Развитие сюжетно-ролевой игры в детском саду.
консультация

Михайлова Алла Ивановна

Развитие сюжетно-ролевой игры в детском саду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие сюжетно-ролевой игры в детском саду.

Самостоятельная сюжетная игра – любимый вид деятельности дошкольников, именно в ней максимально разворачиваются их способности. Для того чтобы дети имели возможность проявлять творчество в сюжетных играх, чтобы эти игры были привлекательны, необходимы следующие условия:

  1. Необходимо, чтобы содержание игр соответствовало интересам и возможностям детей.
  2. Педагогическое сопровождение сюжетных игр должно строиться с учетом постепенного нарастания  самостоятельности и творчества ребенка.
  3. Предметно-игровая среда детского сада должна быть динамично изменяющейся, а в ее создании должны принимать участие дети.

Рассмотрим особенности педагогического сопровождения сюжетных игр на разных возрастных этапах.

Важнейшим условием  появления сюжетных игр у детей третьего года жизни становится насыщение игрой всей жизни детей в группе. Хорошо использовать проигрывание бытовых сюжетов: "медсестра " осматривает детей и куклу, "пора мыть ручки скоро кушать, и куколки тоже помоют ручки, ш-ш-ш помыли, пошли за стол". Ребенок копирует бытовые действия взрослого, в результате опыт детей обогащается.

Забота взрослого о ребенке становится  ведущим источником сюжетно-отобразительных и сюжетно-ролевых игр на четвертом году жизни. Задача педагога состоит в том, чтобы обеспечить переход от сюжетно-отобразительной игры  к сюжетно-ролевой игре, отражающей настроение людей, их отношения, характер. Организуя игры с детьми, педагог принимает на себя игровую роль и побуждает  ребенка принять и назвать свою роль, дает образцы названий игровых действий, задает вопросы от имени ролевого персонажа. "Как зовут твою дочку? – спрашивает у нее "доктор", что у нее болит?" Обогащение игровых сюжетов может быть основано на имеющемся у ребенка опыте (поход в магазин, к врачу, поездка в другой город). Следующий шаг – создание игровой – проблемной ситуации. "Игрушки заболели, доктора нет, что делать??" Позиция педагога постепенно меняется, от участника игры, к позиции партнера – помощника, который направляет игру, помогает детям незаметно перейти к использованию предметов–заместителей. В младшем дошкольном возрасте педагог создает условия для индивидуальных режиссерских игр. Это требует насыщения предметно-игровой среды мелкими образными игрушками.

В среднем дошкольном возрасте становится творческое преобразование детского опыта. Содержание сюжетных игр обогащается, от разыгрывания бытовых сюжетов ребенок переходит к отражению профессиональных отношений взрослых, появляются сюжеты с фантастическими элементами. Готовый сюжет может задаваться разными способами: беседой с детьми, составление индивидуального или коллективного рассказа, постановкой вопроса "Как можно поиграть в эту игру по-другому?" Играя с ребенком, педагог расшатывает привычный ход игрового сюжета, принимая на себя необычную роль.  Детей средней группы педагог включает в создание предметно-игровой среды, организовывая эту деятельность по типу игра-труд. В группе необходимо выделить игровые зоны, в которых дети могут разворачивать любые сюжетно-ролевые игры, объединяясь в небольшие группки и создавая обстановку, соответствующую замыслу. В предметно-игровой среде кроме образных игрушек должен быть разнообразный бросовый материал. Организуя режиссерские игры, педагог занимает позицию помощника: он просит пояснить ребенка смысл тех или иных действий, побуждает к ролевой речи. Необходимо давать ребенку творческие игровые задания, направленные на организацию индивидуальной или совместной режиссерской игры, как-то: придумать и рассказать начало истории, или ее конец, которую предложит другой ребенок или педагог. Таким образом, в средней группе у ребенка развивается способности к импровизации, игра постепенно превращается в совместную деятельность.

