Макеты в проектировании развивающей предметно-пространственной среды
консультация (младшая группа)

Микшакова Ольга Анатольевна

сведения о использовании макета

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_mikshakova_o.a.doc60.5 КБ
Microsoft Office document icon rabota_po_samoobrazovaniyu.doc76.5 КБ
Microsoft Office document icon rabota_s_roditelyami.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Использование макетов в проектировании развивающей предметно-пространственной среды ДОУ»

Микшакова О.А,

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 113»

 «Скажи мне - и я забуду,

 покажи мне – и я запомню,

дай мне сделать – и я пойму»

Конфуций

Актуальность

Детский сад - это место, где ребёнок получает опыт взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Поэтому возникает необходимость наполнить образовательную среду группы играми, предметами, объектами, которые составляют комплекс средств для полноценного развития.  

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет, что развивающая предметно-пространственная  среда должна быть вариативной, содержательно-насыщенной, полифункциональной, трансформируемой.

              Перед педагогами детского сада встает вопрос, как реализовать современные требования к развивающей среде в ограниченном пространстве группового помещения. Одним из вариантов решения данной проблемы, является создание и использование игровых макетов. 

Макет - это, уменьшенная модель пространства и объектов воображаемого мира.

Макет - это результат конструктивно - творческой деятельности и очень привлекательное игровое пространство. Он может быть напольным, настольным, подиумным (на специальных подставках, настенным (объекты на переднем плане, а изображение на заднем). Форма и дизайн макетов ориентированы, прежде всего, на безопасность и возраст детей. 

Н.А. Короткова условно делит макеты на два типа: макеты-модели и макеты-карты.

               Макеты-модели - целостные объекты, направляющие воображение ребенка в основном на события, происходящие «внутри» этих объектов (макет «Моя семья» - это комната с предметами мебели и куклами).

Макеты-карты - это плоскости  с планом - схемой и объектами-маркерами пространства, отображающие определенную территорию. Макеты-карты направляют ребенка на развертывание сюжетных событий, «снаружи», вокруг оформляющих эту территорию объектов (макет «Улица города»).

Так же может быть универсальный макет - это всего лишь знак, «наводящий» детей на возможную воображаемую ситуацию, объединяющий участников совместной игры, очерчивая границы игрового пространства, в рамках которого осуществляется «сборка» игровых замыслов в общем сюжетном движении. Универсальные макеты служат основой для организации сюжетной игры с мелкими игрушками.

Использование макетов в предметно-пространственной среде отвечает принципу интеграции образовательных областей. Через любой игровой макет решаются цели и задачи различных областей: «Речевого развития», «Познавательного развития», «Социально-коммуникативного развития», «Художественно-эстетического развития».

Макет является не только центральным элементом, организующим предметную среду для игры, но и связующим звеном разных видов совместной деятельности взрослого с детьми и свободной детской активности.

Макеты возможно использовать при организации различных видов детской деятельности:

  • познавательно-исследовательской,
  • коммуникативной,
  • изобразительной,
  • конструирования из разного материала,
  • игровой деятельности (дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, режиссерские).

Игра – ведущий вид деятельности дошкольного периода, главное содержание детской жизни. Играя, ребенок познает окружающий мир, приобретает новые знания, умения и навыки, учится осуществлять поиск, мыслить и творить. Играя с макетами, ребенок создает воображаемую ситуацию, выполняет одну или несколько ролей, моделирует реальные ситуации в игровой форме.

Макет служит как объектом и средством деятельности ребенка, так и предоставляет возможность формировать познавательный интерес, тактильные ощущения, эстетически чувства и творческие способности. 

Изучение специальной литературы по организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ, анализ передового практического опыта, определили необходимость использования в образовательном пространстве игровых макетов.

Технология опыта

Этапы работы по включению игрового макета в образовательный процесс:  

  1. этап - предварительная работа: 

- обогащение личного опыта воспитанников (проведение бесед, рассматривание картин, и иллюстраций, прогулки, чтение художественной литературы и т.д.);

- подготовка и сбор материала для создания макета.

2 этап - изготовление основы макета и наполнение его предметным материалом.

При изготовлении основы игрового макета одновременно идет и наполнение предметным материалом. Значительную роль играет и процесс изготовления макетов самими детьми.

Работа по созданию макетов также предполагает  взаимодействие с родителями воспитанников. Родителя являются соавторами при изготовлении макетов, принимают участие в  конкурсе «Лучший макет».

Изготовление макетов позволяет не только  объединить детей одной группы, но и сплотить родителей и педагогов, протянуть между ними нити сотрудничества.

3 этап - развитие и активизация детской деятельности с использованием макета. 

В процессе развития и активизации игры созданное игровое пространство дополняется новыми предметами. Дети, как в совместной деятельности с взрослыми, так и в самостоятельной деятельности придумывают рассказы, сказки на разные лексические  темы. Особое внимание уделяется индивидуальной работе с воспитанниками, закрепляются полученные знания и представления.

Создавая игровые макеты, важно соблюдать требования:

Требования к макету:

  1. Макет – фиксированная конструкция. Он  должен быть устойчив, легко перемещаться  с места на место, не бояться случайных сотрясений  (это особенно важно), служить длительное время.
  2. Самодельные макеты можно изготовить из различных материалов: тонкой фанеры, плотного картона и др. материалов. При этом важно не забывать об эстетическом аспекте оформления и безопасности материала.
  3. Независимо  от   вида,   макет должен быть удобным и безопасным в  обращении.
  4. Наборы  персонажей,  аксессуаров  к  ним  и сами макеты должны быть доступны детям.

Макеты требуют определенного ухода, и условий хранения. Так, первые макеты создавались на бумажной основе, и занимали достаточно много места. Целесообразно использование мобильных макетов.

 Мобильный макет изготовлен из массива дерева. На внутренней стороне макета укреплены прозрачные карманы из пластика ПВХ.  В карманы вставляются  листы бумаги, распечатанные на  цветном принтере (фон соответствует тематике).  Наличие карманов позволяет  педагогу использовать данный макет неоднократно, для этого необходимо  выбрать тему,  распечатать нужный фон и затем   дополнить макет соответствующим предметным содержанием. Такие макеты удобно хранить, все детали элемента находятся внутри пластмассового контейнера.

Тематика игровых макетов

Макеты могут иметь разную тематику, в соответствии с поставленными задачами, тематикой недели, разделом Образовательной программы дошкольного образования.

В группе созданы следующие макеты: «У бабушки в деревне», «Лесные жители», «Животные жарких стран», по мотивам сказок «Морозко», «Серебряное копытце», «12 месяцев», «Прогулка по зимнему парку», «Военная техника», «В гости к нам спешит весна!», «Виды пешеходных переходов» и др.  (Приложение № 1). Совместно с родителями были созданы макеты по мотивам любимых сказок (Приложение № 2).

Использование игровых макетов в образовательной среде ДОУ позволяет одновременно и параллельно решается несколько задач:

‒ развивать любознательность;

‒  знакомить с условиями жизни, какой-либо ситуацией или средой обитания (человека, животного и т. д.);

‒ закреплять и обобщать знания детей по той или иной теме;

‒ решать конкретные образовательные задачи на основе игрового макета (моделирование ситуации);

‒ развивать речь, активизировать лексический словарь;

‒ развить логическое мышление, память, внимание, воображение,  

   фантазию;    

‒ развивать общую и мелкую моторику рук;

‒ развивать коммуникативные навыки;

‒ развивать творческие способности;

‒ содействовать воспитанию доброжелательности;

‒ формировать навыки совместной деятельности.

Макет выступает в роли «пускового механизма», способствующего разворачиванию воображения и детского творчества, где педагог, не принимая непосредственного участия в игре, выступает как создатель проблемно-игровых ситуаций и помощник в реализации игровых замыслов.     

Таким образом, работа с использованием игровых макетов позволяет разнообразить содержание образовательной деятельности. Макет является связующим звеном разных форм взросло-детской деятельности и свободной детской активности. У  педагога появляется возможность, не принимая непосредственного участия в игре, выступать создателем проблемно-игровых ситуаций и помощником в реализации игровых замыслов.

