Макеты в проектировании развивающей предметно-пространственной среды
консультация (младшая группа)
сведения о использовании макета
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_mikshakova_o.a.doc | 60.5 КБ |
rabota_po_samoobrazovaniyu.doc | 76.5 КБ |
rabota_s_roditelyami.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Использование макетов в проектировании развивающей предметно-пространственной среды ДОУ»
Микшакова О.А,
воспитатель МБДОУ «Детский сад № 113»
«Скажи мне - и я забуду,
покажи мне – и я запомню,
дай мне сделать – и я пойму»
Конфуций
Актуальность
Детский сад - это место, где ребёнок получает опыт взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Поэтому возникает необходимость наполнить образовательную среду группы играми, предметами, объектами, которые составляют комплекс средств для полноценного развития.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет, что развивающая предметно-пространственная среда должна быть вариативной, содержательно-насыщенной, полифункциональной, трансформируемой.
Перед педагогами детского сада встает вопрос, как реализовать современные требования к развивающей среде в ограниченном пространстве группового помещения. Одним из вариантов решения данной проблемы, является создание и использование игровых макетов.
Макет - это, уменьшенная модель пространства и объектов воображаемого мира.
Макет - это результат конструктивно - творческой деятельности и очень привлекательное игровое пространство. Он может быть напольным, настольным, подиумным (на специальных подставках, настенным (объекты на переднем плане, а изображение на заднем). Форма и дизайн макетов ориентированы, прежде всего, на безопасность и возраст детей.
Н.А. Короткова условно делит макеты на два типа: макеты-модели и макеты-карты.
Макеты-модели - целостные объекты, направляющие воображение ребенка в основном на события, происходящие «внутри» этих объектов (макет «Моя семья» - это комната с предметами мебели и куклами).
Макеты-карты - это плоскости с планом - схемой и объектами-маркерами пространства, отображающие определенную территорию. Макеты-карты направляют ребенка на развертывание сюжетных событий, «снаружи», вокруг оформляющих эту территорию объектов (макет «Улица города»).
Так же может быть универсальный макет - это всего лишь знак, «наводящий» детей на возможную воображаемую ситуацию, объединяющий участников совместной игры, очерчивая границы игрового пространства, в рамках которого осуществляется «сборка» игровых замыслов в общем сюжетном движении. Универсальные макеты служат основой для организации сюжетной игры с мелкими игрушками.
Использование макетов в предметно-пространственной среде отвечает принципу интеграции образовательных областей. Через любой игровой макет решаются цели и задачи различных областей: «Речевого развития», «Познавательного развития», «Социально-коммуникативного развития», «Художественно-эстетического развития».
Макет является не только центральным элементом, организующим предметную среду для игры, но и связующим звеном разных видов совместной деятельности взрослого с детьми и свободной детской активности.
Макеты возможно использовать при организации различных видов детской деятельности:
- познавательно-исследовательской,
- коммуникативной,
- изобразительной,
- конструирования из разного материала,
- игровой деятельности (дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, режиссерские).
Игра – ведущий вид деятельности дошкольного периода, главное содержание детской жизни. Играя, ребенок познает окружающий мир, приобретает новые знания, умения и навыки, учится осуществлять поиск, мыслить и творить. Играя с макетами, ребенок создает воображаемую ситуацию, выполняет одну или несколько ролей, моделирует реальные ситуации в игровой форме.
Макет служит как объектом и средством деятельности ребенка, так и предоставляет возможность формировать познавательный интерес, тактильные ощущения, эстетически чувства и творческие способности.
Изучение специальной литературы по организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ, анализ передового практического опыта, определили необходимость использования в образовательном пространстве игровых макетов.
Технология опыта
Этапы работы по включению игрового макета в образовательный процесс:
- этап - предварительная работа:
- обогащение личного опыта воспитанников (проведение бесед, рассматривание картин, и иллюстраций, прогулки, чтение художественной литературы и т.д.);
- подготовка и сбор материала для создания макета.
2 этап - изготовление основы макета и наполнение его предметным материалом.
