ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС
статья (подготовительная группа)

Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определенное значение. От того как человек относится к труду, как он умеет трудиться, во многом зависит его судьба.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья18.45 КБ

Предварительный просмотр:

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС

Труд становиться великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоление трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мир, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.

В. A. Сухомлинский

Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определенное значение. От того как человек относится к труду, как он умеет трудиться, во многом зависит его судьба.

Проблемы трудового воспитания достаточно актуальны для детей дошкольного возраста, так как на этом этапе у ребенка происходит формирование личностных качеств, умений и стремления к труду. Задачи трудового воспитания могут воплощаться в дошкольных образовательных учреждениях и в кругу семьи.

Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста отражены в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования в области «Социально-коммуникативное развитие».

Включаясь в трудовые действия, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире. Меняется самооценка под влиянием успехов, достигнутых ребенком в труде.

Труд должен радовать ребёнка, и наша задача - развить это чувство у детишек. В дошкольном возрасте нужно уделять особое внимание развитию трудолюбия, т. к. в последующие годы приучить ребенка к труду будет намного сложнее. Ребенок должен осознавать, что есть нравственные качества человека, такие, как трудолюбие, чувство долга, ответственность за порученное ему дело.

В соответствии с ФГОС трудовое воспитание - одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:

• формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

• воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества.

• развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества

Образовательный процесс, направленный на воспитание позитивных установок у детей дошкольного возраста к различным видам труда и творчества, будет успешен при создании организационных и психолого-педагогических условий и должен строиться с учетом следующих принципов:

• принципа поддержки инициативы детей в различных видах деятельности

•принципа содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений

•принципа построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка

•принципа полноценного проживания ребенком всех этапов детства, обогащения детского развития

•принципа формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности

•принципа возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)

•принципа развивающего образования (системности и последовательности);

•принципа новизны (использование новейших информационных технологий);

•принципа интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий)

Трудовая деятельность дошкольников включает в себя компоненты: мотив, цель, трудовые действия, планирование, результат.

• Мотив – это, причина, побуждающая к трудовой деятельности.

В формировании целенаправленной трудовой деятельности важно не только то, что и как делает ребенок, но и то, почему, ради чего он трудится. Мотивы могут быть разные: потребность в положительной оценке взрослых; самоутверждение; потребность в общении со взрослым; желание чему-то научиться; общественные мотивы (приносить пользу другим). У детей, как правило, отсутствует стремление получить материальную награду за труд. Хорошо ли это? Вероятно, хорошо, так как именно моральная мотивация влияет на формирование личностных качеств.

• Цель – это, то, к чему надо стремиться. Развитие целевой установки идет от принятия цели труда, предложенной взрослым, к самостоятельной постановке цели. Условиями возникновения и развития цели в труде являются ее доступность пониманию ребенка (зачем это надо сделать, какой получить результат, наглядный алгоритм предполагаемого результата в виде рисунка, посильность его достижения. При более далекой цели необходимо выделение промежуточных целей: посадить семена, поливать, чтобы появились всходы, затем бутоны и т. п. Способность принимать, а затем и самостоятельно ставить цель труда лучше развивается в том случае, если ребенок получает значимый для него или для близких результат, который можно использовать в игре или для удовлетворения других потребностей

• Трудовые действия – это, то, при помощи чего осуществляется цель и достигается результат. Ребенок постепенно овладевает трудовыми действиями. Старший дошкольник уже владеет некоторыми трудовыми действиями (может помыть кукольную посуду, игрушки, подмести, вытереть пыль и т. д., способен обучаться трудовым действиям без непосредственного показа, а по словесному объяснению. У детей формируются отдельные трудовые умения, которые они свободно, без помощи взрослых могут выполнять.

• Планирование – это, умение предвидеть предстоящую работу.

Вначале предварительное планирование трудовой деятельности детей осуществляется полностью воспитателем: он объясняет цель труда, отбирает необходимые материалы и инструменты, располагает их около каждого ребенка в определенном порядке, показывает или напоминает последовательность трудовых действий. По мере овладения трудовыми действиями и процессом труда в целом дети сами переходят к планированию: прежде чем приступить к работе, ребенок отбирает материалы, инструменты, готовит рабочее место и решает, что и в какой последовательности будет делать. Наиболее сложным является планирование детьми (6-7 лет) коллективной работы: распределение трудовых действий или обязанностей в подгруппе. Овладение планированием способствует значительному улучшению качества результата труда ребенка.

• Результат – это, показатель завершения работы, фактор, помогающий воспитывать у детей интерес к труду.

В соответствии с ФГОС результат труда каждого ребенка оценивается как успешный по отношению к данному виду труда. Оценка воспитателя всегда положительная, имеет воспитательную направленность.

Организуя трудовую деятельность, воспитатель обеспечивает всестороннее развитие детей, помогает им обрести уверенность в своих силах, способствует формированию жизненно необходимых умений и навыков, воспитанию ответственности, самостоятельности и ценностного отношения к собственному труду и труду других людей, настраивая каждого ребенка на успешность.

Определяя содержание и последовательность обучения детей трудовым умениям, воспитатель должен учитывать особенности их возраста, доступность предлагаемого содержания труда, его воспитательную ценность, санитарно-гигиенические требования к его организации. А также уровень формирования нравственных качеств личности в процессе коллективной трудовой деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Необходимо помнить о том, что труд должен приносить детям радость: от достигнутых результатов, от своей полезности другим.

Для решения проблемы по формированию позитивных установок у детей дошкольного возраста к различным видам труда и творчества уделить больше внимания совместной работе детского сада и семьи.

Только творческий подход к решению проблемы по формированию у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества в современных образовательных условиях позволит достичь хороших результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Основные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС».

В соответствии с ФГОС трудовое воспитание - одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следу...

СТАТЬЯ. «Основные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС».

1.Формирование положительного отношения к труду через решение задач.2.Новые требования СанПиН3.Современные подходы к формированию  предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с тре...

Статья Основные подходы к трудовому воспитанию старших дошкольников в ГБДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованнос...

Основные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС

Приобщать к труду ребенка необходимо с раннего возраста, так как чем раньне он начнет положительно и правильно относиться к труду взрослых и окружающих его людей, тем проще ему будет в дальнейшем и са...

Выступление на Круглом столе Определение основных направлений в трудовом воспитании старших дошкольников

Проблемы трудового воспитания достаточно актуальны для детей дошкольного возраста, так как на этом этапе у ребенка происходит формирование личностных качеств, умений и стремления к...

Статья "Основные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС"

В  данной  статье  мною  излагается  о  том, как  важно   в  настоящее  время  детям  прививать  навык  трудиться....