у детей, учит их заранее продумывать содержание рисунка, выделять главное, находить выразительные средства для его воплощения. На основеобразовательного стандарта дошкольного образования  очень важно выделить задачи непосредственной образовательной деятельности:

  1. Закреплять навыки предварительного продумывания содержания образа, способов и последовательности его воплощения;
  2. Формировать устойчивость замысла (не должно быть абсолютной смены замысла);
  3. Стимулировать активность, самостоятельность, инициативу детей в придумывании содержания и способов изображения;
  4. Побуждать детей к созданию разнообразных и относительно неповторимых, оригинальных замыслов в цветовом решении;
  5. Обогащать предварительный замысел на основе наблюдений, чтения литературы, общения с произведениями изобразительного искусства и т.п.
  6. Осознанно подходить к выбору цвета для выражения образа.

При обучении рисованию в старшей группе все большее место начинает занимать исследовательский метод. Воспитатель задает детям вопросы, отвечая на которые дети должны думать, догадываться, высказываться, как считают правильным, пользоваться знаниями усвоенными ранее.

Значение показа сокращается до минимума; если возникает необходимость, дети показывают другим сами. С другой стороны, возрастает значение привлечения разного рода картин, иллюстраций. При анализе репродукций и иллюстраций дети выделяют цветовую гамму, которую использовал художник, для выражения содержания или сюжета, обосновывая значимость каждого цвета данного произведения. Всему этому учит педагог при совершенствовании знаний детей о цветовой гамме.

В старшей группе впервые вводится работа с акварелью, и закрепляются умения работы с гуашью. Также дети должны научиться пользоваться палитрой. На палитре краска разводится водой для получения светлого тона

или смешивается с другой для получения нового цвета, а также оттенка того или иного цвета. Воспитатель знакомит детей с цветами спектра в их последовательности, учит получать светлый оттенок путем смешивания с белым. Из нейтральных цветов, кроме черного и белого, дети узнают серый: темный и светлый. Они приобретают возможность сознательно искать и создавать красивые цветосочетания при рисовании орнамента или  создании сюжета.

У детей старшей группы имеется определенный запас умений и знаний, поэтому желательно ссылаться на ранее усвоенные навыки для понимания новых способов действий, создавая ту или иную цветовую гамму.

Опора на приобретенный ранее опыт, развитие самостоятельности - важное условие обучения детей старшей группы. Учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка, воспитатель добивается приобретения умения свободно владеть изобразительными материалами во всех видах рисования.

Необходимо, прежде всего, развивать способность наблюдать, чтобы дети могли самостоятельно рассматривать предметы. Главное в этом процессе - опора на приобретенный детьми ранее опыт.

Воспитатель должен совершенствовать у детей умение анализировать те свойства предметов и явлений окружающей действительности, которые затем находят отражение в рисунках.

В старшей группе нужно научить детей самостоятельно пользоваться разнообразной цветовой гаммой (тёплой, холодной, сближенной), уметь ее создавать, путем смешивания красок. Дети узнают, что каждый цвет имеет много оттенков, учатся определять и передавать оттенки цвета.

Педагог предлагает детям самостоятельно находить названия цветов: серо-голубой, желто-зеленый и р. Он учит их отмечать изменяемость цвета предметов и явлений и передавать это в рисунках. Например, наблюдая с детьми окружающие предметы в яркий солнечный день, воспитатель обращает внимание детей на яркость, контрастность цветов (ярко- красный цветок как будто горит на солнце). Но вот солнце скрылось за тучу, и все вокруг изменилось; то, что было таким ярким, потускнело.

Умение пользоваться смешением цветов для получения оттенков дает ребенку возможность свободнее и разнообразнее использовать цветовую палитру. Воспитатель должен помочь детям в этом, ведь ребенок старается все более самостоятельно найти оттенки для передачи пасмурного неба или нежно-розового; темной листвы деревьев или бледно-зеленых стеблей у цветов. [6]

Рисование играет роль одного из механизмов совершенствования ребенка. Поэтому снижение мотивации к данному виду деятельности в дошкольном возрасте не может не сказаться на развитии ребенка в целом. По мнению Е.А. Флериной именно возраст 5-7 лет способствует более активному развитию творческих способностей ребенка, в котором закладываются предпосылки для развития его дальнейшей художественной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из анализа теоретических исследований Сакулиной Н.П., Комаровой Т.С.,  можно сделать следующий вывод, что полноценное умственное развитие ребенка в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Также сенсорные способности позволяют детям с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета и другие внешние свойства предметов и явлений.

