Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста
методическая разработка
Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_nravstvennyh_kachestv_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 13.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста
Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали.
Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга.
В старшем дошкольном возрасте формирование нравственных качеств личности и привычек культурного поведения активно продолжается. Содержание педагогического процесса на этом этапе составляет воспитание уважения к родным и близким, привязанности уважения к воспитателям, осознанного стремления порадовать старших хорошими поступками, желание быть полезным окружающим. У детей старшей группы необходимо активно и последовательно формировать дружеские взаимоотношения, привычку играть и заниматься сообща, умение подчиняться требованиям, в своих поступках следовать примеру хороших людей, положительным, героическим персонажем известных художественных произведений.
В нравственном воспитании старшего дошкольника продолжает занимать большое место воспитание культуры общения. Формирования уважения к окружающим, доброжелательности, волевых качеств, сдержанности происходит в коллективе сверстников. Коллектив играет в жизни детей все большую роль, взаимоотношения детей усложняются.
В поведении старшего дошкольника ярче выступает связь нравственных качеств и свойств личности с интеллектом, познавательным и интересным, отношением к окружающему миру, к деятельности, к взрослым и сверстникам, к себе. Ребенок в процессе общения уже может быть сдержанным, умеет действовать в интересах партнера или группы сверстников, проявляя при этом волевые достаточные усилия. Но, конечно же, это только начало умения, которое надо развивать и закреплять.
Главным в целенаправленной воспитательной деятельности педагога на ступени старшего дошкольного возраста, продолжает оставаться организация жизни и деятельности ребенка, соответствующая опыту содержательного общения, формированию доброжелательного отношения к сверстникам и окружающим .
Эффективным методом уточнения систематизации нравственных представлений старших дошкольников является этическая беседа. Такие беседы должны органически быть включены в систему многообразных методов воспитания.
Этическая беседа, как метод нравственного воспитания отличается существенным своеобразием. Содержание этических бесед составляют в основном подлинно жизненные ситуации, поведение окружающих людей и, прежде всего самих воспитанников. Воспитатель дает характеристику тем фактам и поступкам, которые ребенок наблюдал или совершал в общении со сверстниками и взрослыми.
Подобные характеристики формируют у детей объективность в оценке событий, помогают ребенку ориентироваться в той или иной ситуации и поступать в соответствии с правилами нравственного поведения.
Поведение воспитанников старших групп убедительно свидетельствует о том, что в этом возрасте (5-6 лет) постепенно происходит переход от восприятия содержания отдельных поступков к обогащенным понятиям о хорошем поведении. Посредством этических бесед воспитатель связывает между собой в сознании детей разрозненные представления в единое целое – основу будущей системы нравственных оценок. Именно усвоение этических понятий в определенной системе помогает старшему дошкольнику разобраться в сущности понятий добра, честности, смелости, общего блага, справедливости формирует первоначальное понятие о человеческом достоинстве .
Разработка методов воспитания нравственных качеств личности и привычек нравственного поведения является в настоящее время одной из главных задач, которая ставится обществом и родителями перед педагогами. Актуальность заключается в определении основных путей, методов и средств нравственного развития у детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль развлечений в формировании нравственных качеств у детей дошкольного возраста.
Часто мы не дооцениваем значение развлечений в воспитании детей. Они имеют очень важное воспитательное значение для формирования нравственных качеств у дошкольников. Эффективность воздейств...
"Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста"
Материал представлен в виде тематических бесед для старших дошкольников на этические, нравственные темы такие как: дружелюбие, справедливость, великодушие, милосердие, сострадание и др. А также для де...
Консультация для родителей: «Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста в процессе игры в семье».
Консультация для родителей: «Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста в процессе игры в семье»....
"Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста при ознакомлении с историей и достопримечательностями родного города"
Где бы ни жил человек, родной город остается для него городом детства. А город детства – это не только географическое и историко-культурное понятие, это – глубоко личная ...
Самообразование "Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок"
Актуальность данного исследования видится в том, что современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть форми...
Особенности формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста под влиянием устного народного творчества
Своеобразие нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Устное народное творчество как средство нравственного воспитания....
Статья «Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста.»
Основа нравственности человека закладывается в самом раннем возрасте и здесь очень важно не упустить момент её формирования. Поэтому необходимо, чтобы взрослые обращали внимание на поведение ребёнка в...