При изготовлении основы игрового макета одновременно идет и наполнение предметным материалом. Значительную роль играет и процесс изготовления макетов самими детьми.
Работа по созданию макетов также предполагает взаимодействие с родителями воспитанников. Родителя являются соавторами при изготовлении макетов, принимают участие в конкурсе «Лучший макет».
Изготовление макетов позволяет не только объединить детей одной группы, но и сплотить родителей и педагогов, протянуть между ними нити сотрудничества.
3 этап - развитие и активизация детской деятельности с использованием макета.
В процессе развития и активизации игры созданное игровое пространство дополняется новыми предметами. Дети, как в совместной деятельности с взрослыми, так и в самостоятельной деятельности придумывают рассказы, сказки на разные лексические темы. Особое внимание уделяется индивидуальной работе с воспитанниками, закрепляются полученные знания и представления.
Создавая игровые макеты, важно соблюдать требования:
Требования к макету:
- Макет – фиксированная конструкция. Он должен быть устойчив, легко перемещаться с места на место, не бояться случайных сотрясений (это особенно важно), служить длительное время.
- Самодельные макеты можно изготовить из различных материалов: тонкой фанеры, плотного картона и др. материалов. При этом важно не забывать об эстетическом аспекте оформления и безопасности материала.
- Независимо от вида, макет должен быть удобным и безопасным в обращении.
- Наборы персонажей, аксессуаров к ним и сами макеты должны быть доступны детям.
Макеты требуют определенного ухода, и условий хранения. Так, первые макеты создавались на бумажной основе, и занимали достаточно много места. Целесообразно использование мобильных макетов.
Мобильный макет изготовлен из массива дерева. На внутренней стороне макета укреплены прозрачные карманы из пластика ПВХ. В карманы вставляются листы бумаги, распечатанные на цветном принтере (фон соответствует тематике). Наличие карманов позволяет педагогу использовать данный макет неоднократно, для этого необходимо выбрать тему, распечатать нужный фон и затем дополнить макет соответствующим предметным содержанием. Такие макеты удобно хранить, все детали элемента находятся внутри пластмассового контейнера.
Тематика игровых макетов
Макеты могут иметь разную тематику, в соответствии с поставленными задачами, тематикой недели, разделом Образовательной программы дошкольного образования.
В группе созданы следующие макеты: «У бабушки в деревне», «Лесные жители», «Животные жарких стран», по мотивам сказок «Морозко», «Серебряное копытце», «12 месяцев», «Прогулка по зимнему парку», «Военная техника», «В гости к нам спешит весна!», «Виды пешеходных переходов» и др. (Приложение № 1). Совместно с родителями были созданы макеты по мотивам любимых сказок (Приложение № 2).
Использование игровых макетов в образовательной среде ДОУ позволяет одновременно и параллельно решается несколько задач:
‒ развивать любознательность;
‒ знакомить с условиями жизни, какой-либо ситуацией или средой обитания (человека, животного и т. д.);
‒ закреплять и обобщать знания детей по той или иной теме;
‒ решать конкретные образовательные задачи на основе игрового макета (моделирование ситуации);
‒ развивать речь, активизировать лексический словарь;
‒ развить логическое мышление, память, внимание, воображение,
фантазию;
‒ развивать общую и мелкую моторику рук;
‒ развивать коммуникативные навыки;
‒ развивать творческие способности;
‒ содействовать воспитанию доброжелательности;
‒ формировать навыки совместной деятельности.
Макет выступает в роли «пускового механизма», способствующего разворачиванию воображения и детского творчества, где педагог, не принимая непосредственного участия в игре, выступает как создатель проблемно-игровых ситуаций и помощник в реализации игровых замыслов.
Таким образом, работа с использованием игровых макетов позволяет разнообразить содержание образовательной деятельности. Макет является связующим звеном разных форм взросло-детской деятельности и свободной детской активности. У педагога появляется возможность, не принимая непосредственного участия в игре, выступать создателем проблемно-игровых ситуаций и помощником в реализации игровых замыслов.
