картотека дидактических игр сенсорного развития детей раннего возраста
картотека (младшая группа)
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО
СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ
РАННЕГО ВОЗРАСТА.
Составитель:
Орехова С.И.
воспитатель
«Собери пирамидку»
Цель: развивать ориентировку ребенка в контрастных величинах предметов.
Материалы: пирамидка из 4 – 5 колец.
Методические приемы: пирамидка собирается из большой, состоящей из 8 – 10 колец. Для детей этого возраста
такую пирамидку собирают через одно кольцо, т. е. разница в величине колец здесь более контрастная.
«Складывание матрешки с двумя вкладышами»
Цель: продолжать учить простым действиям с предметами, отличающимися по величине.
Дидактический материал: комплект из трех матрешек (для каждого ребенка и взрослого).
Методические приемы: показ действий и сопоставление величины разных предметов сопровождаются
словами: открой, закрой, маленькая, большая, меньше, больше, такая, не такая.
«Закрой окошки»
Цель: учить детей соотносить предметы по форме и цвету одновременно.
Дидактический материал: 4 домика разных цветов, с вырезанными в них геометрическими фигурами
(окошечки).
Методические приемы: закрыть окошки в домиках фигурками.
«Найди такой же»
Цель: подбор предметов по образцу.
Дидактический материал: три шарика, три кубика одного цвета и величины.
Методические приемы: воспитатель предлагает детям, играя, найти предметы такой же формы.
«Оденем куклу»
Цель: подбор к образцу парных предметов одного цвета.
Дидактический материал: варежки красного и синего цветов.
Методические приемы: воспитатель предлагает детям одеть кукле варежки. Ставит перед детьми 4
варежки (2 красного и 2 синего цвета). Надевает на одну ручку варежку красного цвета, а на другую
предлагает надеть детям. Если дети справились с заданием, игру повторяют, используя варежки синего цвета.
«Чудесный мешочек»
Цель: закреплять знания детей о форме (куб, шар, кирпичик).
Дидактический материал: мешочек с предметами разной формы.
Методические приемы: определять на ощупь предметы.
«Разложи по коробочкам»
Цель: фиксировать внимание детей на цветовые свойства предметов.
Дидактический материал: разноцветные коробочки, фигурки желтого и зеленого цветов.
Методические приемы: воспитатель предлагает детям подобрать желтую фигурку к коробочке такого же цвета.
«Подбери крышку к коробочке»
Цель: подбор предметов по образцу.
Дидактический материал: коробочки разных форм (круглая, четырехугольная, прямоугольная,
треугольная) и соответствующие им крышки.
Методические приемы: воспитатель, держа руку ребенка, его пальчиком обводит форму отверстия
коробки. Затем показывает предмет, сопровождая действие словом. На глазах у детей опускает предмет в
соответствующее отверстие. После этого предлагает детям это задание.
«Палочки цветные»
Цель: фиксировать внимание детей на цветовых свойствах игрушек, формировать простейшие приемы
установления тождества и различия цвета однородных предметов.
Дидактический материал: палочки красного, желтого, зеленого, синего, белого, черного цветов (по 10
каждого цвета).
Методические приемы: вначале воспитатель распределяет палочки сам, затем предлагает кому – либо из детей взять
любую палочку, посмотреть, где лежат палочки такого же цвета, и положить их вместе, затем сделать тоже с палочкой
другого цвета.
«Цветные мячики»
Цель: продолжать закреплять умение группировать по цвету однородные предметы.
Дидактический материал: разноцветные мячики, корзины.
Методические приемы: первые две пары воспитатель группирует сам, раскладывая мячи одного цвета
(красного) в одну корзину, а мячи другого (желтого) цвета в другую корзину, затем привлекает к
группировке детей.
«Ленточки для кукол»
Цель: продолжать учить фиксировать внимание на величине предметов и формировать простейшие приемы
установления тождества и различия цвета.
Дидактический материал: коробка с лентами различной длины и цвета, большие и маленькие куклы.
Методические приемы: нужно нарядить кукол: большой кукле – большой бант, маленькой кукле – маленький
бант. Для большой куклы в синем платье выберем большой синий бантик, а для маленькой куклы в красном
платье – маленький красный бантик (выполняет вместе с детьми). Затем дети подбирают самостоятельно.
«Привяжем к шарику ниточку»
Цель: группирование предметов по цвету.
Дидактический материал: разноцветные кружочки (овалы), палочки таких же цветов.
Методические приемы: к красному кружочку найти палочку такого же цвета.
