Родительское собрание "Ребятки-Зверятки", определение психотипа ребенка.
консультация (старшая группа)
Ребята и зверята,
или индивидуализация
по ОСТЕРУ
Газета «Школьный психолог» уже не раз поднимала вопрос постижения индивидуальности ребенка через типологию (вспомним, например, статью В. Родионова «Индивидуализация по Винни-Пуху»,
№ 13, 1999). Автор статьи использовал в своей работе классификацию детей и подростков по четырем группам, основанную на особенностях героев широко известной книги о Винни-Пухе и его друзьях.
Идея привнесения в типологию элемента игры пришла и мне в голову, когда я столкнулась с необходимостью разъяснения родителям детей различного возраста их типовых особенностей.
Беседуя с родителями во время индивидуальных психологических консультаций, я накапливала информацию об особенностях их детей, ведь уже с первых дней жизни дети отличаются друг от друга. Постепенно у меня складывалась определенная схема беседы с родителями, в результате которой я могла сделать некоторые выводы относительно характерных особенностей поведения детей и построения индивидуального подхода к ребенку.
Опираясь при этом на знание свойств четырех типов высшей нервной деятельности (три сильных и слабый по И.П. Павлову), получила в итоге классификацию детей по четырем группам (см. таблицу на с. 29).
Чтобы заинтересовать родителей и сделать принятие ими типологических особенностей своего ребенка более осознанным, на групповых консультациях я предложила эту классификацию, взяв за основу героев известных сказок Григория Остера — Попугая, Мартышку, Слоненка и Удава. В характере этих персонажей автором довольно наглядно прописаны различные типовые особенности. Они хорошо воспринимаются родителями и вызывают положительные эмоции. Несомненно, эти типы являются собирательными и не предполагают буквального переноса образов данных героев на реальных детей.
Предлагаю вашему вниманию разработку родительского собрания для родителей дошкольников, его можно провести и для родителей первоклассников.
Длительность собрания 2–2,5 часа. Количество участников — до 20 человек. Используются наглядный материал, практические методы, происходит живое общение с родителями.
Критерии/группы | I | II | III | IV |
Увеличение веса на первом году | В пределах нормы | В пределах | Превышает среднюю норму | В пределах и ниже нормы |
Овладение движениями | По возрасту | Часто раньше | На четыре–шесть недель позднее нормы | Часто позже |
Отношение к режиму дня | Привыкает | Просыпается раньше | Просыпается | Засыпает раньше |
Поведение перед сном | Лежит | Долго | Лежит | Может поплакать |
Засыпание | Быстро | Не сразу | Быстро | Не сразу |
Сон | Глубокий | Неглубокий, | Спокойный, длительный | Неглубокий, чуткий |
Отношение к шуму во время сна | Не мешает | Просыпается | Не мешает | Просыпается |
Аппетит | Устойчивый | Утром и | Хороший | Неустойчивый (когда как) |
Предпочитаемые игры и занятия | Подвижные и спокойные | Требующие движения | Настольные, | Настольные, игры в куклы |
Отношение к новому | «Интересно» | Возбуждается | Спокойное, нейтральное | Пугается, плачет |
Контакт с детьми | Вступает легко | Поверхностный | Малообщителен | Остро переживает обиды |
Эмоции | Чаще положительные | Яркие, бурные, шумные | Редко смеется, молчит | Часто |
Плачет | Редко, по делу | При | Редко | По малейшему |
Сумма баллов |
|
|
|
|
Задачи собрания
1. Повысить интерес и внимание родителей к внутреннему миру их ребенка.
2. Способствовать принятию родителями типологических особенностей характера их детей.
3. Предложить практические рекомендации по воспитанию ребенка в семье.
Подготовительная работа к собранию
1. Напечатать и раздать пригласительные билеты для родителей.
2. Подобрать мягкие игрушки (до 30 штук).
3. Отпечатать бланки анкеты на каждого участника.
4. Подготовить видеозапись мультфильма «Завтра будет завтра» по сказке Г. Остера и портреты героев сказки.
5. Отпечатать рекомендации (четырех типов) для родителей на каждого участника.
Литература для подготовки
1. Родионов В. Индивидуализация по Винни-Пуху // Школьный психолог, № 13,1999.
2. Воспитание и обучение детей раннего возраста/ Под ред. Павловой. — Л.—М., 1986.
3. Гарбузов В. Нервные дети. — М., 1990.
4. Остер Г. Избранные произведения. — М., 1991.
Организация пространства
Столы расставлены в форме круга, на столах бланки анкеты и ручки. У входа в зал — стол, на котором множество мягких игрушек.
ХОД СОБРАНИЯ
Психологический настрой
Звучат записи детских песен. Родители входят в зал, их встречает психолог, который предлагает каждому выбрать игрушку на свой вкус и занять место за столом.
Упражнение-разминка
Психолог просит всех желающих по кругу рассказать о своем ребенке с позиции: «Я выбрал(а) эту игрушку, потому что она мне понравилась тем...»; «А мой ребенок похож (не похож) на нее, потому что...».
Анкета
Психолог предлагает продолжить разговор об индивидуальных особенностях детей, которые начинают проявляться уже с первых дней их жизни. Именно сейчас есть смысл вернуться в прошлое и вспомнить, как развивался ребенок в первые три года жизни.
Заполнение анкеты. Интерпретация результатов анкеты.
Просмотр мультфильма
Психолог включает видеозапись мультфильма по сказке Г. Остера «Завтра будет завтра» и предлагает родителям внимательно понаблюдать за его героями: «Среди них — ваши дети. Вы их не узнали?»
Содержание темы
«Психологические особенности детей»
«Попугай» (I) отличается преобладанием спокойного поведения и положительных эмоций. Такой ребенок, если его правильно воспитывают, спокоен, весел, плачет редко и только по существу. Сон у таких детей глубокий, нечувствительный к шуму, засыпают они быстро. Безболезненно привыкают к режиму дня, легко вступают в контакт со сверстниками, что способствует формированию их общительности.
Могут подолгу и сосредоточенно заниматься делами, требующими усидчивости, и с не меньшим желанием играть в подвижные игры. Воспитателям и родителям, как правило, легко с такими детьми. Но если дома нарушаются основные правила воспитания (режим сна и питания, общение с ребенком), ребенок, по природе уравновешенный, может стать раздражительным, капризным, нарушается его сон и аппетит.
Итак, главные черты нашего «попугайчика» — оптимизм, общительность и быстрота. За ним можно и не поспеть, он — заводила, живчик, но в нем все очень гармонично, он все успевает и на все реагирует.
«Мартышка» (II) очень активна, подвижна, живо реагирует на все окружающее. Природная живость этих детей способствует формированию у них склонности к занятиям, требующим движения и быстроты. Поэтому у такого ребенка надо с самого начала воспитывать умение сосредоточенно и спокойно заниматься делом, наблюдать за окружающим.
Однако и навязать свое желание такому ребенку не удается — это приводит к отказу от предлагаемого занятия. Если же с «мартышками» специально не заниматься и не заботиться о развитии у них усидчивости, терпения, устойчивого внимания, у них может проявляться рассеянность и отвлекаемость. Это будет мешать усвоению знаний и умственному развитию.
Эмоции такого ребенка очень ярки. Если он сердится, то с гневом, и его трудно утихомирить. С ним нелегко в обыденной жизни, и родители уже вздыхают: «Характер!»
«Слоненок» (III) отличается спокойным поведением без бурного выражения эмоций. Смех он заменяет улыбкой. Дети этого типа медлительны, невозмутимы и благодаря ровному, спокойному поведению обычно не доставляют хлопот. Напротив, их медлительность может раздражать родителей. От взрослых здесь требуется изрядное терпение.
«Слонята» обычно отдают предпочтение обыкновенным занятиям, настольным играм, любят рассматривать картинки. Они часто равнодушны к подвижным играм. Если специально не позаботиться о том, чтобы помочь ребенку стать более активным, он может расти безынициативным, необщительным, неуклюжим, односторонне развитым. При всем этом он все-таки из тех, кто «тихо едет, но дальше будет».
«Удав» (IV) очень чувствителен ко всему происходящему вокруг. Он чутко реагирует на настроение окружающих, самые малозаметные причины могут огорчить его и вызвать плач.
Если такого ребенка ничего не беспокоит, он приветлив и выражает радость. Если недоволен чем-то, хнычет, чтобы привлечь внимание взрослых.
«Удавчики» остро переживают малейшие обиды. Они быстрее, чем другие дети, устают, поэтому им не всегда подходит режим, рекомендуемый для других детей этого возраста.
В обществе сверстников они могут чувствовать себя неуютно и беззащитно, постоянно переживая обиды, огорчаясь, плача, стараясь уединиться. Свойственная этим детям повышенная восприимчивость способствует развитию у них чуткости, деликатности, отзывчивости.
Психологическая пауза
Психолог предлагает участникам собрания объединиться в четыре группы по полученным результатам анкетирования. На стол каждой группе ставится картинка — психотип (попугай, мартышка, слоненок, удав).
Родители имеют возможность одну-две минуты пообщаться между собой. Звучит музыка Г. Гладкова («Песенка про завтра»).
Упражнение-общение
На столе у каждой группы — лист с рекомендациями родителям по воспитанию детей каждого типа. Психолог предлагает каждой группе участников зачитать «советы» и выразить к ним свое личное отношение, рассказав о том, как удается каждому в своей семье решать те или иные проблемы в воспитании ребенка.
Рекомендации родителям
«Попугай»
1. Соблюдать режим дня (питание, сон, полноценная активность).
2. Создать для ребенка благоприятную развивающую среду, условия для подвижных игр и для спокойных занятий (лото, мозаика и пр.).
«Мартышка»
1. Обеспечить ребенку спокойную обстановку, общаться с ним только ровным тоном.
2. Учить ребенка играть за столом (лепить, рисовать) — развивать усидчивость.
3. Требовать доводить начатое до конца (убирать игрушки и др.).
4. Отвлекать от запретного, предлагая другие интересные дела, а не злоупотреблять словом «нельзя».
5. Учить ребенка доброму отношению к окружающим детям и взрослым.
«Слоненок»
1. Запастись терпением.
2. Не делать за ребенка то, что он может и должен делать сам (одеваться, убирать игрушки).
3. Устраивать с ребенком игры-соревнования «Кто быстрее?».
4. Систематически проводить с ребенком подвижные игры и упражнения (обустроить в доме «спортивный уголок»).
«Удав»
1. Обеспечить ребенку спокойную домашнюю обстановку, разговаривать с ним ровным тоном, проявлять ласку.
2. Готовить ребенка заранее к новым событиям в жизни (поступление в детский сад, школу, новая пища, новые люди).
3. Помочь ребенку подружиться с другими детьми.
4. Чаще хвалить, но не опекать излишне.
5. Предупредить появление таких черт характера, как неуверенность в себе, обидчивость, боязливость, замкнутость.
Домашнее задание
Прочитать ребенку сказки Г. Остера или вместе посмотреть мультфильмы и обсудить с ним характеры персонажей.
Выяснить, беседуя с ребенком, с кем из героев он себя идентифицирует и почему.
Предложить ребенку нарисовать на тему: «Если бы я был попугаем (мартышкой, слоненком, удавом)».
Слово психолога
Иногда, что греха таить, родителей «не устраивает» характер ребенка, данный ему природой, и они пробуют его изменить, «улучшить». Прежде всего, и часто неосознанно, характер ребенка подавляется личным отношением родителей. В чем это проявляется? (Родителям представляется черный цветок «Неприятие».)
В таком отношении к ребенку — причины детской нервности или трудностей в поведении, и одно из звеньев формирования неврозов. Как же быть?
Если родителям удастся вовремя всмотреться в ребенка и в себя, задуматься и принять меры по устранению отклонений, значит, им удастся и предупредить детские проблемы. Мудрые и любящие родители никогда не допустят, чтобы их ребенок был несчастливым. В каждом ребенке, даже с физическим или иным недостатком, есть одаренность, некая изюминка, которую родители обязаны найти, сохранив у ребенка чувство достоинства и радость жизни. (Предъявляется красный цветок «Принятие» и заполняется с помощью родителей. Варианты: желанный; похожий; такой, какой есть; любимый; интересный; нравится; устраивает и т.д.)
Психолог благодарит родителей за совместную работу и вручает каждому участнику «Рекомендации для родителей».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Определение леворукости ребенка"
Я предлагаю Вам материал - теоретический и тесты для определения ведущей руки ребенка (если у Вас есть сомнения). Все это не сложно и тесты Вы можете провести сами....
Бланк "Протокол индивидуальной психологической диагностики на определение готовности ребенка к школьному обучению"
Бланк протокола индивидуальной психологической диагностики на определение готовности к школьному обучению....
Тест «Определение готовности ребенка к школе»
Тест «Определение готовности ребенка к школе»...
Экспресс тест "Определение готовности ребенка к школе"
Дополнительные занятия дома родителей с детьми...
Определение готовности ребенка к школе в условиях реализации ФГОС
Конспект лекций...
Консультация "«Что такое хорошо и что такое плохо…» в рамках определения готовности ребенка к школе."
"«Что такое хорошо и что такое плохо…» в рамках определения готовности ребенка к школе."...
Консультация "Как определить психотип ребенка и о чем он расскажет родителям"
Родительские гены и условия внутриутробного развития влияют на то, какой будет у человека нервная система. Свойства нервной системы сами по себе не предопределяют никаких внешних форм поведения, но он...