Дидактические игры и игрушки.
статья
Дидактические игрушки - это игрушки, направленные на развитие психических процессов, содержат в себе развивающую задачу, соответствующую возрасту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6.docx | 18.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры и игрушки
Дидактические игрушки - это игрушки, направленные на развитие психических процессов, содержат в себе развивающую задачу, соответствующую возрасту. Это могут быть задачи на развитие восприятия, памяти, мышления. Дидактическая игрушка в жизни ребенка появляется с первых дней его жизни, когда родители покупают ему погремушки и подвески на кроватку, и остается с ребенком на протяжении всего его раннего и дошкольного возраста. Любая дидактическая игрушка ставит перед ребенком обучающую задачу, условия решения которой заложены в самой игрушке, ее конструкции или содержании игры .
Цель дидактических игрушек: передача детям разных знаний, развитие речи, мышления, памяти, внимания, воображения, воли, творчества и т.д.
Занятия с дидактическими игрушками:
- формируют практический опыт действия в зависимости от объективных свойств предметов;
- стимулируют их речевую активность. Такие игры-занятия способствуют речевому подражанию, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечными персонажами или с взрослым, тем самым стимулирует развитие коммуникативной функции речи детей раннего возраста;
- учат простым поисковым действиям по методу проб и ошибок в решении практической задачи;
- укрепляют правильность произношения звуков;
- постоянно обогащают свою речь за счет общения в процессе игры .
Следовательно, занятия с дидактическими игрушками, связанные с выполнением игровых действий, имеющих логику, оказывают всестороннее воздействие на развитие детей, а так же на их словарный запас.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Именно в дидактической игре ребенок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать свой словарь.
Осуществляя с детьми работу по формированию, обогащению и активизации словаря педагоги в ДОУ широко используют дидактические игры.
Содержание дидактических игр определяется «Программой воспитания в детском саду», оно связано с содержанием занятий и наблюдениями. Дидактическая игра опирается на знания, уже имеющиеся у детей, причем часто в одной игре они могут использовать знания и представления, порченные на занятия по разным «предметам», разным разделам программы.
Структура дидактических игр включает основные компоненты - дидактические и игровые задачи, игровые действия, а также дополнительные компоненты - сюжет, роль .
Главной целью любой дидактической игры является обучение. Поэтому ведущим компонентом в ней выступает дидактическая задача, которая скрыта от ребенка игровой. Своеобразие дидактической игры и определяется рациональным сочетанием двух игровых задач: игровой и дидактической. Если преобладает обучающая задача, то игра превращается в упражнение, а если игровая задача, то деятельность теряет свое обучающее значение.
Существенным элементом дидактической игры являются правила. Выполнение правил обеспечивает реализацию игрового содержания. Соблюдение правил выступает непременным условием решения игровой и дидактической задачи. Дидактическая игра может состояться только при условии, когда правила становятся внутренним регулятором детской деятельности, а не выступают лишь как внешние требования взрослого .
Правила направляют игру по заданному пути, объединяя дидактическую и игровую задачу.
Реализуются игровая и дидактическая задачи в игровых действиях. Средством решения дидактической задачи выступает дидактический материал. Результатом дидактической задачи является решение игровой и дидактической задач. Решение обоих задач - показатель эффективности игры. Младшие дошкольники осознают игровой результат. Старшие начинают вспоминать результат, связанный с решением дидактической задачи: научился, догадался, решил.
Дополнительные компоненты дидактической игры - сюжет и роль не обязательны и могут отсутствовать. Дидактическая игра выступает одновременно как вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия взрослого с ребенком. В этом состоит ее своеобразие.
По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.
Предметные игры - это игры с народной,(деревянные конусы из одноцветных и разноцветных колец, бочонки, шары, матрешки, грибки и др.) дидактической игрой, мозаикой, различными природными материалами (листья, семена и т. д.). Эти игры развивают у детей восприятие цвета, величины, формы .
Настольно-печатные - направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развивают мыслительные процессы и операции (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.).
Организация словесных дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ. В подготовку к проведению дидактической игры входят:
- отбор игры в соответствии с задачами развития связной речи;
- установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;
- определение наиболее удобного времени проведения словесной дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);
- выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место, как правило, отводят в групповой комнате или на участке;
- определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
- подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал);
- подготовка самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой .
Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием) .
Подведение итогов игры - это ответственный , так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она с интересом пользоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. Анализ проведенной игры направлен на выявление эффективности в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в развитии связной речи детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры и игрушки
Рекомендации по проведению дидактических игр с дидактическими игрушками и подборка игр для детей раннего возраста...
Дидактическая игра "Наши игрушки" (к проекту)
Дидактическая игра "Наши игрушки" (к проекту)...
«Дидактические игры и игрушки в воспитании детей раннего возраста»
Дидактические игры и игрушки в жизни ребенка имеет огромнейшее значение. Игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым.Значение игрушек в жизни малыша переоценить невозможно, ведь именно...
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА - НАШИ ИГРУШКИ
Мы предлагаем некоторые хорошие дидактические игры рекомендуемые в детском саду для развития речи у детей средней группы....
Конспект дидактической игры "Покатай игрушку" для младшей группы детей с нарушениями слуха
Формирование игровых навыков у неслышащих детей младшего возраста....
Музыкально-дидактическая игра "Лесные игрушки"
«Лесные зверушки»Основной вид деятельности: музыкальная деятельность .Продукт деятельности (результат): развитие тембрового слуха.Форма: интегрированная.Длительность:10-15 минут.Задачи:1. ...
«Дидактические игры и игрушки в воспитании детей раннего возраста»
В консультации дан материал на тему«Дидактические игры и игрушки в воспитании детей раннего возраста»...