Консультация для воспитателей «Как помочь застенчивому ребенку».
консультация
Консультация для воспитателей «Как помочь застенчивому ребенку».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_pomoch_zasten_reb.docx | 17.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей «Как помочь застенчивому ребенку».
Если ваш ребёнок застенчив:
∙ Если застенчивость не мешает жизни вашего ребенка, не обращайте на это
внимание.
∙ Необходимо довести до сознания ребенка информацию о том, что на свете
много застенчивых людей.
∙ Постарайтесь вместе с ребенком разобраться в причинах того, что
заставляет его стесняться. Объясните малышу, что, опасаясь сделать или
сказать что-то неправильно, он тем самым программирует себя на неудачу:
«Ты боишься, что тебя о чем-то спросят или предложат что-то сделать, а ты
не справишься. Ты так долго об этом думаешь, что твои движения на самом
деле становятся неловкими, мысли разбегаются, ты забываешь все нужные
слова. Ты сам превращаешь себя в неумеху и незнайку». Подобный вывод
обычно очень впечатляет детей, и они приходят к следующему выводу: «Все
зависит от тебя самого. Как себя настроишь, так и будешь выглядеть и
действовать».
∙ Постарайтесь разобраться в истинных желаниях своего ребенка. Не
упрекайте ребенка, лучше объясните ему его поведение: «Я вижу, что ты
чувствуешь себя неуверенно. Тебе хочется играть с ребятами».
∙ Не называйте ребенка застенчивым, т. к. это может отразиться на его
поведении. Лучше подчеркивайте сильные стороны его характера, чаще
хвалите ребенка, говорите о его положительных качествах, день за днем
укрепляйте в нем уверенность, а застенчивость определяйте как
осторожность, осмотрительность, обдуманность. Вместе с ребенком
вспомните, какими способностями он обладает в реальности. У него много
достоинств, значит, ему есть чем гордиться. Предложите ребенку выписать
свои хорошие качества на лист бумаги (в одной колонке). В другой колонке
должны быть те качества, которыми, по его мнению, его наделяют другие
люди. Положительных качеств, несомненно, будет больше, чем
отрицательных. Главное, чтобы ребенок наглядно увидел: его есть за что
уважать и ценить. Подскажите ребенку, что разрешается время от времени
вписывать те новые черты, которые он может поставить себе в заслугу, и
вычеркивать те, от которых он смог избавиться.
∙ В большом обществе будьте рядом с ребенком, держите его за руку, пока он не почувствует уверенность. Пусть он сам отпустит вашу руку.
∙ Разнообразьте жизнь вашего ребенка: ходите в походы, на экскурсии;
желательно туда, где ему нравится. Пусть участвует в детских спектаклях и
т. п. Следует учитывать одно важное условие: общение непременно должно
быть добровольным. Не настаивайте на присоединении застенчивого
ребенка к компании сверстников против его желания.
∙ Организовывайте встречи с друзьями своего ребенка у себя дома, чтобы
быть в курсе его интересов. Проанализируйте с ребенком содержание бесед
детей того круга, к которому он хотел бы присоединиться. Необходимо
натолкнуть ребенка на мысль, что он вполне мог бы участвовать в разговоре
на равных, так как ему есть, что сказать по данным темам.
∙ Часто ребенок панически боится самой возможности того, что к нему кто-то обратится с вопросом. Помогите ему вспомнить большинство таких
разговоров, где, как правило, говорят два-три человека, а остальные подают
короткие реплики. Постарайтесь убедить ребенка, что произнести фразу из
двух-трех слов он способен.
∙ Расскажите ребенку, как он выглядит со стороны в тот момент, когда хочет
присоединиться к другим детям, но стесняется или боится сделать это.
Можно наглядно показать, приняв определенную позу. Пусть ребенок
осознает, как смешно и нелепо он может выглядеть со стороны в минуты
застенчивости. Такой факт заставит его стараться следить за своей мимикой.
∙ Застенчивым детям свойственно впадать в панику, испытывать
беспричинную тревогу, особенно в те минуты, когда им кажется, что
внимание окружающих направлено на них. Есть два способа, которые
помогут чрезмерно застенчивому ребенку быстро успокоиться и прийти в
себя.
Способ первый: постараться глубоко вдохнуть и медленно выдохнуть.
Обычно три вдоха-выдоха помогают снять напряжение и расслабиться.
Способ второй: медленный счет про себя – до десяти и больше, если требует
ситуация. Сосредоточенность на этом занятии даст отвлечься и успокоиться.
∙ Вызывайте ребенка на откровенные беседы. Попробуйте завести разговор о
том, с какими проблемами он сталкивается, и ребенок откликнется. Такие
беседы не только сблизят вас с ребенком, но и помогут совместными
усилиями найти верный путь к решению проблем. Пусть ребенок
рассказывает вам каждый день хорошие новости. При этом просто
выслушивайте его и не давайте советов. Относитесь серьезно к его
проблемам и вместе радуйтесь победам.
∙ Генеральная репетиция – лучший выход для того, чтобы прогнать страх
перед неизвестным мероприятием. Иногда полезно проиграть ту или иную
ситуацию. Причем варианты должны быть различными. Можно
порекомендовать в ситуации, когда на ребенка «нападает приступ
застенчивости», представить себе, что он в данный момент только играет
роль.
∙ Стеснительные дети считают, что они постоянно находятся у всех на виду.
Объясните ребенку, что у людей много собственных дел, и все заняты собой.
На самом деле никому нет до него дела. А если все же окажется, что кто-то
увидел его промах, безотказно действует один простой прием – улыбка.
Достаточно улыбнуться свидетелю неловкости, и он тоже ответит улыбкой.
В худшем случае, он просто равнодушно отвернется.
∙ Постарайтесь изменить свое поведение. Нередко родители, сами того не
ведая, формируют у ребенка застенчивость, когда то и дело сравнивают его с
другими детьми, критикуют по любому поводу, предъявляют к нему
завышенные требования, редко хвалят. Перестаньте критиковать ребенка по
любому поводу, ни с кем не сравнивайте, напротив, при каждом удобном
случае подчеркивайте его индивидуальность. Попробуйте смотреть на
ребенка не глазами цензора, и со временем вы увидите, как он преобразится.
∙ Обратите внимание на то, как и что вы говорите ребенку об окружающих
людях. Может быть, в ваших высказываниях то и дело проскальзывает
излишняя категоричность и критичность? Слушая, как родители рассуждают
о других людях и акцентируют свое внимание на чужих недостатках,
ребенок в свою очередь делает вывод, что и окружающие так же говорят о
нем и разглядывают будто под микроскопом, подмечая каждое слово,
движение, оценивая любой поступок. Поэтому постарайтесь в присутствии
ребенка вообще не обсуждать других людей.
∙ Поделитесь с ребенком своим опытом. Расскажите ему подобные случаи,
происшедшие с вами, и собственные переживания по этому поводу. Эти
рассказы помогут ему чувствовать себя увереннее в аналогичных ситуациях.
∙ Не требуйте от ребенка идеального поведения. Это может усилить
застенчивость. Сами оставайтесь в любых ситуациях, касающихся вашего
ребенка, спокойным и невозмутимым. Ведите себя уравновешенно. Это
поможет снять напряжение.
∙ Заручитесь поддержкой педагога. Он поможет включить вашего ребенка в
коллективную жизнь группы. Участие в конкурсах, соревнованиях и т. п.
поможет вашему малышу стать общительным и приобрести друзей.
Как надо вести себя родителям с застенчивым ребенком
∙ Быть очень деликатным с ним и не разочаровываться в нем.
∙ Не отвергать его и не использовать авторитарный метод воспитания.
∙ Не превращать ребенка в Золушку.
∙ Все делать так, чтобы Ваш малыш не чувствовал себя незащищенным и
зависимым от Вас.
∙ Гасить тревогу по любому поводу.
∙ Повысить уровень его самооценки.
∙ Учить, чтобы он уважал себя.
∙ Хвалить и делать ему комплименты.
∙ Формировать уверенность в себе.
∙ Помочь ему найти все то, в чем он намного превосходит своих сверстников,
и этой сильной стороной уравновесить слабую в качестве компенсации всех
недостатков.
∙ Учить ребенка идти на разумный риск, уметь переносить все поражения.
∙ Тренировать с ним навыки общения.
∙ Любыми способами поощрять все его игры со сверстниками.
∙ Помочь найти такого друга, который защищал бы его в среде ровесников.
∙ Не сравнивать его обычный внешний облик с другими, более смазливыми
детьми и не оценивать достоинства ребенка шкалою красоты.
∙ Не критиковать вслух ум Вашего ребенка.
∙ Не создавать такие ситуации, в которых он ощущал бы себя неполноценным
и был объектом даже самых невинных шуток и насмешек.
∙ Ребенок должен ощущать, что он неповторим.
∙ Быть нежным с ним.
∙ Сочувствовать ему.
∙ Поддерживать его.
И первым сделать первый шаг ему навстречу, чтоб перекинуть мост доверия,
который соединил бы еще крепче Вас и Вашего ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра в "жизнь" или как помочь застенчивому ребенку.
Консультация для родителей...
Как помочь застенчивому ребенку?
Рекомендации для родителей....
как помочь застенчивому ребенку адаптироваться в мире сверстников
в статье рассматриваются причины застенчивости, советы по преодолению, представлены игры, помогающие застенчивому ребенку адаптироваться в мире сверстников....
Как помочь застенчивому ребенку?
Соответствуют ли способности и сильные стороны ребенка вашим ожиданиям? А может быть, несоответствие вашим ожиданиям как раз и способствует развитию у ребенка неуверенности в себе? Может быть, вам сле...
Консультация для воспитателя "Как помочь тревожному ребенку в детском саду"
Тревожность - это "индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к это...
Как родителям помочь застенчивому ребенку?
Родители занимают в жизни ребенка основное место. Кто, как не они, должны помочь своим детям в преодолении застенчивости?...
КАК ПОМОЧЬ ЗАСТЕНЧИВОМУ РЕБЕНКУ ПОВЕРИТЬ В СЕБЯ?
ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ, ЕСЛИ У РЕБЕНКА НИЗКАЯ САМООЦЕНКА?КАКИЕ ПРИЕМЫ ФОРМИРУЮТ У РЕБЕНКА АДЕКВАТНУЮ САМООЦЕНКУ?Уровень развития речи влияет на открытость и общительность ребенка. Речевые недостатки пре...