Картотека пальчиковых игр
картотека
Предварительный просмотр:
Картотека пальчиковых игр. Ершова Наталья Владимировна учитель-логопед МБДОУ «Детский сад «Буратино» Список использованной литературы: 1.Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. 2. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. | ПГ «Пора спать» (Поочередно загибаем свои пальцы, начиная с мизинца.) Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик – прыг в кровать! Этот пальчик – прикорнул. Этот пальчик уж заснул. (Остается один большой палец. Обращаемся к нему.) Тише, пальчик, не шуми, Братиков не разбуди. (После небольшой паузы, разгибаем все пальцы и поднимаем руки вверх.) Встали пальчики. Ура! В детский сад идти пора! | |
ПГ «Ну-ка, братцы, за работу!» (Сгибаем и разгибаем все пальцы.) Ну-ка, братцы, за работу, Покажи свою охоту. (Разгибаем по очереди пальцы, начиная с большого.) Большаку дрова рубить, Печи все тебе топить, Тебе – воду носить, Тебе – кашу варить, А малышке песни петь, (Дети поднимают руки и «пританцовывают» пальчиками.) Песни петь и плясать, Своих братьев забавлять. | ПГ «Утречко» Утро настало, солнышко встало. (Ладони скрещены, пальцы растопырены, образуя «солнышко с лучиками».) - Эй, братец Федя, разбуди соседей! (Кулак правой руки сжат, большой палец совершает круговые движения.) - Вставай, Большак! (Правой рукой щелкать по очереди по пальцам левой руки, начиная с большого.) - Вставай, Указка! - Вставай, Середка! - Вставай, Сиротка! - И ты, Крошечка - Митрошечка! - Привет, ладошка! (Щелкнуть в центр ладошки.) Все потянулись и проснулись! (Руки поднимаются вверх, пальцы вытягиваются.) | |
ПГ «На блины» Стала Маша гостей собирать: (Хлопки в ладоши.) - И Иван приди, (Кончик полусогнутого указательного пальца правой руки зацепляет по очереди кончики полусогнутых пальцев левой руки, начиная с большого, и мягко покачивает их.) И Степан приди, Да и Андрей приди, Да и Матвей приди. А Митрошечка, да ну пожалуйста! Стала Маша гостей угощать: (Хлопки в ладоши.) - И Ивану блин, (Левая рука поворачивается ладонью вверх, большой палец правой нажимает на подушечки каждого пальца левой, начиная с большого, как бы кладя блин.) | И Степану блин, Да и Андрею блин, Да и Матвею блин, А Митрошечке – мятный пряничек! Стала Маша гостей провожать: (Пальцы правой руки загибают пальцы левой к ладони, начиная с большого.) - Прощевай, Иван! Прощевай, Степан! Прощевай, Андрей! Прощевай, Матвей! А, Митрошечка, моя ты крошечка, Да ты побудь со мной Еще немножечко! | |
ПГ «Маланья» (Хлопки в ладоши.) У Маланьи у старушки (Сложить руки углом показать «избушку».) Жили в маленькой избушке (Показать семь пальцев.) Семь сыновей, (Очертить брови.) Все без бровей, (Показать длинный нос двумя ладонями с растопыренными пальцами.) Вот с такими носами, (Очертить пальцами длинные «гусарские» усы.) Вот с такими усами, | (Растопыренные ладони поднести к ушам.) Вот с такими ушами, (Очертить большой круг вокруг головы.) Вот с такой головой, (Показать руками большую окладистую бороду.) Вот с такой бородой! (Одной рукой поднести ко рту «чашку», другой – «ложку».) (Одной рукой поднести ко рту «чашку», другой – «ложку».) Они не пили, не ели, (Держа руки у глаз, хлопать пальцами, как ресницами.) На Маланью все глядели, (Дети показывают загаданное действие.) И все делали вот так… |
ПГ «Киселек» Бабушка кисель варила (Правая рука помешивает «кисель».) На горушечке, (Сложить руки углом.) В черепушечке (Округленные ладони, смыкаясь, образуют горшок-черепушку.) Для Андрюшечки. (Ладонь правой руки ложится на грудь.) Летел, летел соколок (Ладони скрещиваются, большие пальцы рук зацепляются друг за друга.) Через бабушкин порог. (Скрещенные ладони помахивают, как крылья.) Вот он крыльями забил, Бабушкин кисель разлил. (Руки несколько раз сильно ударяются по бокам, затем вытягиваются вперед и вниз, пальцы растопыриваются.) Вот и нету киселька (Руки разводятся в стороны.)