Вопросами специального формирования у детей дошкольного возраста представления о цвете, уделяли большое внимание Я.А.Коменский, Ф.Фребель и М.Монтероссори. Они считали, что умение различать, называть и использовать различные цвета и оттенки имеет большое значение как для развития личности ребенка в целом, так и для владения им изобразительной деятельностью.

Чтобы дети могли ориентироваться в цветовом богатстве, понять значение цвета в изобразительном творчестве, необходимо системно и последовательно знакомить детей с цветом предметов и явлений окружающей среды,с учетом их возрастных и индивидуально-психологических особенностей. Также формировать у них умение самим создавать нужные цвета и оттенки, развивать чувство цвета, умение видеть красоту цветов, их сочетаний.

Сформировать у детей чувство цвета в полной мере в период дошкольного детства невозможно, но заложить основы необходимо и можно.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Алиева, Н.З. Физика цвета и психология зрительного восприятия [Текст]: учебное пособие для студ. высших учеб. Заведений / Н.З.Алиева.-М.: Издательский центр «Академия», 2008—208 с

2Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика [Текст]:  учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов.-М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 240 с.

ригорьева,Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников[Текста]: учебное пособие для студ. сред.пед. учеб. Заведений/ Г.Г. Григорьева-М.: Издательский центр «Академия», 2000.-344 с.

4Ильина О.В. Цветоведение и колористика[Текст]: учеб.пособие/ГОУ ВПО СПбГТУРП. СПб/  О.В Ильина, Бондарева К.Ю.-Редакционно-издательский совет университета, 2008.-120с.

5 КаменскийЯ. А.Педагогическое наследие[Текст]:Я.А.Каменский,И. Г. Песталоцци,  Д. Локк, Ж. Ж. Руссо. — М.: Просвещение, 1987. — 496с.

6Комарова, Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию [Текст]: учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений  / Т.С.Комарова, Н.П.Сакулина, Н.Б.Халезова. – М.: Просвещение, 1991. – 256 с

7Комарова Т.С. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников [Текст:] учеб.пособие/Т.С Комарова.,Т.А. Куликова– М.: Педагогическое общество России, 2005. – 144с.

8Козлова С.А. Дошкольная педагогика[Текст]: учеб.пособие для студентов сред. пед. учебн. заведений. - 3-е изд., исправ. и доп. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 416 с.

9Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию. — М.: Просвещение, 1983. – 210с.

10Преганов А. Педагогическая теория и практика Марии Монтессори // Дошкольное воспитание. – 1989. - №10. - С.19 – 27.

11Сенсорное воспитание в детском саду (Методические указания) / Под ред. Н.П. Сакулиной Н.Н. Поддьякова. - М.: Просвещение, 1969 г. – 242с.

12 http://natural-colours.livejournal.com/4361.html (17.03.2016)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр и игровых упражнений на развитие цветовосприятия у детей младшего дошкольного возраста

Это не авторская разработка,а подборка с указанием дидактической задачи,игровых правил,игровых действий и хода игры....

Перспективный план по развитию цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста по средствам изодеятельности.

Преспективный план разработан для детей старшего дошкольного возраста с общими нарушениями речи....

Конспект открытого показа игровой образовательной ситуации по развитию цветовосприятия у детей среднего дошкольного возраста по теме: «Божья коровка Мила отмечает день рождения»

Конспект будет полезен для воспитателей средних групп в работе по развитию у детей цветовоспрития и в НОД по изобразительной деятельности при работе с красками...

Развитие цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности (Консультация для педагогов)

Развитие цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности(Консультация для педагогов)...

Конспект ООД по развитию цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в Зелёную страну»

Конспект ООД по развитию цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в Зелёную страну»...