Статья
статья (младшая группа)
Предварительный просмотр:
«Развивающая среда как средство сенсорного развития детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО»
Ретина И.В., воспитатель первой квалификационной категории
МБДОУ детского сада №15 «Ручеек» города Сергач.
Аннотация: в данной статье рассматривается проблема воспитания сенсорной культуры путем обогащения развивающей предметно-пространственной среды. Предметы обстановки группы должны подбираться таким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм и величину, гармонию окружающего мира.
Современная теория сенсорного воспитания включает в себя все многообразие сенсорных характеристик окружающего мира, а также обобщенные способы обследования предметов, их качеств, свойств, отношений, т.е. перцептивные действия, систему обследовательских действий, систему эталонов, которыми овладевают дети. Поэтому задача сенсорного воспитания - своевременно обучить ребенка этим действиям является актуальной и действенной.
Ключевые слова: развивающая предметно-пространственная среда, перцептивные действия, сенсорные эталоны, ранний возраст, сенсорное развитие.
«Development environment as a means of sensory development of young children in accordance with the GEF»
I. V. Retinа
Annotation:: the article deals with the problem of education of sensory culture by enriching the developing subject-spatial environment. The furnishings of the group should be chosen so that they reflect the diversity of colours, shapes and size, the harmony of the surrounding world.
The modern theory of sensory education includes all the variety of sensory characteristics of the surrounding world, as well as generalized methods of examination of objects, their qualities, properties, relationships, i.e. perceptual actions, the system of examination actions, the system of standards, which are mastered by children. Therefore, the task of sensory education-in a timely manner to teach the child these actions is relevant and effective.
Key words: developing subject-spatial environment, perceptual actions, sensory standards, early age, sensory development.
В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется созданию развивающей предметно-пространственной среды ДОУ как одному из средств, формирующих личность ребенка. РППС способствует его всестороннему развитию, обеспечивает его психическое и эмоциональное благополучие.
Ранний возраст - самое благоприятное время для формирования у детей представления о сенсорных эталонах, на основе которых в дальнейшем формируются умственные способности ребенка, формируются представления об окружающем мире, совершенствуется деятельность органов чувств , творческие способности, развиваются память, мышление , внимание.
Формирование сенсорных представлений возможно под руководством взрослого и при создании взрослым развивающей предметно-пространственной среды.
Значение сенсорного развития в младшем возрасте большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования органов чувств, представления об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики Ф.Фребель, М.Монтессори, О.Декроли, а также известные представители отечественной педагогики и психологии Е.И.Тихеева, А.В. Запорожец, Л.А.Венгер, Э.Г. Пилюгина считали что сенсорное развитие является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Так, А.В.Запорожец рассматривал сенсорные эталоны как инструменты для осуществления перцептивных действий. Задача перцептивных действий –обследование тех или иных объектов, их взаимоотношений, создание их внутреннего образа, при посредстве которого субъект управляет своим поведением. Он отмечал что перцептивные действия являются основой всех видов восприятия ,говорил о том что ребенка необходимо не только познакомить с сенсорными эталонами, но и научить их пользоваться ими.[5,с.10]
Основной технологией при формировании сенсорных процессов является технология сенсорного воспитания детей раннего возраста. Также используется личностно-ориентированная технология. Основными методами сенсорного воспитания детей являются обследование предметов, дидактические игры, занятие творчеством.
Исследования восприятия дошкольников Л.А.Венгером, Н.Н Подъяковым показали что сенсорное воспитание предполагает прежде всего правильную организацию предметно-развивающей среды.
Правильно-организованная развивающая среда- это система условий, обеспечивающая всю полноту развития личности ребенка. Она включает ряд базисных комплектов, необходимых для полноценного физического, познавательного, социального, эстетического развития младших дошкольников. [6,с.3]
Развивающая предметно-пространственная среда группы - центр сенсорного развития предназначенный для стимуляции сенсорных функций, развития мелкой моторики, активизации когнитивных процессов. Главное назначение этого центра заключается в создании условий для восприятия окружающих предметов через взаимодействии с реальными объектами; предметы обстановки группы в различных центрах подбираются таким образом чтобы они отражали многообразие цвета, форм, многообразие материалов, величины, гармонию окружающего мира.
При создании предметно-пространственной среды важно подобрать те игрушки и материалы , которые предназначены для детей младшего возраста. Игрушки и пособия должны быть правильно подобраны: чистых цветов, четкой несложной формы, разных размеров, выполнены из разнообразных и безопасных для здоровья ребенка материалов.
Деятельность по повышению эффективности сенсорного развития детей раннего возраста и компетентности родителей по вопросам сенсорного воспитания осуществляется через:
- создание дидактических игр и пособий по сенсорному развитию детей мной и родителями.
-создание картотеки дидактических игр по сенсорному развитию, структурированной для более эффективного использования по развитию органов чувств( для развития зрения, слуха, осязания);
-разработку методических рекомендаций для родителей по сенсорному воспитанию;
- разработку методических материалов для педагогов ДОУ по созданию РППС по сенсорному развитию.
Содержание сенсорного воспитания в раннем возрасте направлена на развитие координации движения ,умения действовать с предметами , умения анализировать и обобщать признаки предметов. Для развития сенсорных процессов большое значение придается использованию дидактических игр и пособий.
В построение среды учитываются следующие принципы: вариативности , полифункциональности, информативности, педагогической целесообразности, трансформируемости, доступности.
Вариативность среды предполагает наличие в группе различных пространств, а также разнообразных материалов : игр, игрушек и оборудования по сенсорному развитию.
Полифункциональность и трансформируемость среды позволяет разнообразно использовать ее различные составляющие- использование мягким модулей, ширм, матов.
Реализация принципа педагогической целесообразности помогает созданию у детей положительного эмоционального настроя, вызывает у них чувство радости, побуждает их к самостоятельной активной творческой деятельности.
Доступность среды предполагает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям обеспечивающим сенсорное воспитание в различных видах детской деятельности.
Методика сенсорного воспитания предусматривает обучение детей обследованию предметов , формирование представлений о сенсорных эталонах. Обучение обследованию проводиться на играх - занятиях как специально организованное восприятие предметов в целях выявления его свойств. Для обобщения сенсорного опыта детей использую дидактические игры. Существенным фактором в методике проведения занятий по сенсорному воспитанию является взаимосвязь обучения на занятиях с закреплением знаний в повседневной жизни: на прогулке, во время самостоятельной деятельности.
Создавая предметно-развивающую среду в своей группе, я старалась сделать ее безопасной, комфортной, где каждый ребенок имеет возможность исследовать окружающее самостоятельно или под руководством взрослого. Совместная деятельность с детьми по воспитанию сенсорной культуры ведется и в других центрах групповой комнаты.
В центре познавательного развития для развития мелкой моторики рук и для ознакомления детей с различными свойствами я использую дидактические игры и пособия такие как тактильные книги, вкладыши, сенсорная ширма, дидактическое пособие – бизиборд, тактильное пособие из фетра «Овощи и фрукты», лэпбук, сенсорное пособие - гусеницы, пособие на закрепление цвета «Найди домик для мышки», лабиринты.
Для знакомства детей со свойствами природного материала в центре природы организован уголок экспериментирования. В играх с песком и водой знакомим детей со свойствами этих материалов. В процессе формирования трудовых умений и навыков в уголке природы так же закрепляется материал по сенсорике при рассматривании цветов: цвет, форма и величина частей цветка.
В физкультурном центре в процессе развития двигательной активности, дети закрепляют знания о величине предмета. Дети любят играть с мячами разного размера, ходить по коротким и длинным массажным дорожкам, перешагивать через широкие и узкие ручейки.
В центре изобразительной деятельности дети рисуют и лепят длинные и короткие колбаски, изготавливают большие и маленькие тарелочки. Идет так же закрепление цвета и свойств предмета.
Таким образом наполняемость РППС группы раннего возраста обеспечивает повышение эффективности сенсорного воспитания, способствует последовательному и полноценному развитию сенсорных процессов у детей.
Наиболее эффективными формами социального партнерства с родителями по сенсорному воспитанию стали: совместная работа по изготовлению дидактических пособий, проведение консультаций по вопросам сенсорного развития детей, подготовка методических рекомендаций для родителей, освещение вопросов на родительских собраниях.
Литература
1. Венгер Л.А. Восприятие и обучение. М.,1969.
2.Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет.-М., 1988-143с.
3. Н.Н.Подъяков, В.А.Аванесова «Сенсорное воспитание в детском саду» - М., «Просвещение», 1981;
4. Э.Г.Пилюгина, Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста, М., Просвещение, 2003 г.;
5. Хохрякова Ю.М. Сенсорное воспитание детей раннего возраста: Учеб.- метод. пособие – М.: ТЦ Сфера, 2014г.
6. Киреева Л.Г. Организация предметно-развивающей среды.-Волгоград: Учитель,2009,с.143.
7.Плеханов А. Педагогическая теория и практика Марии Монтессори/ Дошкольное воспитание.-1989.-№10.-с.66-70.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения
Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...
Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »
Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...
Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.
«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...
Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)
Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....
статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...
СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"
ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...
Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."
Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...