ГБОУ школа №1130 ДО№1 Воспитатель Галечян Карина Владимировна Выступление на педагогическом совете. Транслирование в педагогическом коллективе опыта практических результатов профессиональной деятельности
материал

Карина Галечян

Высткпление на педагогическом совете по теме:  "Трансляция в педагогическом коллективе опыта практических результатов профессиональной деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pet.sovet_.docx27.61 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ школа №1130 ДО№1

                      Воспитатель Галечян Карина Владимировна

                            Выступление на педагогическом совете.

Транслирование в педагогическом коллективе опыта практических результатов профессиональной деятельности

Важным условием создания инновационной образовательной среды является использование учителями, педагогическими коллективами и методическими службами гимназии достижений педагогического опыта. В условиях продолжающегося процесса адаптации педколлектива к образовательным стандартам РФ актуальной становится и проблема создания четкой системы выявления, изучения, обобщения и внедрения практических результатов профессиональной деятельности – индикатора творчества педработника. Приходится констатировать, что на уровне МО эта работа зачастую носит формальный, стихийный и бессистемный характер. Таким образом постепенно педагогический опыт постепенно превращается в некое абстрактное, философское понятие.

Не способствует решению проблемы и то, что в современной педагогической науке нет однозначного подхода к определению понятий «педагогический опыт», «передовой педагогический опыт», «инновационный опыт», «новаторский опыт», «рационализаторский опыт» и т. п. А между тем, в процессе улучшения практических результатов профессиональной деятельности учителей, повышения их квалификации, важнейшая роль принадлежит именно новаторам. Как раз их мастерство, их «секреты» покажут учителям, образно говоря, воплощение идеала, педагогику как искусство в действии.

А кроме того, вопрос о формах и методах транслирования передового педагогического опыта, его практических результатов, особых трудностей не вызывает – они хорошо известны, методики их отработаны и регулярно применяются на различных уровнях. Более того, каждое методическое объединение нашей гимназии обладает собственным богатым опытом организации и проведения подобных мероприятий.

Но вот какой опыт необходимо транслировать в первую очередь? Что из используемых нами приемов можно предложить коллегам? Кого из нас можно назвать новатором? Вот на этот аспект обсуждаемой проблемы хотелось бы обратить ваше внимание в первую очередь.

Итак, передовой опыт - более широкое понятие, новаторство - составная часть передового опыта, его основа. Не каждая форма работы, даже успешная, является передовым опытом и не каждое новаторство - передовой опыт.

Передовой опыт - это то, что можно передать, использовать в работе других учителей. Новаторство не всегда можно передать. Есть и индивидуальное творчество, которое дает высокоэффективные результаты у данного учителя, но другие учителя вряд ли смогут так работать.

Это все равно, что спросить у великого художника, как ему удается написать такой замечательный пейзаж? Всем все понятно. Но другой художник так не напишет, хоть будет повторять все, что делал мастер. Так и в учительской работе: механически перенять ничего нельзя. Но выработанные выдающимися учителями приемы помогут найти свои подходы к решению той же проблемы и достичь успеха.

Передовой опыт - это воспроизводимые методы, приемы и способы обучения и воспитания, практически осуществлены в деятельности отдельных учителей и так, чтобы обеспечить высокие результаты без дополнительных затрат времени (т.е. только время работы). Передовой опыт может быть новаторским, когда учитель предлагает что-то оригинальное, новое, чего не было раньше Это может быть целая система работы, как, например, у А. Макаренко, В. Сухомлинского, С. Шацкого, Л. Занкова, когда вопросы обучения и воспитания решались комплексно, осуществлялись различными методами, приемами Но новаторство может иметь и ограниченный характер, когда предлагаются отдельные формы занятий или особые методы обучения Если, например, речь идет о работе В. Шаталова, Е. Ильина, С. Лысенковой, прежде всего, подразумевается урок. Они мастера-новаторы в использовании особенных методов объяснения, обратной связи, самостоятельной работы учащихся.

А бывает ли передовой опыт, но не новаторского характера? Такой направленности, чтобы он «заиграл новыми красками», стал более эффективным, результативным? Где действительный успех, там всегда новаторство в той или иной форме. Педагогический успех невозможен без поиска, искусств и мук творчества. Но одно дело, когда учитель вырабатывает нужные навыки у себя, с учетом своего характера, подготовки, опыта; другое, если он предложил приемы работы или усовершенствовал старые так, что они дают высокие результаты и их можно распространять и использовать. Новаторство приобретает характер передового опыта, который надо распространять и внедрять. Не все, однако, подлежит распространению. Изучая приемы работы новатора, директору важно выяснить главное, ведущее, общее, то, что можно посоветовать всем, и то, что присуще только личности, талантливому человеку, чем можно восхищаться без конца как произведением искусства, но нельзя не только копировать, но и приближенно перенимать, так как в другом исполнении это будет неэффективно, порой карикатурно и смешно, а нередко и вредно.

