методическая разработка "Театрализованная деятельность в детском саду."
статья

Голубец Галина Валерьевна

Театрализованная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Театрализованная деятельность17.28 КБ

Предварительный просмотр:

Одной из главных задач воспитания подрастающего поколения является развитие творческих качеств личности. По данным многих исследователей эти качества успешно формируются в различных видах художественной деятельности

Одним из видов художественной деятельности, способствующей развитию творческой индивидуальности ребёнка, является театрализованная деятельность. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования интеллектуального и художественно-эстетического воспитания, развития индивидуальных творческих способностей ребёнка.

Особым успехом у детей раннего возраста пользуются игры в «театр», драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы и театрализованные представления. Театр для ребёнка – это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления. Ведь театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе, находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой. Малыши очень любят театрализованные представления. Волшебство, превращения, сказка очаровывают их.

Это особенно верно, если речь идет о детях раннего возраста. В самом деле, театрализованная игра хорошо развивает память, фантазию, художественно-образное восприятие, воображение, активизирует мышление, речь. Ребёнок учится воспринимать действия героев, окружающий мир и адекватно реагировать на события, которые развертываются по ходу сюжета музыкального или литературного произведения, поэтому приобщение ребёнка к миру игры и театра начинается с раннего возраста. Музыкальный компонент театральных занятий расширяет развивающие и воспитательные возможности театра, усиливает эффект эмоционального воздействия как на настроение, так и на мироощущение ребёнка, поскольку к театральному языку мимики и жестов добавляется закодированный музыкальный язык мыслей и чувств. Театрализованная деятельность включает в себя следующие моменты музыкального развития:

инсценировка песен;

 театральные этюды;

 фольклорные праздники;

 сказки,

театрализованные представления.

С самого раннего возраста ребёнок нуждается в обогащении яркими художественными впечатлениями. Это способствует проявлению творчества в различных видах деятельности. Для того, что бы музыкально-театрализованная деятельность положительно влияла на развитие способностей, она должна удовлетворять следующим условиям:

 деятельность должна вызывать положительные эмоции, удовольствие;

 деятельность ребёнка должна быть по возможности творческой;

 деятельность должна быть организована так, чтобы ребёнок мог реализовать все имеющиеся возможности.

 Грамотно организованная театрализованная деятельность будет способствовать интеграции развития всех сфер духовной жизни ребёнка:

эмоциональной;

 волевой;

 познавательной.

А новизна и проблема данного аспекта состоит в том, что глубокое погружение в театрализованную деятельность составляет особую трудность с детьми раннего возраста. Но когда видишь плоды труда и особую эмоциональную отзывчивость малышей, то понимаешь значимость этой деятельности. Таким образом, театрализованная деятельность - естественный и продуктивный способ развития творческих способностей.

Для осуществления работы по театрализованной деятельности с детьми раннего возраста я создала проект театральной деятельности

Задачи проекта. Для детей:

 развитие творческой активности детей и поэтапного освоения детьми элементов театрализованной деятельности;

умение последовательно выполнять игровые действия;

способствовать формированию коммуникативных качеств у детей.

Работа с детьми ведётся через разные виды занятий - фронтальные, подгрупповые, индивидуальные, через самостоятельную деятельность детей, игры - драматизации, совместные детско - взрослые спектакли. Реализуя проект по театрализованной деятельности в работе с детьми, я использую методические приёмы, которые бы наиболее полно смогли действовать на чувства детей раннего возраста. Первый приём театрализации – импровизация. С какой радостью мы наблюдаем, что наши воспитанники самостоятельно включаются в игровые ситуации и в результате получается настоящий маленький спектакль. Например, разыгрывая сказку «Теремок», Лисичка повернула сюжет сказки так, что у неё сегодня день рождения и другие дети тут же включились в эту игру – Лягушка стала стряпать пироги, Мышка наводить порядок в доме, а Зайка даже принёс подарок – букет цветов. Мы стараемся сделать жизнь малышей интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями. И как верно сказал Л.С.Выготский: «Основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении». Ещё один приём - обогащение жизни детей в детском саду яркими художественными впечатлениями, знаниями, действующими на эмоции детей. Это способствует проявлению творчества в различных видах театрализованной деятельности.

Следующим эффективным приёмом вхождения детей в театрализованную деятельность я считаю театральные этюды. При этом решается следующая задача - создание психологического комфорта и обеспечение эмоционального благополучия посредством театральной игры. Очень важно, чтобы ребёнок почувствовал себя зайчиком, белочкой, цыплёнком. Элементы театрализованной деятельности я предлагаю использовать воспитателям в разных видах деятельности педагогического процесса:

в адаптационный период куклы отвлекают детей, помогают им расслабиться, снять напряжение, вызывают у детей положительные эмоции;

 в режимных моментах;

в сюрпризных моментах во время различных занятий;

 для организации сюжетно-ролевых, подвижных игр.

Следующим приёмом воздействия на эмоциональную сферу детей через театрализованную деятельность являются праздники и развлечения, во время которых разыгрываем для детей небольшие кукольные спектакли, инсценировки, игры с элементами театрализации, стараемся вызвать у детей желание включиться в спектакль. Для детей раннего возраста праздники и развлечения представляют собой наиболее яркие события в их жизни. Они доставляют радость и эстетические переживания. Именно через театрализованную деятельность наши дети проживают праздники.

Подводя итоги работы с детьми по проекту я отмечаю качественные изменения музыкальных и творческих способностей детей.

Для того, что бы  театрализованная деятельность положительно влияла на развитие творческих способностей, она должна удовлетворять некоторым условиям. Одним из таких условий является создание предметно-развивающей среды. Поэтому и в музыкальном зале, и в группах моё внимание было направлено на её обогащение. Для этой цели в детском саду прошёл конкурс музыкальных уголков, в котором приняли участие все работники детского сада и наши верные помощники – родители. Благодаря совместным усилиям в каждой группе появились:

новые виды традиционных и нетрадиционных театров: теневой, магнитный, фланелеграф, пальчиковый, настольный, би-ба-бо, театр «живая рука», театр «варежка», резиновых игрушек, коробочек, конусный и др.;

музыкальные и шумовые инструменты;

игры-забавы;

 дидактические игры;

 атрибуты и элементы костюмов для игр-драматизаций

Для достижения эффективной работы по развитию коммуникативных навыков у детей через театрализованную игру необходимо, чтобы родители стали единомышленниками и друзьями. В установлении взаимодействия с родителями и проявления их заинтересованности использую разнообразные формы работы: 1. индивидуальные консультации; 2. анкетирование3. выступления на родительских собраниях; 4. папки – передвижки «Музыкальный руководитель советует...»; 5. музыкальная страничка на сайте детского сада; 6. мастер-классы по изготовлению настольных театров, кукол; 7. участие родителей в подготовке и проведении праздников и развлечений; 8. семинары-практикумы:  «Домашний театр»; «Фольклор для малышей»; «Играем вместе с мамами и папами». 9. привлечение родителей к созданию развивающей среды; 10. стендовые консультации; 11. фото- и видео- материалы. Данный опыт работы по теме «Развитие творческих

у детей раннего возраста музыкально-театрализованная деятельность вызывает положительные эмоции, огромный интерес, ребёнку предоставляется возможность реализовать все имеющиеся возможности;  у детей формируются элементы наглядно-образного мышления, развивается речевая деятельность, повышается словарный запас; у детей повышается эмоциональная отзывчивость на предложение взрослого о совместном творчестве; музыкально-театрализованная деятельность – не изолированная от других видов деятельность: она тесно связана и положительно влияет на развитие творческих способностей и укрепление психо-эмоционального благополучия за счет влияния всех средств эстетического воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации театрально-игровой деятельности в детском саду

Консультация предназначена  для начинающих старших воспитателей на тему:«Методические рекомендации по организации театрально-игровой деятельности в детском саду»...

Методические рекомендации по организации трудовой деятельности в детском саду

О роли труда в формировании личностных качеств дошкольника. О содержании трудового воспитания. О применяемых в семье видах труда, об организации трудовой деятельности....

Методические рекомендации по реализации концепции здоровьесберегающей деятельности в детском саду.

В работе представлены методические рекомендации по здоровьесберегающей деятельности в детском саду.  Кроме методических рекомендаций , автор показывает необходимость соблюдения норм САНПИНа в дет...

Роль педагога в организации театрализованной деятельности в детском саду. Методические рекомендации к организации театральных занятий/

Театрализованная деятельность в детском саду способствует развитию воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового,танцевального, сценическ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ

Материал подготовлен для воспитателей и педагогов, в период перехода на ФГОС....

методическая разработка на тему: Проектная деятельность в детском саду.

проекты как важная составляющая работы воспитателя с семьями воспитанников....

Организация театрализованной деятельности в детском саду. Методические рекомендации к организации театральных занятий

       Театрализованная деятельность в детском саду способствует развитию воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально...