Методическая разработка по художественно – эстетическому развитию детей 5-7 лет «Волшебные сказки»
методическая разработка (старшая группа)

Огарева Олеся Александровна

Авторская новизна состоит в разработке материала и  внедрению инновационных методов и приёмов работы (ИКТ, моделирование), способствующих использованию детьми полученных знаний в самостоятельной игровой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2._medodich._razr._volshebnye_skazki.docx25.29 КБ

Предварительный просмотр:

        МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 11 «Одуванчик»

Методическая разработка

по художественно – эстетическому

развитию  детей 5-7 лет

«Волшебные сказки»

Огарева Олеся Александровна

музыкальный руководитель,

1 кв. категория

Лопатина Наталья Юрьевна,

воспитатель, 1кв. категория

Котлас, 2017

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №11 «Одуванчик» реализует основную образовательную программу дошкольного образования МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №11 «Одуванчик», утвержденную приказом № 158/а от «09» сентября 2016г (протокол заседания педагогического совета № 1 от 9 сентября 2016г.). Программа разработана на основе примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.

Актуальность методической разработки

ФГОС определили содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей. Художественно – эстетическое развитие предполагает, в том числе, развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (музыкального, изобразительного), формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, музыкальной и др.). 

Одной из задач ДОУ на современном этапе является создание условий для введения ребенка в мир музыки, живописи, литературы, танца, театра - насыщение жизни ребёнка искусством. Именно искусство несёт в себе отражение как существующих, так и давно исчезнувших вещей, явлений природы и людей, сохраняет их образы для новых поколений. Искусство расширяет социальный опыт человека. Оно способствует познанию окружающего мира через художественные образы в живописи, музыке, литературе и других видах искусства.

 По мнению Комаровой Т.С. эффективное влияние на познавательные и творческие возможности дошкольников оказывает взаимодействие различных видов искусства. Взаимопроникновение музыки и живописи делает процесс восприятия музыкальных произведений и произведений изобразительного искусства более осмысленным и интересным для ребенка, способствует развитию детского творчества и является одним из ведущих направлений в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста.

Ведущей педагогической идеей данной методической разработки является реализация комплексного подхода к художественно – эстетическому развитию старших дошкольников на основе синтеза музыкального и изобразительного искусства, которая позволит повысить эффективность работы по развитию художественно – творческих способностей детей старшего дошкольного  возраста.

Тематическая организация данной разработки позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно в ходе занятия. Комплексно – игровой метод способствует развитию интереса дошкольников к различным видам художественно – творческой  деятельности, развитию определенных навыков, формированию личности ребенка в целом.

Авторская новизна состоит в разработке материала и  внедрению инновационных методов и приёмов работы (ИКТ, моделирование), способствующих использованию детьми полученных знаний в самостоятельной игровой деятельности.

        Методическая разработка занятия предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Длительность занятия для детей  6-7 лет составляет 30 минут, что соответствует требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26.

В зависимости от уровня подготовки детей и содержания предшествующей работы мы предлагаем использовать  набор элементов НОД по следующим схемам:

Схема 1

Схема 2

  • Чтение стихотворения, рассказ педагога, приглашение на выставку волшебных вещей
  • Загадывание загадки о золотой рыбке, беседа о сказке «Золотая рыбка», импровизация под музыку и рыбками - рукавичками
  • Рассмотреть с детьми веер, побеседовать о его использовании, сделать веер из бумаги, попробовать превратить веер в другой предмет (юбочка, гармошка, бабочка)
  • Вспомнить в какой сказке живет гном, побеседовать с детьми о характере этого персонажа, исполнить песню про гнома
  • Отгадать, кто заколдовал цветок, прослушав пьесу «Баба Яга» П.И. Чайковского
  • Вырезать из бумаги ладошки по контуру, раскрасить их, собрать в новый цветок
  • Отправиться в гости к снежной королеве, превратится в  снеговиков и сосульки
  • Рефлексия
  • Чтение стихотворения, рассказ педагога, приглашение на выставку волшебных вещей
  • Прослушивание отрывка из сказки А.С. Пушкина «Золотая рыбка», назвать сказку и автора, выбрать предметы для импровизации
  • Загадать загадку про золушку, рассмотреть ее наряд, сделать веер из бумаги, импровизировать движения с веером под музыку
  • Послушать вступление из песни «Веселый гном» Струве, поговорить о характере гнома, прослушать песню в записи
  • Прослушать пьесу «Баба Яга» П.И. Чайковского, побеседовать о характере музыки, и персонажа, узнать мнение детей о том, почему Баба Яга злая
  • Вырезать из бумаги ладошки по контуру, раскрасить их, собрать в новый цветок, подарить его Бабе Яге, пригласить ее с собой на выставку
  • Отправиться в гости к снежной королеве, научить ее игре «Снеговики и сосульки»
  • Рефлексия

Представленные материалы, предлагаемые в игровой форме, могут использоваться в работе, музыкального руководителя и воспитателя.

