Экологическая культура в дошкольном учреждении
статья по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа)
Статья посвящена дидактическим играм и их роли в экологическом воспитании дошкольников. Рассматривается подробно технология Лэпбук и ее применение в детском саду. Два лэпбука по экологии представлены как примеры успешного применения технологии лэпбук в экологическом воспитании дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 20.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры как средство экологического воспитания дошкольников
Содержание
- Актуальность темы «Экология»
- Сущность и задачи экологического воспитания детей дошкольного возраста
- Особенности и виды дидактических игр в процессе экологического воспитания детей дошкольного возраста
- Лэпбук «Времена года»
Актуальность
В современной педагогике уделяется особое внимание становлению процесса непрерывного экологического образования в дошкольных учреждениях. В первую очередь это связано с возрастанием экологических проблем в мире, вызванных деятельностью человека. Человечество должно позаботиться о сохранении природной среды, естественной для его обитания и выживания.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста - современное направление в педагогике, в основе которого лежит взаимодействие человека и природы. Результатом экологического воспитания можно считать формирование экологической культуры личности. Т.е. личности со сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированным поведением и деятельностью в природе, гуманным, природоохранным отношением. В понятие экологической культуры личности дошкольника входят следующие компоненты: знания о природе, экологическая направленность этих знаний, умение использовать эти знания в реальной жизни. Цель экологического воспитания - формирование у каждого ребенка бережного отношения к природе.
Проще говоря, экологическое воспитание - это процесс ознакомления ребенка с природой. Следует отметить, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы экологической культуры личности, как часть духовной культуры. Таким образом, уже в период дошкольного детства формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс - в повседневной жизни и на занятиях.
Дидактические игры
Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания является дидактические игры.
Дидактические игры развивают познавательные способности, способствуют получению новых знаний, их обобщений и закреплений, а так же развивают у детей наблюдательность и любознательность, пытливость, вызывают у них интерес к объектам природы.
Игры доставляют детям много радости, и содействует их всестороннему развитию.
В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же эколого-целесообразное поведение в природе.
В дидактических играх развиваются интеллектуальные умения: планировать действия, распределять их по времени и между участниками игры, оценивать результаты и т. д.
В процессе дидактической игр дети уточняют, закрепляют и расширяют имеющиеся у них представления о природе и природных явлениях, растениях и животных.
Дидактические игры - наиболее эффективное средство, способствующее более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Цель любой дидактической игры является обучение.
Виды дидактических игр.
В педагогике существует несколько видов дидактических игр. Бондаренко А. указывает, что все дидактические игры можно разделить на три основных вида:
- игры с предметами (игрушками, природным материалом);
- настольные печатные игры;
- словесные игры.
Руководство дидактической игрой осуществляется в трех направлениях: подготовка, проведение и анализ.
Проведение игры включает в себя знакомство детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, объяснение хода и правил игры.
Экологические знания будут усвоены детьми гораздо быстрее, если преподнести их в увлекательной форме.
Лэпбук «Времена года»
В качестве методического пособия для проведения дидактических игр по экологии может быть использован лэпбук. Помимо дидактических свойств лэпбук информативен, полифункционален, способствует развитию творчества и воображения. Его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста. Лэпбук является так же одной из форм организации учебной деятельности.
Лэпбук (lapbook) - это интерактивная тематическая самодельная папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В папке может быть собран материал по какой-либо определенной теме.
Важнейшим средством экологического воспитания является систематическое наблюдение за природой. Поэтому предлагаем вашему вниманию лэпбук по теме «Времена года», включающий в себя несколько вариантов дидактических игр по экологии. Цель - использование лэпбука как средства обучения экологической грамотности детей дошкольного возраста, закрепление знаний детей о временах года. Игры рассчитаны на подгрупповую работу с детьми в возрасте 4-5 лет. В ходе проведения игр предполагается получить результаты в области экологического воспитания дошкольников, в частности: воспитание эмоционального, бережного отношения к природе, умения видеть красоту окружающего мира, формирование представлений о природных объектах и явлениях, закономерностях; формирование навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту; умения оценивать свои действия по отношению к окружающей среде; желания ее сохранить и улучшить состояние природных ресурсов.
Целенаправленная работа в направлении формирования экологического мировоззрения воспитанников стала одним из приоритетных направлений в воспитании и обучении детей нашего дошкольного образовательного учреждения. Экологические знания включаются во все виды детской деятельности, что позволяет расширить знания ребенка о ценности воды в природе, о взаимодействии живых организмов, о животных и растениях других материков, о человеке как части природы, воспитанники учатся моделировать , выделяя самые главные существенные признаки .
Методические рекомендации
- Дидактические игры проводить систематически и последовательно
- Подбирать игры с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
- Дидактические игры необходимо включать как часть образовательной деятельности, на прогулке, во время организации игр для самостоятельной деятельности детей
- Дидактические игры должны быть эстетически оформлены и находиться в доступном для детей месте
- Выразительность проведения игры, что обеспечит интерес детей, желание слушать и участвовать в игре.
- При разработке игровой формы обучения необходимо заботиться не только о выполнении дидактических задач и игровых правил, но и о том, чтобы игра была интересной
«Экологические знания, вызывающие эмоциональную реакцию у детей, войдут в их самостоятельную игру, станут ее содержанием, лучше, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сферу» С.Н. Николаева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Организация пространства по физической культуре в дошкольных учреждений"
В материалах представлены рекомендации по организации двигательног режима и использование физкультурного уголка в группах в дошкольных учреждений...
Практический материал по профилактике плоскостопия в процессе образовательной деятельности по физической культуре в дошкольном учреждении
Плоскостопие - заболевание ОДА, которое проявляется в снижении высоты сводов стопы,некотором отклонении стопы наружу. Стопа несет большую нагрузку при стоянии, ходьбе, прыжках и обеспечивает пере...
Методические рекомендации по безопасности занятий физической культурой в дошкольном учреждении и организация медицинского контроля за детьми.
Статья может быть полезна для воспитателей и инструкторов по физической культуре работающих в дошкольных учреждениях. В статье даны необходимые инструкции и методические рекомендации по организа...
Конспект интерактивной педагогической мастерской «Организация экологической тропы в дошкольной образовательной организации как условие формирования экологической культуры детей дошкольного возраста»
Конспект интерактивной педагогической мастерской «Организация экологической тропы в дошкольной образовательной организации как условие формирования экологической культуры детей дошкольного возра...
Мастер-класс для педагогов "Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры детей дошкольного возраста"
Мастер-класс для педагогов...
Педагогический опыт " Экологическая сказка как средство воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста"
Педагогический опыт...
Проект «ДРУЗЬЯ ПРИРОДЫ» повышение экологической грамотности и экологической культуры детей дошкольного возраста Срок реализации: 9 месяцев Возраст детей: 5-6 лет
Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет. Именно с дошкольного воз...