Планирование и организация образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО.
статья (старшая группа)

Васильева Татьяна Васильевна

В дошкольном детстве, в детском саду, ребёнок должен жить хорошо, интересно, празднично, так как праздник задаёт формы эмоциональных переживаний на всю жизнь. Детский сад - это институт социализации человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Планирование и организация образовательной деятельности  в соответствии с ФГОС ДО.

        В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное  образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования. С одной стороны, это признание значимости дошкольного образования в развитии ребёнка, с другой – повышение требований к дошкольному образованию, в том числе принятие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

        Ради чего был создан ФГОС ДО и что побудило сделать это? Ради поддержки разнообразия ДЕТСТВА. В связи с  тем, что закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» определил дошкольное образование как уровень образования. ФГОС ДО появляется в нашей культуре, в соответствии с принятой разработчиками идиологией. Дошкольное детство рассматривается в ценностной системе координат культуры достоинства, а не культуры полезности.

   Культура полезности

  Культура достоинства

1.Формовка, штамповка человека для решения типовых задач.

1.Поддержка разнообразии личности нестандартных жизненных задач.

2.Ребёнка подгоняют под программу.

2.Программа создаётся с учётом мотивации и способностей.

3. Ребёнка оценивают.

3 Ребёнка ценят.

4. Подготовка к школе.

4 Детство является самоценным этапом .Образование выступает как институт  социализации  и  индивидуализации и не сводится к сфере услуг.

5 Практическая психология не востребована.

5 Потребность в практической психологии.

6.Учебно-дисциплинарная модель, унифицированного  образования.

6.Личностно–ориентированная модель вариативного образования.


        В основу Стандарта  была положена культурно -  историческая методология развивающихся систем,  согласно которой  критерием прогресса различных систем является рост вариативности входящих в эти системы элементов. В контексте этой методологии образование выступает как  ключевой механизм поддержки разнообразия систем. Отсюда ключевой принцип  Стандарта  - поддержка разнообразия ребёнка и, соответственно, переход  от диагностики отбора к диагностике развития.
          Центральная  психо - дидактическая  технология  стандарта – это  развивающее взаимодействие ребёнка с взрослыми и сверстниками, а не  только одностороннее воздействие на ребёнка. Разработанный стандарт не  допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста. Дошкольный ребёнок – человек играющий, поэтому в Стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры.

        Уникальность  Стандарта в том, что он включает в свою концепцию такие лозунги:
         * Стандарт  «Детство ради  Детства».

          *Детоцентризм  Стандарта.

          * Стандарт ради ребёнка.

          * В Стандарте отразилось социокультурное моделирование.

        Ребёнку  не надо готовиться к жизни, он уже живёт, поэтому важно на  государственном уровне понимать, что  необходимо, по словам  Президента РФ В. В. Путина, «инвестировать»  в человека.  В связи с этим отмечено, что  дошкольное детство – самоценный  этап жизни. И поэтому важно осуществлятьпсихолога -  педагогическую поддержку дошкольного детства
Необходимо развивать в детях любопытство и любознательность, познавательный интерес, для того чтобы ребёнок подошёл к школе с мотивацией «Хочу учиться!

В дошкольном детстве, в детском саду,  ребёнок должен жить хорошо, интересно, празднично, так как

праздник задаёт формы эмоциональных переживаний на всю жизнь.

Детский – сад – это институт социализации человека

        В ФГОСах  старались  отразить то,  что взаимодействие взрослого и ребёнка  (к. г. н., питание, ОБЖ и др.) – это всё образовательная деятельность.


Стандарты носят инновационный характер. В систему условий его развития входит его социальная ситуация развития. Л. С. Выготский обозначал её так: «В особой позиции ребёнка к миру».
Система  условий развития включает  в себя:
1. Создание системы общения.
2.Обязательные виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
3.Поощрение инициативы и самостоятельности ребёнка.
     На что направлена основная образовательная программа?
На создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и  творческих способностей на основе сотрудничества  свзрослыми и сверстниками и соответствующих  возрасту видов деятельности.
Программа должна обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие направления развития и образования детей (образовательные области)
*социально – коммуникативное развитие;
*познавательное развитие;
*речевое развитие;
*художественно – эстетическое развитие;
*физическое развитие.

Социально-коммуникативное  развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становления самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости,  сопереживания. Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирования уважительного отношения и чувства принадлежности  к  семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становления сознания; развитие воображения и творческой активности; формирования первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях окружающего мира ( форме, цвете, материале, звучании, движении и покое, причинах и следствиях и др. ), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря,  развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.  Развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства ( словестного, музыкального, изобразительного ), мира природы; становления эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей ( изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

Физическое развитие включает в себя приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений ( ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны ), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами ( в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др. ).
Условия  необходимые для создания социальной ситуации развития  детей предполагают.
1.Обеспечение эмоционального благополучия:
*через непосредственное общение с каждым ребёнком;
*уважительное отношение к каждому ребёнку, к его чувствам и потребностям.
2. Поддержку индивидуальности и инициативы детей:
*через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
*создание условий для принятия детьми решений, выражение своих чувств и мыслей;
*недирективную  помощь детям, поддержку детской инициативы и  самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.)
3. Установление правил взаимодействия в разных ситуациях:
 *создание условий для позитивных, доброжелательных  отношений между детьми, в том числе  принадлежащим  к разным национально – культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные возможности здоровья:
*развитие коммуникативных  способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
*развитие умения детей работать в группе сверстников.
4.Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющейся у ребёнка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не  актуализирующийся в его индивидуальной деятельности ( далее – зона ближайшего развития каждого ребёнка)
*через создание условий для овладения культурными средствами деятельности:
*организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи,
общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и  художественно  - эстетического развития детей;
*поддержку спонтанной игры детей, её  обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;
*оценка индивидуального развития детей.
В каких видах деятельности реализуются ведущие направления ФГОС ДО ? – во  всех видах детской деятельности
*          Структура образовательной деятельности.
1. Тема. Цель. Задачи. Мотив.
Организационный момент – Приглашение к деятельности – необязательный, непринуждённый: а) Давайте   сегодня…. б) кто хочет, устраивайтесь поудобнее или  в) я буду: кто хочет – присоединяйтесь.   Игровая мотивация.
Виды деятельности. Игровая, предметная, речевая, продуктивная.
2.Процесс, (ход) цепочка действий, дело.
Взрослый как равноправный участник:
*предлагает всевозможные  способы реализации задачи
*исподволь «задаёт» развивающее содержание (новые задание, способы деятельности  и пр.
*предлагает свою идею или свой результат для детской критики,
*проявляет заинтересованность в результате других.
*усиливает интерес ребёнка к работе  сверстника, поощряет содержательное общение, провоцирует взаимные оценки, обсуждение возникающих проблем.
 Виды деятельности: игровая,     развивающая продуктивная, речевая.
3Результат(окончание) Каждый ребёнок работает в своём темпе и решает сам, закончил он или нет исследование, работу,открытый конец занятия.
Оценка взрослым деятельности детей может быть дана лишь косвенно, как сопоставление  результата с целью ребёнка: что хотел сделать – что получилось.
Виды деятельности: игровая, предметная, художественная, речевая.

ОСОБЕННОСТИ   РАБОТЫ ПО  СОЗДАНИЮ  ИГРОВОЙ  МОТИВАЦИИ.
Выбор мотивации зависит от задач целей.
1 Младший дошкольный возраст. Вы рассказываете, что у каких – то игровых персонажей (кукол -  живущих в группе, зайцев -  прибежавших из леса). Что – то случилось (нечто сломалось, грозит опасность и т.д.)
Вследствие этого им крайне необходимы те предметы, которые можно слепить, нарисовать, построить и т.д. Сами персонажи  этого сделать не могут, но слышали о том, что  в этой группе очень добрые и умелые дети, которые им помогут.
2. В  старших группах потребность в создании игровой мотивации сохраняется. Старшая группа – главное не персонаж, а  сюжеты (передал письмо, самого персонажа нет, а есть письмо). Сюжеты могут быть продолжительными (путешествие на машине времени).Может использоваться не большая атрибутика, установленные  роли.
3. В подготовительных группах используются проблемные ситуации.
Проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных и он должен сам их искать. Например :Тема «Объём». Зайке необходимо определить уровень жидкости в кувшинах, но они не прозрачные и с узким горлышком
Правильно  созданная  проблемная ситуация способствует тому, что  ребёнок:
* сам формирует проблему
* сам находит её решение.
* решает и само контролирует  правильность  этого решения.
  Изменились   цели и задачи. В соответствии с  ФГОС  мы создаём условия для развития детей. Отсюда следует новые задачи.
* Создание социальной ситуации развития в процессе организации игровой деятельности, познавательной, исследовательской и т.д.
*создать условия для ознакомления (познавательное развитие).
*обеспечить условия развития поисковой деятельности детей (познав-е речевое).
*обеспечить условия для самостоятельного выбора партнёра (социально – ком развитие).
*создать условия для пробуждения детей к речевой активности(речевое развитие).
*способствовать развитию навыков взаимодействия(социально – ком развитие).

    «ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА»
1. Подари ребёнку радость творчества, осознание авторского голоса.
2.Веди ребёнка от собственного опыта к общественному.
3. Будь не «над», а «рядом»
4 Радуйся вопросу,  но отвечать не спеши
5.Учи анализировать каждый этап работы.
6 Критикуя, стимулируй активность ребёнка.
                 Дороти Лу  Нолт.

Примечание:
*Взрослого на занятиях должно быть мало.

*Меняются организационные методические приёмы.

*Приоритетом – является желание узнавать.
*Стандарт ориентирован «глаза в глаза»
*успех в любой деятельности определяется мотивом.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционное обучение. Планирование и организация образовательной деятельности с учетом ФГОС ДО. Дисциплина 2. Модуль 1: ФГОС как ориентир развития системы дошкольного образования в РФ

Тема 1 - Общие положения ФГОСТема 2 - Требования к психолого-педагогических условиямТема 3 - Требования к кадровым и материальным ресурсамПрактическое задание 1...

Дистанционное обучение. Планирование и организация образовательной деятельности с учетом ФГОС ДО. Дисциплина 2. Модуль 2. Непосредственно образовательная деятельность в дошкольной организации с учетом ФГОС ДО

Тема 4 - Непосредственно образовательная деятельностьТема 5 - Структура непосредственой образовательной деятельностиТема 6 - Способы достижения и методы НОД...

Дистанционное обучение. Планирование и организация образовательной деятельности с учетом ФГОС ДО. Дисциплина 3. Модуль 1 Теоретические основы процесса формирования музыкальной культуры личности

Тема 1 - Структура и компоненты музыкальной культуры личностиТема 2 - Музыкально-эстетического сознание личностиТема 3 - Эмоциональная отзывчивость личности Практическая работа: ГЛОССАРИЙ...

Семинар-практикум для музыкальных руководителей "Планирование и проведение образовательной деятельности в условиях ФГОС"

Обсуждение актуальных вопросов реализации образовательных стандартов дошкольного образования. Выявление затруднений, потребностей и образовательных запросов в условиях введения образовательных стандар...

Дистанционное обучение. Планирование и организация образовательной деятельности с учетом ФГОС ДО. Дисциплина 3. Модуль 2 Методические основы формирования музыкальной культуры детей дошкольного возраста

Тема 1 - Характеристика условий формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возрастаТема 2 - Методы и приемы формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возрастаТема 3- Инт...

Дистанционное обучение. Планирование и организация образовательной деятельности с учетом ФГОС ДО. Дисциплина 3. Модуль 3 Игра в формировании музыкальной культуры детей дошкольного возраста

Тема 7 - Характеристика музыкальной игрыТема 8 - Музыкальная игра-сказка в формировании творческой активности ребёнкаТема 9 - Особенности организации и руководства творческим процессом музыкальной игр...

Планирование и организация образовательной деятельности в режимные моменты»

Консультация для воспитателей "Планирование и организация образовательной деятельности в режимные моменты"...