Статья " Организация прогулки в детском саду"
статья
Ребенок воспитывается разными случайностями,его окружающими. Педагогика долна дать направление этим случайностям. В.Ф.Одоевский.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progulki.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья для педагогов ДОУ на тему:
«Организация прогулки в детском саду»
Алиева Тамила Юсуфовна
Воспитатель ГБДОУ №38 г. Санкт-Петербурга.
Организация прогулки в детском саду
Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям.
В. Ф. Одоевский
Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего и гармоничного развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки.
К. Д.Ушинский отводил особое место и значение природе в интеллектуальном развитии ребенка. Е.Н.Водовозова предлагала рассматривать природу как основу для умственного развития ребенка, отводя ей особое место в сенсорном воспитании.
Опыт работы дошкольных учреждений показывает, что прогулки дают возможность, как для физического, так и для умственного, нравственного, и эстетического развития дошкольников.
В течение года прогулки проводятся ежедневно. В летнее время дети проводят на свежем воздухе практически все время с момента прихода в дошкольное учреждение, заходя в помещение лишь для приема пищи и сна. В зимнее время прогулка проводится два раза в день. Общая продолжительность прогулки до 4 часов. Только температура воздуха ниже -15Сº или ветреная погода могут служить поводом для сокращения прогулки или ее отмены. В силу возрастных особенностей дошкольники не могут самостоятельно использовать все время прогулки с максимальной пользой для своего развития. Поэтому воспитатели должны педагогически правильно руководить деятельностью детей на прогулке, а также создать им условия для разнообразной деятельности.
Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. Воспитанники нашего детского сада много играют, двигаются на прогулке. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.
Для реализации оздоровительных задач на территории нашего детского сада созданы участки для организации разнообразной деятельности детей. Они озеленены, спланированы и оборудованы в соответствии с педагогическими и гигиеническими требованиями. Каждая возрастная группа располагает отдельным участком. Помимо игровых площадок на участках имеются закрытые веранды для защиты от дождя и солнца, что дает возможность проводить время на улице в любую погоду.
В зимнее время на участках воспитатели совместно с детьми строят горки, ледяные дорожки и снежные сооружения.
В работе по оздоровлению детей на прогулке огромную роль играет воспитатель. Педагог организует игры, преимущественно подвижные. Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) организовываются малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.
Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми: для одних организует игру с мячом, метание в цель, для других — упражнение в равновесии, для третьих — перешагивание через гимнастические палки, сбегание с пригорков.
Во время прогулки воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не озяб или не перегрелся. Тех детей, кто много бегает, он привлекает к участию в более спокойных играх.
Большое место отводится наблюдениям. Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем, о труде взрослых, о транспорте и т. д.
Наблюдения вызывают у детей интерес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ. Всё это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение дошкольников.
На целевых прогулках дети получают много непосредственных впечатлений об окружающем, расширяется их кругозор, углубляются знания и представления, развивается наблюдательность и любознательность. Движения на воздухе оказывают положительное влияние на физическое развитие. Длительная ходьба во время прогулки требует от детей определенной выдержки, организованности и выносливости.
При планировании прогулки основная задача педагога состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности: игры, труда, наблюдений, экспериментальной деятельности.
Во время прогулки важно тщательно продумывать методы и приёмы регулирования двигательной активности дошкольников:
- рациональное использование физкультурного оборудования;
- включение разных способов организации детей (фронтальный, поточный, групповой, посменный, индивидуальный);
- лаконичное объяснение заданий и чёткий показ упражнения;
- активизация мыслительной деятельности ребёнка (использование пространственной терминологии, самостоятельный выбор способа выполнения действий, наводящие вопросы, создание поисковых ситуаций);
- создание специальных ситуаций для проявления таких качеств ребёнка, как решительность, смелость, находчивость;
- вариативность подвижных игр, приёмов их усложнения.
Во время прогулки мы уделяем внимание и трудовой деятельности детей. Содержание и формы ее организации зависят от погоды и времени года. Так, осенью дети собирают семена цветов, зимой могут сгребать снег, делать из него разные сооружения.
Все эти компоненты позволяют сделать прогулку более насыщенной и интересной. К тому же они выступают не как отдельные педагогические мероприятия, а как логически обоснованные части того основного, что запланировано взрослым в конкретной прогулке. Главное — каждый из компонентов прогулки вносит свое, неповторимое в здоровьесбережение, развитие и воспитание дошкольников. Таким образом, правильно организованная и продуманная прогулка помогает осуществлять задачи всестороннего развития детей, укрепления здоровья и умственного развития.
Современные программы дошкольного образования обязательно основываются на комплексно-тематическом принципе построения и предусматривают решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов. В связи с этим, режимный момент - прогулка обязательно должен быть использован с максимальной пользой для всестороннего развития и воспитания детей через правильно организованную и продуманную деятельность детей и включать решение программных образовательных задач.
Прогулка в старшей группе детского сада может использоваться как способ организации образовательной деятельности в ДОУ при планировании содержания ее частей (наблюдение, трудовая деятельность, игровая деятельность (подвижные игры), индивидуальная работа, самостоятельная деятельность детей), приемов и методов руководства разнообразной детской деятельностью, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей, направленным на решение задач программы, реализуемой в ДОУ и включающей в себя решение задач образовательных областей «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие», «физическое развитие» подтвердилась в ходе исследования.
Во-первых: в процессе воспитательно-образовательной работы на прогулке заложены большие потенциальные возможности для всестороннего и гармоничного развития личности старшего дошкольника.
Во-вторых, прогулка должна соответствовать календарному плану воспитателя; запланированные виды деятельности и формы работы с детьми соответствуют возрасту детей и направлены на решение запланированных задач.
В-третьих, в условиях прогулки возможно решение задач всех пяти образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие», «физическое развитие» в различных видах детской деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод, что организация прогулки в старшей группе детского сада требует от педагога знания образовательных программных задач, особенностей психического и физического развития детей в каждой возрастной группе, наличие способности быстро реагировать на изменяющиеся условия воспитательно-образовательного процесса, умения применять индивидуальный подход к детям. Образовательная работа на прогулке должна быть направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Методика организации прогулки в детском саду"
Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского органи...
Консультация "Организация прогулки в детском саду"
Консультация будет актуальна для родителей и педагогов дошкольного образования...
Презентация "Методика организации прогулки в детском саду"
Презентация для педагогов детского сада, раскрывающая методику организации прогулки....
консультация для воспитателей " Организация прогулки в детском саду"
учить правильно организовывать прогулку. Дать знания о методике проведения прогулки, разновидности прогулки и ее структуре....
Проведение и организация прогулки в детском саду
Проведение и организация прогулки в детском саду...
мастер класс "Организация прогулки в детском саду"
мастер класс "Организация прогулки в детском саду"...
Выступление на педагогическом совете "Организация прогулки в детском саду"
Выступление на совете педагогов...