Солнце
материал
Предварительный просмотр:
Блок занятий «Солнце»
(«Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко»)
Содержание
Обучающий компонент. Солнце — большая звезда. Планеты Солнечной системы. Земля — планета жизни. Солнце— источник света. Солнечный лучик. Радуга. Свет и тень. Смена дня и ночи. Роль света в жизни . (растений и животных (на примере комнатных растений и животных уголка природы). Солнце-кхудожнмк»
.' (почему листья зеленые). Светолюбивые и теневыносливые растения (на примере растений детского сада). Животные, обитающие в условиях отсутствия или недостатка света (ночные, подземные), их особенности. Солнце — источник тепла. Температура, термометр. Животные, растения, обитающие в условиях холода и жары, их особенности. Сезонные изменения в природе и в жизни человека. Знакомство с некоторыми особенностями природных зон: лесной, пустынной. Роль Солнца в жизни человека. Легенды и сказки о Солнце. Солнце и наше здоровье.
Воспитывающий компонент. Уход за животными уголка природы и комнатными растениями (с точки зрения их обеспеченности светом и теплом). Эмоциональное отношение к Солнцу. Красота закатов и восходов Солнца, радуги; умение определять «настроение» природы в солнечную и пасмурную погоду. Формирование бережного отношения к растениям и животным. Формирование навыков безопасного для здоровья поведения во время отдыха.
Методические рекомендации по проведению занятий Тема «Солнце и я»
Цель. Обратить внимание детей на постоянное присутствие солнца (света, тепла) в повседневной жизни человека.
Наблюдения на прогулке
В течение нескольких дней во время прогулок обращайте внимание детей на солнце. Какая погода — солнечная или пасмурная? Какое солнышко сегодня — яркое, на него нельзя смотреть, или скрыто в дымке? На что оно похоже? Какое настроение у детей в солнечную погоду и в пасмурную? Одинакового ли цвета I, деревья, здания при разном освещении? Согревает ли нас солнце? Где оно высоко на небе или низко?
■ Когда мы говорим, что солнце стоит высоко, а когда — низко? На одном ли месте находится Солнце в течение дня? В каких местах двора солнце бывает дольше всего в разное время года? Пусть дети найдут наиболее затененные и наиболее освещенные участки. Почему в этих местах обычно бывает тень? Обращайте внимание детей на то, что солнце в течение дня меняет свое положение. Такие наблюдения хорошо проводить периодически в сравнении в разные времена года.
Литература
/. Прочитайте и обсудите с детьми словацкую сказку « У солнышка в гостях».
Однажды большая туча занавесила небо. Солнце три дня не показывалось. Заскучали цыплята без солнечного света.
Куда это солнышко девалось? — говорят.— Нужно его поскорее на небо вернуть.
Где лее вы его найдете? — закудахтала наседка. - Разве вы знаете, где оно живет?
Знать-то мы не знаем, а кого встретим - того спросим,— ответили цыплята.
Собрала их наседка в дорогу. Дала мешочек и сумочку. В мешочке - зернышко, в сумочке - маковинка. Отправились цыплята. Шли-шли и видят: в огороде, за кочаном капусты, сидит улитка. Сама большая, рогатая, а на спинке - хатка стоит.
Остановились цыплята и спрашивают:
Улитка, улитка, не знаешь ли, где солнышко .живет?
Не знаю. Вон на плетне сорока сидит - может, она знает.
i IА сорока ждать не стала, пока к пей цыплята подойдут. Подлетела к ним, затараторила, затрещала:
Цыплята, куда вы идете, куда? Куда вы, цыплята, идете, куда? Отвечают цыплята:
—Да вот солнышко скрылось. Три дня его на небе не было. Идем его искать.
Ия пойду с вами! Ия пойду с вами! Ия пойду с вами!
А ты знаешь, где солнышко живет?
Я-то не знаю, а заяц, может, знает: он по соседству за межой .живет! — затрещала сорока.
Увидел заяц, что к нему гости идут, поправил шапку, вытер усы и пошире ворота распахнул.
Заяц, заяц,— запищали цыплята, затараторила сорока, - не знаешь ли, где солнышко живет? Мы его ищем.
Я-то не знаю, но вот моя соседка утка — та, наверно, знает: она около ручья в камышах живет. Повел заяц всех к ручью. А возле ручья утиный дом стоит и челнок рядом привязан.
Эй, соседка, ты дома или пет? — крикнул заяц.
—Дома, дома! — закрякала утка.— Все никак не могу просохнуть — солнца-то три дня не было.
А мы как раз солнышко идем
искать! — закричали ей в ответ цыплята, сорока и заяц,- Не знаешь ли, где оно .живет?