Проект занятия

Воспитатель: Лопатина Наталья Юрьевна (МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №11 «Одуванчик»)

Музыкальный руководитель: Огарева Олеся Александровна (МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №11 «Одуванчик»)

Предмет: НОД «Художественно – эстетическое развитие».

Группа: подготовительная.

Тема НОД: Сказочная выставка волшебных вещей.

Цель: приобщение детей к разным видам искусства на основе литературных произведений

Задачи:

Обучающие

  1. Способствовать освоению и использованию разнообразных эстетических оценок относительно проявлений красоты в окружающем мире, художественных образах, собственных творческих работах
  2. Обеспечивать проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах художественно – творческой деятельности на основе литературных произведений
  3. Приобщать детей к социально – нравственным ценностям
  4. Закреплять умение работать в коллективе, вырезать сложные по форме предметы, сгибать лист бумаги в разных направлениях

Развивающие

  1. Развивать творческую фантазию, желание импровизировать, передавать настроение музыкального произведения через движение и пение

Воспитывающая

  1.  Воспитывать  интерес к изобразительному,  музыкальному видам искусств и художественной литературе

Социализация

- учить детей оказывать помощь другим, находить пути для достижения поставленной цели

Индивидуализация

-  учить детей решать проблемно-игровые ситуации, оценивать свое эмоциональное состояние, радоваться успешному достижению результата

Оборудование: 

- демонстрационный материал: оформленная выставка сказочных вещей (сапоги – скороходы, шапка – невидимка, золотая рыбка, раковина с рукавичками – рыбками,  веер, колпачок, сундук с черным цветком, корона Снежной Королевы, книги сказок); аудиозаписи П.И Чайковский «Баба Яга», «Вальс», «Мазурка», «Полька», «Мужик на гармонике играет», Сен-Санс «Аквариум»

- раздаточный материал: рукавички – рыбки, цветная бумага, ножницы, простые карандаши, клеевые карандаши

- ТСО: музыкальный центр

Характеристика группы: группа со средней работоспособностью, у 65% детей хорошо развиты музыкальные и изобразительные навыки, 35% испытывают затруднения в определении настроения музыкального произведения  и импровизации под музыку

результат усвоения материала (20 - 25 человек):

- справились самостоятельно со всеми заданиями – 21 - 23 человек

- справились с заданием с небольшой помощью – 2-4 человека

Предполагаемые риски:

- удержать внимание детей на протяжении всего занятия

- знаний по незнакомой теме у детей может оказаться недостаточно

- организация пространственной среды в группе или зале

Структурные этапы

Содержание учебного материала

Дидактические задания

Действия педагога

Действия воспитанников

Результат

Создание эмоционального фона, соответствующего теме занятия

Чтение стихотворения, беседа о выставке волшебных вещей

Кто встречает посетителей на выставке? Зачем нужен экскурсовод?

Беседует с детьми, читает стихотворение, задает вопросы

Отвечают на вопросы, настраиваются на занятие

Дети эмоционально настроились

Экспонат «Золотая рыбка»

Запись Сен-Санс «Аквариум», Отрывок из сказки А.С. Пушкина «Золотая рыбка»

Из какой сказки этот отрывок? Кто автор?

Задает вопросы, беседует с детьми

Отвечают на вопросы

Закрепили знания о сказке «Золотая рыбка»

Импровизация с рыбками – рукавичками под музыку

Рыбки – рукавички, запись Сен-Санс «Аквариум»

Определите характер музыки, под которую будут двигаться рыбки. Какие движения подойдут для импровизации?

Активизирует детей при ответе на вопросы, помогает выбрать характер движений для импровизации

Дети подбирают прилагательные, характеризующие музыку, выполняют движения в характере танца, стараются придумать свою танцевальную импровизацию, отвечают на вопросы

Импровизированный танец золотых рыбок

Экспонат «Хрустальная туфелька».

Сделай веер из цветной бумаги

Полоски цветной бумаги

Кому принадлежит эта туфелька? Кто автор? Почему здесь только одна туфелька? Почему рядом с туфелькой лежит веер? Из чего можно сделать веер?

Задает вопросы, помогает выбрать материал для изготовления веера, помогает правильно согнуть бумагу

Отвечают на вопросы, делают веер из цветной бумаги

Закрепили знания сказки «Золушка», изготовили для золушки веер

Преврати веер в другой предмет

Веера из бумаги, записи произведений П.И Чайковского «Полька», «Мазурка», «Мужик на гармонике играет», «Вальс»

Подумайте и скажите, во что еще может превратиться веер в соответствии с характером музыки?

Организует детей,  ведет диалог с ними, задает вопросы, помогает с выбором при возникновении затруднений

Дети отвечают на вопросы, придумывают предметы в которые может превратиться веер, под музыку превращают веер в веник, юбочку, бабочку, гармошку, цветок

Закрепили умение определять характер музыки и выражать его в движении

Экспонат «Колпачок»

Ноты песни «Пестрый колпачок» Струве

Кому принадлежит этот колпачок? В каких сказках встречаются гномы? Как называется песня про гнома? Какой у нее характер?

Помогает определить характер песни, напоминает о певческих навыках

Дети отвечают на вопросы, правильно исполняют мелодию песни, вовремя берут дыхание, соблюдают ритм во время пения

Повторили сказки про гномов, выразительно исполнили песню «Пестрый колпачок»

Экспонат «Черный цветок»

Сундук, цветок черного цвета, запись пьесы П. И. Чайковского «Баба Яга»

Из какой сказки этот черный цветок? В каких сказках присутствуют цветы? Почему этот цветок почернел? Кто мог его заколдовать? Угадать, кто его заколдовал поможет музыка

Активизирует детей при ответе на вопросы, помогает определить характер музыки

Дети отвечают на вопросы,  подбирают прилагательные, характеризующие музыку

Закрепили знания произведений из Детского альбома П.И.Чайковского

Коллективная работа «Цветок из контуров ладошек»

Листы цветной бумаги, простые и клеевые карандаши

Давайте, сами сделаем настоящий разноцветный волшебный цветок

Создает условия с учетом индивидуальных особенностей детей для выполнения задания. Помогает проверить знания детей

Выбирают цветную бумагу, обводят ладони, вырезают по контуру, закручивают лепестки на карандаш, склеивают лепестки вместе

Дети сделали цветок, используя контуры своих ладошек

Проблемная ситуация: «Как попасть в царство Снежной Королевы»?

Корона снежной королевы. Отрывок из сказки «Цветик - семицветик»

В какой сказке живет Снежная Королева? Какой предмет может помочь нам туда попасть?

Организует детей,  ведет диалог с ними, задает вопросы, помогает с выбором при возникновении затруднений

Все вместе читают отрывок из сказки «Цветик - семицветик»

Оказываются в царстве Снежной королевы и превращаются в снеговиков и сосульки

Игра «Снеговики и сосульки»

Текст театрализованной игры

Как можем порадовать Снежную королеву?

Создает условия с учетом индивидуальных особенностей детей для выполнения задания. Организует игру «Снеговики и сосульки». Помогает эмоционально раскрепоститься, создать образы снеговиков и сосулек

Дети участвуют в игре, передают характеры снеговиков и сосулек

Дети получают позитивный настрой

Рефлексия

Черный цветок и цветик - семицветик

Рефлексия «Соберись у цветка»

Создает условия для выбора цветка.

Организует диалог, подводит итог занятия, активизирует речь детей

Дети подходят к цветику - семицветику, если занятие им понравилось, или  к черному цветку, если было не интересно.

Дети возвращаются в группу.

Библиография 

  1. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика». СПб.: ЛОИРО, 2000. – 220 с.
  2. Костина Э.П. Камертон: Программа музыкального образования дошкольников /Э.П. Костина. – Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2001. – Азбука шестой ступени развития детей /Э.П. Костина. – С. 81 – 123, Азбука седьмой ступени развития детей /Э.П. Костина. – С. 124 – 169.
  3. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей: Пособие для родителей и педагогов /М.А. Михайлова. -  Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.
  4. Гердт Н. Интеграция искусства. // Дошкольное воспитание – 2009. - № 7  – с.  42 – 46
  5. Комарова Т. С. О взаимосвязи искусств в эстетическом воспитании детей // Дошкольное воспитание.  -  1995. - № 5. -  с.47- 49


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка: "ВИКТОРИНА ПО ВОЛШЕБНЫМ СКАЗКАМ"

Развитие познавательных способностей: понимать значение <волшебной> сказки, выделяя жанровые особенности ( зачин, концовка, небылицы ).Учить вспоминать сказочные события, объяснять их.Закрепить ...

Авторская программа кружка по художественно-эстетическому направлению развития детей в разновозрастной группе «Волшебные сказки» на 2015-2016 уч.год МБДОУ «Детский сад с.Каменка» Красноармейского района Саратовской области В

I.Пояснительная запискаНаши дети с самого раннего детства сталкиваются с художественным словом. Мы часто используем в речи различные потешки, стихи, и часто читаем малышам детские книжки. Но чем старш...

Методическая разработкапо здоровосбережению.

Семинар - практикум "Цветок здоровья вышей семьи"...

Конспект совместной организованной образовательной деятельности детей и родителей по художественно-эстетическому развитию «Волшебная сказка цветных фей»

Конспект совместной организованной образовательной деятельностидетей и родителей по художественно-эстетическому развитию«Волшебная сказка цветных фей»(с элементами арттерапии)...

Методическая разработка. Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми 5-6 лет «Путешествие по волшебным сказкам». (Игра-викторина)

Материал помогает уточнить знания детей о волшебных сказках, совершенствует представления о добре и зле, формирует стремление совершать добрые поступки, приходить на выручку. К конспекту разработана п...

Методическая разработка сценария музыкального праздника "Волшебные сказки Георгия Свиридова"

Этот материал может быть полезен для музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ. Методическая разработка включает в себя подробный и адаптированный для детей 6-7 лет рассказ о жизни и творчестве зна...