Создание безопасной и психологически комфортной развивающей предметно-пространственной среды в образовательной организации
консультация
Методические рекомендации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_bezopasnoj_i_psikhologicheski_komfortnoj_.docx | 27.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание безопасной и психологически комфортной развивающей
предметно-пространственной среды в образовательной организации
Исследователи и педагоги России обратились к вопросам организации пространства детских садов еще в 30-е годы XX века – с момента появления типовых зданий. Большой вклад в разработку данного направления был внесен выдающимися учеными, такими как Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, В.С. Му хина, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев и др. В 90-е годы появилась «Концепция построения развивающей среды в ДОУ» (Л.М. Кларина, С.Л. Новоселова, В.А. Петровский, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова). Авторы данной концепции указывают на то, что особенности предметно-развивающей среды должны учитывать личностно ориентируемую модель построения развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении.
Перечислим принципы, определяющие создание благоприятных условий для реализации личностно ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка:
• принцип дистанции, позиции при взаимодействии;
• принцип активности, самостоятельности, творчества;
• принцип стабильности, динамичности развивающей среды;
• принцип комплексирования и гибкого зонирования;
• принцип эмоциогенности среды;
• принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;
• принцип открытости-закрытости;
• принцип учета возрастных и половых различий детей.
В соответствии с этими принципами в детских садах строилась работа по организации предметно-развивающей среды. Рассмотрим, какие современные требования выдвигаются к развивающей предметно-пространственной среде. Они подробно описаны в третьем разделе ФГОС ДО.
Согласно ФГОС ДО, развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства, в котором расположена образовательная организация, групповых помещений, прилегающей территории, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. В Комментарии к ФГОС ДО дается разъяснение по двум понятиям: образовательная среда и развивающая предметно-пространственная среда (комментарий к п.3.1).
Под образовательной средой подразумевается весь комплекс условий, обеспечивающих развитие детей, в том числе: развивающая предметно-пространственная среда, взаимодействие между педагогами и детьми, детская игра, развивающее предметное содержание образовательных областей и др. Развивающая предметно-пространственная среда – это образовательное оборудование, материалы, мебель и принципы разделения пространства. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
− возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых,
− двигательную активность детей,
− возможность для уединения детей,
− реализацию различных образовательных программ,
− в случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия,
− учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность,
− учет возрастных особенностей детей.
Согласно ФГОС ДО, развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Рассмотрим более детально.
1. Содержательная насыщенность среды подразумевает ее соответствие возрастным возможностям детей и образовательной программе, реализуемой в детском саду. Для этого образовательное пространство оснащают средствами обучения и воспитания, а также соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем. При этом учитывается специфика реализации конкретной программы. Образовательное пространство организуют так, чтобы для всех воспитанников были доступны:
− игровая, познавательная, исследовательская и творческая активность;
− экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); − двигательная активность, включая развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
− эмоциональное благополучие;
− возможность самовыражения.
2. Трансформируемость должна давать возможность изменения окружающего пространства в зависимости от конкретной образовательной ситуации, меняющихся интересов и возможностей детей. Например, если жестко не закреплять функции за определенным пространством, то можно отказаться от монофункционального зонирования. С этой целью используют передвижные столы-модули на колесах, на которых размещают материалы и оборудование для познавательно-исследовательской деятельности. Дети могут свободно его использовать и в ходе реализации других образовательных направлений.
3. Полифункциональность среды дает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д. Также полифункциональность дает возможность использовать различные природные материалы, пригодные для использования в разных видах детской активности в качестве предметов-заместителей.
4. Вариативность подразумевает наличие нескольких или многих вариантов организации среды, ее неоднородность и изменчивость. Для этого необходимо использовать разнообразные материалы, игры, игрушки и оборудование, обеспечивающие свободный выбор детей, а также периодически менять игровой материал, добавлять новые предметы, стимулирующие различную деятельность.
5. Доступность еще раз подчеркивает возможность свободного доступа всех детей ко всем материалам и играм, исправность и сохранность оборудования. Кроме этого, доступность обеспечивает всем воспитанникам, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам, свободный доступ во все помещения, где осуществляется образовательная деятельность: спортивный и музыкальный залы, кабинеты дополнительного образования, бассейн, прогулочные площадки и т.д.
6. Безопасность среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Образовательная организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы, в том числе расходные, игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации программы, в том числе специальные условия получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Для этого могут быть использованы:
− специальные образовательные программы, методы и средства обучения,
− учебники, учебные пособия, дидактические и наглядные материалы,
− аудио- и видеоматериалы,
− электронные образовательные ресурсы, необходимые для организации всех видов учебной деятельности и создания развивающей предметно-пространственной среды,
− спортивное, оздоровительное оборудование и инвентарь,
− адаптация образовательных учреждений и прилегающих к ним территорий для свободного доступа всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья,
− педагогические, психолого-педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, обеспечивающие адаптивную среду образования и безбарьерную среду жизнедеятельности, без которых освоение образовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья затруднено,
− подключением к информационно-телекоммуникационной сети Интернет и другие средства, в зависимости от категории детей с ограниченными возможностями, посещающих образовательную организацию.
Международный опыт реализации программ для дошкольников
Обратимся и к международному опыту реализации программ для дошкольников и познакомимся с развивающей предметно-пространственной средой инклюзивного детского сада, расположенного в г. Харрисберг штата Пенсильвания (США). Программы инклюзивного образования в США реализуются уже много десятилетий, поэтому во всех группах есть дети с особыми образовательными потребностями. Данный факт не вызывает никаких вопросов или сопротивления ни у сотрудников, ни у родителей других детей.
В группах обучение идет по программе «Head Start» – «Рывок на старте». Она обеспечивает образование всех детей дошкольного возраста и поддержку детей с особыми нуждами. Эта программа является национальной программой подготовки детей к школе. Она включает:
• развитие социальных и познавательных навыков,
• всестороннее содействие образовательному, физическому, социальному и эмоциональному росту.
По каждому направлению программы существуют стандарты освоения всех навыков, разработанные в соответствии с требованиями штата Пенсильвания. Программа «Head Start» рассчитана на один год до поступления детей в школу (дети в Америке идут в школу около пятилетнего возраста). Но, если возникнет необходимость, ребенок может осваивать программу и два года.
Специалисты проводят тренинги и консультации для сотрудников, родителей и детей по вопросам инвалидности, оценки развития, поведенческого/умственного здоровья, сбора информации. В их компетентность также входит координация работы с детьми и семьями на этапе выявления возможных отклонений. Детский сад расположен на первом этаже двухэтажного школьного здания. Четыре большие групповые комнаты принимают детей в два потока. Первый поток детей приезжает в детский сад к 8.00 и заканчивает занятия в 11.30, второй поток – к 11.30, и дети расходятся по домам в 15.00. Родители обязательно отмечают время прихода и ухода ребенка домой в специальном листке и оставляют свою подпись. Время пребывания в детском саду – 3,5 часа. Режим дня включает групповые занятия, занятия в малых группах, прогулку, игры и питание детей.
Музыкальные занятия, занятия по развитию движений, подвижные игры проводятся со всей группой. Кроме математики, науки, литературы, письма, разных видов творчества, которые проводятся в малых группах, в режиме дня обязательно выделяется время на:
• общее групповое приветствие,
• совместное с детьми планирование,
• завершение занятий (подведение итогов),
• рассказывание историй.
Для общего приветствия дети садятся в круг, здороваются, определяют, кого сегодня нет. В группах есть доски, разделенные на две половины. На одной стороне прикреплено изображение детского сада, на другой – дома. Присутствующие дети прикрепляют рядом с детским садом свои имена, написанные ими на карточках. Рядом с домом прикрепляются имена отсутствующих детей. В это же время дети в соответствии с последовательностью событий текущего дня прикрепляют карточки, символически изображающие определенные действия. Например: прогулка – «Велосипед», ланч – «Вилка, тарелка, стаканчик», игры в большой группе – «Дети сидят в кругу на полу», в малой группе – «Дети сидят за полукруглым столом» и т.д.
Совместное планирование проводится также в кругу. С каждым ребенком проговаривается, чем он хочет сегодня заниматься. Групповая комната разделена на большое количество насыщенных игровых минизон. Особенно много разных материалов для детского экспериментирования: весы, магниты, природные материалы, земля для посадки растений, семена и др. Если есть какая-то зона, например песочница, в которой одновременно может находиться только один ребенок, то на специальной дощечке дети пишут свое имя – записываются в очередь. Специальное время выделяется на подведение итогов. С детьми обсуждают: кто и чем сегодня занимался, что у него получилось, что еще хочет сделать завтра и т.д.
В детском саду активно поддерживается речевое развитие детей. Оно тесно связано с детским творчеством. Для рассказывания историй дети рисуют свои иллюстрации. Тогда часть стены помещения превращается в «Storyteller’s wall» – «Стена рассказчика». Свои рисунки дети подписывают самостоятельно. Например, они приклеивают разноцветные буквы своего имени, заранее вырезанные педагогами, на карточки. Развивающие занятия проводятся в малых группах. У каждой группы свое расписание и свое содержание занятия. Все планы и требования к освоению материала (что должен уметь ребенок) заранее вывешиваются в группе.
Педагогам помогают ассистенты, которые поддерживают детей с особенностями развития и поведения при включении в общую деятельность. Такие сопровождающие специалисты по инклюзии и сопровождающие специалисты по поведению есть у каждого ребенка с ограниченными возможностями. Они помогают преодолеть эти ограничения и содействуют развитию ребенка. На информационной доске в каждой групповой комнате прикреплены «General classroom rules» – «Общие групповые правила».
В первую очередь ассистенту предлагается выбрать область, которая ему нравится. Общаться с детьми рекомендуется на уровне детей: сесть на корточки или на пол. Убирать игрушки на место детей необходимо поощрять. И самое главное – надо играть с детьми и получать от этого удовольствие! Задача ассистентов, в первую очередь, развивать навыки коммуникации между детьми. Для этого используется большое количество игровых ситуаций. Все социально-бытовые навыки педагоги также формируют только в игровых, а не в искусственно созданных ситуациях.
Организация предметно-развивающей среды
Остановимся на некоторых элементах предметно-развивающей среды детского сада.
«Мини-игровые пространства» организованы так, что в них мо гут одновременно находится от одного до трех-четырех детей. Все игрушки, наглядный и дидактический материал расположен в доступе для детей. Они аккуратно разложено в прозрачные пластиковые коробки или сетчатые корзинки. На каждой коробке – название и символическое изображение. Педагоги позитивно поддерживают детей в том, чтобы после игры они самостоятельно раскладывали игрушки на места.
«Art wall» – «Стена творчества» – это довольно большое пространство (магнитная доска), в котором могут разместиться рисунки всех детей группы. Они располагаются на уровне глаз детей. Рисунки дети подписывают самостоятельно. Педагоги поддерживают желание детей написать свое имя печатными буквами.
На «Storyteller’s wall» – «Стене рассказчика» дети размещают рисунки, иллюстрирующие их рассказы. К рассказыванию относятся очень серьезно. На это выделяется время в ежедневном расписании.
«Turtle Technique» – «Черепашья методика». В детском саду принято говорить с детьми об их чувствах и обсуждать поведение в проблемных ситуациях. Для этого разработана специальная программа «Turtle Technique» – «Черепашья методика». С детьми каждый день разыгрываются истории про маленькую зелененькую черепашку. Их обучают определенной технике поведения в сложной ситуации: остановиться, сделать глубокий вдох, озвучить проблему и проговорить то, что ты чувствуешь.
«Уголки уединения» оборудованы в каждой групповой комнате. Как правило, это сдвинутые довольно близко друг к другу шкафчики. Расстояние между ними такое, что там может уместиться стульчик для одного ребенка. С потолка или с импровизированной крыши ниспадает полупрозрачный балдахин. На маленьком столике рас положен, например, простой кассетный магнитофон, несколько кассет (для того чтобы ребенок мог выбрать то, что ему нравится) и наушники. Иногда магнитофон заменяют книги или небольшие игрушки.
«Crying Spot» – место, в котором можно поплакать. Это небольшое пространство, отгороженное шкафчиком, с включенной высокой цилиндрической лампой с пузырьками и плавающими рыбками, в котором сидит, например, огромная мягкая игрушка. На стене, на уровне глаз детей, прикреплен символ – плачущая капелька. Почти возле всех уголков уединения на полке стоит кукольный театр. Это не случайно, так как именно с куклами ребенку легче вступить в диалог. Педагоги часто говорят с детьми от имени разных кукол для разрешения сложных эмоциональных ситуаций.
