Игра как фактор развития ребенка
консультация

Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Испокон веков в играх отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_igra_-_kak_faktor.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

             Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Испокон веков в играх отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально-положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности  Родине.

             По содержанию все игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому  игра признана ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Все свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ ( «Гуси-лебеди», «Коршун и наседка», «У медведя во бору» и т.д.). Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающие в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.

В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определенных игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий. Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребенок должен проявить более сложную,  т.е. мгновенную и правильную, реакцию, поскольку лишь быстрота действий приводит к благоприятному результату (Палочка-выручалочка», «Пятнашки» и др.).

            Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т.е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества. Например, в игре «Коршун и наседка» коршун должен ловить лишь одного цыпленка, стоящего в конце всей вереницы цыплят, и только после слов наседки: «Не дам тебе своих детей ловить». Игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявления чувств коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи («один – за всех и все – за одного» - цыплята), ответственности, смелости, находчивости (наседка).

           В подвижных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.

           Основным условием успешного внедрения игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, побуждает у них интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.

В ходе игры воспитатель  привлекает внимание детей к ее содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делает краткие указания, поддерживает и регулирует эмоционально-положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучает их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели и при этом испытывать радость.        

             Разнообразные игровые действия развивают ловкость, быстроту, координацию движений и самое главное, благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей. Так как в каждой игре имеются правила, нарушать которые нельзя, то это дисциплинирует, воспитывает честность, требовательность к себе, выдержку.

              Воспитателю следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т.е. дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.

              Итак, игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

              Работая с детьми, нужно помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно-полезной и творческой деятельности.

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры - как фактор развития ребенка

Дидактические игры - как фактор развития ребенка.В. В. Давыдов так описывает ситуацию, которая сложилась в современном детском саду:  в жизни ребёнка «идёт форсированная подготовка к школе, из ре...

Игра- фактор развития ребенка

Это статья показывает саму важность игры в жизне ребенка....

«Театрализованные игры – как фактор развития творческих способностей ребенка».

Доклад на тему: «Театрализованные игры – как фактор развития творческих способностей ребенка»....

ИГРА — КАК ВЕДУЩИЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.

ИГРА  — КАК  ВЕДУЩИЙ  ФАКТОР  РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.Актуальность: Игра для ребенка – основной вид деятельности, в результате которой он познает мир.  В настоящее время ...

консультация: «Игра – фактор развития ребенка»

Игра - спутник детства, особенно в дошкольном возрасте. Для воспитания детей, всестороннего их развития игра имеет большое значение. Что подтверждается многими научными исследованиями и наблюдениями з...

игра как ведущий фактор развития ребенка

ИГРА  — КАК  ВЕДУЩИЙ  ФАКТОР  РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.Актуальность: Игра для ребенка – основной вид деятельности, в результате которой он познает мир.  В настоящее время ...

игра как ведущий фактор развития ребенка

ИГРА  — КАК  ВЕДУЩИЙ  ФАКТОР  РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.Актуальность: Игра для ребенка – основной вид деятельности, в результате которой он познает мир.  В настоящее время ...