«Нанизывание на стержень колец, убывающих по величине»
Цель: продолжать учить простым действиям с предметами (снимать и нанизывать кольца), обогащать
зрительно – осязательный опыт малышей. Дидактический материал: коническая пирамидка из пяти колец
Методические приемы: на столе все кольца раскладывают в порядке увеличения справа от пирамидки.
Затем пирамидка собирается в соответствующем порядке. Взрослый поясняет: «Вот самое большое
кольцо, вот поменьше, это еще меньше, а вот самое маленькое». Закрыв пирамидку вершиной, предлагает
детям провести рукой вдоль поверхности сверху вниз, чтобы они почувствовали, чтоб пирамидка книзу
расширяется: все колечки на месте. Пирамидка собрана правильно.
«Проталкивание предметов разной формы в соответствующие отверстия»
Цель: учить детей сравнивать предметы по форме.
Дидактический материал: коробка с отверстиями разной формы, размер отверстий в коробке соответствует
размерам кубика и шара. Важно, чтобы шар не мог проходить в отверстие для кубика, а куб в круглое отверстие.
Методические приемы: воспитатель показывает детям коробку с отверстиями, обращая их внимание на форму отверстий.
Обводя рукой круглое отверстие, взрослый поясняет детям, что есть такое окошко, обводя квадратное отверстие, говорит,
что есть еще и вот такое окошко. Затем воспитатель предлагает детям поочередно опустить по одному шарику в
соответствующее окошко.
«Веселый грузовик»
Цель: формировать представление о форме, величине предметов.
Дидактический материал: различные геометрические цветные фигуры (круги, квадраты, большие и
маленькие прямоугольники).
Методические приемы: воспитатель показывает, как можно из фигурок построить грузовик.
«Размещение круглых вкладышей разной величины в соответствующих отверстиях»
Цель: закреплять умение детей сравнивать предметы по величине.
Дидактический материал: вкладыши с большими и маленькими отверстиями.
Методические приемы: вначале ребенку предлагается вкладыш, чтобы закрыть большие отверстия, после
того как малыш разместит вкладыш в соответствующем гнезде, ему дают маленький вкладыш для маленького
отверстия.
«Загадочные пуговки»
Цель: Развитие умения узнавать и называть цвета, развитие мелкой моторики пальцев рук.
Дидактический материал: полотно, разделенное на 4 сектора, разного цвета, к нему прилагается 4 пуговки и 4 ленточки,
каждая из которых соответствует определенному цвету сектора.
Методические приёмы: воспитатель показывает ребенку панно разделенное на 4 сектора разного цвета, он
рассказывает, что это домики для пуговок. Воспитатель обращает внимание на то, что каждая пуговка
живет в домике своего цвета, и просит детей помочь найти пуговкам домик.
Взялись цвета мы изучать
Ну и с чего же нам начать?
Есть чудо пуговки у нас
Помогут нам они сейчас
Мы в руки пуговки возьмём
И дом по цвету им найдем.
«Волшебное поле»
Цель: Развитие умения узнавать и называть цвета.
Дидактический материал: круг с изображением 4 основных цветов, и стрелкой в верху, карточки основных
цветов.
Методические приёмы: воспитатель показывает ребятам круг с изображением основных цветов. Поясняя
при этом, что это волшебное поле, на котором живут цвета. Далее детям раздаются карточки соответствующих
цветов. Воспитатель поворачивает волшебное поле, стрелка находящаяся на нем указывает на какой либо цвет, а дети в
свою очередь должны поднять карту этого цвета.
Есть у нас игра одна
Очень круглая она
Тот кружок наш разделен
Четыре цвета включает он
И ребята с ним играют
Все цвета, там изучают
Зеленый, красный
Желтый, синий
Все известны нам отныне.
«Радуга»
Цель: Развитие умения узнавать и называть цвета и размер предмета, развитие мелкой моторики
пальцев рук.
Дидактический материал: плоское панно, состоящее из двух частей, одна часть скреплена между собой, а
другая разрезана на разные по цвету и размеру лучи.
Методические приёмы: воспитатель кладет перед ребенком радугу одна половина лучей радугу целая, а
вторая разрезана между собой на лучи. Задача ребенка подобрать лучи по цвету и размеру.
Радужная арка
У нас сияет ярко
Вот беда случилась с ней
Потеряла часть лучей
Лучи ребятки соберут
Все в порядок приведут
Станет радуга опять
Пуще прежнего сиять.
«Шарики»
Цель: Развитие умения узнавать и называть цвета,развитие мелкой моторики пальцев рук.
Дидактический материал: Плоские шарики 4 основных цветов, и 4 ленты аналогичных цветов к ним.
Методические приёмы: воспитатель показывает детям четыре воздушных шарика основных цветов и
четыре ленточки таких же цветов к ним. Детям предлагают попробовать к каждому шарику подобрать
ленточку того же цвета.
Красный, желтый, голубой,
Шар выбирай себе любой.
Чтобы шарик удержать
Нужно ленту привязать,
Мы в руки ленточки возьмем
И шар по цвету им найдем.
«Бабочка»
Цель: Развитие умения узнавать и называть цвета, развитие мелкой моторики пальцев рук.
Дидактический материал: Плоское панно с изображением бабочки, крылья бабочки разделены на 4
основных цвета. В них проделаны отверстия, в которые вставлены горловины от бутылок к которым
прикручиваются крышки подходящего цвета.
Методические приёмы: воспитатель показывает бабочку, крылья которой четырех основных цветов, в них проделаны
отверстия в которые вставлены горловины от бутылок. Нужно украсить крылья бабочки, прикрутив крышки лежащие в
предлагаемом детям поддоне к горловинам. Цвет крышки должен соответствовать цвету крыла бабочки.
Появилась перед нами
Бабочка – красавица.
Будем с бабочкой играть,
Цвет крышек к крыльям подбирать.
«Карусель»
Цель игры: Развитие умения узнавать и называть цвета, развитие мелкой моторики пальцев рук,
различать предметы один – много.
Дидактический материал: Внешний вид шпульки из под ниток, верхний и нижний сектор разделены на
6 цветов: 4 основных, черный и белый. К верхнему сектору прикреплены мешочки (цвет мешочков
соответствует цвету сектора к которому он прикреплен), в мешочках находятся кубики.
Методические приёмы: Детям предлагается дидактическое пособие «карусель», верхний сектор которой
разделен на 6 цветов. К каждому из которых прикреплен мешочек, в котором лежат кубики (цвет кубиков и
мешочка соответствует цвету сектора). Задача детей развязать мешочки, вынуть кубики, и поставить их на
сектор соответствующего цвета.
Закрутилась карусель,
Ну давай играть скорей.
Кубик ставим на свой цвет,
Будет правильный ответ?
«Занимайка»
Цель игры: Развитие сенсорного восприятия, развитие мелкой моторики пальцев рук.
Дидактический материал: Пособие представлено в виде ширмы, на деревянный каркас которой
прикреплены различные игры на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики.
Методические приёмы: Воспитатель предлагает детям многофункциональное дидактическое пособие
«Занимайка», которое состоит из различных дидактических игр.
«Гусеница» на развитие сенсорного восприятия и мелкой моторики;
«Мешочки» на развитие тактильного восприятия;
«Колечки» на развитие мелкой моторики;
«Ленточки» на развитие мелкой моторики и сенсорного восприятия;
«Разноцветные палочки» на развитие сенсорного восприятия и мелкой моторики;
«Осьминог» на развитие мелкой моторики.
Чудо ширма есть у нас,
Поиграем с ней сейчас!
«Яблонька»
Цель игры: Развитие сенсорного восприятия, развитие мелкой моторики пальцев рук.
Дидактический материал: игровое панно с изображенной яблонькой, в паннпроделаны отверстия, в которые вставлены
горловины от бутылок, к которым прикручиваются крышки (яблочки).
Методические приёмы: Воспитатель предлагает детям панно с изображенной на ней яблонькой, и контейнер с
крышками разных цветов, ребенку предлагается подобрать яблочки определенного цвета (красные, желтые). Дети
берут крышки и прикручивают их к горловинам.
Будем с крышками играть,
Разные яблочки собирать.
«Волшебные колпачки»
Цель игры: Развитие сенсорного восприятия, развитие слухового внимания, развитие мелкой моторики
пальцев рук.
Дидактический материал: панно с изображением снеговиков, цветов, и т.д. В нем находятся отверстия, в
которые вставляются горловины от бутылок. К дети прикручивают крышки.
Методические приёмы: Воспитатель рассказывает, что снеговик спешил в гости, но споткнулся и потерял
один комочек. Нужно помочь снеговикам, воспитатель обращает внимание на то, что комочки у него белого
цвета.Воспитатель с детьми рассматривают картинку с изображением цветов, и обращают свое внимание на
то, что у цветов нет серединки, он предлагает ребятам подобрать крышку, соответствующую по цвету каждому
цветочку, и прикрутить ее к горловине.
«На что похожа фигура?»
Цель: Воспитывать умение у детей группировать предметы по форме.
Дидактический материал: Вырезанные из плотного материала геометрические фигуры 4 основных цветов.
Методические приёмы: Детям предлагаются геометрические фигуры – круг, треугольник, квадрат.
Взрослый называет их. Просит детей найти предметы в комнате или на улице, похожие на эти фигуры. По
возможности дает детям обвести руками по контуру эти предметы (мяч, обруч, кубик, тарелку, аквариум и т.д.).
«Спрячемся от дождика»
Цель: Воспитывать умение у детей группировать предметы по форме.
Дидактический материал: Предварительно изготавливаются геометрические фигуры и три рисунка
зонтиков. Взрослый выкладывает под каждый зонтик по одной геометрической фигуре, это образец для детей.
Методические приёмы: Игровая ситуация: «В теплый солнечный денек вышли геометрические фигурки
погулять. Как вдруг на небе появилась огромная серая туча, закрыла солнышко и пошел дождик. Квадратикам,
кружочкам и треугольникам надо спрятаться от дождя, чтобы не промокнуть. А куда же спрятаться?»
«Выбери пуговки»
Цель: Воспитывать умение группировать предметы по величине.
Игровой материал: 2 коробочки, большая и маленькая, пуговицы разные по величине (большие и маленькие).
Методические приёмы: Педагог вместе с детьми раскладывает пуговицы на группы: самые большие, большие,
маленькие и т.д. Рассматривая размеры пуговиц, сравнивает, прикладывает пуговку к пуговке. Взрослый активизирует
речь детей.
«Найди домик»
Цель: Воспитывать умение различать предметы по величине.
Дидактический материал: Изготовленные из картона домики разной величины, изготовленные из картона
зайчики разной величины.
Методические приёмы: Воспитатель рассказывает ребятам, что зайчики потерялись и не могут найти
свой домик. Педагог предлагает ребятам помочь зайчикам, найти каждому домик.
Игры с прищепками
«Солнышко»
Цель: учить выделять и называть основные цвета, по образцу выбирать нужный цвет.
Дидактический материал: круг желтого цвета, прищепки двух цветов.
«Ежик»
Цель: учить детей производить выбор по величине и слову; чередовать по цвету и величине.
Дидактический материал: плоскостные изображения ежика и елки, прищепки зеленого, белого, черного
цветов.
«Разноцветные человечки»
Цель: учить детей конструировать по образцу, называть основные цвета и формы, способствовать воспитанию в
детях дружелюбия.
Дидактический материал: геометрические формы и прищепки.
«Забавные прищепки»
Цель: учить детей правильно брать и открывать прищепку, находить ее местоположение по цвету.
Дидактический материал: прозрачная емкость, по краю которой наклеены цветные полосы, набор цветных
прищепок.
«Найди подходящую заплатку»
Цель: учить находить идентичные геометрические фигуры (плоскостные и объемные).
Дидактический материал: геометрические фигуры.
Методические приемы: воспитатель раздает трафареты геометрических фигур. Дети выбирают из набора
соответствующую по форме фигуру, вставляют ее в прорезь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр по сенсорному развитию детей раннего возраста
Занимательный материал по формированию представлений о цвете, форме, размере предметов; на развитие мелкой моторики рук младших дошкольников...
Картотека игр по сенсорному развитию детей раннего возраста.
Картотека игр по сенсорному развитию детей раннего возраста....
Картотека игр на сенсорное развитие детей раннего возраста
Подборка игр на сенсорное развитие детей в группах раннего развития...
"Картотека игр по сенсорному развитию детей раннего возраста."
Картотека игр по сенсорному развитию детей раннего возраста...
Картотека игр по сенсорному развитию детей раннего возраста (2-3лет) Апрель 2022г.
Картотека игр по сенсорному развитию детей в первой младшей группе (2-3года) «Укрась бабочку» Цели: Учить детей группировать предметы по цвету. Закреплять знания о геометрической фигу...
Методическая разработка «Картотека игр по сенсорному развитию детей раннего возраста»
катотека игр...
Картотека игр по сенсорному развитию детей раннего возраста
Сенсорное развитие детей раннего возраста, прежде всего, происходит в предметной деятельности. Игра всегда считалась одним из главных средств и методов сенсорного развития детей раннего возраста....