| В черепушечке (Руки снова показывают горшок-черепушечку.) У старушечки на горушечке. (Руки вновь показывают горку.) Бабка плачет: «Ай-ай-ай!» (Руки «утирают слезы».) Не плачь, бабка, не рыдай! (Указательный палец правой руки «грозит бабке».) Чтоб ты стала весела, Мы наварим киселя (Правая рука снова «помешивает кисель».) Во-о-от столько! (Руки расходятся широко-широко в стороны.) | |
ПГ «Грибы» Массаж (или самомассаж) подушечек пальцев (на каждую стихотворную строчку –разминание подушечки одного пальца). (Правая рука.) Вылезли на кочке (мизинец) Мелкие грибочки: (безымянный) Грузди и горькушки, (средний) Рыжики, волнушки. (указательный) Даже маленький пенек (большой) (Левая рука.) Удивленья скрыть не мог. (большой) Выросли опята, (указательный) Скользкие маслята, (средний) Бледные поганки (безымянный) Встали на полянке. (мизинец) | ПГ «Овощи» Массаж (или самомассаж) фаланг пальцев (на каждый ударный слог – разминание фаланги одного пальца; направление массажных движений – от ногтевой фаланги к основанию пальца. (Левая рука.) Вырос у нас чесночок, (указательный) Перец, томат, кабачок, (средний) Тыква, капуста, картошка, (безымянный) Лук и немного горошка. (мизинец) (Правая рука.) Овощи мы собирали, (мизинец) Ими друзей угощали, (безымянный) Квасили, ели, солили, (средний) С дачи домой увозили. (указательный) Прощай же на год, (большой левой руки) Наш друг – огород! (большой правой руки) |
ПГ «Фрукты» Соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую строчку; при этом ладони не касаются друг друга. На базар ходили мы, (мизинцы) Много груш там и хурмы, (безымянные) Есть лимоны, апельсины, (средние) Дыни, сливы, мандарины, (указательные) Но купили мы арбуз – (большие) Это самый вкусный груз! (пальцы сжимаются в кулаки, а большие отводятся вверх) | ПГ «Хвойные деревья» Ребенок катает колючий мяч или круглую щетку для волос между ладонями, приговаривая: У сосны, у пихты, елки Очень колкие иголки. Но еще сильней, чем ельник, Вас уколет можжевельник! | |
ПГ «Дикие животные» Поочередное соединение всех пальцев с большим, начиная с указательного и кончая мизинцем, на каждый ударный слог. Правая рука. Еж, медведь, барсук, енот Спят зимою каждый год. Левая рука. Волка, зайца, рысь, лису И зимой найдешь в лесу. | ПГ «Зимующие птицы» Насыпаем на блюдце сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горох по одной на другое блюдце. Снегирь, и сорока, и клест, и синицы – Зимуют у нас эти чудные птицы. И чтоб они жили по-прежнему с нами, Мы будем кормить их, конечно же, сами. |
ПГ «Домашние животные» Большим и указательным пальцами правой руки «кусаем» ногтевые фаланги левой руки (от указательного к мизинцу и обратно, на ударные слоги стиха). После двух строчек - смена рук. Кусается сильно котенок-глупыш, Он думает: это не палец, а мышь. Но я же играю с тобою, малыш, А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!» | ПГ «Домашние птицы» Насыпаем на блюдце сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горох по одной на другое блюдце (большим и указательным пальцами левой рукой, затем правой рукой, можно обеими враз). Как у наших у ворот Петух зернышки клюет, Петух зернышки клюет, К себе курочек зовет. Либо другое стихотворение. Зернышки все, что хозяйка давала, Курочка клювом по штучке склевала. | |
ПГ «Лыжник» Две пробки от пластиковых бутылок кладем резьбой вверх. Это – «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них «как ноги». Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог. Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы, Мы любим забавы холодной поры! | ПГ «Транспорт» Соединение всех пальцев с большим по очереди, начиная с указательного, на каждый ударный слог. После двух строчек – смена рук. Автобус, троллейбус, машина, трамвай – О них ты на улице не забывай. В морях – корабли, ледоколы, суда, Они очень редко заходят сюда. |
ПГ «Одуванчик» Соединение одних и тех же пальцев обеих рук, начиная с мизинцев, на ударные слоги стиха: Был он желтый, стал он белый. Где теперь? (Подуть, как на одуванчик, и развести ладони.) Не наше дело! | ПГ «Грабли» Руки, как грабли (большой палец прижат к ладони, а остальные слегка разведены и полусогнуты), скребут по шершавой поверхности подушечками пальцев (на ударные слоги). Граблями скребем мы мусор с земли, Чтоб к свету расточки пробиться смогли. | |
ПГ «Обезьяны» Кончик указательного пальца правой руки смыкается с кончиком большого пальца левой руки. Кончик указательного пальца левой руки – с кончиком большого пальца правой руки. Нижние два пальца размыкаются и обходят с двух сторон сомкнутые пальцы. И вновь встречаются над ними. Там, где с деревьев свисают лианы, Разные в джунглях живут обезьяны: Лазают там шимпанзе, павианы, Есть и гориллы, орангутаны.