 Использование макетов в игровой деятельности  востребовано детьми,  способствует их развитию, открывает множество возможностей для самостоятельной деятельности детей.

Практическая значимость опыта

Представлен информационный и наглядный материал, позволяющий педагогам ДОУ использовать игровые макеты при выстраивании образовательной среды.

Материал представлен на: 

- официальном сайте ДОУ http://94kurgan.detkin-club.ru,

- страницах персонального блога

Новизна опыта:

         Развивать познавательную активность у детей. Повысить интерес к занятиям, каждого ребенка. Разнообразить занятия и другие виды деятельности при помощи макетирования. Повысить эмоциональный фон на занятиях и других видах деятельности.

Литература (Приложение №3 )

        



Предварительный просмотр:

Работа по самообразованию

Микшаковой О.А., воспитателя МБДОУ «Детский сад № 113»

Тема: : «Использование макетов в проектировании развивающей предметно-пространственной среды ДОУ»

Период работы по теме: 2017 – 2018 уч. год

п/п

Этап

Цель

Период

Результат

1.

Аналитико-диагностический этап (теоретический)

- анализ методической и специальной литературы по проблеме исследования;

- определение цели, объекта, предмета, задачи, гипотезы исследования;

- изучение передового практического опыта по данной теме

в теч. уч.года

Сентябрь-октябрь

Обоснование актуальности;

Формулировка цели, определение задач.

2.

Практический этап

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды(организация игровых макетов)

в теч. уч.года

Оформление информационных стендов для родителей

Разработка перспективного

плана работы с воспитанниками.

Сентябрь-октябрь

План работы

Разработка перспективного плана работы с родителями(законными представителями).Участие родителей в создании и оформлении макетов.

Сентябрь-октябрь

Оформление документации. План работы.

Разработка конспектов мероприятий

в теч. уч.года

Методическая копилка

3.

Подведение итогов работы

- Оценка предметно-пространственной развивающей среды группы;

- Выявление наиболее оптимальных форм и методов работы,последовательности решения поставленных задач.

май

Оформление документации. Определение перспективы развития.

Обобщение накопленного опыта работы по теме. Промежуточные результаты.

Портфолио.

Работа по самообразованию

Микшаковой О.А., воспитателя МБДОУ «Детский сад № 113»

Тема: : «Использование макетов в проектировании развивающей предметно-пространственной среды ДОУ»

Период работы по теме: 2017 – 2018 уч. год

Работа с детьми:

  1. Способствование активизации познавательной деятельности;
  2. Формирование коммуникативных навыков, способствование взаимодействию со взрослыми и сверстниками; 
  3. Развитие творческие способности, воображения, речи, мелкой моторики рук,
  4. Формирование интереса к окружающему миру.

Работа с родителями:

  1. Создание макета «Осень в Лесу» способствовать знакомству родителей группы друг с другом.
  2. Индивидуальные беседы по необходимости, по запросу в течении года.
  3. Трудимся вместе «Изготовление кормушек для птиц» -продолжаем  способствовать знакомству родителей группы друг с другом, осознанию значимости родительской помощи в создании благоприятных условий для пребывания детей в детском саду.
  4. Участие родителей в конкурсе «Зимняя сказка» создание макетов сказки в домашних условия совместно с ребенком.
  5. Субботник с родителями: «Строительство снежных построек на участке».
  6. Итоговое родительское собрание «Наши успехи!»

Разработка программно-методического сопровождения образовательной деятельности, участие в методической работе:

  1. Разработка паспортов мекетов.

Работа по самообразованию

Микшаковой О.А., воспитателя МБДОУ «Детский сад № 113»

Тема: : «Использование макетов в проектировании развивающей предметно-пространственной среды ДОУ»

Период работы по теме: 2018 – 2019 уч. год

п/п

Этап

Цель

Период

Результат

1.

Аналитико-диагностический этап (теоретический)

- изучение передового практического опыта по данной теме;

- анализ педагогического процесса

в теч. уч.года

Сентябрь-октябрь

Формулировка цели, определение задач.

2.

Практический этап

Разработка методических рекомендаций по использованию игровых макетов

в теч. уч.года

Оформление информационных стендов для родителей

Участие родителей в создании и оформлении макетов.

в теч. уч.года

Оформление документации. План работы.

Разработка конспектов мероприятий

в теч. уч.года

Методическая копилка

3.

Подведение итогов работы

- Оценка предметно-пространственной развивающей среды группы;

- Участие в профессиональных конкурсах

май

Систематизация и обобщение накопленного материала. Определение перспективы развития. Распространение опыта в сети Интернет.

Работа по самообразованию

Микшаковой О.А., воспитателя МБДОУ «Детский сад № 113»

Тема: : «Использование макетов в проектировании развивающей предметно-пространственной среды ДОУ»

Период работы по теме: 2018 – 2019 уч. год

Работа с детьми:

  1. Способствование активизации познавательной деятельности;
  2. Формирование коммуникативных навыков, способствование взаимодействию со взрослыми и сверстниками; 
  3. Развитие творческие способности, воображения, речи, мелкой моторики рук,
  4. Формирование интереса к окружающему миру.

Работа с родителями:

  1. Консультации родителям по созданию игровых макетов дома.
  2. Индивидуальные беседы по необходимости, по запросу в течении года.
  3. Участие родителей в конкурсе  создание макетов сказки в домашних условия совместно с ребенком.

Разработка программно-методического сопровождения образовательной деятельности, участие в методической работе:

  1. Участие в городском конкурсе.
  2. Обобщение опыта работы по тема:  «Использование макетов в проектировании развивающей предметно-пространственной среды ДОУ»

Использование информационно- коммуникационных технологий

Ссылки на Интернет-ресурсы

Активно использую в работе Интернет- ресурсы:



Предварительный просмотр:

План  работы с родителями второй младшей группы на 2018-2019 г.г.

Цель: создать в детском саду необходимые условия для развития ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повысить компетентность родителей в области воспитания.

Задачи:

  1. Распостранять педагогические знания среди родителей;
  2. Оказать практическую помощь в воспитании детей;
  3. Способствовать формированию доверительного отношения родителей к воспитателям группы: адекватно реагировать на рекомендации воспитателей группы, прилагать усилия для налаживания партнёрских отношений с воспитателями по решению задач по воспитанию ребёнка.
  4. Совместное с родителями создание макетов.

СЕНТЯБРЬ.

№ Содержание работы.

  1. «Для Вас, родители!» (режим дня, сетка занятий, возрастные характеристики детей).

Цель: психолого-педагогическое просвещение родителей.

  1. «Как живёшь?»

Цель: выявление жилищно-бытовых условий воспитанников (наблюдение, первое общение).

  1. Анкетирование родителей для формирования банка данных о семьях воспитанников второй младшей группы.
  2. «Живу по расписанию» -повышение родительской компетентности по соблюдению режима для детей дошкольного возраста.

ОКТЯБРЬ.

№ Содержания работы.

  1. Родительское собрание «Особенности адаптационного периода детей младшего возраста. Задачи воспитания и обучения».
  2. Консультация: «Адаптация ребёнка в детском саду»;
  3. Консультация: «ОРВИ – это простуда» - повышение родительской компетентности по профилактике простудных заболеваний;
  4. Анкетирование: «О здоровье всерьёз» - выяснить отношение родителей к закаливанию.
  5. Создание макета «Осень в Лесу» способствовать знакомству родителей группы друг с другом.
  6. Праздник «Здравствуй, осень!» - установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми, улучшение детско-родительских отношений.

НОЯБРЬ.

№ Содержание работы.

  1. Оформление родительского уголка ко Дню Матери (рисунки, поделки);
  2. Консультация: «Кризис трёх лет» - повышение знаний родителей по вопросам психологии ребёнка;
  3. Беседа: «Одежда детей в группе и на улице, её маркировка»;
  4. Привлечь родителей к экологическому воспитанию детей, совместному труду, сплочение в общем деле;
  5. Трудимся вместе «Изготовление кормушек для птиц» -продолжаем  способствовать знакомству родителей группы друг с другом, осознанию значимости родительской помощи в создании благоприятных условий для пребывания детей в детском саду.

ДЕКАБРЬ.

№ Содержание работы.

  1. Оформление группы к новому году;
  2. Создание макета «Прогулка по зимнему парку»
  3. Изготовление игрушек на ёлку детского сада «Украсим дружно ёлочку» - изготовить игрушки на ёлку своими руками, установить дружеские отношения между родителями и педагогами группы;
  4. Создание настенного панно «В гостях у Дедушки мороза»
  5. Участие родителей в подготовке  новогоднего утренника;
  6. Консультация: «Учим ребёнка общаться».

ЯНВАРЬ.

№ Содержание работы.

  1. Субботник с родителями: «Строительство снежных построек на участке»;
  2. Консультация: «Если ребёнок много капризничает»;
  3. Беседа с родителями: комплекс пальчиковых игр «Играем дома» - педагогическое просвещение родителей в вопросах развития речи детей;

ФЕВРАЛЬ.

№ Содержание работы.

  1. Индивидуальные беседы с родителями: «Какие игрушки нужны для ребёнка» - повышение родительской компетентности в вопросе приобретения игрушек;
  2. Оформление родительского уголка к 23 февраля;
  3. Создание макета «Наша армия сильна, охраняет мир она!»
  4. Консультация: «Почему дети разные», «Если ребёнок кусается»

МАРТ.

№ Содержание работы.

  1. Оформление фотовыставки «Это мамочка моя»;
  2. Проведение утренника и чаепитие: «Мамочку свою очень я люблю» - способствовать формированию доверительных отношений между родителями и сотрудниками детского сада;
  3. Провести развлечение «Масленица»;
  4. Рекомендации родителям: «Фиточай, чем полезен?»;
  5. Консультация: «Как тренировать у ребёнка память и внимание».

АПРЕЛЬ.

№ Содержание работы.

  1. Проведение праздника «1апреля День птиц»
  2. Выпуск плаката совместно с родителями ко  «Дню Космонавтики»;
  3. Совместное создание в группе огорода (посадка лука, укропа);
  4. Беседа с родителями: « Как приучить ребёнка к труду»;
  5. Консультации: «Влияние родительских установок на развитие детей»; «Безопасность на дорогах», «Обувь дошкольника и его здоровье».

МАЙ.

№ Содержание работы.

  1. Создание макета «ПДД виды пешеходных переходов»
  2. Консультация: «Как провести отпуск вместе с ребёнком»;
  3. Конкурс рисунков ко «Дню Победы»;
  4. Итоговое родительское собрание №2 «Наши успехи!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС ДО: проектирование развивающей предметно-пространственной среды в ДОО

«Нет такой стороны воспитания, на которуюобстановка не оказывала бы влияния,нет способности, которая не находилась быв прямой зависимости от непосредственноокружающего ребенка конкретного мира.Среди н...

Проектирование развивающей предметно - пространственной среды на участке ДОО

Развивать, обогащать и активизировать деятельность детей помогают элементы РППС, которые я изготовила в совместной деятельности с детьми и родителями. Этим самым мне удалось не только вызвать интерес ...

Организация и проектирование развивающей предметно-пространственной среды в группе компенсирующей направленности «Ромашка» дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 209».

В материале представлен опыт по проектированию развивающей предметно - пространственной среды в соответствии ФГОС в конкретной группе конкретного ДОУ....

Макет как элемент развивающей предметно-пространственной среды для сюжетно-ролевых игр старших дошкольников

В статье раскрываются возможности совместного с воспитанниками создания и использования в игровой деятельности макетов социально-культурных объектов. Прослеживается развитие игровых умений и освоение ...

Презентация: «Современные подходы к проектированию развивающей предметно – пространственной образовательной среды в соответствии с ФГОС в ДО »

Презентация: «Современные подходы к проектированию развивающей предметно – пространственной образовательной среды в соответствии с ФГОС в ДО »...