Планирование и организация образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО.
статья (старшая группа)
В дошкольном детстве, в детском саду, ребёнок должен жить хорошо, интересно, празднично, так как праздник задаёт формы эмоциональных переживаний на всю жизнь. Детский сад - это институт социализации человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Планирование и организация образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО. | 29.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Планирование и организация образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования. С одной стороны, это признание значимости дошкольного образования в развитии ребёнка, с другой – повышение требований к дошкольному образованию, в том числе принятие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Ради чего был создан ФГОС ДО и что побудило сделать это? Ради поддержки разнообразия ДЕТСТВА. В связи с тем, что закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» определил дошкольное образование как уровень образования. ФГОС ДО появляется в нашей культуре, в соответствии с принятой разработчиками идиологией. Дошкольное детство рассматривается в ценностной системе координат культуры достоинства, а не культуры полезности.
Культура полезности | Культура достоинства |
1.Формовка, штамповка человека для решения типовых задач. | 1.Поддержка разнообразии личности нестандартных жизненных задач. |
2.Ребёнка подгоняют под программу. | 2.Программа создаётся с учётом мотивации и способностей. |
3. Ребёнка оценивают. | 3 Ребёнка ценят. |
4. Подготовка к школе. | 4 Детство является самоценным этапом .Образование выступает как институт социализации и индивидуализации и не сводится к сфере услуг. |
5 Практическая психология не востребована. | 5 Потребность в практической психологии. |
6.Учебно-дисциплинарная модель, унифицированного образования. | 6.Личностно–ориентированная модель вариативного образования. |
В основу Стандарта была положена культурно - историческая методология развивающихся систем, согласно которой критерием прогресса различных систем является рост вариативности входящих в эти системы элементов. В контексте этой методологии образование выступает как ключевой механизм поддержки разнообразия систем. Отсюда ключевой принцип Стандарта - поддержка разнообразия ребёнка и, соответственно, переход от диагностики отбора к диагностике развития.
Центральная психо - дидактическая технология стандарта – это развивающее взаимодействие ребёнка с взрослыми и сверстниками, а не только одностороннее воздействие на ребёнка. Разработанный стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста. Дошкольный ребёнок – человек играющий, поэтому в Стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры.
Уникальность Стандарта в том, что он включает в свою концепцию такие лозунги:
* Стандарт «Детство ради Детства».
*Детоцентризм Стандарта.
* Стандарт ради ребёнка.
* В Стандарте отразилось социокультурное моделирование.
Ребёнку не надо готовиться к жизни, он уже живёт, поэтому важно на государственном уровне понимать, что необходимо, по словам Президента РФ В. В. Путина, «инвестировать» в человека. В связи с этим отмечено, что дошкольное детство – самоценный этап жизни. И поэтому важно осуществлятьпсихолога - педагогическую поддержку дошкольного детства
Необходимо развивать в детях любопытство и любознательность, познавательный интерес, для того чтобы ребёнок подошёл к школе с мотивацией «Хочу учиться!
В дошкольном детстве, в детском саду, ребёнок должен жить хорошо, интересно, празднично, так как
праздник задаёт формы эмоциональных переживаний на всю жизнь.
Детский – сад – это институт социализации человека
В ФГОСах старались отразить то, что взаимодействие взрослого и ребёнка (к. г. н., питание, ОБЖ и др.) – это всё образовательная деятельность.
Стандарты носят инновационный характер. В систему условий его развития входит его социальная ситуация развития. Л. С. Выготский обозначал её так: «В особой позиции ребёнка к миру».
Система условий развития включает в себя:
1. Создание системы общения.
2.Обязательные виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
3.Поощрение инициативы и самостоятельности ребёнка.
На что направлена основная образовательная программа?
На создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества свзрослыми и сверстниками и соответствующих возрасту видов деятельности.
Программа должна обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие направления развития и образования детей (образовательные области)
*социально – коммуникативное развитие;
*познавательное развитие;
*речевое развитие;
*художественно – эстетическое развитие;
*физическое развитие.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становления самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания. Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становления сознания; развитие воображения и творческой активности; формирования первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях окружающего мира ( форме, цвете, материале, звучании, движении и покое, причинах и следствиях и др. ), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства ( словестного, музыкального, изобразительного ), мира природы; становления эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей ( изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
Физическое развитие включает в себя приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений ( ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны ), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами ( в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др. ).
Условия необходимые для создания социальной ситуации развития детей предполагают.
1.Обеспечение эмоционального благополучия:
*через непосредственное общение с каждым ребёнком;
*уважительное отношение к каждому ребёнку, к его чувствам и потребностям.
2. Поддержку индивидуальности и инициативы детей:
*через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
*создание условий для принятия детьми решений, выражение своих чувств и мыслей;
*недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.)
3. Установление правил взаимодействия в разных ситуациях:
*создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащим к разным национально – культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные возможности здоровья:
*развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
*развитие умения детей работать в группе сверстников.
4.Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющейся у ребёнка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности ( далее – зона ближайшего развития каждого ребёнка)
*через создание условий для овладения культурными средствами деятельности:
*организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи,
общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно - эстетического развития детей;
*поддержку спонтанной игры детей, её обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;
*оценка индивидуального развития детей.
В каких видах деятельности реализуются ведущие направления ФГОС ДО ? – во всех видах детской деятельности
* Структура образовательной деятельности.
1. Тема. Цель. Задачи. Мотив.
Организационный момент – Приглашение к деятельности – необязательный, непринуждённый: а) Давайте сегодня…. б) кто хочет, устраивайтесь поудобнее или в) я буду: кто хочет – присоединяйтесь. Игровая мотивация.
Виды деятельности. Игровая, предметная, речевая, продуктивная.
2.Процесс, (ход) цепочка действий, дело.
Взрослый как равноправный участник:
*предлагает всевозможные способы реализации задачи
*исподволь «задаёт» развивающее содержание (новые задание, способы деятельности и пр.
*предлагает свою идею или свой результат для детской критики,
*проявляет заинтересованность в результате других.
*усиливает интерес ребёнка к работе сверстника, поощряет содержательное общение, провоцирует взаимные оценки, обсуждение возникающих проблем.
Виды деятельности: игровая, развивающая продуктивная, речевая.
3Результат(окончание) Каждый ребёнок работает в своём темпе и решает сам, закончил он или нет исследование, работу,открытый конец занятия.
Оценка взрослым деятельности детей может быть дана лишь косвенно, как сопоставление результата с целью ребёнка: что хотел сделать – что получилось.
Виды деятельности: игровая, предметная, художественная, речевая.
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ ИГРОВОЙ МОТИВАЦИИ.
Выбор мотивации зависит от задач целей.
1 Младший дошкольный возраст. Вы рассказываете, что у каких – то игровых персонажей (кукол - живущих в группе, зайцев - прибежавших из леса). Что – то случилось (нечто сломалось, грозит опасность и т.д.)
Вследствие этого им крайне необходимы те предметы, которые можно слепить, нарисовать, построить и т.д. Сами персонажи этого сделать не могут, но слышали о том, что в этой группе очень добрые и умелые дети, которые им помогут.
2. В старших группах потребность в создании игровой мотивации сохраняется. Старшая группа – главное не персонаж, а сюжеты (передал письмо, самого персонажа нет, а есть письмо). Сюжеты могут быть продолжительными (путешествие на машине времени).Может использоваться не большая атрибутика, установленные роли.
3. В подготовительных группах используются проблемные ситуации.
Проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных и он должен сам их искать. Например :Тема «Объём». Зайке необходимо определить уровень жидкости в кувшинах, но они не прозрачные и с узким горлышком
Правильно созданная проблемная ситуация способствует тому, что ребёнок:
* сам формирует проблему
* сам находит её решение.
* решает и само контролирует правильность этого решения.
Изменились цели и задачи. В соответствии с ФГОС мы создаём условия для развития детей. Отсюда следует новые задачи.
* Создание социальной ситуации развития в процессе организации игровой деятельности, познавательной, исследовательской и т.д.
*создать условия для ознакомления (познавательное развитие).
*обеспечить условия развития поисковой деятельности детей (познав-е речевое).
*обеспечить условия для самостоятельного выбора партнёра (социально – ком развитие).
*создать условия для пробуждения детей к речевой активности(речевое развитие).
*способствовать развитию навыков взаимодействия(социально – ком развитие).
«ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА»
1. Подари ребёнку радость творчества, осознание авторского голоса.
2.Веди ребёнка от собственного опыта к общественному.
3. Будь не «над», а «рядом»
4 Радуйся вопросу, но отвечать не спеши
5.Учи анализировать каждый этап работы.
6 Критикуя, стимулируй активность ребёнка.
Дороти Лу Нолт.
Примечание:
*Взрослого на занятиях должно быть мало.
*Меняются организационные методические приёмы.
*Приоритетом – является желание узнавать.
*Стандарт ориентирован «глаза в глаза»
*успех в любой деятельности определяется мотивом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дистанционное обучение. Планирование и организация образовательной деятельности с учетом ФГОС ДО. Дисциплина 2. Модуль 1: ФГОС как ориентир развития системы дошкольного образования в РФ
Тема 1 - Общие положения ФГОСТема 2 - Требования к психолого-педагогических условиямТема 3 - Требования к кадровым и материальным ресурсамПрактическое задание 1...
Дистанционное обучение. Планирование и организация образовательной деятельности с учетом ФГОС ДО. Дисциплина 2. Модуль 2. Непосредственно образовательная деятельность в дошкольной организации с учетом ФГОС ДО
Тема 4 - Непосредственно образовательная деятельностьТема 5 - Структура непосредственой образовательной деятельностиТема 6 - Способы достижения и методы НОД...
Дистанционное обучение. Планирование и организация образовательной деятельности с учетом ФГОС ДО. Дисциплина 3. Модуль 1 Теоретические основы процесса формирования музыкальной культуры личности
Тема 1 - Структура и компоненты музыкальной культуры личностиТема 2 - Музыкально-эстетического сознание личностиТема 3 - Эмоциональная отзывчивость личности Практическая работа: ГЛОССАРИЙ...
Семинар-практикум для музыкальных руководителей "Планирование и проведение образовательной деятельности в условиях ФГОС"
Обсуждение актуальных вопросов реализации образовательных стандартов дошкольного образования. Выявление затруднений, потребностей и образовательных запросов в условиях введения образовательных стандар...
Дистанционное обучение. Планирование и организация образовательной деятельности с учетом ФГОС ДО. Дисциплина 3. Модуль 2 Методические основы формирования музыкальной культуры детей дошкольного возраста
Тема 1 - Характеристика условий формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возрастаТема 2 - Методы и приемы формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возрастаТема 3- Инт...
Дистанционное обучение. Планирование и организация образовательной деятельности с учетом ФГОС ДО. Дисциплина 3. Модуль 3 Игра в формировании музыкальной культуры детей дошкольного возраста
Тема 7 - Характеристика музыкальной игрыТема 8 - Музыкальная игра-сказка в формировании творческой активности ребёнкаТема 9 - Особенности организации и руководства творческим процессом музыкальной игр...
Планирование и организация образовательной деятельности в режимные моменты»
Консультация для воспитателей "Планирование и организация образовательной деятельности в режимные моменты"...