ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
методическая разработка

Мозговая Марина Сергеевна

Каждый участник образовательного процесса

сам решает, идти в ногу с будущим

или вышагивать пятками назад»

Анатолий Гин.

Руководитель международной

лаборатории Образовательных технологий

«Образование для Новой  Эры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stupeni.doc59 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Слайд 1             «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ»

Слайд 2 «Каждый участник образовательного процесса

сам решает, идти в ногу с будущим

или вышагивать пятками назад»

Анатолий Гин.

Руководитель международной

лаборатории Образовательных технологий

«Образование для Новой  Эры»

Современные ИКТ и их роль в системе образования.

В начале XXI века человечество вошло в новую стадию своего развития - ученые и политики, предприниматели и педагоги, все чаще говорят о наступлении информационной эры. И действительно, современную жизнь уже довольно сложно представить без использования информационных технологий. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом.

Информатизация сегодня рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. Это связано не только с развитием техники и технологий, но и, прежде всего, с переменами, которые вызваны развитием информационного общества, в котором основной ценностью становится информация и умение работать с ней, разработка проектов и программ, способствующих формированию человека современного общества.

Слайд 3 Основной целью педагогических коллективов является создание условий для выявления и развития способностей каждого ребёнка, формирования личности, имеющей прочные базовые знания и способной адаптироваться к условиям современной жизни. Информатизацию образования следует рассматривать как одно из важных средств достижения поставленной цели.

Слайд 4 При этом имеется в виду решение ряда последовательных задач: техническое оснащение, создание дидактических средств, разработка новых технологий обучения и т.д., определяющих этапы процесса модернизации системы образования.

Актуальность использования информационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, практической потребностью в использовании в дошкольных образовательных учреждениях современных компьютерных программ.  Педагоги-музыканты, должны идти в ногу со временем, стать для ребёнка проводником в мир новых технологий музыкального образования.

Что такое ИКТ?

Слайд 5 Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология.

Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Детский сад - часть общества, и в нём, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался на музыкальном занятии. Помочь музыкальному руководителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных и сегодня я вам представлю некоторые приемы проведения музыкального занятия с применением ИК технологий.

Слайд 6 По сравнению с традиционными формами воспитания и обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности;

- компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

- движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;

- компьютер является отличным средством для решения задач обучения;

Слайд 7 - ИКТ вовлекают обучающихся в учебный процесс, способствуют наиболее широкому раскрытию их творческих способностей, активизации познавательной деятельности;

- компьютер позволяет существенно повысить мотивацию дошкольников к обучению;

- использование развивающих компьютерных программ;

- использование мультимедийных презентаций.

Но вместе с тем необходимо помнить, что компьютер не заменит эмоционального человеческого общения так необходимого в дошкольном возрасте. Он только дополняет педагога, а не заменяет его.

Слайд 8 Функции компьютера в педагогической деятельности

музыкального руководителя.

Источник (учебной, музыкальной) информации.

Наглядное пособие.

Средство подготовки текстов, музыкального материала, их хранение.

Средство подготовки выступлений.

Если говорить об использовании информационных технологий на музыкальных занятиях, то здесь они помогают решить ряд задач:

- Делают музыкальный материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные и кинестетические. Таким образом, музыкальный руководитель может реализовать на практике идею индивидуализации обучения детей.

- Использование компьютера существенно расширяет понятийный ряд музыкальных тем, делает доступным и понятным детям специфику звучания музыкальных инструментов и т.д.

- Становятся базой для формирования музыкального вкуса, развития творческого потенциала ребёнка и гармоничного развития личности в целом.

Слайд 9 Возможности применения ИКТ  в музыкальном воспитании дошкольников.

Музыкальный руководитель может применять различные образовательные средства ИКТ, как при подготовке к музыкальному занятию,  на занятии (при объяснении нового материала, разучивании песен, танцев, повторения, для закрепления усвоенных знаний), так и на развлечениях и праздниках. Большую помощь при подготовке и проведению музыкальных занятий оказывает педагогу пакет Microsoft, который включает в себя, кроме известного всем текстового редактора Word, ещё и электронные презентации Power Point.

Используя возможности программы Power Point можно создавать мультимедийные презентации.

Слайд 10 Мультимедиа презентации – электронные диафильмы, включающие в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности (реакцию на действия пользователя)- наиболее распространённый вид представления демонстрационных материалов.

Использование мультимедиа презентаций целесообразно как с помощью компьютера, так и с помощью мультимедийного проекционного экрана.

Слайд 11  Использование презентационных инструментальных средств позволяет привнести эффект наглядности в занятия и помогает ребенку усвоить материал быстрее, акцентировать внимание на значимых моментах излагаемой информации; создавать наглядные эффектные образы в виде схем, диаграмм, рисунков, графических композиций. В каком-то смысле презентация - это оживший буклет или каталог. Поэтому мультимедийные презентации год от года становятся все более востребованной и эффективной формой проведения занятий.

Слайд 12  В своей работе с детьми я использую презентации как средство наглядности на занятиях при изучении нового материала, для закрепления пройденного, контроля и проверки знаний (викторины, тесты), диагностики качества обучения (тесты). Например, при знакомстве детей с симфоническим оркестром я использую презентацию «Инструменты симфонического оркестра». Перед детьми очень наглядно представлен весь оркестр и группы инструментов. Звучание каждого инструмента дает возможность детям слышать полную картину мира симфонического оркестра. Используя возможности программы PowerPoint, мной были разработаны презентации, посвященные знакомству с творчеством композиторов.

Слайд 13 Музыкально-ритмические движения и танцы: использую мнемотаблицы, с помощью которых дети смогут выполнять различные перестроения или разучивать элементы танцев (показ танца). Слайд 14 видео, Слайд 15 (видео сольфеджио)

Пение: по графическому изображению можно разучивать различные попевки, упражнения для развития голосового аппарата, по картинкам-подсказкам узнавать и учить песни. Слайд 16 видео

Слайд 17 Музыкально-дидактические игры: развивать музыкально-слуховые представления, ладовое чувство и чувство ритма можно, используя презентации «Весело – грустно», «Три жанра музыки», «Определи ритм» и др.(на экране)

Игра на ДМИ: с помощью презентаций знакомлю детей с музыкальными инструментами, их звукоизвлечением. По схемам разучиваем партии в оркестре. Слайд 18 видео

На развлечениях и праздниках так же можно использовать слайды как иллюстративный, анимационный фон мероприятий, но самое главное – это то, что дети могут изучать новую тему в процессе игры. А в детском саду, игра является самым главным методом обучения.

На современном этапе развития информационных технологий, возрастают потребности в специалистах более высокого уровня профессионального мастерства. Для современного педагога должно быть обычным делом: поиск необходимой информации, работа с электронной почтой, используя информационные сети. Педагог должен использовать в повседневной и дальнейшей профессиональной деятельности локальные и глобальные компьютерные сети: уметь анализировать полученную информацию, самостоятельно находить новых друзей и коллег в разных странах мира, вести переписку, даже слышать и видеть их. Для этого я создала интернет страницы в различных социальных сетях, где размещаю материал методических разработок, сценариями праздников и развлечений. Сейчас хочу рассказать о программе muse score2.

Слайд 19 MuseScore – бесплатный нотный редактор, предназначенный, как для профессиональных композиторов, так и любителей, которые пытаются опробовать свои силы в создании новых аудиофайлов на ПК. Обладает наличием полезных инструментов для редактирования уже готовых песен. Многие профессионалы делают выбор в пользу данного ПО, потому что программа оснащается интуитивно понятным меню. Процесс работы с данной утилитой напоминает использование обыкновенной ручки и листа бумаги.

Слайд 20 Особенности работы с нотным редактором

Меню программы состоит из нескольких блоков. Каждая отдельная панель включает клавиатуру, на которой отображаются ноты, символы и прочее. Набора музыкальных инструментов вполне достаточно для создания уникальных шедевров. Утилита включает несколько полезных функций, включая импорт/экспорт MusicXML и MIDI. Вдобавок, разработчики оснастили ПО мощным синтезатором FluidSynth.

Слайд 21 Преимущества программы MuseScore

Говоря о достоинствах музыкального редактора, необходимо выделить поддержку различных форматов: от SVG до PDF. Кроме того, приложение обладает следующими плюсами:

простое управление;

большой ассортимент музыкальных символов;

интуитивно понятное меню;

чтобы скачать Musescore и установить утилиту на ПК не нужно обладать профессиональными навыками;

есть синтезатор;

предусмотрен импорт и экспорт MIDI.

(создание мелодии с помощью программы)

Слайды по тексту с 22-31

Слайд 32 Вывод

Таким образом, с помощью ИКТ усиливается информационное взаимодействие между субъектами информационно-коммуникативной предметной среды, результатом которой является формирование более эффективной модели обучения, повышается мотивация к изучению общественных дисциплин.

Применение ИКТ позволяет добиться следующих результатов:

Повышение эффективности процесса обучения.

Повышение уровня профессионального мастерства и самооценки педагогов ДОУ.

Активизация познавательной деятельности детей.

Создание единой информационной среды.

Повышение интеллектуального уровня развития ребенка посредством использования информационно-коммуникативных технологий.

Итак, использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности музыкального образования не только для самого ребёнка, но и для музыкального руководителя. Анализируя опыт использования ИКТ в детском саду можно сказать, что использование мультимедиа превращает занятия в живое действие, вызывающее у детей неподдельный интерес, увлеченность изучаемым материалом. Ребенок не только видит, воспринимает, действует, он переживает эмоции. Ведь, как известно, только то, что заинтересовало дошкольника и вызвало какой-то эмоциональный отклик, станет его собственным знанием, послужит стимулом к дальнейшим открытиям.

Литература:

Интернет-ресурсы:

1.         Петелина Н.В. «Использование информационно-коммуникационных  технологий на уроках музыки в начальной школе.

2.        Афанасьева О.В. «Использование ИКТ в образовательном процессе»

3.        Беляков Е.В. « Понятие ИКТ и их роль в образовательном процессе»

4.        Круглова Л. «Информационные технологии как часть культурно- информационной среды детей дошкольного возраста».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: "Использование информационно-коммуникативных технологий в работе музыкального руководителя"

Как организовать процесс обучения с использованием ИКТ.Использование презентаций во всех видах музыкальной деятельности....

Использование информационно-коммуникативных технологий в работе музыкального руководителя

В статье говорится о необходимости использования информационно-коммуникационных технологий при организации с детьми непосредственно-образовательной деятельности в образовательной области «Художестенно...

«Использование информационно-коммуникативных технологий в работе музыкального руководителя»

В статье говорится о необходимости использования информационно-коммуникационных технологий при организации с детьми непосредственно-образовательной деятельности в образовательной области «Музыка»....

Использование современных образовательных технологий в работе музыкального руководителя

В статье описаны современные образовательные технологии, которые использует в своей работе музыкальный воспитатель детского дома....

Презентация. Использование информационно-коммуникативных технологий в работе музыкального руководителя в детском саду.

Использование  информационно-коммуникативных  технологий  в  работе  музыкального  руководителя  в  детском саду....

Использование информационно-коммуникативных технологий в работе музыкального руководителя детского сада

Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытит...