Консультация для педагогов "Современный ребёнок-какой он?"
консультация
Проблемы современных детей.
Как же нам педагогам понять современных детей?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennyy_rebyonok.docx | 23.34 КБ |
inf.sovr_.reb_microsoft_office_word_4.docx | 119.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Современный ребёнок – какой он?
Давайте с вами вместе нарисуем «портрет» современного ребёнка
Какой он?
Проблемы современных детей.
Современные дети отличаются от тех детей, которые росли каких-то 20 лет назад. Психологи даже говорят, что есть отличия между детьми с небольшой разницей в возрасте – 3-6 лет. Это связывают с быстрым темпом нашей жизни, когда всё стремительно меняется, развивается, многие традиции уходят в прошлое, техника полностью меняет уклад и психологию человека. Ко всему этому приспособились далеко не все взрослые, а без их поддержки и направления невозможно гармоничное развитие детей. Воспитатели одними из первых замечают изменения в поведении и характере детей. За годы их практики перед ними проходят сотни детей и родителей. Многие трудности и проблемы, с которыми сталкиваются сегодняшние семьи, не уникальны. Педагоги призывают родителей быть более внимательными к своим детям, уделять больше времени общению в кругу семьи, физическому развитию, при этом не забывать, что все хорошее в меру.
Самые распространенные трудности, с которыми сталкиваются наши дети:
- дети не умеют завязывать шнурки. Может кому-то это покажется несущественным, но это умение показывает, насколько развита мелкая моторика у ребенка. Отсюда идут и другие проблемы: не могут аккуратно складывать вещи, не могут собрать портфель, возникают проблемы с речью. А ведь научиться завязывать шнурки ребенок должен к трем годам! Но сложность еще и в том, что сейчас очень много одежды, где шнурки, бантики заменяются липучками, так как с ними проще. Поэтому педагоги советуют родителям дополнительно заниматься с ребенком завязыванием бантиков, узелков из шнурков, ленточек, чтобы отработать этот навык;
- очень много детей с нарушением речи и задержкой психического развития. Многие дети имеют маленький словарный запас, плохо выговаривают отдельные звуки, невнятно разговаривают, а некоторые в три года не разговаривают вообще (Словарный запас около 1500 слов), что может спровоцировать у ребёнка агрессию, так как его не понимают и объясниться он не может. Во многих случаях всего этого можно было бы избежать, если бы родители не только больше разговаривали с детьми с самого рождения, но и делали это правильно. Детскую речь развивают забытые молодыми родителями потешки, скороговорки, простые детские стишки таких классиков, как Барто, Чуковский, Заходер и др. Обязательно надо читать с детьми, рассказывать им истории. Слабое развитие артикуляционного аппарата также часто возникает из-за того, что мамы долгое время дают детям перетертую, мягкую пищу. Для того чтобы ребенок четко произносил звуки, полезно грызть морковь, яблоки, больше жевать;
- детям трудно дается концентрация внимания, они быстро бросают начатое дело и переключаются на другое, но тоже не доводят его до конца. Они не сразу реагируют на просьбы взрослого, на что часто жалуются родители. Такие дети не могут дождаться конца занятия, они вертятся и отвлекают других, не слышат замечаний воспитателя. У них могут быть хорошие способности к учебе или к творческой деятельности, но из-за своей неусидчивости они не реализовываются полностью;
- у детей пропала тяга к знаниям, их природная любознательность. Воспитатели все время придумывают новые методы, как заинтересовать своих воспитанников, но чем дальше – тем труднее становится конкурировать с компьютерными играми и телевизионными передачами;
- дети стали более чувствительными. Буквально небольшое недоразумение или неудача могут нарушить их эмоциональное состояние, вызвать бурный конфликт, слезы или потасовку. Одни боятся отвечать на занятиях, даже если хорошо знают ответ, другие – постоянно привлекают к себе внимание любыми доступными им способами.
Как же нам педагогам помочь современным детям? Для этого конечно нужно быть современным воспитателем. А кто он - современный воспитатель?
Первая встреча. Это всегда очень волнительно и для ребёнка, и для воспитателя.
Во взгляде ребёнка виден вопрос: «Какая ты моя воспитательница?» Поэтому очень важно установить контакт с ребёнком.
Показать ему взглядом, мимикой, словами, что я тебе рада, я тебя жду.
Воспитатель должен наблюдать, всматриваться в каждого ребёнка, понимать
мотивы его поведения. Строить свои отношения с воспитанником с учётом его индивидуальных особенностей.
Педагог обязан помнить: плохих детей нет, а отдельные отрицательные черты –
результат неправильного воспитания.
К самым маленьким педагог должен проявить особую теплоту.
Пожалеть, посочувствовать, создать у ребёнка ощущение защищённости.