Старший дошкольный возраст период расцвета режиссерской игры, которая становится полноценной совместной деятельностью. Содержанием игр являются фантастические сюжеты, в которых реальность переплетается с событиями из фильмов, книг. Предметно-развивающая среда для режиссерских игр может конструироваться на основе полифункционального игрового материала (карта – макет игрового пространства). Она помогает детям представить сюжетную ситуацию еще до ее разыгрывания,  а затем конкретизировать ее в процессе режиссерской игры, наполнив ее игровыми событиями. На начальном этапе освоения необходимо, чтобы материал помогал ребенку что-то домыслить, вообразить, опираясь на предложенную взрослым предметную ситуацию. Организуя игры детей, педагог выступает как создатель проблемно-игровых ситуаций, направляющих замыслы режиссерской игры. Опора делается на опыт детей, который активизируется при помощи содержания и структуры материала, а также при постановке "сказочной" игровой проблемы, требующей разрешения. Педагог, не принимая непосредственного участия в игре, лишь направляет замыслы детей вопросами: "Что было дальше? Что случилось?" Его позицию можно определить так: помощник в реализации детьми игровых замыслов. В старшем дошкольном возрасте ярко проявляются индивидуальные особенности игрового творчества каждого ребенка.

  • У детей сочинителей творческие проявления связаны, прежде всего, с созданием игровых сюжетов. Такие дети рано переходят к игре – фантазированию.
  • Дети исполнители проявляют игровое творчество в реализации замыслов при создании образов игровых персонажей, используя для этого разнообразные средства: мимику, жесты, комментирующую и оценочную речь.
  • Дети – режиссеры максимально проявляют себя в игровом организационном общении, выступая посредниками в разрешении спорных ситуаций  конфликтов.

Таким образом, педагогическое сопровождение сюжетных игр направлено на сохранение самостоятельности игры и побуждение игрового творчества, желания совместно придумывать сюжеты, ролевые диалоги и элементы предметно – игровой среды. Все это способствует тому, что игра остается любимой и значимой для детей деятельностью до конца школьного детства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие сюжетно-ролевой игры в детском саду"

В статье рассматриваются вопросы влияния сюжетной игры на развитие ребенка - дошкольника. Выделяются принципы организации  игры в детском саду. Даются практические примеры проведения сюжетно - ро...

План-конспект развития сюжетно-ролевой игры «Больница» для детей средней группы детского сада

Представление о работе врача, поведения пациента на приёме.    умение детей взаимодействовать и ладить друг с другом в совместной игре. Получение представления о  здоровом об...

Проект "Развитие сюжетно-ролевой игры в детском саду"

В данной публикации содержится основные этапы развития сюжетной игры, особенности сюжетной игры в разных возрастных категориях, определение игры....

Педагогическое сопровождение развития сюжетно-ролевой игры в средней группе детского сада.

В работе отражены влияние игры на физическое воспитание детей и роль педагога в организации игры и развитии игровых умений детей средней группы детского сада. Приведены результаты диагностики игровых ...

ОПЫТ СОЗДАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ В ДЕТСКОМ САДУ № 150 ОАО «РЖД»

: В статье представлен опыт создания педагогических условий личностного развития в сюжетно- ролевой игре в Детском саду №150 ОАО «РЖД»...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: СЮЖЕТНО -РОЛЕВЫХ ИГР НА УЧАСТКЕ ДЕТСКОГО САДА»

В процессе игры ребенок познает окружающий мир, постоянно сталкивается с необходимостью решения многочисленных задач, максимально и разносторонне проявляет себя, применяя на практике имеющиеся навыки,...

Тема статьи: «Потенциал сюжетно-ролевой игры - как одно из ведущих условий реализации образовательной программы дошкольного образования. Действия педагога, направленные на поддержку сюжетно-ролевых игр дошкольников в детском саду».

Влияние воспитателя на развитие ребенка. Дошкольное детство – самый важный период становления личности. Oсновным видом деятельности детей дошкольного возрaста, является игра. Основные моменты ме...