Роль развивающей предметно-пространственной среды в обучении дошкольников
презентация к уроку (старшая группа)
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации – одно из основных средств, формирующих личность ребенка, источник получения знаний и социального опыта. Именно в дошкольном возрасте закладываются фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками. Созданная в детском саду предметно-пространственная среда влияет на развитие ребенка, способствует его всестороннему развитию и обеспечивает его психическое и эмоциональное благополучие.
Предметно-пространственная среда (ППС) – система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной образовательной программы дошкольного образования.Согласно ФГОС, образовательная деятельность должна осуществляться в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, самообслуживания и элементарного бытового труда, познавательно-исследовательской, конструирования, изобразительной, музыкальной, восприятия художественной литературы, двигательной). Поэтому в каждой группе созданы условия, позволяющие дошкольникам реализовать все виды детской деятельности (и их разновидности) в соответствии с возрастными особенностями и индивидуальными предпочтениями.
Создавая ППС в группе, педагог должен четко понимать возможность представленных материалов в решении запланированных психолого-педагогических задач: какие материалы будут использоваться в совместной деятельности педагога с детьми, а с какими материалами дети сами смогут развернуть развивающую деятельность в рамках предлагаемого содержания. При этом важно, чтобы дети могли действовать самостоятельно, даже не обладая достаточным субъектным опытом по ее планированию и реализации замыслов, т. е. реализовать индивидуально-дифференцированный подход через различные виды дидактических материалов. Так ребенок может действовать по заданному педагогом наглядному алгоритму деятельности или сам составлять программу деятельности.
Предметно-пространственная среда интегрированных видов деятельности:
– способствует освоению детьми (формированию и актуализации) опыта реализации (организации и осуществления) интегрированных видов деятельности как субъективного и субъектного опыта; при этом субъективный опыт определяется как личный, принадлежащий ребенку, а субъектный – как опыт субъекта по планированию и реализации конкретной деятельности, в котором он может дать себе отчет о своих возможностях и предпочтениях;
– стимулирует стремление детей к проявлению инициативы и самостоятельности в проявлении опыта реализации интегрированных видов деятельности в созданных условиях;
– стимулирует проявление детьми интегративных качеств личности в различных формах их выражения, отражающих специфику детских видов деятельности, возможности и желания конкретного ребенка.
Чтобы ППС группы воспринималась ребенком как естественная, комфортная, уютная обстановка, которая может изменяться в соответствии с его желаниями и интересами, мы разработали модульный конструкт, позволяющий быстро «собрать» и разместить в группе разнообразное оборудование для проведения работы по плану или организации деятельности по запросу детей, а затем оперативно его убрать, не загромождая групповое помещение. Модульный конструкт обеспечивает создание среды, которая рационально организована и насыщена различными материалами, позволяющими ребенку проявлять самостоятельность, утверждать себя как активного участника в различных видах детской деятельности. Кроме того, с использованием модульного конструкта можно оперативно изменять зонирование в группе, привлекать детей к созданию такой обстановки, которая позволит реализовать их потребности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация | 2.62 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задачи дошкольного образования: - развитие личности ребенка, - сохранение и укрепление здоровья детей, - воспитание у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, -творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, - уважение к традиционным ценностям.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание, э лементарный бытовой труд, конструирование, изобразительная деятельность, музыкальная и двигательная активности, развивающая предметно - пространственная среда.
Повышение качества образовательной деятельности в ДОУ возможно при условиях организации развивающей предметно пространственной среды. Одной из задач образовательной работы ДОУ является усовершенствование предметно-пространственной развивающей образовательной среды, обеспечивающей реализацию образовательной программы направленной на охрану и укрепление здоровья дошкольников в соответствии с особенностями развития каждого возрастного этапа.
Любопытные детки в садике живут много, много вопросов они задают.
Наша группа
Материалы для каждого центра: • отражают реальный мир; • побуждают к дальнейшим исследованиям; • соответствуют интересам и уровню развития ребенка; • обеспечивают его дальнейшее развитие; • имеются в достаточном количестве; • доступны и привлекательны; • систематизированы и снабжены надписями и символами.
Уголки нашей группы •Патриотический уголок Книжный уголок Уголок экспериментирования Уголок природы Уголок изобразительного искусства Музыкальный уголок Спортивный уголок Математический уголок Уголок речевого развития Уголок безопасности Театральный уголок Конструирование Уголок уединения
Патриотический уголок
Книжный уголок
Уголок экспериментирования
Уголок природы
Уголки изобразительного искусства
Музыкальный уголок
Спортивный уголок
Уголки математического и речевого развития
Уголок безопасности
Театральный уголок
Уголок конструирования
Уголок уединения
Каждый день дети находят занятия по своим интересам
Любимое дело всегда по плечу!
Работа в центрах развивает у воспитанников : речь, социальные навыки, элементарные математические представления, учит наблюдать и сравнивать, анализировать и делать выводы. Происходит непосредственное обучение детей в ходе самостоятельной практической деятельности.
Английский писатель Оскар Уайльд сказал, что «Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми…» А у нас все дети хорошие! И создавая благоприятную среду развития для наших детей, мы хотим видеть их еще и такими: овладевшими основными культурными способами деятельности, обладающих установкой положительного отношения к миру, развитым воображением, умеющих выражать свои мысли, любознательных, выносливых и физически развитых, а главное счастливыми!
Спасибо за внимание!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Роль развивающей предметно-пространственной среды в сенсорном развитии дошкольников с нарушением зрения"
Консультация для воспитателей работающих с детьми , имеющими ограниченные возможности здоровья...
Роль развивающей предметно-пространственной среды в развитии инициативы и самостоятельности дошкольников.
В статье рассмотрены понятия «инициативность», «самостоятельность», «среда». Раскрыта роль развивающей предметно-пространственной среды в развитии самостоятельности и инициативы ребенка в условиях. Ра...
Роль развивающей предметно-пространственной среды в художественно-эстетическом развитии дошкольников.
Одним из важнейших факторов художественно-эстетического развития ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения является предметно-пространственная развивающая среда. Она имеет важное знач...
Доклад из опыта работы на городском совещании педагогических работников "Роль развивающей предметно - пространственной среды в образовании дошкольника"
Особое внимание в дошкольном образовании уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, актив...
Консультация «Роль развивающей предметно-пространственной среды в домашних условиях в речевом развитии дошкольника»
Консультыция «Роль развивающей предметно-пространственной среды в домашних условиях в речевом развитии дошкольника»...
Презентация " Роль развивающей предметно-пространственной среды в образовании дошкольников"
Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС...