Проект "Использование в работе развивающей игры по методике О.Н. Тепляковой «Мозаика из палочек»
проект (младшая группа)

Богатова Ольга Николаевна

Проектная работа на тему "Использование в работе развивающей игры по методике О.Н. Тепляковой "Мозаика из палочек. Данный проект разработан для детей первой группы раннего возраста. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

АЛЕКСЕЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД № 1 «РОМАШКА»

АЛЕКСЕЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

 РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Проектная работа

Использование в работе развивающей игры

по методике О.Н. Тепляковой

«Мозаика из палочек»

Выполнила:

воспитатель первой квалификационной категории

Богатова Ольга Николаева.

п.г.т. Алексеевское - 2018г.

Оглавление

Содержание

Стр.

Введение

3

1.Актуальность проекта

3

2.Цели и задачи проекта

3

   2.1 Цель проекта

3

   2.2 Задачи проекта

4

   2.3 Целевая группа проекта

4

3. Проектное решение

4

4. Жизненный цикл и этапы  реализации проекта

4

5. Программа проектных мероприятий

5

6.Ожидаемые результаты реализации проекта

6

7.Риски реализации проекта

6

8.Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта

7

9.Заключение

7

Список использованных документов и источников информации        

8

Приложение 1

9

Приложение 2

11

Введение  

Формирование открытого демократического общества, права на собственное понимание мира и своего места в нем, требует от каждой личности умения мыслить. Такое умение должно закладываться с самого раннего детства, и непосредственно связано с системой образования. Одна из важных задач современного дошкольного воспитания – создание условий, для развития ребенка, раскрытию творческого потенциала. Обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать воспитательно - образовательный процесс более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.

Интеллектуальное развитие дошкольников – центральная задача педагогов-психологов, воспитателей и родителей.

  1. Актуальность проекта

Использование развивающей игры «Мозаика из палочек». Это развивающее пособие разработано педагогом-методистом Тепляковой Ольгой Николаевной для занятий с детьми раннего возраста. Занятия с этим пособием помогут нам в развитии предметной деятельности ребёнка, его речи, улучшает сенсерномоторные показатели малыша. Занимаясь по данной методике, ребёнок сможет в процессе игры освоить основные математические понятия и действия. Он не только научится решать простые примеры, но и сможет легко сравнивать величины по определённым признакам, различать величины абсолютные и относительные, выстраивать сериационные ряды по убыванию и возрастанию, формировать множество из различных подмножеств.  

  Игра позволяет детям легко и быстро овладеть знаниями и таким образом готовит их к началу обучения. Именно в процессе игры формируются навыки познавательной деятельности дошкольников, упражняется воля, раскрываются природные способности. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников немыслимо без использования занимательных игровых заданий, математических игр, в которых смоделированы математические построения, отношения, закономерности. Любая такая игра требует от ребёнка умственного напряжения, а значит, стимулирует развитие мышления. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.

       2.Цель и задачи проекта

2.1 Цель проекта

Овладение детьми дошкольного возраста на элементарном уровне приемами логического мышления через развивающую игру. Развивать интеллектуальные способности, познавательную активность, интерес детей к математике и желание творчески применять полученные знания.

Создать условия для формирования дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей по данной методике.

2.2 Задачи проекта:

1. Развитие предметной деятельности и пространственного мышления:

- учить детей составлять по схеме фигурки из палочек: домики, дорожки, цветной заборчик и т.д.

- научить выкладывать цветные палочки в рамку по образцу.

- учить детей заканчивать игру: вкладывать в рамку оставшиеся палочки.

2. Цветовое восприятие ребёнка:

- учить детей различать  основных цвета: красный, синий, жёлтый, зелёный.

2.3 Целевая группа проекта:  Дети 1 группы раннего возраста (с 1 до 2 лет). Педагоги. Родители.

  1. Проектное решение (основные идеи проекта, отражающие его новизну)

Новизна  состоит в создании системы и определении эффективных условий применения развивающей игры, направленной на формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.

Занятия данной разработки составлены в игровой  форме в соответствии с современными требованиями.

4.Жизненный цикл  и этапы реализации проекта

4.1 Сроки реализации проекта: 1 год.

4.2 Этапы реализации проекта

1.Подготовительный этап (с 01.09.2018 г. по 30.10.2018 г)

2.Основной этап (с 01.11.2018 г. по 30.04.2019 г)

3.Заключительный этап (с 01.05.2019 г по 25.05.2019 г.)

  1. Программа проектных мероприятий.

п/п

Комплекс мер

Место проведения

Срок проведения

Ответственный

Этап 1 подготовительный

1

Определение цели и задач проекта, участников проекта. Ознакомление родителей с проблемой, целью и задачами проекта

Групповая комната

Сентябрь

Воспитатели

2

Изучение методики.

Сентябрь

Воспитатели

3

Презентация проекта

Диагностика на начало года

Ноябрь

Ноябрь

Воспитатели

4

Консультация для родителей с целью знакомства с темой, задачами проекта, содержанием работы

 «Использование палочек (мозаика) Тепляковой О.Н. в игре с детьми»

Групповая комната

Октябрь

Воспитатели

родители

Этап 2 основной

1

Обогащение предметно-развивающей среды различными видами дидактических игр по ФЭМП)

Группа

Ноябрь - апрель

Воспитатели

Родители

2

Включение игровых заданий и дидактических игр в НОД с палочками по Терляковой О.Н.

Группа

Ноябрь - апрель

Воспитатели

3

Мастер – класс для педагогов «Использование в игре  с детьми «Мозаика из палочек» по Тепляковой О.Н.»

Февраль

Воспитатели

4

Презентация на тему «Использование в работе развивающей игры

по методике О.Н. Тепляковой

«Мозаика из палочек»

Февраль

Воспитатели

Этап 3 заключительный

1

Обследование детей и анализ результатов проведенной работы посредством наблюдения за развитием математических способностей детей и планирование ее усовершенствования и продолжения в дальнейшем.

Май

Воспитатели

2

Презентация проекта (выступление на семинаре).

Май

Воспитатели

6. Ожидаемые результаты реализации проекта

1. Развитие предметной деятельности и пространственного мышления:

      - Дети умеют составлять по схеме фигурки из палочек: домики, дорожки, цветной заборчик и т.д.

      - Выкладывают цветные палочки в рамку по образцу.

      - Заканчивают игру: вкладывают оставшиеся палочки в рамку.

2. Цветовое восприятие ребёнка:

      - Большинство детей знают основные цвета: красный, синий, жёлтый, зелёный.

7. Риски реализации проекта и пути их преодоления

1

2

3

Риски

Условия возникновения

Пути преодоления

Мотивационные

Недостаточная активность  родителей

Беседы (консультации, разъяснения) о необходимости сотрудничества для достижения общих целей

Организационные

Введение в ДОО карантинного режима

Здоровье сберегающие технологии. Перенос даты проведения

Проведение незапланированных мероприятий районного (городского) масштаба в ДОУ 

Перенос даты проведения.

8.Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта

1

2

3

Критерий эффективности

Условие (%)

Измеритель

Вписываются показатели эффективности

Высокий уровень –

71-100% .

Средний уровень –

41-70%

Низкий уровень –

1-40%

3 балла - самостоятельно выполнил задание.

2 балл - выполнил задание частично (с помощью взрослого).

 

1 баллов - не выполнил задание.

Заключение

Провести обследование детей.

Сделать анализ результатов проведенной работы посредством наблюдения за развитием математических способностей детей по данной методике и планирование ее усовершенствования и продолжения в дальнейшем.

 Выступление на семинаре (презентация проекта и мастер класс).

Список использованных документов и источников информации

Основная литература:

Инструкция к игре «Мозаика из палочек» по методике Тепляковой О.Н.

Дополнительная литература:

- Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. /Под ред. С.Л. Новоселово. -М.: Просвещение, 1985.

- Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка / Под ред. Л.А. Венгера, Э.Г. Пилюгиной. -М.: Просвещение, 2015.

Интернет-ресурсы: nsportal.ru, maam.ru.

Приложение 1

Занятие № 1. (Развитие предметной деятельности и пространственного мышления)

На занятии позволить малышу по-разному сложить палочки. На этом или на другом, повторном, занятии можно несколько усложнить задачу: вложить крупные палочки в рамку, оставив ребёнку мелкие, и попросить его закончить игру. Задание, несмотря на простоту, очень полезно для малыша. Способствует развитию предметной деятельности, мелкой моторики и, что особенно важно, развитию пространственного мышления: не так-то приладить палочку в нужном месте.

* Как не увлекательна для малышей игра, её необходимо прекратить через 4-5 минут после начала занятия.

Занятие № 2. (Развитие предметной деятельности, пространственного мышления и мелкой моторики)

Это занятие для фантазёров. Предложить малышу составить на полу различные фигурки из палочек: домики, дорожки, схематические фигурки жирафов, собачек, кошек и т.п.

* Здесь важно не потерять чувство времени, занятие должно прекратиться через 4-5 минут.

Занятие № 3. (Цветовое восприятие ребёнка)

Разложить палочки на плоскости цепочкой или дорожкой. Если ребёнок аккуратно и ровно выложил дорожку (сам или с помощью взрослого), можно заняться с ним пальчиковой гимнастикой. «Походить» по дорожке двумя пальцами, средним и указательным, напевая песенку: «Ходят по дорожке красные сапожки, это не сапожки, мамины ножки!» Цвет сапожек и их хозяева могут меняться: «ходят по дорожке зелёные сапожки», «папины ножки» и т.д. Вводя новые цвета. Развивается цветовое восприятие ребёнка, поэтому надо вспомнить все цвета, которые дети знают. Можно походить по дорожке с песенкой «Зашагали ножки, топ-топ-топ, прямо по дорожке, топ-топ-топ, ну-ка веселее, топ-топ-топ, вот как мы умеем, топ-топ-стоп!»

*После того как «нашагаемся» по палочкам, обязательно убрать игру. Желательно, чтобы это произошло не позже через 5 минут после начала занятия.

Занятие № 4. (Цветовое восприятие ребёнка)

Эта игра называется «Прятки». Для пряток нам понадобится платок, коробка,  чудесный мешочек, кастрюлька или просто ладошка – в общем, всё, чем можно накрыть палочки. Игру начать с одной палочки, где взрослый сам сначала указывает на цвет, а потом прячет по две палочки и просит малыша показать соответствующий цвет. Например: накрыть их чем-нибудь, а потом торжественно убрать это что-нибудь, например ладонь, с палочек и с восторгом сообщить ребёнку:  «Покажи мне красную палочку?». Со слова «А давай снова спрячем!» (поменять две палочки другого цвета), открыть палочки и спросить малыша: «Покажи палочку жёлтого цвета?» и т.д. Малыши очень любят прятать палочки, поэтому постараться повторить эту игру ещё несколько раз.

*Как не любят малыши прятать палочки, необходимо прервать это занятие на пятой-шестой минуте и убрать игру.

Занятие № 5. (Цветовое восприятие ребёнка)

В этой игре палочки цветные, что можно использовать в занятиях с ребёнком. Поискать вместе с ним в куче палочек жёлтые, красные, синие, зелёные палочки, а также разложить палочки в стаканчики в соответствии с цветом (стаканчика). Так в игровой форме ребёнок научится основным цветам.

*Длительность занятия не более от 3 до5 минут.

Диагностика освоения детьми развивающей игры по дидактическому пособию «Мозаика из палочек» О.Н.Тепляковой.

п/п

Фамилия, имя

ребёнка

     

Развитие предметной деятельности и пространственного мышления)

Средний

%

Цветовое восприятие ребёнка

средний

%

1 занятие

(приложение1)

2 занятие

(приложение1)

Итоговый показатель по каждому ребёнку

3 занятие

(приложение1)

4 занятие

(приложение1)

5 занятие

(приложение1)

Итоговый показатель по каждому ребёнку

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

нг

кг

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

нг

кг

1

 

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

Оценка уровня развития:

1 баллов – ребёнок не справился с заданием

2 балл – ребёнок справился частично с заданием

3 балла – ребёнок справился с заданием самостоятельно  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по программе А. И. Бурениной "Ритмическая мозаика"

Опыт систематической многолетней работы по программе А.И. Бурениной "Ритмическая мозаика"....

Педмарафон "Игровая методика О.Н.Тепляковой", апрель 2016г.

Рекомендованная игра по методике О.Н.ТепляковойИгра "Рисуем пирожки красками"  Рекомендованный возраст: от 8-12 месяцев до 4 летЧто развиваем: Эта художественная игра способствует разви...

Конспект развивающей игры по математике в подготовительной группе с палочками Кюизенера.

формирование элементарных математических представлений посредством авторской методики Кюизенера....

Памятка для родителей «Развивающие игры для детей раннего возраста по методике О.Н. Тепляковой»

Памятка для родителей«Развивающие игры для детей раннего возраста по методике О.Н. Тепляковой»...

"Картотека развивающих игр с математическим содержанием для совместной деятельности.Палочки Кьюзинера"

quot;Картотека развивающих игр с математическим содержанием для совместной деятельности....

Буклет «Мозаика из палочек человечки»

Игры направленные на развитие внимания....