Для выставки детских работ используется длинный школьный коридор. Это наглядная иллюстрация того, чем дети занимались в детском саду в течение недели. В нем вывешиваются все работы: и по математике, и по изучению наук, и творческие. Как правило, занятия строятся таким образом, что все эти области очень тесно связаны. Работы детей прикрепляются на магнитных лентах в несколько рядов. Приведем не сколько примеров:
1. «Где живут животные?». Большие листы (формата приблизи тельно A3) разделены вертикальной чертой на две части: Water (вода) и Land (земля). Около слова «Вода» нарисована синяя волна. Около слова «Земля» – зеленая трава. На листах дети приклеили вырезанные изображения порядка двадцати животных: медведь, морской конек, дельфин, медуза, паук, рыбы, заяц, змея, гусь и др. У каждого ребенка – своя работа.
2. «Снеговики с именами». Каждый ребенок берет белые круги и пишет на каждом из них одну букву своего имени. После этого круги скрепляются так, чтобы наверху оказалась первая буква имени. Получается снеговик. Ему добавляют еще один белый круг-голову и шляпу.
3. «Это то, как я чувствую себя, когда …». Как мы уже отмечали, большое внимание в детском саду уделяется работе по осознанию и проговариванию детьми своих чувств. Одно из упражнений выглядит следующим образом. Детям раздают карточки с изображением эмоций: грустное лицо, счастливое, удивленное, испуганное и т.д. Ребенок рисует ситуацию, в которой он может так себя чувствовать. Педагоги разговаривают с ним и подписывают рисунок. Например: «Я счастлив, когда я со своими друзьями».
И в заключение обратимся к специальной информации для родителей. Информация для родителей очень краткая, конкретная, набрана крупными буквами. Например, им даются рекомендации, как разговаривать с ребенком для того, чтобы он активнее пользовался речью. Всего пять вопросов, которые побуждают детей думать и рассуждать, использовать развернутое высказывание.
Все индивидуальные задания для детей лежат в «кармашках» для родителей. Их количество равно количеству детей, посещающих группу – 16. Каждый кармашек подписан. Они располагаются прямо у входной двери в группу. Среда этого детского сада оставляет впечатление очень серьезной продуманности каждой детали. Детям здесь комфортно, педагогам – удобно, родителям – понятно.
Итак, в соответствии с требованиями к развивающей предметно-пространственной среде, в детском саду необходимо обеспечить содержательную насыщенность среды, ее трансформируемость, полифункциональность, вариативность. Кроме этого необходимо уделить особое внимание доступности и безопасности помещений образовательной организации для всех детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды в процессе воспитания и обучения
Для свободного проявления своих индивидуальных особенностей человек должен чувствовать себя в безопасности....
Обеспечение безопасной и психологически комфортной образовательной среды в условиях ФГОС ДО
в презентации представлен краткий теоретический материал, посвященный проблеме создания психологически комфортной образовательной среды в дошкольном учреждении...
СОЗДАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ КОМФОРТНОЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.
Модернизация современной системы российского образования, напрямую связанная с введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов, закономерно ставит вопрос о факторах и ...
Презентация "Создание безопасной и психологически комфортной образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении - необходимые профессиональные качества педагога"
Презентация "Создание безопасной и психологически комфортной образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении - необходимые профессиональные качества педагога"...
Протокол заседания жюри конкурса видеороликов по пожарной безопасности и действиям в чрезвычайных ситуациях среди дошкольных образовательных организаций г. Смоленска «Сам себе пожарный режиссёр - 2021»
Протокол заседания жюри конкурса видеороликов по пожарной безопасности и действиям в чрезвычайных ситуациях среди дошкольных образовательных организаций г. Смоленска «Сам себе пожарный режиссёр ...
Сертификат участника городского конкурса видеороликов по пожарной безопасности и действиям в чрезвычайных ситуациях среди дошкольных образовательных организаций г. Смоленска «Сам себе пожарный режиссёр», 2020
Сертификат участника городского конкурса видеороликов по пожарной безопасности и действиям в чрезвычайных ситуациях среди дошкольных образовательных организаций г. Смоленска «Сам себе пожарный р...
Сертификат участника городского конкурса видеороликов по пожарной безопасности и действиям в чрезвычайных ситуациях среди дошкольных образовательных организаций г. Смоленска «Сам себе пожарный режиссёр», 2020
Сертификат участника городского конкурса видеороликов по пожарной безопасности и действиям в чрезвычайных ситуациях среди дошкольных образовательных организаций г. Смоленска «Сам себе пожарный р...