Конспект родительского собрания "Кризис трёх лет"
консультация (младшая группа)
- Познакомить родителей с кризисным возрастным периодом ребенка третьего года жизни;
- повысить их психологическую компетентность по проблеме воспитания и взаимодействия в период кризиса;
- научить находить пути решения проявляющихся симптомов у детей данного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_oktyabr_2017_krizis_3let.docx | 30.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема встречи родительского собрания
«Кризис трёх лет»
Цель:
- познакомить родителей с кризисным возрастным периодом ребенка третьего года жизни;
- повысить их психологическую компетентность по проблеме воспитания и взаимодействия в период кризиса;
- научить находить пути решения проявляющихся симптомов у детей данного возраста.
Знаете ли, какой самый верный способ
сделать вашего ребенка несчастным —
это приучить его не встречать
ни в чем отказа.
Ж-Ж. Руссо
Добрый вечер уважаемые родители! Сегодня первая встреча в этом учебном году. Хочу сказать, что наши дети повзрослели. Теперь наша группа называется «вторая младшая», мы называемся группа «Крепыши». Нас стало 19 – 10 мальчиков и 9 девочек.
Теперь наши дети многое умеют: они больше говорят, играют, задают вопросы, рассуждают, и, конечно же, мечтают. Но именно сейчас наступает еще один трудный период в совместной жизни ребенка и взрослого, который называется «кризисом трех лет».
Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «кризис?»
(негативные, неприятные ассоциации)
Кри́зис (др.-греч. κρίσις – решение; поворотный пункт) — переворот, пора переходного состояния, перелом, состояние, при котором существующие средства достижения целей становятся неадекватными, в результате чего возникают непредсказуемые ситуации.
И мы с вами должны понимать, что кризис 3-х лет — своеобразный рубеж, этап взросления ребенка. Этот период перемен — один из самых волнующих моментов в его жизни. Если в кризис 1 года ребенок стремился к самостоятельному передвижению, то в 3 года он хочет воплощать свои замыслы.
КРИЗИС – важный этап в психологическом развитии ребенка, который обозначает переход на новую возрастную ступень.
Сейчас мы вместе с вами выявим характерные особенности поведения 3-х летних малышей. Если вы согласны с высказыванием – хлопните в ладоши 1 раз».
- Наш малыш стал очень любопытным.
- Наш малыш хочет все попробовать сделать сам!
- Наш малыш стал довольно часто упрямиться.
- Наш малыш отказывается спать в привычное время.
- Наш малыш капризничает во время еды.
- Наш малыш не слушается, когда надо быстро одеваться в детский сад или уходить домой из детского сада.
Эти особенности в поведении подтверждают, что у вашего ребенка проявляются признаки кризиса.
Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, со сверстниками, с предметным миром.
Кризис трех лет характеризуется целым рядом поведенческих проявлений.
Представьте, что эта елочка ваш ребенок, маленькая, пушистая и колючая. Повесим на нее первый признак кризиса трех лет – «негативизм». Как вы думаете, как (в чем?) проявляется этот признак у детей? Что вы делаете и говорите ребенку в данной ситуации?
- негативизм
Как угодно лишь бы не так!
В последнее время у вашего ребёнка любимыми словами стали «не хочу» и «не буду». Это негативизм. Именно он вынуждает ребёнка поступать вопреки не только родителям, но порой даже своему собственному желанию. Да, малыш отказывается выполнять просьбы других не потому, что его об этом попросили. Взрослый может провоцировать приступы негативизма всякий раз, когда отдаёт строгий приказ: «Не трогай! Ешь быстро!» Главный мотив, который движет ребёнком, сделать не так, как просят, а наоборот.
Вот, например, ситуация: Вы зовете ребенка ужинать, а он сидит, смотрит мультики и заявляет, что не хочет он есть на кухне, а хочет ужинать в зале перед телевизором. Хотя вы постоянно ужинали на кухне. Ваши действия, что вы ему скажите и предпримете в данной ситуации?
Если вы сказали малышу, что кушать принято за столом на кухне, в один прекрасный момент он может заявить о своем желании есть суп только в гостиной перед телевизором. Не потому, что не хочет отрываться от просмотра любимого мультика, а для того, чтобы испытать, насколько крепки вы и ваши запреты.
- Упрямство (ребенок добивается своего только потому, что он этого захотел).
Я так решил!
Упрямство – это когда ребенок настаивает на своем мнении или решении потому, что это он так пожелал. Он настаивает не потому, что ему этого хочется, а потому что он потребовал и теперь желает, чтобы его желание было исполнено, и не важно, изменилась ли текущая ситуация или нет.
Следующая ситуация : Ребенок упрямиться одевать футболку, требует надеть футболку с «тачками», а его любимая футболка находиться в стирке. Что будем делать?
- Строптивость (капризы по любому поводу, постоянное недовольство всем, что предлагают взрослые).
Пойди туда не знаю куда.
Строптивость – очень похожа на негативизм, но отличается тем, что не направлена на определённого человека. Это протест против самого образа жизни.
Ребенок начинает отрицать все, что он спокойно делал раньше. Ему ничего не нравится, он не хочет идти с мамой за ручку, отказывается чистить зубы, надевать тапочки и пр. Он как бы бунтует против всего, с чем имел дело раньше.
- Своеволие (ребенок все хочет делать сам).
Я сам.
Своеволие – оно проявляется в том, что ребёнок хочет всё делать сам, даже если не умеет. Это потребность в самостоятельности - жизненно важная для трёхлетних малышей.
Ситуация: Вы спешите утром на работу, пытаетесь ребенка одеть в детский сад сама, он сопротивляется и кричит «Я сам».
- Бунт против окружающих (ребенок ссорится со всеми, ведет себя агрессивно).
Бунт на корабле.
Ваш ребёнок каждый день протестует против чего-то: вермишель не любит, то причесали не той расчёской, то из садика уходить не хочет. Если что-то не по нему, сразу истерика. И родители поддаются.
Протест – бунт – проявляется в том, что поведение ребёнка носит протестующий характер, как будто малыш находится в состоянии войны, постоянном конфликте с окружающими. В результате кроха часто ссорится с родителями.
Ситуация:
- Обесценивание ребенком личности близких (говорит бранные слова в адрес родных, замахивается игрушками, отказывается в них играть).
Не нужны мне ваши книжки.
Ваш ребёнок любил рассматривать книжки, любил, когда вы ему читали, учил на память стихи. Но в один момент он как бы потерял ко всему интерес – это обесценивание. Теряются старые привязанности ребёнка к людям, правилам поведения, вещам. Ребёнок может начать употреблять бранные слова, которые до сих пор было не принято произносить дома. Иногда малыш позволяет себе грубо обзывать любимых бабушек и дедушек и даже мам.
Ситуация: ребенок укусил или плюнул в бабушку.
- В семьях с одним ребенком встречается стремление к деспотичному подавлению окружающих. Вся семья должна удовлетворять любое желание маленького тирана. Если в семье несколько детей, этот симптом проявляется в ревности, агрессии, в требовании постоянного внимания к себе.
Властелин семьи.
Ваше чадо пытается установить над вами власть: играть так, спать этак; есть вот то; купить естественно всё и сразу – это деспотизм.
Ситуация: Вы находитесь в магазине, ребенок захотел дорогую игрушку, а позволить себе купить вы не можете.
В нашей повседневной жизни мы часто сталкиваемся с разными ситуациями в общении и поведении с детьми, запрещаем то слушать, видеть, трогать, прыгать.
Ведущий берет куклу Вовчика, который будет изображать ребенка.
Вовчик(кукла) - ребенок, а воспитатель - мать.