Я-то пе знаю, а вот за ручьем, под дуплистым буком, еж живет - он знает.
Переправились они на челноке через ручей и пошли ежа искать. А емс сидел под буком и дремал.
У- Ежик, ежик,— хором закричали цыплята, сорока, заяц и утка,- ты не знаешь, где солнышко живет? Три дня его не было па небе, уж не захворало ли?
Подумал еж и говорит:
Как не знать! Знаю, где солнышко живет. За буком — большая гора. На горе - большое облако. Над облаком -серебристый месяц, а там и до солнца рукой подать!
Взял еж палку, нахлобучил шапку и зашагал впереди всех дорогу показывать. Вот пришли они па макушку высокой горы. А там облако за вершину уцепилось и лежит-полеживает. Залезли на облако цыплята, сорока, заяц, утка и еж, уселись покрепче, и полетело облако прямехонько к месяцу в гости. А месяц увидел их и поскорее засветил свой серебряный рожок.
Месяц, месяц,- закричали ему цыплята, сорока, заяц, утка да еж,— покажи нам, где солнышко живет! Три дня его не было на небе, соскучились мы без него.
Привел их месяц прямо к воротам солпцева дома, а в доме темно, света пет: заспалось, видно, солнышко и просыпаться не хочет.
Тут сорока затрещала, цыплята запищали, утка закрякала, заяц ушами захлопал, а еж палочкой застучал:
Солнышко-ведрышко, выгляни, высвети!
Кто под окошком кричит? - спросило солнышко.— Кто мне спать мешает?
Это мы — цыплята, да сорока, да заяц, да утка, да еле. Пришли тебя будить - утро настало.
Ох, ох!..— застонало солнышко.—Да как мне па небо выглянуть? Три дня меня туча прятала, три ■' дня собой заслоняла, я теперь и заблестеть не смогу...
Услыхал про это заяц — схватил ведро и давай воду таскать. Услыхала про это утка — давай солнце водой умывать.
А сорока — полотенцем вытирать.
А еж давай колючей щетинкой начищать.
А цыплята — те стали с солнышка соринки смахивать.
Выглянуло солнце на небо — чистое, ясное да золотое. И всюду стало светло и тепло.
Вышла погреться на солнышке и курица. Вышла, закудахтала, цыплят к себе подзывает.
А цыплята тут как тут. По двору бегают, зерна ищут, па солнышке греются.
Кто не верит, пусть посмотрит — бегают по двору цыплята или нет?
Обсулсдение сказки. Попросите детей рассказать, для чего героям сказки так необходимо солнышко, почему они к нему хорошо относятся. Обратите внимание на слова «и всюду стало светло и тепло».
Прочитайте стихотворение и предложите детям объяснить, почему нельзя будить солнышко и что значит «весь день оно трудилось»?
Ю. Марцинкявичус Солнце отдыхает Раньше всех на свете солнце встало,
А как встало — принялось за дело:
Обошло всю землю . ^ И устало —
Отдыхать за лесом темным село.
Если вдруг найдешь его в лесу ты,
Там, где на траве туман и сырость,
Не буди,
У солнца сон — минуты,
Не шуми,
Весь день оно трудилось.
Прочитайте и обсудите с детьми стихотворение К. Чуковского «Краденое солн1{е».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« СОЛНЦЕ, СОЛНЦЕ, ЗАГЛЯНИ В ОКОНЦЕ »
Сформировать представление о солнце, как о раскаленном небесном телешарообразной формы, которое является источником тепла и света для всегоживого на Земле...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности во второй младшей группе Образовательная область «Коммуникация» Тема: «Солнышко-колоколнышко, солнце ясное, солнце красное!»
Конспект комплексного занятия (Развитие речи и физическая культура) во второй младшей группе...
Лето, солнце, игра! Рисунок "На солнце играя, соблюдаем правила"
А наши "солнечные зайчики" очень любят играть на улице как можно дольше, когда щечки щекочут яркие лучики солнышка. ... Проще говоря - мы должны соблюдать правила...
Сценарий праздника "Мама нас ласкает, солнце согревает. Солнце, как и мама, лишь одно бывает".
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11084466","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]] Ведущий:...
Солнце, солнце, загляни в оконце
материал предназначен для педагогов подготовительных к школе групп...
Сценарий развлечения, посвящённого Международному дню солнца для детей младшей группы «Порадуемся Солнцу»
Познакомить детей с праздником солнца; создать радостную, праздничную, доброжелательную атмосферу....
Тематический день" Солнце доброе,солнце злое"
Сегодня у нас в садике прошёл тематический день - "Солнце доброе, солнце злое". С воспитанниками были проведены беседы , слушали чтение произведений, рисовали. В ходе беседы, у детей закрепи...