Песенное творчество – основа развития творческих способностей у детей (из опыта работы)
статья
В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит детства. Сейчас такое время, когда, о чём бы ни говорили, будь то наука, промышленность, образование, искусство, всё обрастает массой проблем. Наше время – это время перемен. Сейчас в России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Ведь только такие личности внесут свою лепту в развитие науки, культуры, промышленности и тем самым поднимут престиж страны на должный уровень.
По своей удивительной способности вызывать фантазию искусство, занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А предмет музыки, как никакой другой, располагает возможностями для созидания. Музыка, как «искусство, жизнью, рождённое и к жизни обращённое», является посредником между творчеством и восприятием. Однако мало организовать процесс общения с музыкой так, чтобы соединить в ней душу, необходимо вызвать у детей такое чувство, когда музыка для них – это и есть сама жизнь их души.
Рационально описать и объяснить музыкально-художественное творчество едва ли возможно, ибо творчество – процесс сугубо индивидуальный свободный, в большей степени спонтанный, в котором решающие моменты принадлежат иррациональным факторам – чувствам страсти, интуиции, соображению, воле, вере, мечте. Обычно сами творцы не могут внятно описать свои творческие акты, определить их границы, объяснить прозрения. В творчестве, как в сокровенной сути человека, таятся неисчерпаемые и непознаваемые тайны.
Задача творческого развития личности ребёнка заключается в том, чтобы с одной стороны целенаправленно и систематически развивать необходимые для занятий любимым видом творчества в данном случае музыкальным и художественным, способности: оригинальное, образное мышление, воображение, эмоциональную отзывчивость, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувства ритма, а с другой стороны – формировать потребность в творчестве и общении с искусством. Специально обучать творчеству нельзя, но применение специально ориентированных приёмов и методов обучения может содействовать его образованию и проявлению.
Задатки творческих способностей присуще любому человеку, любому нормальному ребёнку. Нужно только их раскрыть и развить. Почему я пришла к теме развития песенного творчества у дошкольников? Наблюдая детей, занимаясь с ними на музыкальных занятиях, я поняла, что проблема владением голоса актуальна для всех возрастов. Музыкальные звуки, так же как и речь воспринимаются слухом. С помощью голоса передаются эмоциональные состояния ребёнка: смех, плач, радость, гнев и т.д. Интонационная окраска в речи передаётся с помощью тембра, высоты, силы голоса, темпа речи, акцентов и пауз.
Музыкальная интонация обладает теми же выразительными возможностями. В музыкальных постановках ребёнок начинает ощущать всю силу и власть музыки, пения. Он учится создавать из слов звуки, а с помощью звуков передавать определённое содержание музыки. Ведущий психолог Б.М.Теплов писал: «В наиболее прямом и непосредственном смысле содержанием музыки является чувство, эмоции, настроение»
Певческий голос сравнивают с музыкальным инструментом, которым ребёнок может пользоваться с малых лет. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей. Музыкальные способности необходимы, чтобы ребёнок мог сочинить и спеть мелодию, т.е. творчески проявить себя в песенной импровизации, создать свой музыкальный образ. Песенное творчество детей всегда образно по своей природе, хотя у них и нет должного уровня обобщений наблюдаемого, дети обладают лишь крайне ограниченными средствами выражения и изображения. Песенное творчество детей выражается «В простейших музыкальных темах» Н.А.Ветлугина
Особенности детского песенного творчества заключаются в возможности проявлять творчества в разных видах песенной деятельности: в восприятии песни (собственной интерпретации музыкального образа, его выражении или изображении); в исполнении песни (эмоциональной передаче сценического образа); использовании элементарных актерских и вокальных умений; (костюма, грима, атрибутов); в первых попытках сочинения песни (создании оригинальных элементарных мелодий, придумывании рифмованных текстов, в ограниченном характеру образа сочетании слов и музыки)
Разновидности детского песенного творчества определяются выбором ребёнка средства выразительности песенного образа, вследствие чего могут быть выделены: песенно-игровое (песенно-театральное), песенно-изобразительное, песенно-речевое и песенно-музыкальное творчество.
Установлено, что необходимы условия возникновения детского творчества – накопление впечатлений от восприятия искусства, которые являются образцом для творчества, его источником. Другое условие – это накопление опыта исполнительства. В процессе музыкальной деятельности у детей развиваются музыкальные способности, ребята приобретают необходимые умения, навыки, знания, для того чтобы иметь возможность выразить свои собственные музыкальные впечатления.
С этой целью я составила для себя примерное распределение материала по развитию песенного творчества, для детей II младшей, средней и старшей групп, т.е. перспективное планирование.
В работе с детьми младшей группы (3 – 4 года) я использую следующие творческие задания («Спой своё имя», «Спой колыбельную для куклы», «Плясовая для зайчика») и т.д. Ребятам в этом возрасте легче петь мелодии без слов, которые не содержат развёрнутого текста, поэтому я им даю упражнения для звукоподражания, задания сочинить мелодию без слов, на слоги ля-ля, та-та и.т.д.
Уже в этом возрасте на посильных детям творческих заданиях я развиваю музыкальные способности, используя упражнения на различения и воспроизведение звуков по высоте и длительности. Дети учатся петь протяжно, самостоятельно находить интонацию, а не проговаривать слова.
В средней группе (4 – 5 лет) мне важно развивать в каждом ребёнке заинтересованность к индивидуальному исполнению, сочинительству, помочь каждому ребёнку приобрести веру в себя, освободится от стеснительности, напряжённости. У детей в этом возрасте начинает налаживаться слуховая и вокальная координация. Они чище интонируют в пении, чему способствуют такие творческие задания как: «Спой своё имя», «Саша, ты где? Я - здесь», «Позови куклу», «Больной и здоровый петушок»; различные звукоподрожания, музыкальные диалоги:
- «Как стучит дождь по крыше?» - «кап, кап, кап»; «А как стучит мелкий дождик?» - «кап, кап, кап, - кап, кап, кап»
- «Как тикают часы?» - «Тик, так» «Маленькие часики отвечают» - «тик – так, тик – так»
Таким образом, я развиваю у детей представления о музыкальной выразительности: звуковысотности, ритме, динамике, долготе звука.
Дети старшей группы (5 – 6 лет) способны сами сочинять музыкальный ответ на предложенный текст, выполнять задание на нахождение тоники, воспроизведение мажорного и минорного ладов, которые помогают детям удерживать тональность в их импровизациях
Музыкальные вопросы и ответы я учу с детьми по образцам («Что ты хочешь, кошечка?» - молочка, немножечко»), а затем в более свободной форме. Дети поют ответы на вопросы, пропетые мною, например: «Какое у тебя платье?» - «Красное, в цветочек», «Как твои дела?» - «Спасибо, хорошо» и т.д. С интересом дети придумывают свои мелодии на стихи А. Барто, из серии «Игрушки». Хотя со стихами этой поэтессы дети знакомятся ещё в младшем возрасте, на занятиях мы вспоминаем эти стихи, определяем характер поступков персонажей, обговариваем, какой должен быть характер и темп сочинённых мелодий. Такую игру мы назвали «Я – композитор»
Занимаясь песенным творчеством с детьми, я убедилась, что дети старшего возраста имеют желание петь не только в хоре, ансамбле, но и солировать. У детей появляется истинная увлечённость пением, а пение улучшает произношение, развивает координацию голоса и слуха, укрепляет детский голосовой аппарат, являясь своеобразным видом дыхательной гимнастики. У детей возникает огромное желание разыгрывать небольшие музыкальные диалоги, сценки, инсценировки, спектакли. Дети увлечены танцевально-игровым творчеством, театром, желанием играть разные роли. У них формируется навык эстетической оценки.
Итак, занятия песенным творчеством имеют огромное значение для всестороннего развития ребёнка, поэтому являются основой для развития творческих способностей детей:
- Расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире, дети приобретают опыт, учатся познавать себя и других, оценивать поступки и действия;
- Активно формируются музыкальные способности, особенно музыкально-слуховые представления звуковысотных отношений, чувство ритма;
- Развивается и совершенствуется: восприятие, память, мышление, воображение, ощущения, эмоции, интересы;
- Успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, обогащаются переживания ребёнка;
- Совершенствуются: координация, плавность, выразительность, воображение, фантазия в музыкальном творчестве;
Занятия песенным творчеством имеют важнейшее значение в развитии личности ребёнка, таких ценных качеств, как активность, самостоятельность, самоорганизованность, способность к естественному самовыражению, духовному и физическому развитию детей. У детей формируются основы певческой и общемузыкальной культуры. Ведь в группе обязательно находятся несколько детей, которые активно включаются в творчество и предлагают свои, пусть далеко несовершенные импровизации. За ними тянутся остальные дети. Песенное творчество нуждается в руководстве взрослых. И пусть ребята не станут композиторами, но если в детстве в них зажечь огонь творчества, он будет светить им в любом деле, которым они будут заниматься.
Список литературы
1. Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь – М., «Москва», 1989.
2. Радынова О. П. Музыкальное развитие детей – М., «Владос» 1997.
3. Орлова Т. М., Бекина С. И. Учите детей петь: Пение и упражнения для развития голоса у детей 5 – 6 лет – М., «Просвещение» 1987.
4. Орлова Т. М., Бекина С. И. Учите детей петь: Пение и упражнения для развития голоса у детей 3 – 5 лет– М., «Просвещение» 1986.
5. Орлова Т. М., Бекина С. И. Учите детей петь: Пение и упражнения для развития голоса у детей 6 – 7 лет– М., «Просвещение» 1988.
6. Комиссарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников– М., «Просвещение» 1986.
7. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997.
8. Скопинцева О. А. Развитие музыкально-художественного творчества –Волгоград Издательство «Учитель», 2011.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_pesenn._tvorchestvo.docx | 24.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Песенное творчество – основа развития творческих способностей у детей (из опыта работы)
Анисимова Марина Генриховна, музыкальный руководитель
МАДОУ «Детский сад №200» город Чебоксары
В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит детства. Сейчас такое время, когда, о чём бы ни говорили, будь то наука, промышленность, образование, искусство, всё обрастает массой проблем. Наше время – это время перемен. Сейчас в России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Ведь только такие личности внесут свою лепту в развитие науки, культуры, промышленности и тем самым поднимут престиж страны на должный уровень.
По своей удивительной способности вызывать фантазию искусство, занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А предмет музыки, как никакой другой, располагает возможностями для созидания. Музыка, как «искусство, жизнью, рождённое и к жизни обращённое», является посредником между творчеством и восприятием. Однако мало организовать процесс общения с музыкой так, чтобы соединить в ней душу, необходимо вызвать у детей такое чувство, когда музыка для них – это и есть сама жизнь их души.
Рационально описать и объяснить музыкально-художественное творчество едва ли возможно, ибо творчество – процесс сугубо индивидуальный свободный, в большей степени спонтанный, в котором решающие моменты принадлежат иррациональным факторам – чувствам страсти, интуиции, соображению, воле, вере, мечте. Обычно сами творцы не могут внятно описать свои творческие акты, определить их границы, объяснить прозрения. В творчестве, как в сокровенной сути человека, таятся неисчерпаемые и непознаваемые тайны.
Задача творческого развития личности ребёнка заключается в том, чтобы с одной стороны целенаправленно и систематически развивать необходимые для занятий любимым видом творчества в данном случае музыкальным и художественным, способности: оригинальное, образное мышление, воображение, эмоциональную отзывчивость, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувства ритма, а с другой стороны – формировать потребность в творчестве и общении с искусством. Специально обучать творчеству нельзя, но применение специально ориентированных приёмов и методов обучения может содействовать его образованию и проявлению.
Задатки творческих способностей присуще любому человеку, любому нормальному ребёнку. Нужно только их раскрыть и развить. Почему я пришла к теме развития песенного творчества у дошкольников? Наблюдая детей, занимаясь с ними на музыкальных занятиях, я поняла, что проблема владением голоса актуальна для всех возрастов. Музыкальные звуки, так же как и речь воспринимаются слухом. С помощью голоса передаются эмоциональные состояния ребёнка: смех, плач, радость, гнев и т.д. Интонационная окраска в речи передаётся с помощью тембра, высоты, силы голоса, темпа речи, акцентов и пауз.
Музыкальная интонация обладает теми же выразительными возможностями. В музыкальных постановках ребёнок начинает ощущать всю силу и власть музыки, пения. Он учится создавать из слов звуки, а с помощью звуков передавать определённое содержание музыки. Ведущий психолог Б.М.Теплов писал: «В наиболее прямом и непосредственном смысле содержанием музыки является чувство, эмоции, настроение»
Певческий голос сравнивают с музыкальным инструментом, которым ребёнок может пользоваться с малых лет. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей. Музыкальные способности необходимы, чтобы ребёнок мог сочинить и спеть мелодию, т.е. творчески проявить себя в песенной импровизации, создать свой музыкальный образ. Песенное творчество детей всегда образно по своей природе, хотя у них и нет должного уровня обобщений наблюдаемого, дети обладают лишь крайне ограниченными средствами выражения и изображения. Песенное творчество детей выражается «В простейших музыкальных темах» Н.А.Ветлугина
Особенности детского песенного творчества заключаются в возможности проявлять творчества в разных видах песенной деятельности: в восприятии песни (собственной интерпретации музыкального образа, его выражении или изображении); в исполнении песни (эмоциональной передаче сценического образа); использовании элементарных актерских и вокальных умений; (костюма, грима, атрибутов); в первых попытках сочинения песни (создании оригинальных элементарных мелодий, придумывании рифмованных текстов, в ограниченном характеру образа сочетании слов и музыки)
Разновидности детского песенного творчества определяются выбором ребёнка средства выразительности песенного образа, вследствие чего могут быть выделены: песенно-игровое (песенно-театральное), песенно-изобразительное, песенно-речевое и песенно-музыкальное творчество.
Установлено, что необходимы условия возникновения детского творчества – накопление впечатлений от восприятия искусства, которые являются образцом для творчества, его источником. Другое условие – это накопление опыта исполнительства. В процессе музыкальной деятельности у детей развиваются музыкальные способности, ребята приобретают необходимые умения, навыки, знания, для того чтобы иметь возможность выразить свои собственные музыкальные впечатления.
С этой целью я составила для себя примерное распределение материала по развитию песенного творчества, для детей II младшей, средней и старшей групп, т.е. перспективное планирование.
В работе с детьми младшей группы (3 – 4 года) я использую следующие творческие задания («Спой своё имя», «Спой колыбельную для куклы», «Плясовая для зайчика») и т.д. Ребятам в этом возрасте легче петь мелодии без слов, которые не содержат развёрнутого текста, поэтому я им даю упражнения для звукоподражания, задания сочинить мелодию без слов, на слоги ля-ля, та-та и.т.д.
Уже в этом возрасте на посильных детям творческих заданиях я развиваю музыкальные способности, используя упражнения на различения и воспроизведение звуков по высоте и длительности. Дети учатся петь протяжно, самостоятельно находить интонацию, а не проговаривать слова.
В средней группе (4 – 5 лет) мне важно развивать в каждом ребёнке заинтересованность к индивидуальному исполнению, сочинительству, помочь каждому ребёнку приобрести веру в себя, освободится от стеснительности, напряжённости. У детей в этом возрасте начинает налаживаться слуховая и вокальная координация. Они чище интонируют в пении, чему способствуют такие творческие задания как: «Спой своё имя», «Саша, ты где? Я - здесь», «Позови куклу», «Больной и здоровый петушок»; различные звукоподрожания, музыкальные диалоги:
- «Как стучит дождь по крыше?» - «кап, кап, кап»; «А как стучит мелкий дождик?» - «кап, кап, кап, - кап, кап, кап»
- «Как тикают часы?» - «Тик, так» «Маленькие часики отвечают» - «тик – так, тик – так»
Таким образом, я развиваю у детей представления о музыкальной выразительности: звуковысотности, ритме, динамике, долготе звука.
Дети старшей группы (5 – 6 лет) способны сами сочинять музыкальный ответ на предложенный текст, выполнять задание на нахождение тоники, воспроизведение мажорного и минорного ладов, которые помогают детям удерживать тональность в их импровизациях
Музыкальные вопросы и ответы я учу с детьми по образцам («Что ты хочешь, кошечка?» - молочка, немножечко»), а затем в более свободной форме. Дети поют ответы на вопросы, пропетые мною, например: «Какое у тебя платье?» - «Красное, в цветочек», «Как твои дела?» - «Спасибо, хорошо» и т.д. С интересом дети придумывают свои мелодии на стихи А. Барто, из серии «Игрушки». Хотя со стихами этой поэтессы дети знакомятся ещё в младшем возрасте, на занятиях мы вспоминаем эти стихи, определяем характер поступков персонажей, обговариваем, какой должен быть характер и темп сочинённых мелодий. Такую игру мы назвали «Я – композитор»
Занимаясь песенным творчеством с детьми, я убедилась, что дети старшего возраста имеют желание петь не только в хоре, ансамбле, но и солировать. У детей появляется истинная увлечённость пением, а пение улучшает произношение, развивает координацию голоса и слуха, укрепляет детский голосовой аппарат, являясь своеобразным видом дыхательной гимнастики. У детей возникает огромное желание разыгрывать небольшие музыкальные диалоги, сценки, инсценировки, спектакли. Дети увлечены танцевально-игровым творчеством, театром, желанием играть разные роли. У них формируется навык эстетической оценки.
Итак, занятия песенным творчеством имеют огромное значение для всестороннего развития ребёнка, поэтому являются основой для развития творческих способностей детей:
- Расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире, дети приобретают опыт, учатся познавать себя и других, оценивать поступки и действия;
- Активно формируются музыкальные способности, особенно музыкально-слуховые представления звуковысотных отношений, чувство ритма;
- Развивается и совершенствуется: восприятие, память, мышление, воображение, ощущения, эмоции, интересы;
- Успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, обогащаются переживания ребёнка;
- Совершенствуются: координация, плавность, выразительность, воображение, фантазия в музыкальном творчестве;
Занятия песенным творчеством имеют важнейшее значение в развитии личности ребёнка, таких ценных качеств, как активность, самостоятельность, самоорганизованность, способность к естественному самовыражению, духовному и физическому развитию детей. У детей формируются основы певческой и общемузыкальной культуры. Ведь в группе обязательно находятся несколько детей, которые активно включаются в творчество и предлагают свои, пусть далеко несовершенные импровизации. За ними тянутся остальные дети. Песенное творчество нуждается в руководстве взрослых. И пусть ребята не станут композиторами, но если в детстве в них зажечь огонь творчества, он будет светить им в любом деле, которым они будут заниматься.
Список литературы
1. Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь – М., «Москва», 1989.
2. Радынова О. П. Музыкальное развитие детей – М., «Владос» 1997.
3. Орлова Т. М., Бекина С. И. Учите детей петь: Пение и упражнения для развития голоса у детей 5 – 6 лет – М., «Просвещение» 1987.
4. Орлова Т. М., Бекина С. И. Учите детей петь: Пение и упражнения для развития голоса у детей 3 – 5 лет– М., «Просвещение» 1986.
5. Орлова Т. М., Бекина С. И. Учите детей петь: Пение и упражнения для развития голоса у детей 6 – 7 лет– М., «Просвещение» 1988.
6. Комиссарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников– М., «Просвещение» 1986.
7. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997.
8. Скопинцева О. А. Развитие музыкально-художественного творчества –Волгоград Издательство «Учитель», 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Раскрытие творческих способностей у детей. ( из опыта работы)
"Образование XXI века - это образование через ощущения; игра - метод развития ассоциативного мышления, при этом чувства становятся инструментом фантазии", а "если ребенок не может ни с кем поделиться ...
Развитие творческих способностей у детей (из опыта работы)
Сложность проблемы развития творческих способностей у детей обусловлена большим количеством наслаивающихся проявлений, определяющих как сущность, так и демонстрацию творческих способностей. В основном...
Бумажные фантазии в развитии творческих способностей у малышей. (Из опыта работы)
Проблема развития детского творчества актуальна как в теоретическом, так и в практическом отношении, ведь речь идет о важнейшем условии формирования личности. Важно не ускорять развитие ре...
Сказкотерапия - как средство развития творческого потенциала у детей. Из опыта работы
Cказкотерапия может использоваться как средство развития творческого потенциала у детей. Кроме того сказка выступает средством самосознания и нравственного воспитания, предлагая определенн...
Использование русского народного творчества для развития творческих способностей у детей раннего возраста.
Народные песенки, потешки, пестушки, прибаутки, сказки, пальчиковые и подвижные игры — все это представляет собой прекрасный материал, который можно использоват...
Лэпбук как средство развития познавательных способностей у детей " (из опыта работы)
Материал могут использовать воспитатели ДОУ в работе с детьми....
презентация "Психолого-педагогические основы развития творческих способностей у детей"
презентация "Психолого-педагогические основы развития творческих способностей у детей"...