Использование макетов в игровой деятельности востребовано детьми, способствует их развитию, открывает множество возможностей для самостоятельной деятельности детей.
Практическая значимость опыта
Представлен информационный и наглядный материал, позволяющий педагогам ДОУ использовать игровые макеты при выстраивании образовательной среды.
Материал представлен на:
- официальном сайте ДОУ http://94kurgan.detkin-club.ru,
- страницах персонального блога
Новизна опыта:
Развивать познавательную активность у детей. Повысить интерес к занятиям, каждого ребенка. Разнообразить занятия и другие виды деятельности при помощи макетирования. Повысить эмоциональный фон на занятиях и других видах деятельности.
Литература (Приложение №3 )
Предварительный просмотр:
Работа по самообразованию
Микшаковой О.А., воспитателя МБДОУ «Детский сад № 113»
Тема: : «Использование макетов в проектировании развивающей предметно-пространственной среды ДОУ»
Период работы по теме: 2017 – 2018 уч. год
№ п/п | Этап | Цель | Период | Результат |
1. | Аналитико-диагностический этап (теоретический) | - анализ методической и специальной литературы по проблеме исследования; - определение цели, объекта, предмета, задачи, гипотезы исследования; - изучение передового практического опыта по данной теме | в теч. уч.года Сентябрь-октябрь | Обоснование актуальности; Формулировка цели, определение задач. |
2. | Практический этап | Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды(организация игровых макетов) | в теч. уч.года | Оформление информационных стендов для родителей |
Разработка перспективного плана работы с воспитанниками. | Сентябрь-октябрь | План работы | ||
Разработка перспективного плана работы с родителями(законными представителями).Участие родителей в создании и оформлении макетов. | Сентябрь-октябрь | Оформление документации. План работы. | ||
Разработка конспектов мероприятий | в теч. уч.года | Методическая копилка | ||
3. | Подведение итогов работы | - Оценка предметно-пространственной развивающей среды группы; - Выявление наиболее оптимальных форм и методов работы,последовательности решения поставленных задач. | май | Оформление документации. Определение перспективы развития. |
Обобщение накопленного опыта работы по теме. Промежуточные результаты. | Портфолио. |
Работа по самообразованию
Микшаковой О.А., воспитателя МБДОУ «Детский сад № 113»
Тема: : «Использование макетов в проектировании развивающей предметно-пространственной среды ДОУ»
Период работы по теме: 2017 – 2018 уч. год
Работа с детьми:
- Способствование активизации познавательной деятельности;
- Формирование коммуникативных навыков, способствование взаимодействию со взрослыми и сверстниками;
- Развитие творческие способности, воображения, речи, мелкой моторики рук,
- Формирование интереса к окружающему миру.
Работа с родителями:
- Создание макета «Осень в Лесу» способствовать знакомству родителей группы друг с другом.
- Индивидуальные беседы по необходимости, по запросу в течении года.
- Трудимся вместе «Изготовление кормушек для птиц» -продолжаем способствовать знакомству родителей группы друг с другом, осознанию значимости родительской помощи в создании благоприятных условий для пребывания детей в детском саду.
- Участие родителей в конкурсе «Зимняя сказка» создание макетов сказки в домашних условия совместно с ребенком.
- Субботник с родителями: «Строительство снежных построек на участке».
- Итоговое родительское собрание «Наши успехи!»
Разработка программно-методического сопровождения образовательной деятельности, участие в методической работе:
- Разработка паспортов мекетов.
Работа по самообразованию
Микшаковой О.А., воспитателя МБДОУ «Детский сад № 113»
Тема: : «Использование макетов в проектировании развивающей предметно-пространственной среды ДОУ»
Период работы по теме: 2018 – 2019 уч. год
№ п/п | Этап | Цель | Период | Результат |
1. | Аналитико-диагностический этап (теоретический) | - изучение передового практического опыта по данной теме; - анализ педагогического процесса | в теч. уч.года Сентябрь-октябрь | Формулировка цели, определение задач. |
2. | Практический этап | Разработка методических рекомендаций по использованию игровых макетов | в теч. уч.года | Оформление информационных стендов для родителей |
Участие родителей в создании и оформлении макетов. | в теч. уч.года | Оформление документации. План работы. | ||
Разработка конспектов мероприятий | в теч. уч.года | Методическая копилка | ||
3. | Подведение итогов работы | - Оценка предметно-пространственной развивающей среды группы; - Участие в профессиональных конкурсах | май | Систематизация и обобщение накопленного материала. Определение перспективы развития. Распространение опыта в сети Интернет. |
Работа по самообразованию
Микшаковой О.А., воспитателя МБДОУ «Детский сад № 113»
Тема: : «Использование макетов в проектировании развивающей предметно-пространственной среды ДОУ»
Период работы по теме: 2018 – 2019 уч. год
Работа с детьми:
- Способствование активизации познавательной деятельности;
- Формирование коммуникативных навыков, способствование взаимодействию со взрослыми и сверстниками;
- Развитие творческие способности, воображения, речи, мелкой моторики рук,
- Формирование интереса к окружающему миру.
Работа с родителями:
- Консультации родителям по созданию игровых макетов дома.
- Индивидуальные беседы по необходимости, по запросу в течении года.
- Участие родителей в конкурсе создание макетов сказки в домашних условия совместно с ребенком.
Разработка программно-методического сопровождения образовательной деятельности, участие в методической работе:
- Участие в городском конкурсе.
- Обобщение опыта работы по тема: «Использование макетов в проектировании развивающей предметно-пространственной среды ДОУ»
Использование информационно- коммуникационных технологий
Ссылки на Интернет-ресурсы
Активно использую в работе Интернет- ресурсы:
Предварительный просмотр:
План работы с родителями второй младшей группы на 2018-2019 г.г.
Цель: создать в детском саду необходимые условия для развития ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повысить компетентность родителей в области воспитания.
Задачи:
- Распостранять педагогические знания среди родителей;
- Оказать практическую помощь в воспитании детей;
- Способствовать формированию доверительного отношения родителей к воспитателям группы: адекватно реагировать на рекомендации воспитателей группы, прилагать усилия для налаживания партнёрских отношений с воспитателями по решению задач по воспитанию ребёнка.
- Совместное с родителями создание макетов.
СЕНТЯБРЬ.
№ Содержание работы.
- «Для Вас, родители!» (режим дня, сетка занятий, возрастные характеристики детей).
Цель: психолого-педагогическое просвещение родителей.
- «Как живёшь?»
Цель: выявление жилищно-бытовых условий воспитанников (наблюдение, первое общение).
- Анкетирование родителей для формирования банка данных о семьях воспитанников второй младшей группы.
- «Живу по расписанию» -повышение родительской компетентности по соблюдению режима для детей дошкольного возраста.
ОКТЯБРЬ.
№ Содержания работы.
- Родительское собрание «Особенности адаптационного периода детей младшего возраста. Задачи воспитания и обучения».
- Консультация: «Адаптация ребёнка в детском саду»;
- Консультация: «ОРВИ – это простуда» - повышение родительской компетентности по профилактике простудных заболеваний;
- Анкетирование: «О здоровье всерьёз» - выяснить отношение родителей к закаливанию.
- Создание макета «Осень в Лесу» способствовать знакомству родителей группы друг с другом.
- Праздник «Здравствуй, осень!» - установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми, улучшение детско-родительских отношений.
НОЯБРЬ.
№ Содержание работы.
- Оформление родительского уголка ко Дню Матери (рисунки, поделки);
- Консультация: «Кризис трёх лет» - повышение знаний родителей по вопросам психологии ребёнка;
- Беседа: «Одежда детей в группе и на улице, её маркировка»;
- Привлечь родителей к экологическому воспитанию детей, совместному труду, сплочение в общем деле;
- Трудимся вместе «Изготовление кормушек для птиц» -продолжаем способствовать знакомству родителей группы друг с другом, осознанию значимости родительской помощи в создании благоприятных условий для пребывания детей в детском саду.
ДЕКАБРЬ.
№ Содержание работы.
- Оформление группы к новому году;
- Создание макета «Прогулка по зимнему парку»
- Изготовление игрушек на ёлку детского сада «Украсим дружно ёлочку» - изготовить игрушки на ёлку своими руками, установить дружеские отношения между родителями и педагогами группы;
- Создание настенного панно «В гостях у Дедушки мороза»
- Участие родителей в подготовке новогоднего утренника;
- Консультация: «Учим ребёнка общаться».
ЯНВАРЬ.
№ Содержание работы.
- Субботник с родителями: «Строительство снежных построек на участке»;
- Консультация: «Если ребёнок много капризничает»;
- Беседа с родителями: комплекс пальчиковых игр «Играем дома» - педагогическое просвещение родителей в вопросах развития речи детей;
ФЕВРАЛЬ.
№ Содержание работы.
- Индивидуальные беседы с родителями: «Какие игрушки нужны для ребёнка» - повышение родительской компетентности в вопросе приобретения игрушек;
- Оформление родительского уголка к 23 февраля;
- Создание макета «Наша армия сильна, охраняет мир она!»
- Консультация: «Почему дети разные», «Если ребёнок кусается»
МАРТ.
№ Содержание работы.
- Оформление фотовыставки «Это мамочка моя»;
- Проведение утренника и чаепитие: «Мамочку свою очень я люблю» - способствовать формированию доверительных отношений между родителями и сотрудниками детского сада;
- Провести развлечение «Масленица»;
- Рекомендации родителям: «Фиточай, чем полезен?»;
- Консультация: «Как тренировать у ребёнка память и внимание».
АПРЕЛЬ.
№ Содержание работы.
- Проведение праздника «1апреля День птиц»
- Выпуск плаката совместно с родителями ко «Дню Космонавтики»;
- Совместное создание в группе огорода (посадка лука, укропа);
- Беседа с родителями: « Как приучить ребёнка к труду»;
- Консультации: «Влияние родительских установок на развитие детей»; «Безопасность на дорогах», «Обувь дошкольника и его здоровье».
МАЙ.
№ Содержание работы.
- Создание макета «ПДД виды пешеходных переходов»
- Консультация: «Как провести отпуск вместе с ребёнком»;
- Конкурс рисунков ко «Дню Победы»;
- Итоговое родительское собрание №2 «Наши успехи!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГОС ДО: проектирование развивающей предметно-пространственной среды в ДОО
«Нет такой стороны воспитания, на которуюобстановка не оказывала бы влияния,нет способности, которая не находилась быв прямой зависимости от непосредственноокружающего ребенка конкретного мира.Среди н...
Проектирование развивающей предметно - пространственной среды на участке ДОО
Развивать, обогащать и активизировать деятельность детей помогают элементы РППС, которые я изготовила в совместной деятельности с детьми и родителями. Этим самым мне удалось не только вызвать интерес ...
Организация и проектирование развивающей предметно-пространственной среды в группе компенсирующей направленности «Ромашка» дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 209».
В материале представлен опыт по проектированию развивающей предметно - пространственной среды в соответствии ФГОС в конкретной группе конкретного ДОУ....
Организация и проектирование развивающей предметно-пространственной среды в группе компенсирующей направленности «Ромашка» дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 209».
В материале изложен опыт проектирования РППС в соответствии с ФГОС....
Макет как элемент развивающей предметно-пространственной среды для сюжетно-ролевых игр старших дошкольников
В статье раскрываются возможности совместного с воспитанниками создания и использования в игровой деятельности макетов социально-культурных объектов. Прослеживается развитие игровых умений и освоение ...
Презентация: «Современные подходы к проектированию развивающей предметно – пространственной образовательной среды в соответствии с ФГОС в ДО »
Презентация: «Современные подходы к проектированию развивающей предметно – пространственной образовательной среды в соответствии с ФГОС в ДО »...