Экологическая культура в дошкольном учреждении
статья по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа)

Литомина Екатерина Николаевна

Статья посвящена дидактическим играм и их роли в экологическом воспитании дошкольников. Рассматривается подробно технология Лэпбук и ее применение в детском саду. Два лэпбука по экологии представлены как примеры успешного применения технологии лэпбук в экологическом воспитании дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.45 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры как средство экологического воспитания дошкольников

Содержание

  1. Актуальность темы «Экология»
  2. Сущность и задачи экологического воспитания детей дошкольного возраста
  3. Особенности и виды дидактических игр в процессе экологического воспитания детей дошкольного возраста
  4. Лэпбук «Времена года»

Актуальность

В современной педагогике уделяется особое внимание становлению процесса непрерывного экологического образования в дошкольных учреждениях. В первую очередь это связано с возрастанием экологических проблем в мире, вызванных деятельностью человека. Человечество должно позаботиться о сохранении природной среды, естественной для его обитания и выживания.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста - современное направление в педагогике, в основе которого лежит взаимодействие человека и природы. Результатом экологического воспитания можно считать формирование экологической культуры личности. Т.е. личности со сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированным поведением и деятельностью в природе, гуманным, природоохранным отношением. В понятие экологической культуры личности дошкольника входят следующие компоненты: знания о природе, экологическая направленность этих знаний, умение использовать эти знания в реальной жизни. Цель экологического воспитания  - формирование у каждого ребенка бережного отношения к природе.

Проще говоря, экологическое воспитание - это процесс ознакомления ребенка с природой. Следует отметить, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы экологической культуры личности, как часть духовной культуры. Таким образом, уже в период дошкольного детства формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс - в повседневной жизни и на занятиях.

Дидактические игры

Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания является дидактические игры.  

Дидактические игры развивают познавательные способности, способствуют получению новых знаний, их обобщений и закреплений, а так же развивают у детей наблюдательность и любознательность, пытливость, вызывают у них интерес к объектам природы.

Игры доставляют детям много радости, и содействует их всестороннему развитию.

В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же эколого-целесообразное поведение в природе.

 В дидактических играх развиваются интеллектуальные умения: планировать действия, распределять их по времени и между участниками игры, оценивать результаты и т. д.

В процессе дидактической игр дети уточняют, закрепляют и расширяют имеющиеся у них представления о природе и природных явлениях, растениях и животных.

Дидактические игры - наиболее эффективное средство, способствующее более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Цель любой дидактической игры является обучение.

Виды дидактических игр.

В педагогике существует несколько видов дидактических игр. Бондаренко А. указывает, что все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

- игры с предметами (игрушками, природным материалом);

- настольные печатные игры;

- словесные игры.

Руководство дидактической игрой осуществляется в трех направлениях: подготовка, проведение и анализ.

Проведение игры включает в себя знакомство детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, объяснение хода и правил игры.

Экологические знания будут усвоены детьми гораздо быстрее, если преподнести их в увлекательной форме.

Лэпбук «Времена года»

В качестве методического пособия для проведения дидактических игр по экологии может быть использован лэпбук. Помимо дидактических свойств лэпбук информативен, полифункционален, способствует развитию творчества и воображения. Его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста. Лэпбук является так же одной из форм организации учебной деятельности.

Лэпбук (lapbook)  - это интерактивная тематическая самодельная папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В папке может быть собран материал по какой-либо определенной теме. 

Важнейшим средством экологического воспитания является систематическое наблюдение за природой. Поэтому предлагаем вашему вниманию лэпбук по теме «Времена года», включающий в себя несколько вариантов дидактических игр по экологии. Цель - использование лэпбука как средства обучения экологической грамотности детей дошкольного возраста, закрепление знаний детей о временах года. Игры рассчитаны на подгрупповую работу с детьми в возрасте 4-5 лет. В ходе проведения игр предполагается получить результаты в области экологического воспитания дошкольников, в частности: воспитание эмоционального, бережного отношения к природе, умения видеть красоту окружающего мира, формирование представлений о природных объектах и явлениях, закономерностях; формирование навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту; умения оценивать свои действия по отношению к окружающей среде; желания ее сохранить и улучшить состояние природных ресурсов. 

Целенаправленная работа в  направлении формирования экологического мировоззрения  воспитанников стала одним  из приоритетных  направлений  в воспитании и обучении детей нашего дошкольного образовательного учреждения. Экологические знания включаются во все виды детской деятельности, что  позволяет расширить знания ребенка о ценности воды в природе, о взаимодействии живых организмов, о животных и растениях других материков, о человеке как части природы, воспитанники учатся моделировать , выделяя самые главные существенные признаки .

Методические рекомендации

  1. Дидактические игры проводить систематически и последовательно
  2. Подбирать игры с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
  3. Дидактические игры необходимо включать как часть образовательной деятельности, на прогулке, во время организации игр для самостоятельной деятельности детей
  4. Дидактические игры должны быть эстетически оформлены и находиться в доступном для детей месте
  5. Выразительность проведения игры, что обеспечит интерес детей, желание слушать и участвовать  в игре.
  6. При разработке игровой формы обучения необходимо заботиться не только о выполнении дидактических задач и игровых правил, но и о том, чтобы игра была интересной

 «Экологические знания, вызывающие эмоциональную реакцию у детей, войдут в их самостоятельную игру, станут ее содержанием, лучше, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сферу» С.Н. Николаева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация пространства по физической культуре в дошкольных учреждений"

В материалах представлены рекомендации по организации двигательног режима и использование физкультурного уголка в группах в дошкольных учреждений...

Практический материал по профилактике плоскостопия в процессе образовательной деятельности по физической культуре в дошкольном учреждении

Плоскостопие - заболевание ОДА, которое проявляется в снижении высоты сводов стопы,некотором отклонении стопы наружу. Стопа несет большую нагрузку при стоянии, ходьбе, прыжках и обеспечивает пере...

Конспект интерактивной педагогической мастерской «Организация экологической тропы в дошкольной образовательной организации как условие формирования экологической культуры детей дошкольного возраста»

Конспект интерактивной педагогической мастерской «Организация экологической тропы в дошкольной образовательной организации как условие формирования экологической культуры детей дошкольного возра...

Проект «ДРУЗЬЯ ПРИРОДЫ» повышение экологической грамотности и экологической культуры детей дошкольного возраста Срок реализации: 9 месяцев Возраст детей: 5-6 лет

Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет. Именно с дошкольного воз...

Экологическая сказка, как средство формирования экологической культуры детей дошкольного возраста.

Главная задача экологического образования в детском саду – научить ребенка заботливому отношению к природе, бережно распоряжаться богатствами природы, воспитать защитников природы. У дошкольнико...