Проект в логопедической группе "День космонавтики"
проект
Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_den_kosmonavtiki_-_kopiya.doc | 150 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №14» с. Борисовка
Проект «День космонавтики»
Подготовила: учитель-логопед
Даниелян Марина Яковлевна
Тип проекта:
-обучающий
-исследовательский
- творческий
Продолжительность: краткосрочный
Участники проекта: учитель-логопед, воспитатель, дети логопедической группы, родители.
Цель проекта: способствовать пониманию значения «космос», «космонавт», взаимодействие с родителями
Задачи:
- Создать педагогические условия, стимулирующие познавательную активность детей;
- Развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать; воспитывать взаимопомощь, доброжелательного отношения друг к другу, гордость за людей данной профессии, к своей Родине;
- Совершенствовать стиль партнерских отношений между ДОУ и семьей.
Содержание проекта
1. Обоснование актуальности.
Самое главное – предоставить детям возможность «проживания» интересного для них материала. Узнавая новое, размышляя над тем, что уже вошло в их опыт, дети учатся выражать свое отношение к происходящему. Играя, они погружаются в организованную взрослыми ситуацию: превращаются в космонавтов. В таких играх могут решаться самые различные задачи – от психологических до познавательных. Путешествуя, дети помогают своим друзьям, выручают кого-либо из беды, узнают интересные факты. Готовясь к путешествию, дети рисуют, лепят, конструируют, учатся считать. При этом развивается творческое воображение, коммуникативные качества, любознательность. Главное отличие - нет зрителей, здесь есть только участники, причем все участвуют с большим желанием. Знания, получаемые детьми, являются актуальными, необходимыми для них. А осмысленный, интересный материал усваивается легко и навсегда. Игры-путешествия способствуют не только развитию кругозора, но и формированию навыков общения.
2. Проблема.
Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности.
3. Принципы обучения.
принцип активности и сознательности, требующий всемирной активизации деятельности детей, развития их самостоятельности в процессе овладения всеми компонентами содержания обучения и воспитания;
принцип индивидуального подхода в сочетании с принципом коллективной организации детской деятельности.
принцип систематичности и последовательности - это развитие детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»
принцип природосообразности ставит задачи художественно-творческого развития детей – возрастных особенностей и индивидуальных способностей
принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего)
принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости)
4. Гипотеза.
Знания детей о космосе, творческие работы на эту тему будут способствовать лучшему усвоению знаний.
5. Основные методы, приемы.
Чтобы помочь ребенку сориентироваться в огромном потоке информации, научиться «плавать» в нем, использую в своей работе компьютер, так как он позволяет воспитателю значительно расширить возможности предъявления разного рода информации. Работа с компьютером - важное направление познавательной деятельности детей методы и приемы:
- одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности)
- метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, видеофильмов, презентаций и т.д.)
- словесный (беседа, использование художественного слова, пояснения)
- практический (самостоятельное выполнение детьми работы, использование различных инструментов и материалов для изображения)
- эвристический (развитие находчивости и активности)
- проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия)
- сотворчество (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе.
Подготовительный этап.
- Подобрать методическую и художественную литературу по данной теме.
- Приготовить материалы и игрушки для проведения сюжетно-ролевой игры.
- Довести до сведения родителей важности этой проблемы.
Практический этап
Исходя из задач проекта, наметились следующие формы работы:
Перспективное планирование проектной деятельности:
Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателя с детьми логопедической группы:
1. Просмотр электронной презентации "Как человек космос осваивал".
Просмотр мультфильма "Тайна третей планеты" Просмотр мультфильма "Белка и Стрелка".
2. Чтение с детьми произведений о космосе:
- Чтение Г.Юрлин "Что внутри?". Издательство малыш.
- Рассказ "Счастливого пути, космонавты"
- Е.П.Левитан "Твоя Вселенная"
- Е.П.Левитан "Звёздные сказки"
- К.А.Порцевский “Моя первая книга о Космосе”
3. Опыт «Как происходит смена дня и ночи»
4.НОД по ИЗО «Неизведанные космические звезды»
5.Аппликация «Наша ракета в открытом космосе»
6. НОД «Путешествие в космос»
«Путешествие в космос»
Цель: систематизация знаний и представлений детей о космосе, Дне космонавтики; закрепление навыков звукобуквенного анализа и синтеза, чтения.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- расширять представления детей о космосе;
- расширять словарь по теме;
- закреплять имеющиеся знания о космосе;
- закреплять знания детей о речевых единицах (звуке и букве, слоге и слове, предложении);
- развивать фонематическое восприятие;
- закреплять навыки звукобуквенного анализа и синтеза;
- закреплять навык чтения.
Коррекционно-развивающие:
- развивать логическое мышление, сообразительность, внимание, память;
- развивать слуховое внимание;
- закреплять умение чётко, кратко отвечать на поставленные вопросы;
- развивать общую мелкую моторику;
- развивать графические навыки, пространственные представления.
Коррекционно-воспитательные:
- создавать положительный эмоциональный настрой;
- воспитывать у детей любознательность к окружающему миру;
- воспитывать умение слушать сверстников и логопеда;
- воспитывать умение работать в коллективе.
Оборудование: портрет Ю. А. Гагарина, схема планет солнечной системы, предметные и сюжетные картинки по теме «Космос», карточки со слогами, словами; кассы букв и счета, наборы для составления схем, наборное полотно, магнитная доска, магниты, музыка на космическую тему.
Ход занятия:
- Организационный момент.
Беседа о дне космонавтики.
Мы живем в космическую эру. Она началась, когда с Советском Союзе был запущен первый искусственный спутник Земли.
Потом в Космосе побывали животные – собаки, мыши, обезьяны. Ученые изучали их поведение в космических условиях жизни.
12 апреля 1961 года в космос впервые поднялся человек. Это был гражданин нашей страны, которая тогда называлась Советский союз, летчик – космонавт Юрий Алексеевич Гагарин.
С тех пор весь мир отмечает День космонавтики.
Упражнение «Подумай и ответь»
Л.: Что мы отмечаем 12 апреля? Почему?
Д.: 12 апреля мы отмечаем день космонавтики
Л.: Кто такой Юрий Алексеевич Гагарин?
Д.: Человек, который первый поднялся на ракете в космос.
Л.: Как называется аппарат для полета в космос?
Д.: Ракета.
Л.: Как называется одежда человека для полета в космос?
Д.: Скафандр.
Л.: Как называют человека, который летал в космос?
Д.: Космонавт.
Л.: Как вы думаете космонавт какой?
Д: Смелый, находчивый, умный, бесстрашный, отважный, здоровый, тренированный, волевой, целеустремленный.
Л.: Вот и мы с вами сегодня отправимся путешествовать в космос, по планетам на ракете, будем настоящими космонавтами.
Всем известно, что в космосе нет кислорода, а чтобы космонавтам можно было дышать, они одевают скафандр. Давайте и мы оденем скафандры.
Мы скафандр одеваем (руки вверх)
Руки, ноги разминаем (руки сгибают),
Раз присели, два привстали,
Дружно все сказали!
Команда! Приготовиться к взлету! Рассаживаемся по местам в ракете!
Дети рассаживаются по местам.
2. Развитие фонематического восприятия, артикуляционная гимнастика. Фонопедические распевки.
Л.: Прежде чем мы продолжим наше путешествие, давайте проверим, все ли системы работают исправно на нашем корабле.
Проверим топливо дети произносят «ш-ш-ш»
(язык в форме чашечки поднят вверх)
Проверим плотно ли закрыты люки. произносят звук «а» с усилением
(рот широко открыт) голоса
Проверяем радио произносят звук «у» в разных
(губы в форме трубочки) регистрах
Проверяем двигатель произносят звук «р» и вращают
кулачком перед грудью
- Ура! Двигатель исправен! Складываем инструменты и занимаем свои места! Пристегните ремни! Идёт обратный отсчёт: 5, 4, 3, 2, 1! Поехали!
3. Упражнение «Собери слово»
Л.: пока наша ракета набирает высоту, давайте узнаем, какие планеты есть в нашей Солнечной системе? Только вот названия их рассыпались на слоги! Ну ничего, вы же умные космонавты! У каждого на столе конверт с поломанными названиями планет! Составьте слово и прочитайте название!
Дети составляют и читают: Марс, Зем - ля, Ве – не - ра, Ю – пи - тер, Мер – ку - рий, Плу - тон, Неп - тун, Са - турн, У - ран.
Л.: Молодцы! На некоторые планеты мы приземлимся сегодня.
4. Упражнение «Что же мы видим в космосе?»
Л.: И вот мы в космосе! Что вы видите вокруг?
Ответы детей. «Я вижу красивые звезды. Я вижу огромное раскаленное солнце. Я вижу планеты.»
Л.: Вот мы подлетаем к планете! Но, к сожалению, наш бортовой компьютер плохо принял сигнал и вместо названия на мониторе высветились буквы! Я вам сейчас их назову, а вы с помощью букв азбуки выложите их, составьте слово и прочитайте название планеты.
А, С, Р, М МАРС.
Л.: Молодцы! Расскажите, какие звуки есть в слове МАРС, дайте их характеристику!
Д.: М – согласный, звонкий, твердый
А – гласный
Р – согласный, звонкий, твердый
С – согласный, глухой, твердый.
Л.: Сколько согласных звуков в слове? Гласных? Дети отвечают.
Л.: Итак, мы на планете Марс!
Марс. Некоторые ученые предполагали, что на этой планете также существует жизнь, потому что она имеет ряд сходств с Землей. Но многочисленные исследования не обнаружили там признаков жизни. На даны момент известно два естественных спутника Марса: Фобос и Деймос. Из за красноватого оттенка планета получила название красная планета.
Л.: Отправляемся дальше! На горизонте еще одна планета! На этот раз ее название зашифровано! Посмотрите на код, и выложите с помощью касс, буквы в нужном порядке, прочитайте слово.
5. «Зашифрованное слово»
О П Л Т У Н
5 1 2 4 3 6
Слово – Плутон.
Л.: Молодцы! Плутон – загадочная планета! Все слова на ней зашифрованы!
Вот и несколько слов попали на планету и превратились в схемы! Подберите к схеме нужные слова!
_______________ _______________ _________________
___________ _____ _____ _____ ____ ____
ДОМ ДИВАН КУБИКИ
Дети по одному приклеивают нужную картинку под схемой, объясняет почему схема верная.
Л.: Молодцы! А теперь сами попробуем зашифровать первые звуки в словах
кошка – первый звук к – согласный, глухой, твердый.
рубашка – первый звук Р – согласный, звонкий, твердый
обруч – первый звук о - гласный
хлеб – первый звук х – согласный, глухой, твердый
арбуз – первый звук А – гласный.
Под каждым звуком ребенок подписывает букву. Какое слово получилось: КРОХА! Правильно! Плутон – самая маленькая планета солнечной системы!
Л.: итак! 5, 4, 3, 2, 1 поехали! Совсем скоро вернемся на нашу планету! А пока космонавтам надо провести небольшую тренировку!
6. Физкультминутка.
А давайте-ка, ребята,
Космонавтами все станем.
В космос дружно полетим.
Раз-два, стоит ракета (дети поднимают руки вверх)
Три-четыре, скоро взлет, (разводят руки в стороны)
Чтобы долететь до солнца (круг руками)
Космонавтам нужен год. (берется руками за щеки, качает головой)
Но дорогой нам не страшно, (руки в стороны, наклон корпусом вправо-влево)
Каждый ведь из нас атлет, (сгибают руки в локтях)
Пролетая над землею, (разводят руки в стороны)
Ей передадим привет. (поднимают руки вверх и машут)
7. Л.: Впереди по приборам спутник земли! Как он называется?
Д.: Луна!
Л.: Правильно! На Луне нет кислорода и земного притяжения, и все что там находится плавает над поверхностью! Вот и буквы находясь на Луне, деформировались, некоторые поломались! Попробуем их починить! А чтобы было веселее, разделимся на 2 команды!
Дети по очереди допечатывают элементы букв.
Л.: Молодцы! И вот так, весело быстро мы подлетаем к нашей планете! Как она называется?
Д.: Земля!
Л.: Значит мы кто?
Д.: Земляне!
Л.: Мы живем на планете Земля. Она похожа на шар. На земле живут люди. На планете есть вода и воздух. Солнце дает Земле тепло и свет.
Наша планета Земля,
Очень щедра и богата
Горы, леса и поля – дом
Наш родимый ребята!
Давайте будем беречь планету -
Другой такой на свете нету!
8. Итог. Релаксация.
Л.: Вот и вернулись мы из нашего космического путешествия. Устали, и космонавтам надо отдохнуть, расслабиться, чтобы набраться сил. Выходите на ковер, садитесь по - турецки, ручки на колени, глазки закрыты!
Облака
В небе синем к нам издалека
Приплывают белые облака.
Накрывают облака мягким одеялом…
Как приятно и легко
Всем ребятам стало!
Белой пеной облака нежно окружают,
В сон волшебный и прекрасный
Деток погружают.
Вот закрылись глазки – снятся детям сказки…
Облака плывут, плывут –
Отдых и покой несут…
Все ребятки отдохнули,
С боку на бок повернулись… потянулись –
И… проснулись!
До свиданья, облака, небо голубое,
Много – много, много раз
Встретимся с тобою.
Л.: Вот и закончилось наше путешествие! Вы оказались настоящими космонавтами, заслужили медали за отвагу, за смелость и сообразительность!
Совместная деятельность родителей с детьми логопедической группы:
- Прослушивание музыкальных произведений о космосе.
- Изготовление дома вместе с детьми космических ракет и оформление в группе выставки совместных работ «Космическая ракета».
Желание стать космонавтом обычно посещает каждого ребенка, поэтому игра «Космическое путешествие к звездам», проведенная ко Дню Космонавтики, для наших детей стало настоящим праздником. Чтобы путешествие прошло удачно, дети усердно готовились. Провели несложные опыты, из которых узнали, что звезды на небе есть не только ночью, а луну никто не погрыз, просто у нее такое освещение, а с родителями наблюдали созвездия и с восхищением делились, как с мамой и папой они смотрели красоту ночного неба. С большим вниманием они рассматривали иллюстрации о Вселенной, фотографии космонавтов, разгадывали загадки о небесных телах. А сказка «Как звездочет собирался к звездам» так увлекла детей, что они сконструировали свою ракету и вскоре пожелали отправиться в космическое путешествие. Доброго им пути! Этот момент настал. В этот день у нас было космическое меню. Дети готовились к полету в космос и проходили подготовку в «центре подготовки космонавтов», затем садились в «ракету» и отправлялись в путешествие. Особенно зрелищным был для детей «полет в космос». При помощи презентации и видеоролика постепенно исследовали солнечную систему и приближались то к одной планете, то к другой под космическую музыку. Встреча с инопланетянином тоже доставила кучу радостных и веселых эмоций.
Во время прохождения проекта дети поняли, что быть космонавтом не только увлекательно, но и трудно. Дети получили от игры большой заряд бодрости, много положительных эмоций и впечатлений, а впечатления детства часто остаются в памяти на всю жизнь. Их яркость и богатство могут согреть и украсить душу человека на долгие годы.
Предполагаемые итоги реализации проекта.
1. Знания детей о космосе, космонавтах.
2. Умение играть в сюжетную игру – путешествие.
3. Выставка работ детей (рисунки, аппликация)
4. Совместная выставка работ детей и родителей «Космические ракеты»
5. Интерес родителей к занятиям детей.
Конечный результат.
1. Повышение уровня мотивации к занятиям, компетентности детей по теме «Космос».
2. Позитивные изменения в поведении детей.
3. Обобщение и распространение опыта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект среднесрочный логопедический в старшей логопедической группе (5-6 лет). «Знакомство с органами речи. Артикуляционная гимнастика»
Цели проекта:формировать представления детей об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения; выработать тонкие дифференцированные движения артикуляционного аппарата, необходимые для по...
Информационно -творческий проект «Российский праздник – День космонавтики» для детей среднего дошкольного возраста
Недостаточное внимание родителей к Российскому празднику – День космонавтики.Поверхностные знания детей о первом человеке, полетевшем в космос, о существовании праздника в России – День космонавтики....
Логопедический проект «Использование логопедического массажа и ДЕНС-терапии в коррекциии дизартрических проявлений нарушений речи дошкольников в условиях ДОУ»
Автор рассматривает возможность привлечения в реабилитационный процесс дополнительных средств воздействия на детский организм, не нарушающих естественное постоянство его внутренней среды.Одним и...
проект на тему "День космонавтики"
проект на тему "День космонавтики"...
Проект «12 апреля - День Космонавтики».
Обогащение познавательного и художественно-эстетического развития старших дошкольников...
Проект «12 апреля - День Космонавтики».
Цель проекта:Данный проект направлен на обогащение познавательного и художественно-эстетического развития старших дошкольников, поможет систематизировать полученные знания и применять их в разли...
Проект " 12 апреля-День космонавтики!" во второй младшей группе
Цель: Познакомить детей с российским праздником - День космонавтики, с космосом, с первым космонавтом Ю.А.Гагариным.Задачи:1. Дать знания детям о российском празднике - День космонавтики, о...