В установлении душевных связей со старшими детьми от него требуется ещё и
умение давать объяснения, аргументировать запрет, серьёзно разговаривать,
шутить.
Опытный педагог помнит об одной из особенностей дошкольника – внушаемости. Вот почему лучше подчеркнуть положительные качества и тем самым закреплять их, содействуя развитию у ребёнка чувство собственного достоинства.
В отношении каждого ребёнка у педагога должна быть чёткая перспектива формирования личности.
Для того чтобы составить правильное мнение о ребёнке, от педагога требуется всесторонний анализ его поведения, умение быть объективным.
Каждому кто воспитывает, необходим педагогический такт.
Постоянное общение педагога с детьми требует от него «большого такта сочетающего в себе высокую требовательность, чуткость, справедливость, гуманность, оптимизм, настойчивость, выдержку, самообладание».
Внимательный чуткий воспитатель постарается расшевелить медлительного ребёнка, например, с помощью привлечения его к играм и упражнениям, развивающим сноровку, ловкость, смекалку, быстроту реакции, ориентировку в пространстве.
Но как бы добросовестно не работал педагог, как бы не стремился дать всестороннее развитие детям, если он не знает о том, как их воспитывают в семье, он не добьётся желаемых результатов.
Педагог должен тесно контактировать с семьёй, без этого содружества невозможно сформировать нужные черты личности.
Целенаправленное, планомерное, методически правильное руководство детьми позволяет педагогу добиться очень высоких результатов, как в воспитании, так и в образовании детей.
Используя разные ситуации, он может формировать положительное отношение друг к другу. Обучить детей культуре поведения в коллективе, скромности, вежливости, сдержанности.
Любящий свою работу педагог позаботится о том, чтобы жизнь детей в детском саду была содержательной, способствующей развитию разносторонних интересов. А формирование интересов происходит более успешно, если педагог осуществляет индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Своим примером трудолюбия и занятости он создаёт у детей соответствующее настроение и стремление к полезной деятельности.
( Дети часто видят, что воспитатель – инициатор добрых дел.)
Воспитание – кропотливый процесс, требующий от педагога терпения, самокритичности, оптимизма умения слушать и понимать детей.
Тот, кто всерьёз и с доверием относится к чувствам и словам других, пусть даже самых маленьких, тот, кто равен им в личностном плане, хотя, естественно, значительно больше знает, - того по праву можно назвать педагогом.
Конечно нам с вами не просто понять современных детей, иногда даже кажется что дети сейчас действительно «инопланетные» по сравнению с нами, была дана интересная градация поколений, их краткая характеристика и сравнение.
Теория поколений x, y, z
Поскольку конфликты поколений отнюдь не новшество то ученые также трудятся над этой проблемой, анализируют, систематизируют, пытаются найти решения. Теория поколений, описывающая отличия и особенности людей, живущих в разные годы, была создана в 1991 году американскими учеными У. Штраусом и Н. Хоувом. Её суть в том, что в разные исторические периоды системы ценностей у людей соответственно разные, и в результате не только семья, но и общественные события формируют особенности того или иного поколения.
Психолингвист Евгения Шамис и психолог Алексей Антипов адаптировали теорию поколений исходя из вех российской истории.
В результате вышла такая вот любопытная таблица.
Величайшее поколение – люди, рожденные в 1900-1923 годах;
Молчаливое поколение – те, кто родился в 1923-1943 годах;
Поколение беби-бумеров – рожденные в 1943-1963 годах;
Поколение Х – годы рождения 1963-1984;
Поколение Y – родившиеся в 1984-2000 годах;
Поколение Z – те, кто родился начиная с 2000 года и по наши дни.
Поскольку основные конфликты поколений происходят между тремя последними, то на них и остановимся.
Поколение Х
Иногда его называют Неизвестным поколением, самое многочисленное на данный момент. Они с самого детства приучались к ранней самостоятельности, недаром про этих детей часто говорят «поколение с ключом на шее» и сразу понятно о людях какого возраста идет речь) Их родители считали, что чем лучше ребенка научить справляться с трудностями, тем легче ему будет жить.
Поколение Y (иногда его именуют поколение Миллениум или Next).
Сейчас к ним можно отнести молодых родителей и детей старше подросткового возраста. К ценностям этого поколения относятся: свобода, результат как таковой, сиюминутное вознаграждение за результат, развлечения.
На время их роста пришлось очень много переломных событий – распад СССР; военные конфликты; бурное развитие цифровых технологий и коммуникаций. Большая часть детей Y к самостоятельности не приучена, в отличие от их «иксовых» родителей.
Поколение Z, нынешние дети
Самым «взрослым» детям этой категории на данный момент не более 16-ти 17-ти лет. На их становление влияют совершенно другие события, качественно отличающиеся от прошлых: укрупнение бизнеса, мировой экономический кризис, повсеместное распространение различных средств связи, властвующая везде и вся всемирная мировая паутина на основании информации полученной оттуда дети и делают свои «жизненные» выводы.
И, поверьте, сегодня вечная фраза «Мы росли в другое время» несет в себе куда более существенные глубинные отличия от той же фразы, которую говорили нам наши родители.
Поведение и жизненные принципы «цифровых» детей очень сильно беспокоят не только родителей, но и учителей, и просто сторонних людей, сравнивающих себя с подрастающим поколением. Недаром интернет заполонен статьями и фотографиями, которые можно условно объединить под общим названием «такого детства больше никогда не будет».
Современные дети действительно абсолютно другие
принять это как факт и научиться разговаривать с ними на «одном языке», научиться понимать и принимать их поступки.
Предварительный просмотр:
Современный ребёнок – какой он?
Современные дошколята – это что-то необыкновенное.
Часто мы говорим: современные дети – не те, что были раньше. Но часто ли мы задумываемся: а разве мы сами остаёмся прежними? Мы, как и наши дети, меняемся – вместе с окружающим нас миром, вместе с новейшими технологиями, вместе с бешеным ритмом современной жизни.
Какие же они – современные дети?
Современные дети:
- Умные, настойчивые, требовательные
- Более коммуникабельные;
- Более информированные;
- Более эрудированные;
- Более осведомлены об окружающем мире, т.к. живут в эпоху информационного бума;
- Более практичны и самостоятельны, просто потому что родители посвящают работе больше времени, чем общению с ними;
- Более тревожны и агрессивны;
- Очень подвижные и гиперактивные;
- Зависят от техники и не представляют свою жизнь без сумасшедших гаджетов и компьютеров;
- Не имеют героев и кумиров;
- Не умеют играть – в современных игрушках и играх предусмотрено все и нечего додумывать;
- Не слышат указаний и приказов;
- Часто нарушают общепринятые правила и запреты.
- Не терпят насилия.
- Любые шантажи, уговоры, «традиционные меры воздействия» («Сейчас придет Баба-яга и съест тебя!») никак на него не действуют.
Просто у современных детей – современное детство!
Родителям сейчас сложно. Все мы хотим иметь хороший заработок, создать ребёнку прекрасные условия. Мы очень заняты, часто задерживаемся на работе, и ребёнку не хватает родительского внимания.
Старайтесь проводить больше времени вместе.
Современные дети не трудные и не лёгкие. Они – обычные дети, которым, как и сто лет назад, по-прежнему нужны тепло маминых объятий и надёжность папиных рук. Мы можем каждый день, приходя с работы, дарить ребёнку игрушки, но через годы он будет с нежностью вспоминать не череду кукол и машинок, а вечер, когда вся семья наряжала ёлку, каталась на лыжах или ездила на рыбалку.
Каждый ребенок это неповторимый, уникальный мир - это личность, обладающая своей точкой зрения своими уникальными способностями и задача взрослых находить время и желание для того чтобы учиться понимать этот мир, помогать ему взрослеть, сохраняя и оберегая эту уникальность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аутичный ребёнок. Какой он?
Что понимают под термином аутизм? Причины аутизма. Формы проявления аутизма. Подходы к коррекции РДА. Правила работы с аутичными детьми. Игры которые могут послужить началом коррекционной работы....
Презентация к консультации для педагогов ДОУ «Одарённый ребёнок — какой он?»
Презентация к консультации для педагогов ДОУ «Одарённый ребёнок — какой он?»...
консультация для родителей" БЕЗОПАСНОСТЬ РЕБЁНКА: КАКАЯ ОПАСНОСТЬ ПОДСТЕРЕГАЕТ ДЕТЕЙ ДОМА"
БЕЗОПАСНОСТЬ РЕБЁНКА: КАКАЯ ОПАСНОСТЬ ПОДСТЕРЕГАЕТ ДЕТЕЙ ДОМА О том, что врачам ежедневно приходится оказывать помощь маленьким травмированным пациентам, и не всех удаётся спасти. Какие возрастны...
Тема: «Одарённый ребёнок — какой он?» Консультация для педагогов
На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственнос...
Консультация для родителей : "Современный ребёнок. Какой он?"
Консультация для родителей : "Современный ребёнок. Какой он?"...
Консультация для родителей на тему: "Развитие ребёнка-каким оно должно быть?"
Интересная инфориация для родителей детей - дошкольников....
Консультация для родителей в ДОУ "Одарённый ребёнок - какой он?"
Советы родителям по выявлению и развитию одаренности собственного ребенка....