Мать: Я очень забочусь о своем ребенке, чтобы он не вымазывался, чтобы не заболел и т.д. Запрещаю прыгать ребенку по лужам, бегать по улице (завязывает ему ноги ремешком, либо ленточкой), запрещаю прикасаться к палочкам на улице, собирать камни и тянуть их в рот (завязывает руки), запрещаю смотреть на вещи, которые, по вашему мнению, не нужно видеть ребенку – (завязывает глаза), слушать то, что говорят взрослые (завязывает уши), не хочу разговаривать с ребенком и говорю закрой рот – (завязывает рот). Посмотрите на моего ребенка, сможет ли он в этом состоянии эффективно общаться со сверстниками, удовлетворять свои потребности, развиваться полноценно? Комфортно ему?
Эти все действия и слова родителей негативно влияют на развитие ребенка, но в каждом случае можно найти компромисс, помогите мне.
Родители находят компромисс для решения сложных ситуаций:
- Не завязывать ноги - обуть резиновые сапоги;
- Не завязывать руки - помыть руки после прогулки;
- Не завязывать глаза или уши - разговаривать спокойным голосом, не ругаться;
- Не завязывать рта - выслушать ребенка;
Ведущий: вместе мы с вами нашли варианты решения проблемы. Нельзя запрещать ребенку познавать окружающий мир, только в познании окружающей среды и в общении с родителями и сверстниками, ребенок развивается и это влияет на его социализацию.
Конечно, нельзя все запрещать.
необходимо четко определить границы поведения отпрыска. Знайте, «вседозволенность» порождает только негативные качества в детской психике. Маленький человечек проверяет мир на прочность, и вас в том числе, вы ведь его составляющая. Ему жизненно необходимо знать границы, что можно, а что нельзя и почему, - это придает ему уверенности в вас, так как он в любой ситуации может на вас рассчитывать и положиться. Очень важно, чтобы каждое ваше «нельзя» было в сопровождении альтернативного «можно» и четкого объяснения, к примеру, «это может быть опасно для твоей жизни» и прочее.
Например, ты слишком маленький, чтобы самому переходить дорогу, но достаточно взрослый, чтобы решать какой свитер ты сегодня оденешь – красный или зеленый.
соблюдайте последовательность ваших слов и действий. Если уж запретили «никаких конфет» сегодня, к примеру, то передумывать уже нельзя. Иначе, ребенок с легкостью начнет вами манипулировать.
Важно, чтобы требования к ребенку были одинаковыми со стороны всех членов семьи, и если запреты, то соблюдение их всеми, кто имеет отношение к ребенку, крайне необходимо. Чтобы не было «мама плохая потому, что запрещает, пойду лучше к папе – он разрешит». Такое поведение влечет за собой множество проблем психологического характера в будущем.
по возможности соблюдайте режим дня. Традиционные действия и манипуляции вызывают у детей чувство стабильности, а, значит, – защищенности.
что очень важно, одобряйте и хвалите ребенка даже за самые мелкие, но позитивные действия, и игнорируйте негативные. Проверяя мир и вас на прочность, он может искать новые методы воздействия на вас, если заподозрит и увидит, хоть каплю на сомнение в вашей решимости, и на эту «каплю» он сможет надавить для достижения своей цели.
Будьте терпимыми и любящими, сердце и интуиция вам подскажут, как конкретно действовать в определенной ситуации. Не забывайте, что ваш ребенок – отражение отношений в семье. Счастливые родители наблюдают счастливых детей!
Рефлексия
Уважаемые родители! Скажите, пожалуйста, то о чем мы сегодня говорили было полезно для вас и вы узнали что-то новое? Если да-то покажите синюю ладошку, если нет – то красную.
Игры, направленные на преодоление кризиса трех лет
Трехлетний ребенок переживает становление маленькой личности. Этот этап болезненно переживает не только он сам, но и родители, которые теряются в догадках, чем помочь своему чаду в этой ситуации. И хотя капризы трехлеток часто выводят родителей из себя, этот период обязательно должен быть в жизни вашего ребенка, ведь именно в трехлетнем возрасте в ребенке возникает стремление к самостоятельности и проявлению силы воли. Отсутствие кризиса трех лет может быть сигналом задержки развития ребенка, поэтому встречайте этот возраст с радостью: малыш становится самостоятельным.
На этапе кризиса трех лет важно поймать золотую серединку между вседозволенностью и тотальным запрещением всего.
Помочь справиться с кризисом трех лет и направить воспитание малыша в нужное русло помогут сюжетные игры.
1) Игра в магазин. Ребенку отведите роль продавца, а родители или старшие дети – покупатели. Когда малыш продает что-нибудь, ему тяжело расставаться с вещью, отдавать кому-то свое. Со временем он поймет, что вещь ему вернут назад, и будет просить поиграть с ним в эту игру еще раз. Если ваш ребенок часто устраивает истерики в супермаркетах, отправьте к нему в магазин куклу-маму и куклу-дочку. Пусть дочка устроит скандал, успокаивайте бунтующую куклу вместе с малышом.
2) Придумайте малышу «очень важное дело» – готовку еды для кукол, постройку дома, создание новой картины. Пусть малыш проявляет свою самостоятельность в игре, не стоит прерывать его своими советами.
3) Посадите за стол любимого игрушечного друга малыша. Пусть он постоянно ведет себя неправильно. Вместе воспитывайте из него приличного ребенка. Уложите его спать. Возьмите с собой на прогулку. Вместе разбирайте поведение шалуна – что он делает неправильно и почему так делать не надо. Пусть малыш учится отличать хорошее поведение от плохого. Беря на себя роль «воспитателя» в игре, малыш и в жизни будет вести себя соответствующе.
4) Вместе с ребенком делайте различные игрушки и поделки своими руками. Этот творческий процесс позволит стать малышу более усидчивым.
5) Сочиняйте с ребенком сказки. В возрасте трех лет малыши любят фантазировать. Пусть в сказках будут воспитательные моменты. Узнавайте вместе друг друга.
Постарайтесь уделить максимум внимания трехлетнему малышу, но не будьте навязчивы. Избыток внимания превратит малыша в деспота, даже может вызвать различные фобии и неврозы. Недостаток может породить различные болезненные фантазии. Ребенок заведет себе воображаемого Карлсона, который заменит ему друга, даже может решить, что его совсем не любят.
Итак, рецепт от кризиса трех лет очень прост: терпение, понимание, творчество, игры и, конечно же, чувство юмора.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект родительского собрания "Родительская любовь и воспитание"
«Любя своих детей, учите их любить вас, не научите – будете плакать на старости лет. Вот, по-моему, одна из самых мудрых истин материнства и отцовства» ...
Конспект НОД "Миски трёх медведей"
Занятие для детей младшего дошкольного возраста...
Конспект родительского собрания "Кризис трёх лет"
Кризисы развития – это относительно короткие (от нескольких месяцев до года – двух) периоды в жизни, в течение которых человек заметно меняется, поднимается на новую жизненную ступень.На данном ...
конспект " Дом для трёх поросят"
Дети приглашают куклу Варю в театр на спектакль, объясняют ей какие бывают театры и повторяют правила поведения в театре.После просмотра спектакля дети строят домики для поросят....
Конспект родительского собрания "Кризис трёх лет"
Цель:повышение родительской компетентности в вопросе кризиса трёх лет. Задачи: - раскрыть семизвездие кризиса трёх лет;- познакомиться с опытом родителей; - Акт...
КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ "КРИЗИС ТРЁХ ЛЕТ"
КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ...
Конспект родительского собрания «Возрастные особенности детей раннего возраста» Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста Возрастные особенности детей 2-3 лет»
Конспект родительского собрания «Возрастные особенности детей раннего возраста»Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста Возрастные особенности детей 1,5-3 лет&raqu...