| ПГ «Луна» Два грецких ореха или маленьких каучуковых мячика ребенок держит в одной руке и вращает их одним вокруг другого (по типу китайских шариков). Вокруг Земли Луна летает, А вот зачем – сама не знает. |
ПГ «Тесто» Насыпаем в кастрюлю 1-1,5 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и делает движения, имитирующие работу рук при замешивании теста, приговаривая: Мы тесто месили, мы тесто месили: Нас тщательно все промесить попросили, Но сколько ни месим и сколько ни мнем, Комочки опять и опять достаем. | ПГ «Фонарики» Расположить ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы.
Фонарики зажглись! (пальцы выпрямились) Фонарики погасли! (пальцы сжались) 2) Поочередно сжимать и разжимать пальцы рук. На «раз» пальцы правой руки выпрямлены, пальцы левой руки сжаты. На «два» пальцы левой руки выпрямлены, пальцы правой руки сжаты. Мы фонарики зажжем, А потом гулять пойдем! Вот фонарики сияют, Нам дорогу освещают! | |
ПГ «Заготавливаем капусту» Руками имитируем соответствующие действия: - Мы капусту рубим! (2р.) – прямыми, напряженными ладонями имитируем движения топора: вверх-вниз. - Мы капусту режем! (2 р.) – энергичные движения прямыми ладонями вперед-назад. - Мы капусту солим! (2 р.) – пальцы собраны «щепотью», «солим капусту». - Мы капусту жмем! (2 р.) – энергично сжимаем пальцы в кулаки то одновременно на двух руках, то поочередно. - Мы морковку трем! (2 р.)- пальцы одной руки сжаты в кулак и совершают ритмичные движения вверх-вниз по ладони другой руки. Затем меняем руки. | ПГ «Моем руки» Ах, вода, вода, вода! Будем чистыми всегда! (Ритмично потирать ладошки, имитируя мытье рук.) Брызги – вправо, брызги – влево! Мокрым стало наше тело! (Пальцы сжать в кулачок, затем с силой выпрямить пальчики, как бы стряхивая водичку.) Полотенчиком пушистым Вытираем руки быстро! (Энергичные движения имитируют поочередное вытирание каждой руки полотенцем. | |
ПГ «Месим тесто» - Тесто мнем, мнем, мнем! - Тесто жмем, жмем, жмем! (Очень энергично сжимаем и разжимаем руки в кулачки: одновременно и поочередно.) - Пироги мы испечем! (руками совершаем движения, как будто лепим снежки.) | ПГ «Печем блины»
Мама нам печет блины, Очень вкусные они, Встали мы сегодня рано И едим их со сметаной! 2) Левая рука касается стола ладонью, правая рука – тыльной стороной; смена позиции – теперь левая рука касается стола тыльной стороной, правая рука касается стола ладонью. | |
ПГ «Шарик» Пальцы обеих рук собраны «щепотью» и соприкасаются кончиками. «Надуваем шарик»: придать пальцам такое положение, какое бывает, когда руки держат мячик или шарик. «Шарик лопнул»: пальцы возвращаются в исходное положение. Я надул упругий шарик, Укусил его комарик. Лопнул шарик – не беда, Новый шар надую я. | ПГ «Ежик» Поставить ладони под углом друг к другу. Расположить пальцы одной руки между пальцами другой. Шевелить прямыми пальчиками. Маленький колючий еж. До чего же он хорош! |
ПГ «Цветок» Ладони подняты вверх, пальцы образуют «бутон», основания кистей прижаты друг к другу. Цветок распускается: разводим одновременно пальцы рук в стороны, а потом сводим пальцы вместе. Солнце поднимается – Цветочек распускается! Солнышко садится – Цветочек спать ложится. | ПГ «Замок» Ладони прижать друг к другу. Пальцы переплести. На двери висит замок. (Быстро соединить пальцы в замок.) Кто его открыть бы смог? (Покачать «замок».) - Потянули! (Пальцы – в замке, потянуть пальцы, не расцепляя их.) - Покрутили! (Подвигать сцепленными пальцами от себя к себе.) - Постучали! (Пальцы остаются в замке, постучать основаниями ладоней друг о друга.) И – открыли! (Расцепить пальцы.) | |
ПГ «Человечек» Указательный и средний пальцы вытянуть и опустить вниз, средний и безымянный пальцы прижать к ладони большим пальцем.
Маленькие ножки шагают по дорожке! Топ-топ, топ-топ.
Вот человечек идет по дорожке. И высоко поднимает он ножки. На одной ноге стоит и по сторонам глядит. На другую ногу встал, покачался и упал. | ПГ «Семья» Сжать пальчики в кулачок. Затем по очереди разгибать их, начиная с большого. Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – это Я. Вот и вся моя семья! |
ПГ «Домик» Пальцы сжать в кулачок. Поочередно разгибать пальчики, начиная с большого. Раз, два, три, четыре, пять – (разгибаем пальцы) Вышли пальчики гулять. (Ритмично сжимаем и разжимаем пальцы.) Раз, два, три, четыре, пять – (сгибаем все пальцы в кулачок по очереди, начиная с мизинца.) В домик спрятались опять. (Ритмично сжимаем и разжимаем пальцы.) | ПГ «Дружные ребята» Дружат в нашей группе Девочки и мальчики. (Ритмично сжимаем и разжимаем пальцы.) Мы с тобой подружим Маленькие пальчики. (Одновременно дотрагиваемся подушечками пальцев одной руки до пальцев другой руки.) Раз, два, три, четыре, пять … (Поочередно соединяем одноименные пальцы: большой с большим и т.д.) Начинай считать опять. (Одновременно дотрагиваемся подушечками пальцев одной руки до пальцев другой руки.) Раз, два, три, четыре, пять … (Поочередное касание.) Мы закончили считать. (Кисти рук опустить вниз, встряхнуть.) | |
ПГ «В гости» В гости к пальчику большому (Пальцы сжать в кулачки, поднять вверх большие пальцы обеих рук.) Приходили прямо к дому (Две ладошки сомкнуть под углом – «крыша».) Указательный и средний, Безымянный и последний. (Называемые пальцы каждой руки по очереди соединяются с большим пальцем.) А мизинчик-малышок (Все пальцы сжать в кулак, мизинцы выставить вверх.) Сам забрался на порог. (Постучать кулачками друг о друга.) Вместе пальчики-друзья. (Ритмично сжимать пальчики в кулачки и разжимать.) Друг без друга им нельзя. (Соединить руки в «замок».) | ПГ «За грибами» (Поочередно загибаем свои пальцы, начиная с мизинца.) Этот пальчик в лес пошел, Этот пальчик гриб нашел, Этот пальчик чистить стал, Этот пальчик жарить стал, (Остается один большой палец. Обращаемся к нему.) Этот пальчик сел и съел, Потому и потолстел. |
ПГ «Дом и ворота» На поляне дом стоит, (Две ладошки сомкнуть под углом – «крыша».) Ну а путь к нему закрыт, (Ладони поставить на ребро, пальцами друг к другу «ворота закрыты». Пальцы выпрямлены и напряжены.) (Развернуть ладони параллельно друг другу, пальцы направлены от себя.) В этот домик приглашаем. (Руки развести в стороны.) | ПГ «Малина» С веток ягоды снимаю И в лукошко собираю. (Левая рука согнута в локте и поднята на уровень лица. Кисть опущена (пальцы – «ветки»). Правой рукой (пальцы собраны в щепотку) «снимаем ягоды».) Ягод – полное лукошко! Я попробую немножко. (Сложить ладони «корзинкой».) Я поем еще чуть–чуть – Легче к дому будет путь. Я поем еще малинки. Сколько ягодок в корзинке? (Собранными щепотью пальцами правой руки прикасаться к левой ладони и подносить ко рту.) Раз, два, три, четыре, пять…. (Ритмично сжимаем и разжимаем пальцы.) Снова буду собирать. | |
ПГ «Мышка» Мышка маленькая в норке Тихо грызла хлеба корку. (Поскрести ногтями по коленям.) «Хрум, хрум!» - Что за шум? (Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их.) Это мышка в норке Хлебные ест корки. (Потереть ладони друг о друга.) | ПГ «Осенний букет» Раз, два, три, четыре, пять – Будем листья собирать. (Сжимать и разжимать кулачки.) Листья березы, Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, Листики дуба. (Загибать поочередно пальцы от большого.) |
ПГ «Орехи» Мы научимся орехи Между пальцами катать. (Дети катают орехи между пальцами сначала одной руки, потом другой.) Это в школе нам поможет Буквы ровные писать. | ПГ «Рукавицы» Вяжет бабушка Лисица Всем лисятам рукавицы: (Поочередно потереть большим пальцем подушечки остальные.) Для лисенка Саши, Для лисички Маши, Для лисенка Коли, Для лисички Оли, А маленькие рукавички Для Наташеньки-лисички. (Поочередный массаж пальцев левой руки, начиная с большого (при повторении массировать пальцы правой руки).) В рукавичках – да-да-да! – Не замерзнем никогда! (Потереть ладони друг о друга.) | |
ПГ «Сидит белка» Сидит Белка на тележке, Продает она орешки: (Сжимать и разжимать пальцы.) Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому… (Сжать все пальцы в кулачок и поочередно разгибать их, начиная с большого.) | ПГ «Из песка» Все, что только захотим, Из песка мы смастерим. (Хлопки в ладоши.) Коля лепит колобок, (Ладошки «лепят» снежные шарики.) А Иринка – теремок, (Соединить прямые ладони над головой.) Люба лепит разных рыб, (Прижать ладони друг к другу и двигать ими вправо-влево.) Ну а Вера – белый гриб. (Одну руку сжать в кулак и сверху прикрыть ее ладонью другой руки «шляпка гриба».) |
ПГ «Не плачь, куколка моя» Не плачь, куколка моя, Остаешься ты одна. Не могу с тобой играть, Нужно мне перестирать: (Имитировать укачивание куклы.) Твои платья и носки, Твои юбки и чулки, Свитер, варежки, жакет, Шапочку, цветной берет. (Загибать поочередно пальцы.) | Я налью воды чуток, В таз насыплю порошок. Постираю и пойду. Пока светит солнышки, Натянут веревочку. К ней одежду прикреплю, Ветерком все просушу. Утюгом туда-сюда Белье быстро глажу я. (Имитировать движения, описанные в стихотворении.) Поработали вдвоем, А теперь и отдохнем. (Положить ладони на колени.) | |
ПГ «Орешник» Наклонил орешник ветки – (Поглаживание ладонью правой руки кисти левой.) Дарит всем зверям орешки. (Круговые движения собранными вместе кончиками пальцев правой руки по ладони левой.) Вот орешек для бельчонка, Вот орешек для мышонка, Вот орешек хомячку, Вот орех бурундучку. И орешек для меня (Поочередное массирование каждого пальца левой руки, начиная с большого) Приготовил он друзьям! (Потирание ладоней друг о друга. При повторении также массировать пальцы правой руки.) | ПГ «Снежный кролик» Мы слепили снежный ком, (Имитировать, как лепят снежки.) Ушки сделали потом. (Приставить раскрытые ладони к голове – «ушки».) И как раз вместо глаз Угольки нашлись у нас. (Показать очки – большой и указательный пальцы соединить колечком, остальные выпрямить вверх.) Кролик вышел как живой! (Поджать руки к груди, кисти опущены.) Он с хвостом и головой! (Рукой показать «хвост», положить обе ладони на голову.) За усы не тени – (Погрозить пальцем.) Из соломинок они! Длинные, блестящие, (Развести руки от носа в стороны.) Точно настоящие. (Покачать головой.) |
ПГ «Танец мух» На паркете восемь мух Польку танцевали, (Поднять руки вверх и быстро-быстро перебирать пальчиками.) Увидали комара, В обморок упали. (Резко уронить руки вниз.) | ПГ «Мячик» Раз – два – три – (Три хлопка.) Беру я мяч. (Соединяют большие и указательные пальцы рук, показывая мячик.) Раз – два – три – (Три хлопка.) Он мчится вскачь. (Руки согнуть в локтях, ладонями вниз. Поочередно поднимать и опускать руки.) Раз – два – три – (Три хлопка.) Бегу за ним, Красно – желто – голубым. (Руки согнуть в локтях, пальцы сжать в кулаки. Поочередно поднимать и опускать руки.) | |
ПГ «Я художник» Я взял бумагу, карандаш, Нарисовал дорогу. (Поворот ладони левой руки к себе, пальцы вместе – «лист бумаги». Указательный палец правой руки – «карандаш». Провести пальцем по левой ладони линию – «дорогу».) На ней быка изобразил, А рядом с ним корову (Руки сжаты в кулаки, большой палец и мизинец каждой из них слегка оттопыриваются в стороны, показывая рога быка и коровы.) Направо дом, (Ладони имитируют крышу.) Налево сад… (Растопыренные пальцы вверх.) | В лесу двенадцать кочек. (Указательным пальцем правой руки рисуют точки на левой ладони.) На ветках яблочки висят, И дождичек их мочит. (Встряхивание кистей - имитация капель дождя.) Потом поставил стул на стол, (Левая рука сжимается в кулак и кладется на приподнятую вверх ладонь правой.) Тянусь как можно выше. (Левый кулак медленно разжимается, пальцы с напряжением тянутся вверх.) Уф! Свой рисунок приколол – Совсем неплохо вышел! (Правая рука разглаживает воображаемый рисунок – поднятую в вертикальном положении левую ладонь, Улыбка удовлетворения на лице.) |
ПГ «Грачи» Мы лепили куличи, («Лепить пирожки».) Прилетели к нам грачи. (Помахать крыльями-ладошками.) Первый грач испек пирог, А второй ему помог, Третий грач накрыл на стол, А четвертый вымыл пол, Пятый долго не зевал (Поочередно массировать каждый палец, начиная с большого.) И пирог у них склевал. (Постучать пальцами по коленям.) Раз, два, три, четыре, пять, (Поочередно загибать пальчики.) Выходи грачей считать! (Резко вытянуть руки вперед, ладонями вверх.) | ПГ «Бойцы – молодцы» Пальцы эти – все бойцы, (Показать раскрытые ладони.) Удалые молодцы. (Сжать пальцы в кулаки и поочередно разжимать пальцы на обеих руках одновременно, начиная с больших.) Два – больших и крепких малых И солдат в боях удалых. Два - гвардейца – храбреца, Два - сметливых молодца, Два – героя безымянных, Но в работе очень рьяных! Два – мизинца-коротышки – Очень славные парнишки! | |
ПГ «Я – зверек» (Поочередно массировать пальцы на левой руке, начиная с большого. При повторении считалки массировать пальцы на правой руке.) Я – зверек, И ты – зверек, Я – мышонок, Ты – хорек, Ты хитер, А я умен. Кто умен, Тот вышел вон! | ПГ «Цыпа» (Массировать большими пальцами остальные от мизинцев к указательным. Выполнять обеими руками.) Цыпа, цыпа, Гуль, гуль, гуль! Я насыплю… Ты поклюй! |
ПГ «Прогулка» Раз, два, три, четыре, пять – (Поочередно соединять пальцы подушечками.) Вышли пальцы погулять. (Хлопки в ладоши.) Этот пальчик самый сильный, Самый толстый и большой. Этот пальчик для того, Чтоб показывать его. (Поочередный массаж пальцев от основания к ногтю по внешней стороне левой руки, при повторе – правой руки, начиная с большого.) | Этот пальчик самый длинный И стоит он в середине. Этот пальчик безымянный, Избалованный он самый. А мизинчик, хоть и мал, Очень ловок и удал. Раз, два, три, четыре, пять – Вышли пальцы погулять. (Интенсивно растереть ладони.) Погуляли, погуляли И домой пришли опять. (Энергично встряхнуть.) | |
ПГ «Пошли пальчики гулять» Пошли пальчики гулять, (Пальцы обеих рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по бедру к коленям.) А вторые догонять. (Выполняют ритмичные движения указательными пальцами.) Третьи пальчики бегом, (Движения средних пальцев в быстром темпе.) А четвертые пешком, (Медленные движения безымянные пальцами по направлению к коленям.) Пятый пальчик поскакал (Ритмичные касания мизинцами по бедрам.) И в конце пути упал. (Хлопок обеими руками по коленям.) | ПГ «Матрешки» Мы – красавицы Матрешки – Разноцветные одежки. (Прижимают ладошки друг к дружке и делают ими вращательные движения.) Раз – Матрена, два – Малаша, Мила – три, четыре – Маша, Маргарита – это пять. (Поочередно разгибать пальцы из кулака, начиная с большого.) Нас не трудно сосчитать: Раз, два, три, четыре, пять! (Сжимать и разжимать пальцы.) |
