Возрастные особенности ребенка 3-4 лет.
консультация (младшая группа)

Сметанина Ольга Владимировна

Отделение себя от взрослого - характерная черта детей 3-4 лет. Это переход на новый уровень взаимоотношений взрослого и ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozrastnye_osobennosti_rebenka_3.docx18.11 КБ

Предварительный просмотр:

     Возрастные особенности ребенка 3 – 4 лет

В три года, любимым выражением ребенка становится «Я сам!». Я хочу стать «как взрослый», но, понятно, быть им не может. Отделение себя от взрослого – характерная черта кризиса трех лет. Это переход на новый уровень  взаимоотношений взрослого и ребенка.

Ребёнок больше стремится к самостоятельности.
Возрастные особенности ребенка в 3 - 4 года:

* формируется «противоволя» - хочет всё делать по-своему

* появляется осознание себя, как отдельного от родителей человека, поэтому он часто отвергает любую их помощь

* совершает поступки не под влиянием случайного желания, а исходя из более сложных и стабильных мотивов

* игра становится коллективной, образно-ролевой. Представляет себя кем-то или чем-то и соответственно действует. 
* во время коллективной игры дети защищают свои личностные границы, воспринимают её наличие у других

* словарный запас ребёнка пополняется, придумывает новые слова. 
Центральная нервная система ещё в процессе формирования:

 * ребёнок способен анализировать (сбор, классификация и систематизация информации) и синтезировать информацию (объединение всех данных, полученных в результате анализа), которую он получает от окружающих.

*  происходит развитие речи, увеличивается её значение в процессе познания. Ребенок всё чаще задаёт вопросы, расспрашивает, уточняет.

* дети 3 - 4 лет не способны долго концентрироваться на изучаемом материале, поэтому в процессе следует использовать различные приёмы, чтобы удержать их внимание. Лучше показать на  наглядном примере, словесные инструкции даются сложно.

 Личностное развитие проходит в конфликтах. Дети воспринимают себя, как отдельного «Я», стремятся стать самостоятельными. Но это желание с возможностями не совпадают. В этом и состоит суть конфликта ребёнка 3-4 лет, то есть он хочет всё делать сам, но не может справиться без взрослых. Чтобы личность успешно сформировалась, родители должны:

* воспитывать самостоятельность и позволять ему быть самостоятельным

* относится к ребенку, как равноправному. Отойти от стиля общения «я взрослый – ты маленький ребёнок»

* поддерживать его начинания и стремления (если они положительные). Если у ребёнка что-нибудь не получается, то надо подсказать другой метод решения или предложить ему свою помощь.

* не критиковать.
В этот период формируется основа самооценивания.  Он наблюдает, как действуют его сверстники, сравнивает их результаты со своими и стремиться к лучшему.

Меняется социальная позиция ребёнка, это происходит социальная адаптация.  Он нуждается в общении со сверстниками, уважении и признании.  Готов считаться с интересами детского коллектива,  выстраивает отношения со сверстниками, учитывая общепринятые нормы и правила поведения. Но в большинстве случаев дети просто находятся рядом и плохо идут на контакт. Способен к эмоциональной отзывчивости - сопереживать, утешать сверстника, помогать ему, он может стыдиться своих поступков (хотя эти чувства неустойчивы). Взаимоотношения, которые ребенок четвертого года жизни устанавливает с взрослыми и другими детьми, отличаются нестабильностью и зависят от ситуации. В этот период развивается половая идентификация.

У ребёнка 3-4 лет совершенствуются различные психологические процессы:

- непроизвольная память.

Запоминает информацию, которая вызвала у него яркие эмоции. Запоминает 5 названий предметов и 3 – 4 слова. Способен выучить маленький стих.  

- преобладает наглядно-действенное мышление, начинает формироваться наглядно-образное. Находит взаимосвязь между предметами, основываясь на практические действия. Может сделать несложные выводы.

- основной вид деятельности - это игра. С её помощью дети копируют поступки взрослых, «примеряют» разные модели поведения.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности ребенка 2-3 лет

Кто он - ребеенок 2-3 лет? Над этим вопрсосм задумывается каждый, у кого есть ребенок....

Возрастные особенности ребенка 3 лет.

Кризис 3 лет, как предупредить  нежелательное  поведение  ребенка. Советы  родителям....

Возрастные особенности ребенка 3-4 лет

Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром....

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА.

"Консультирование родителей в детском саду (индивидуальные особенности детей)"....

Доклад на родительском собрании на тему: «Возрастные особенности ребенка 2-3 лет»

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуется восприятие, речь, начальны...

Консультация для родителей "Возрастные особенности ребенка четвертого года жизни"

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координи...