Родительское собрание «Кризис трёх лет». Деловая игра.
материал
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад им. Ю.А.Гагарина»
Родительское собрание
«Кризис трёх лет». Деловая игра.
Провели воспитатели
группы раннего возраста №1 «Ладушки»
Шандыга М.А., Шаргаева М.В.
2019г.
Дата: 14 февраля 2019г.
Тема: Кризис трёх лет.
Цель:
Формировать активную позицию родителей в воспитании их ребёнка с учётом его возрастных особенностей.
Задачи:
- Дать понять родителям, что они такие же активные участники педагогического процесса, как дети и воспитатели.
- Познакомить родителей с понятием « кризис 3 лет» ;
- Показать пути преодоления кризиса 3 лет ;
- Принять решение по теме собрания.
План проведения собрания:
1. Вступительное слово педагога.
2. Актуализация знаний родителей по теме.
3. « Кризис 3 лет» - что это?»
4. Признаки кризиса 3 лет.
5. Пути преодоления кризиса.
6. Выступление родительского комитета.
7. Решение родительского собрания.
Материалы: кукла, компьютерная презентация «Маленький тиран или что такое кризис 3-х лет», памятка «Советы родителям, у которых ребёнок переживает кризисный период».
Ход
Воспитатель: Добрый вечер уважаемые родители, мы очень рады видеть вас. Сегодня мы пригласили Вас к разговору о наших детях. Вначале предлагаем вам поиграть. Представьте, что кукла – это ваш ребёнок, расскажите о нём, каким он стал в последнее время. (Родители передают куклу и рассказывают)
Воспитатель обобщая: Вы правильно заметили, что дети стали, проявлять самостоятельность, говорить «Я сам!», более капризными, например, часто не слушаются.
Воспитатель: Почему прежде нежный, послушный малыш вдруг превращается в упрямого, вредного и даже деспотичного ребёнка? А главное – что с ним теперь делать?
«Кризис 3 лет» - что это?
В жизни каждого ребенка бывает момент, когда он вдруг из очаровательного карапуза превращается в самостоятельного и независимого человека. Как правило, эти изменения происходят примерно в 3 года. Психологи называют этот сложный период «кризисом 3-х лет»
В три года дети сравнивают себя со взрослыми и хотят во всем быть похожими на них. Они хотят от родителей признания своей независимости и самостоятельности. Ребенок хочет, чтобы с ним советовались и учитывали его мнение , он уже сегодня, сейчас хочет быть взрослым: «Я сам!».
Послушайте, какое стихотворение написала психолог Л.А. Булдакова, описав ребенка в период кризиса 3-х лет:
«Я негативен и упрям
Строптив и своеволен,
Средою социальной я
Ужасно недоволен.
Вы не даете мне шагнуть,
Всегда помочь готовы.
О, боже! Как же тяжелы сердечные оковы.
Система «Я» кипит во мне,
Хочу кричать повсюду:
Я – самость, братцы, я живу,
Хочу! Могу! И буду!»
Возросшие потребности ребенка не могут быть удовлетворены прежним образом жизни. Возникают противоречия между возможностями и желаниями ребенка.
Кризис сопровождается массой позитивных и негативных изменений в детском организме. Однако следует помнить, что все трудности носят временный и преходящий характер.
В этот период происходит физиологическая и биологическая перестройка организма, в результате чего у детей наблюдается:
- Повышенная чувствительность мозга к воздействию окружающей среды
- Ранимость центральной нервной системы в связи с отклонениями в перестройке эндокринной системы.
- Снижение адаптационно-компенсаторных возможностей детского организма (подверженность заболеваниям, особенно нервно-психическим)
Прошу ваше внимание обратить на слайды
№2
Кризис трех лет один из самых ярких по проявлению кризисов детства, нередко застающий родителей врасплох.
Любой кризис - это внутреннее противоречие между «хочу» и «могу».
Внутренний конфликт
многие желания ребенка не
соответствуют его реальным возможностям
Внешний конфликт
Ребенок сталкивается с постоянной опекой взрослых
№ 3
И что делать в такой ситуации?
Сопротивляться или смириться.
Другого выхода нет. Вот малыш и сопротивляется, как может!