В. Сухомлинский проводил уроки мышления Ученики сидели и думали их лица сосредоточены, они погружены в поиск. Но разве кто-то, кроме В. Сухомлинского, сможет это сделать? Разве есть другой С. Шацкий или иной В. Шаталов?

Положительный опыт может быть комплексным, когда результат деятельности учителя (высокий уровень знаний, трудовой подготовки и воспитанности учащихся) проявляется в конце учебного года или по окончании школы: выпускники успешно поступают в вузы, хорошо трудятся на производстве, примерно ведут себя в обществе.

Положительный опыт может быть промежуточным, частным. Учитель проявляет особые способности в организации учебного процесса: четко проводит уроки, тщательно их готовит, активизирует усилия детей. Изучается именно эта, наиболее заметная и эффективная часть работы учителя.

Положительный опыт может быть конкретным, узко направленным, когда срабатывает какой-либо один метод, прием, отдельный элемент учебного или воспитательного процесса

Таким образом, педагогический опыт - явление широкое, неоднозначное, требующее всесторонней и целенаправленной деятельности не только руководителей школы, но и всего педагогического коллектива.

Однако, просто выявить этот опыт недостаточно. Важно сделать его всеобщим достоянием. И тут мы выходим на необходимость решения задач обобщения, а потом и трансляции передового педагогического опыта.

Обобщение педагогического опыта, его описание, уровни (практический, научный, методический).

Соотнесение уровней и формы обобщения:

  1. Практический, формы обобщения: открытый урок, семинар-практикум, творческий отчет, выставка, реферат, справка.  
  2. Методический, формы обобщения: педагогические чтения, мастер-классы, авторская школа, видео, другое.
  3. Научный, формы обобщения: публикации, статьи, тезисы, в сборниках научно-практических конференций, монографии, другое.

Распространение опыта проводится в различных формах и осуществляется на различных уровнях: внутри МДОУ, муниципальный, областной, всероссийский и т.д.

Методы распространения:

  • Выступление на педагогическом совете, может сопровождаться демонстрацией наглядного материала (детские работы, дидактические игры и т.п.);
  • Коллективный просмотр;
  • Школа передового опыта (ШПО), которая организуется у педагога, имеющего систему работы по определённому вопросу. Предполагается проведение нескольких просмотров, после каждого из которых руководитель ШПО разъясняет, почему он поступил так, а не иначе, чем руководствовался в своих действиях, показывает детские работы, свой план, отвечает на вопросы участников ШПО и предлагает задания: использовать в своей педагогической практике тот или иной приём, способ организации и т.п. Перед началом следующего просмотра проводится беседа о том, что удалось слушателям ШПО использовать в своей практике и каковы результаты. В конце года руководитель ШПО посещает слушателей и анализирует, в какой степени они овладели материалом. Количество слушателей не должно превышать 3-4 человека;
  • Мастер-класс – одна из основных форм распространения опыта, предполагающая рассказ педагога о своей творческой лаборатории и показ на детях или моделирование на взрослых использования отдельных инновационных приёмов и способов организации детей;
  • Показ-панорама – моделирование различных подходов к решению одной и той же или сходных учебно-воспитательных задач, демонстрируемых последовательно разными педагогами. Это может проводиться с детьми, с которыми работали по данным технологиям, или на взрослых, исполняющих роли детей;
  • Журнал передового опыта, в котором каждый педагог описывает «изюминки» своей работы по определённому вопросу и знакомится с опытом коллег, после чего проводятся обсуждение и оценка материала;
  • Представление материалов в методическом кабинете.

Формы распространения ППО:

 Семинар-практикум,

 Педагогическая мастерская,

 Мастер-класс,

 Аукцион «педагогических идей»,

 Банк педагогического опыта,

 Творческий отчёт,

 Печатные способы распространения ПО (публикации в газете, брошюры и т.п.),

 Общественная презентация опыта,

 Информационная выставка,

 Стендовый доклад,

 Педагогический совет,

 Заседания методического объединения,

 Различные конкурсы педагогического мастерства («Педагог года», «Урок года», «Конкурс методических разработок» и др.),

разработка авторских спецкурсов  (мастер-классов), стажировочных площадок,

конференция,

научно-практический семинар,

авторский сайт, блог,

брошюры, плакаты  с методической направленностью,

видеоматериалы  (фильм  методической направленности),

круглый стол,

пакет документов (методические рекомендации),

портфолио  с приложениями,

информационное сопровождение  деятельности  ОУ -партнеров,

создание консультационного пункта,

диск,

выставка (виртуальная или реальная).

И, заканчивая свое выступление, хочу заметить, что каждый метод, каждая форма транслирования педагогического опыта играет важную роль, поскольку способствует повышению профессионального мастерства педагогических работников гимназии, их конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности

Транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности...

Транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов профессиональной деятельности

Транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов профессиональной деятельности...

3.5. Транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей деятельности.

3.5. Транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей деятельности.Наставничество.Приказ МАДОУ "Колокольчик" "Об организации наставничества в ДОУ&qu...