ПГ «Зайцы» Скачет зайка косой (Указательный и средний пальцы правой руки поднимают вверх, остальные – кольцом.) Под высокой сосной. (Ладонь правой руки - вертикально вверх, пальцы широко расставлены.) Под другою сосной (Ладонь левой руки – вертикально вверх, пальцы широко расставлены.) Скачет зайка второй. (Указательный и средний пальцы левой руки – вверх, остальные – кольцом.) | ПГ «Паучок» На изогнутый сучок, Сломанный, осенний, Опустился паучок (Правую кисть, шевеля пальцами, опускаем сверху на левую кисть.) С крестиком на спинке. (Кладут указательные пальцы друг на друга «крестиком».) Свил уютный гамачок. (Пальцы правой руки складывают в щепоть и опускают сверху в левую ладонь, сложенную лодочкой.) Сам – в сторонку (Пальцами правой руки «пробегают» по левой руке от кисти до локтя.) И молчок. (Правый указательный палец прикладывают к губам.) | |
ПГ «Зимние забавы» Пальчик-мальчик, где ты был? Где ты с братцами ходил? (Пальцы левой руки сжаты в кулак, сгибают и выпрямляют большой палец.) - С этим – я в снегу валялся, С этим - с горочки катался, С этим – в парке я гулял, С этим – я в снежки играл. (Поочередно разгибают пальцы, начиная с указательного.) Все мы пальчики – друзья, (Сжимают и разжимают пальцы.) Где они, (Показывают 4 пальца, прижимая большой к ладони.) Там и я! (Показывают большой палец.) | ПГ «Наряжаем елку» Раз, два, три, четыре, пять! (Поочередно соединяют подушечки пальцев обеих рук, начиная с большого.) Будем елку наряжать. (Соединяют ладошки углом – «крыша».) Мы повесим шарики, (Соединяют подушечки пальцев обеих рук, образуя шарик.) Яркие фонарики, (Прижимают ладони друг к другу, пальцы раздвинуты.) Веселого Петрушку (Показывают руками длинный нос.) И разные игрушки: (Вытягивают ладони вперед.) И мишку-шалунишку, (Изображают мишку.) И заиньку-трусишку. (Прикладывают раскрытые ладони к голове.) Потом всех за руки возьмем И хоровод мы заведем. (Берутся за руки. Встают в круг.) |
ПГ «Снеговик» Раз – рука, два – рука, Лепим мы снеговика. (Дети вытягивают вперед одну руку, затем другую. Имитируют лепку снежков.) Мы скатаем снежный ком – Вот такой, (Разводят руки в стороны, показывая величину.) А потом поменьше ком – Вот такой, (Показывают руками поменьше ком, соединяя перед собой руки кольцом.) А на верх поставим мы (Показывают руками маленький ком, соединив все пальцы в шар.) | Вот и вышел снеговик - Снеговичок. Снег, ведерко и морковка, Да уменье, да сноровка – И готов снеговичок, Очень милый толстячок. (Ставят руки на бока и делают повороты корпуса вправо-влево.) | |
ПГ «Капитан» Это – Мишка-капитан. (Сжимают и разжимают пальцы.) Обошел он много стран. (Потирают ладонями друг о друга.) Обошел их не пешком – На кораблике с флажком. (Поочередно соединяют подушечки пальцев обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т.д.) | ПГ «Расскажу про кошку» Подставляй ладошку, (Вытягивают вперед руку ладошкой вверх.) Расскажу про кошку. (Гладят ладонь другой рукой.) Будем пальчики считать? (Шевелят пальчиками.) (Сжимают и разжимают пальцы.) Раз, два, три, четыре, пять! (Поочередно загибают пальцы на руке.) Вот – кулак, (Сжимают пальцы в кулак.) А вот – ладошка. (Разжимают их.) На ладошку села кошка! (Ставят на ладонь пальцы второй руки.) И крадется потихоньку, И крадется потихоньку… («Пробегают пальчиками по руке до плеча.) Видно мышка там живет! (Прячут кисть другой руки в подмышечную впадину.) |
ПГ «Сорока-белобока» Сорока-белобока, Кашу варила, Детушек кормила, На порог скакала, Гостей поджидала. (Водят указательным пальцем одной руки по ладошке другой.) Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала. (Поочередно массируют пальцы, начиная с мизинца, как бы надевая на них колечко и снимая его.) | Он дров не носил, Он печку не топил, Он кашу не варил. (Скользящие движения ладоней друг о друга.) Вот тебе горшок пустой. (На одной руке сжимают пальцы в кулак.) Иди в угол и постой. (Другой рукой указывают на угол.) | |
ПГ «Воробьи» Пять воробьев на заборе сидели, (Показывают пять пальцев левой руки) Один улетел, а другие запели, (Массируют большой палец) И пели, пока не сморила усталость. (Загибают большой палец) Один улетел, а трое осталось. (Массируют указательный палец) Сидели втроем и немного скучали. (Загибают указательный) Один улетел, а двое остались. (Массируют средний палец.) Сидели вдвоем, и снова скучали, (Загибают его) Один улетел и остался один. (Массируют мизинец) Один посидел, да и взял, улетел. (Все пальцы сжимают в кулак) | ПГ «Большие и маленькие» Были маленькие мы, (Пальцы сгибают и прижимают к ладони.) Стали вдруг большие. (Растопыривают пальцы.) Шалунишки, шалуны, («Фонарики») А дружные какие! (Сцепляют пальцы обеих рук в замок) Солнцу радо детвора. Пусть поярче светит! Пляшут с самого утра На полянке дети. |
ПГ «Ладушки» Ладушки, ладушки, Испекли оладушки, («Пекут оладушки») На окно поставили, Остывать оставили. (Протягивают ладошки вперед) Остынут, поедим И воробушкам дадим. (Поочередно поднести ладошки ко рту) Воробьишки сели, (Опускают ладони на колени) Все оладьи съели. (Стучат пальчиками) Кыш, кыш – полетели! (Поднимают руки вверх, взмахивая кистями) На голову сели. (Кладут руки на голову) | ПГ «Коготки» Точит кошка коготки, Ах, какие же они Острые у кошки. (Сжимают и разжимают пальцы) Ах, какие у нее маленькие лапки. (Поглаживают ладони друг о друга) В этих лапках до поры Дремлют цап-царапки. (Сжимают пальцы в кулачки, поворачивают кулачки вправо-влево) | |
ПГ «Ерши» Поймал Ерей, (Сжимают и разжимают пальцы) Целых пять ершей. (Показывают руку с растопыренными пальцами) Поджарь скорей, Свари скорей! (Поочередно прикасаются пальцами к большому пальцу) А один ершок – (Показывают один палец) На уху в горшок. (Показывают горшок) | ПГ «Пальчик-мальчик» Пальчик-мальчик, Где ты был? – (Показывая большой палец, обращаемся к нему, на соответствующие слова загибаем по очереди другие пальцы.) С этим братцем – В лес ходил, С этим братцем – Щи варил, С этим братцем – Кашу ел, С этим братцем – Песни пел! (Дети приподнимают руки и «пританцовывают» пальчиками, напевая знакомую мелодию.) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей
Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей
Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....
Пальчиковая гимнастика. Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.
Значение пальчиковых игр для развития речи детей....
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для младшего дошкольного возраста
Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...
Рекомендации родителям к использованию пальчиковых игр для детей 4-5 лет. Картотека пальчиковых игр.
Значение пальчиковой гимнастики для дошкольников: формирует тонкие движения пальцев, или мелкую моторику, стимулируя речевые области головного мозга, и способствует развитию речи;развивает ...
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста
Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...
Картотека пальчиковых игр. Пальчиковые игры на тему: "Деревья."
Данный материал будет полезен логопедам при проведении занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме : "Лес.Деревья."...