Существуют семь основных симптомов кризиса:
- негативизм
-упрямство
-строптивость
-своеволие
-протест, бунт
-обесценивание
-деспотизм, ревность
Давайте с вами подробно разберемся в этих симптомах.
№4
Итак
Негативизм, строптивость
Ребёнок поступает вопреки не только родителям, но порой даже своему собственному желанию. Малыш отказывается выполнять просьбы не потому, что ему не хочется, а только потому, что его об этом попросили.
- Часто это проявляется в отношении ребенка к пище: дома ребенок отказывается от определенного продукта, но когда этим же продуктом его угощают другие люди, он спокойно и с удовольствием ест.
Что делать?
Например, вместо вопроса, «Ты будешь кушать?»,
задайте вопрос: «Ты будешь кушать гречневую кашу или рисовую?»
№5
Упрямство
Когда ребёнок упрямится, он настаивает на чём-то не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал: «Я так решил!»
Например, малыш просит дать ему мяч. Но мяча нет, и мама предлагает ему замену, например, его любимую книжку. Малыш понимает, что книжка намного интереснее, чем мяч. Но все равно настаивает на своем: «Дай мяч!» Почему? Потому что это мама предложила книжку, а не он сам так решил
Что делать?
Просто подождите несколько минут.
Малыш сам созреет, и сам примет решение – попросит книжку.
№ 6
Своеволие
Ребёнок всё хочет делать сам, даже если не умеет.
Бывает удобнее сделать что-то за ребенка, ведь так быстрее. Но этим вы лишите его радости от процесса деятельности.
Что делать?
Позвольте малышу попробовать сделать все самому, даже если вы знаете, что это ему не по силам. Опыт – сын ошибок трудных. Но если у крохи что-то получилось, обязательно похвалите его, объясните, что именно он сделал хорошо, и подчеркните, какой он стал большой и самостоятельный. Такое признание успехов поднимает самооценку, придает уверенности в силах.
№ 7
Протест, бунт
Это ответ на давление со стороны родителей, и их желание всё решать за малыша («Не кричи!, «Не ломай!», «Садись за стол!», «Одень тапочки!»).
Бурная энергия ребенка должна найти выход в виде деятельности. А если ее сдерживать, то она выливается в виде эмоций (гнева, истерик).
А теперь давайте проиграем ситуацию:
Игра «Диктат»
Цель: осознать права ребенка и принять их; нельзя принимать решение за ребенка.
Содержание: для этого упражнения нужен «доброволец», который будет играть роль ребенка. Участник садится на стул посередине комнаты. Воспитатель: «А сейчас мы вспомним, как мы общаемся со своими детьми. Если ребенок капризничает, мы говорим ему – НЕ ПЛАЧЬ!, ПРЕКРАТИ! Не позволяем свободно проявлять свои чувства (ведущий завязывает область сердца). Если ребенок берет вещи без разрешения, которые ему не положено брать, мы говорим ему – НЕ ТРОГАЙ! (завязываем область руки). Ребенок разбегался, мешает нам, мы говорим ему – НЕ БЕГАЙ! (связывает ноги). Взрослые разговаривают, ребенок слушает их разговор, мы говорим ему – НЕ СЛУШАЙ! (завязываем уши). Если ребенок кричит, оглушая нас, мы говорим ему – НЕ КРИЧИ! (завязываем рот). А сейчас давайте спросим нашего ребенка, как он себя чувствует? Как вы думаете, может ли ребенок развиваться в таком состоянии? Что же делать?»
Ребенку очень тяжело долго находиться в нервном напряжении, и если не наступает разрядка в виде эмоции или какого-либо вида деятельности, то возникает стресс и, как следствие, снижение иммунитета.
Что делать?
Если малыш заходится в истерике, спокойно переждите ее, и только потом объясните, как «правильно» себя вести и почему. Что-либо объяснять во время истерики бесполезно.
№ 8
Обесценивание
Изменяется отношение ребёнка к любым вещам и игрушкам (он может бросать их, ломать) и к людям (малыш может стукнуть или обозвать маму грубыми словами).
Это следующий этап исследовательской деятельности ребенка (не путайте с агрессией).
Потом он поймет, что такое его поведение может быть неприятно другим людям.
А пока… Пока он подражает взрослым, ему интересно смотреть на их реакцию (а что будет, если…)
Что делать?
Направляйте энергию ребенка в мирное русло.
Например, если малыш рвет книжку, предложите ему рвать старые журналы. Подключите свою фантазию, обыграйте неприятный момент с использованием игрушек.
№ 9
Деспотизм
Ребёнок учится управлять окружающим миром,
Пытается заставить родителей делать то, что он хочет.
По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм может проявляться как ревность. Например, ребенок может забирать игрушки, одежду, толкать, замахиваться. Необходимо понимать, что стремление к лидерству, желание «завоевать место под солнцем» - это хорошая черта характера, которая помогает человеку быть хозяином жизни, а не слабовольной овечкой, ведомой другими людьми.
Что делать?
Уступайте ребенку в «мелочах». Но в том, что касается здоровья и безопасности самого ребенка и других людей – будьте непреклонны.
№ 10
Что делать родителям?
Сменить тактику и стратегию общения с ребенком: пора признать, что он взрослый (ну почти!), уважать его мнение и стремление к самостоятельности.
Постоянно предлагать выбор
(либо иллюзию выбора - такая вот хитрость во благо всем).
Не заставлять, а просить помочь.
Помните, что ребенок многие слова и поступки повторяет за Вами, поэтому следите за собой.
№ 11
Когда ребенок злится, у него истерика, то бесполезно объяснять, что так делать нехорошо, отложите это до тех пор, когда малыш успокоится. Пока же можно взять его за руку и увести в спокойное безлюдное место.
Для благополучного развития ребенка желательно подчеркивать, какой он уже большой, не «сюсюкаться», не стараться все сделать за малыша. Разговаривайте с ним, как с равным, как с человеком, мнение которого Вам интересно.
Любите ребенка и показывайте ему, что он Вам дорог даже заплаканный, упрямый, капризный.
Воспитатель: Я предлагаю вам ещё один рецепт, который поможет вам построить общение с ребёнком в любом возрасте. (Ведущий раздаёт каждой группе по рецепту).
Рецепт желанного общения родителей с ребенком. Взять П_________, добавить к нему П___________, смешать с определённым количеством Р__________ Л__________ и Д__________, добавить собственной О_____________, приправленной любящим материнским и отцовским А_____________. |
А теперь давайте посмотрим, что у вас получилось (зачитываются рецепты).
Каждый рецепт уникален и имеет право на существование. Вы правильно понимаете свою позицию. Но я хочу предложить вам ещё один рецепт, может быть кто-то возьмет его себе на вооружение. Давайте прочитаем его по цепочке.
Рецепт желанного общения родителей с ребенком. Взять Принятие, добавить к нему Признание, смешать с определённым количеством Родительской Любви и Доступности, добавить собственной Ответственности, приправленной любящим материнским и отцовским Авторитетом. |
Вывод: эти ласковые слова, словно поглаживания для ребенка и вообще для человека. Психологи утверждают, что 98% детей никогда не получали телесной поддержки. Для развития уверенности в себе ребенку надо 3 поглаживания в день, для уверенности в семье – 6 поглаживаний, для уверенности в обществе – 9 поглаживаний, чтобы быть лидером – 12 поглаживаний.
Решение родительского собрания
- Создавать в семейном кругу атмосферу любви, понимания и доброжелательности.
- Побольше играйте и разговаривайте с ребенком – подобные маневры отвлекут его от капризов.
- Относитесь к ребенку, как к взрослому члену семьи, проявляйте к нему терпимость.
На этом у меня все, спасибо за внимание.
Предварительный просмотр:
Протокол родительского собрания №3 в группе раннего возраста «Ладушки».
Тема: «Кризис 3 лет». Деловая игра.
от 14 февраля 2019 г.
Присутствовало: 16 человек.
Повестка собрания:
- Выступление воспитателя Шандыги М.А., «Кризис 3 лет» - что это ?», « Игра «Какой он, мой ребенок..?»
- Доклад воспитателя Шаргаевой М.В. «Признаки кризиса 3 лет.»
- Выступление воспитателя «Пути преодоления кризиса.»Деловая игра «Трудный ребенок».
- Раздача памяток «Кризис трех лет. Пути преодоления».
- Разное.
Цель:
Формировать активную позицию родителей в воспитании их ребёнка с учётом его возрастных особенностей.
Задачи:
- Дать понять родителям, что они такие же активные участники педагогического процесса, как дети и воспитатели.
- Познакомить родителей с понятием « кризис 3 лет» ;
- Показать пути преодоления кризиса 3 лет ;
- Принять решение по теме собрания.
С целью, настроить родителей на доброжелательное и доверительное отношение друг к другу, в начале собрания, воспитателями группы, была проведена игра «Какой он, мой ребенок..?». В ходе которой, воспитатели выяснили, что некоторые дети этой группы, в данный момент, подержанны «Кризису трех лет». Далее выступила Шаргаева М.В. с докладом «Признаки кризиса трех лет.» Она рассказала чем же сопровождается кризис, а так же обсудила с родителями некоторые моменты, которые могут возникнуть в этот период. Марина Владимировна широко раскрыла 7 главных проявлений кризиса, такие как: негативизм, упрямство, строптивость, протест-бунт, обесценивание, деспотизм и своеволие (самостоятельность). Затем заслушали Шандыгу М.А., которая рассказала о путях преодоления кризиса. Маргарита Анатольевна провела с родителями деловую игру «Трудный ребенок». Целью которой было определение путей преодоления кризисных проявлений ребенка.
В заключении собрания воспитатели отметили, что успешное прохождение периода кризиса трех лет очень важно для малыша, так как в этот период закладываются такие черты характера, как самостоятельность, независимость, решительность. При неуспешном — сомнение, стыд, слабая воля, комплекс неполноценности. Воспитатели подготовили для родителей памятки о кризисе трех лет с рекомендациями о том, как лучше всего вести себя с ребенком в различных ситуациях.
Было принято решение о совместном изготовлении подарков для родителей к праздникам «23 февраля» и «8 марта», о принятии участия в семейном конкурсе «На колёсах, с ветерком», пригласили родителей принять участие в акции «Дарим игрушке вторую жизнь» (ремонт игрушек и приобретение батареек для игрушек).
Представители родительского комитета Лисецкая О.Ю. и Чистякова О.Е. выступили с отчётом по расходу денежных средств, собранных родителями на благоустройство группы (увлажнитель воздуха, кукольный театр, лопатки для снега, развивающие игры, украшения для группы к новому году).
Решение родительского собрания:
1. Создавать в семейном кругу атмосферу любви, понимания и доброжелательности.
2. Побольше играть и разговаривать с ребенком – подобные маневры отвлекут его от капризов.
3. Относиться к ребенку, как ко взрослому члену семьи, проявлять к нему терпимость. 4. До 1 июня облагородить уличную площадку.
5. Принять к сведению информацию, объеденить усилия педагогов и родителей.
Воспитатели группы: Шандыга М.А. _________, Шаргаева М.В. __________.
Протокол вела: Лисецкая О.Ю. ___________ .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в детском саду (деловая игра)
Родительское собрание в детском саду помогает представить себя в определенной роли, поддержать ситуацию игры; выработка и закрепление навыков общения, взаимопонимания, умения находить выход из трудных...
Презентация к родительскому собранию: "Кризис трёх лет"
Презентация по основной теме собрания...
Конспект родительского собрания "Кризис трёх лет"
Кризисы развития – это относительно короткие (от нескольких месяцев до года – двух) периоды в жизни, в течение которых человек заметно меняется, поднимается на новую жизненную ступень.На данном ...
Родительское собрание «Кризис трёх лет»
Родительсекое собрание " Кризис трех лет! способствует формированию активной позиции родителей в воспитании ребёнка с учётом его возрастных особенностей....
Конспект родительского собрания "Кризис трёх лет"
Цель:повышение родительской компетентности в вопросе кризиса трёх лет. Задачи: - раскрыть семизвездие кризиса трёх лет;- познакомиться с опытом родителей; - Акт...
Конспект родительского собрания "Кризис трёх лет"
- Познакомить родителей с кризисным возрастным периодом ребенка третьего года жизни;- повысить их психологическую компетентность по проблеме воспитания и взаимодействия в период кризиса;- на...
КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ "КРИЗИС ТРЁХ ЛЕТ"
КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ...