"Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста"
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа) на тему

Касторская Ольга Васильевна

Материал представлен в виде тематических бесед для старших дошкольников на этические, нравственные темы такие как: дружелюбие, справедливость, великодушие, милосердие, сострадание и др. А также для детей предлагаются различные ситуации для обсуждения на представленные темы. Таким образом, детм предлагается возможность не только теоретических бесед, но и практикума изучения нравственных поступков. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formir-e_nravst._kach-v_u_dosh-v.docx22.81 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста

Подготовила: воспитатель

1 квалификационной

категории

Касторская Ольга Васильевна

2016 г.

ТЕМАТИЧЕСКИЕ  БЕСЕДЫ

ТЕМА:  Доброжелательность и дружелюбие.

ЦЕЛЬ: развитие уважения, доброжелательного отношения к людям. Развитие умения замечать положительные стороны другого человека.

*Доброжелательность настоящая и избирательная.

   Доброжелательность – редкое качество в человеке. Каждому человеку, даже плохому, очень легко желать добра своим знакомым, друзьям и просто приятным людям («И если любите любящих вас, какая вам за это благодарность?»). Но быть доброжелательным к чужим людям, неприятным, плохим очень трудно. Желать добра только тем, кто нравится, или тому, кто вас любит, - это только половина доброжелательности («любите врагов ваших»). Вы не хотите наполовину радоваться, наполовину дружить и любить, наполовину быть смелым. Настоящая доброжелательность не должна быть наполовину.

*Злость побеждается дружелюбием и доброжелательностью

Даже, чтобы успокоить лающую и кидающуюся на вас собаку не нужно палок и камней, а нужно дружелюбно позвать ее…

Ситуация: Дедушкин совет

   Егорка был неплохим мальчиком, но как только он встречался с Валерой, он сразу же раздражался. Из всех знакомых Валерка был самым неприятным, всюду хотел быть первым, но, самое главное, он любил насмехаться и дразнилки обидные придумывал. Однажды Егорка подрался с Валерой и пришел домой весь грязный. Дома его встретил дедушка, и Егорка рассказал ему обо всем, даже о том, как уже целый год, встречаясь с Валерой и вспоминая о нем, он сильно сердится и злится.  

   Обсуждение ситуации

ТЕМА: Вежливость.

ЦЕЛЬ: Подвести детей к осознанию тех качеств, которые ценятся в отношениях с людьми.

*Вежливость искренняя и формальная

   Притворные, хитрые и поддельные, вежливые слова мало действуют на людей. Чтобы вежливые слова по-доброму действовали на других людей, они должны быть настоящие, честные, идущие от всего сердца.

 

Ситуация: Как вежливый поступок жизнь спас

   В реке плавали две рыбки, одна большая, а другая поменьше. Они вместе долго искали себе еду, и вдруг, откуда ни возьмись, прямо перед ними появился аппетитный червяк.

  • Это мой, этой мой червяк, я его первая заметила, - закричала маленькая рыбка, и стала хвостиком грубо отпихивать от червяка большую рыбу.
  • Пожалуйста, мне не жалко, ешь его на здоровье, - сказала большая рыба и уступила червяка.
  • Правильно, - сказала рыбка, - маленьким надо уступать. А сама подумала: - До чего же глупа эта рыба, сколько силы у нее, а она еду вкусную уступает. Если бы я была такая же большая и сильная, как она, никому бы не отдала вкусного червяка, даже если понадобилось, отняла бы его силой.

Довольная рыбка попробовала червяка на вкус, а потом взяла, да и проглотила его целиком. Вдруг неожиданно в одно мгновение рыбки не стало, а сверху над водой раздался чей-то сердитый голос:

  • Опять мелочь на крючок попалась, и почему же сегодня большая рыба не ловится?

Только теперь догадалась рыбка, что ее вежливый поступок спас ей жизнь. Не уступи она червяка, маленькой рыбке, пришлось бы ей сегодня в уже вариться…

Обсуждение ситуации

Вопросы по теме:

  • Что спасло большую рыбу? (вежливый поступок)
  • Вы в жизни вежливо уступаете маленьким и слабым или можете обидеть их, пользуясь своей силой?

ТЕМА: Милосердие и сострадание.

ЦЕЛЬ: Воспитывать у детей эмоциональный отклик на милосердие и сострадание к людям.

   *Сострадательным человеком называют того, кто в трудную минуту умеет пожалеть и посочувствовать другому. Когда кто-то несчастен и кому-то плохо и трудно, сострадательный человек тоже страдает и переживает вместе с ним, старается его утешить и успокоить.

  *Милосердный человек не только жалеет и успокаивает другого, но и готов прийти ему на помощь. Милосердный человек может многое простить другому. Он старается как-то помочь, что-то сделать для того, кто оказался в беде.

Ситуация: Два облачка

   Летели по небу два облачка, белое и серое. Увидели они между большими камнями маленькое сохнущее деревце и, подлетев к нему, стали его жалеть.

  • Ах, какое оно бедненькое, наверное, из-за этих камней ему не хватает воды, - сказало белое облачко, - а эти большие тучи летают так высоко, что ничего не видят и никогда не знают, где их дождь нужен.
  • Мне его тоже жаль, - сказало серое облачко и тут же предложило белому: - А давай с тобой вместе соединимся и превратимся в маленькую тучку. Тогда у нас вдвоем как раз воды хватит на то, чтобы деревце напоить. Мы с тобой будем лить аккуратно, чтобы вода не на камни, а прямо на деревце попадала.
  • Вот еще, - недовольно ответило белое облачко. – Я полетать хочу, а ты мне, белому и чистому, предлагаешь в темную тучку превратиться и дождем в грязную землю вылиться.
  • Но ведь тебе же жаль деревце, вот и давай с тобой поможем ему.
  • Нет, жалеть деревце и сочувствовать его несчастью и беде я могу, а вот помогает пусть кто-нибудь другой. А я лучше дальше полечу, - сказало белое облачко и улетело.

Оставшись одно, серое облачко решило поскорее найти где-нибудь воду. Нужно было поскорее собрать в себя воду, вырасти, и превратившись в тучку,  полить деревце. Но кругом воды нигде не было, много дней стояла жаркая погода, и все лужи давно пересохли. Долго летало серое облачко и лишь случайно нашло одну большую лужу. Совсем не побоялось оно испачкаться и, впитав из лужи воды, стало темною тучкою. Вернулась тучка к деревцу и напоила его. Скоро деревце выросло, раздвинуло в стороны камни и стало угощать прохожих людей спелыми грушами. Едят люди и не догадываются, что сладкую и сочную еду, они получили благодаря милосердному поступку серого облачка.

Обсуждение ситуации

Вопросы по теме:

  • Что вам больше понравилось: сострадание и жалость белого облачка, или милосердный поступок серого облачка?
  • Что труднее: сострадать и жалеть или помогать и поступать милосердно?
  • Сострадание – хорошее или плохое качество? (очень хорошее, но его часто бывает мало для того, чтобы помочь)

 

ТЕМА: О справедливости и несправедливости.

ЦЕЛЬ: Объяснить понятие «чувство справедливости», способствовать развитию у детей внимания к окружающим людям .

   *Справедливость – это честное и правильное отношение (действие, решение), которое подсказывает сердце (чувство справедливости идет от сердца).

   *Справедливый  человек умеет поступать так, как велит ему сердце (в согласии с истиной и правдой), даже тогда, когда это ему невыгодно (не в его интересах). Справедливый человек, принимая справедливое решение, думает не о себе (о своей пользе и интересах), а лишь о том, чтобы было честно и правильно. Он поступает по совести, как подсказывает ему сердце.  

  *Несправедливый человек часто не умеет поступать (думать, относиться, принимать решение) честно и правильно. Когда ему чего-то хочется (также обида, привязанность, защита своего), он быстро забывает о честности и справедливости, начинает хитрить и делает то, что хочется ему самому (учитывает и руководствуется своими личными интересами и мнениями).

Ситуация: Сердце подскажет

   Дала бабушка Саше и Жене шоколадку одну на двоих. Разломал Саша, да только вот получилось не поровну: одна часть больше другой. Ту, что поменьше, он предложил своему братику, а ту, что побольше, уже собирался в рот поскорее запихнуть. Заметила это мама и строго сказала Саше, что он очень некрасиво поступает.

  • Я же поделился и дал Жене его половину.
  • Ты поделился, но поделился нечестно, несправедливо.
  • Я же не виноват, что шоколадка поровну не сломалась.
  • Ты о себе думал, о своем удовольствии, вот и поступил несправедливо.
  • А как же тогда справедливо поступить, если кусочки шоколадки неровны?
  • А ты сам подумать и спроси у сердца своего, как правильно поступить, - ответила бабушка, - оно всегда подскажет честное и справедливое решение…

Обсуждение ситуации

Вопросы по теме:

  • Как поступить в данной ситуации справедливо? Что подсказывает вам ваше сердце? (взять обе части в руки, спрятать за спиной и предложить выбрать другому или отломать от больше части еще маленький кусочек и отдать его).
  • Почему Саша поступил несправедливо? (думал о себе и хотел получить большее удовольствие).
  • Если бы вместо шоколадки надо было делить невкусную котлету, какую бы часть Саша отдал бы Жене?

ТЕМА: Относись к другому так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.

ЦЕЛЬ: Развивать у детей умение замечать положительные стороны другого человека, проявлять чуткость по отношению к своим друзьям.

   Главное условие и правило хороших отношений между людьми звучит так: поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой (делайте другому только то, что хотели бы получить сами).

   Каждому человеку нравится, когда другие его любят, прощают, помогают и относятся хорошо и по-доброму. Точно так же и вы должны относиться к другим людям. Но сам человек часто забывает любить, помогать, прощать других и поступает плохо с другими людьми. Прежде чем вы захотите что-то сделать другому, вы должны подумать, понравилось бы или нет это вам самим. Все, что вам самим понравилось бы, вы можете делать другому, но ни в коем случае не должны делать другому то, что вам самим было бы неприятно получить. Всегда пользуясь этим правилом, вы не станете хуже и меньше будете совершать ошибок, а ваша душа и ее энергия не будет загрязнена и останется чистой.

   Если вы любите получить только хорошее, то значит, и отдавать должны только хорошее.

Ситуация: Сладость для сердца

   В школе подруга угостила Инну конфетами. Инна положила их в карман, а к концу занятий конфет-то уже не осталось, одни хрустящие обертки. Пришла забирать Инну со школы мама. Обняла она свою дочку и вдруг хруст какой-то услышала.

  • Что это у тебя хрустит, доченька?
  • Да это бумажки от конфет забыла выбросить, меня сегодня Таня угостила.
  • А для меня хоть одна конфетка осталась? – поинтересовалась мама.
  • Ой, я опять забыла тебе оставить, - ответила Инна.

На следующий день пришла мама из магазина, а Инна уже в коридоре ее радостно встречает и в пакет как всегда заглядывает, чтобы поскорее посмотреть, что мама сладкого для нее купила.

   Заглянула с нетерпением Инна в пакет, а там хлеб, молоко и одни обертки от конфет и печенья.

  • А где же печенье и конфеты? – удивилась Инна.

Обсуждение ситуации

ТЕМА: Лед бессердечия и бездушия.

ЦЕЛЬ: Вызвать у детей эмоциональный отклик о прочитанном произведении. Формировать доброе отношение к окружающему миру.

   *Бессердечие (бездушие) – это отсутствие многих добрых, красивых чувств в сердце человека.

   Бездушный и бессердечный человек, поступая плохо, не жалеет о сделанном, видя чужое горе или беду, он отворачивается и проходит мимо. Про такого говорят, что у него черствое сердце (как высохший хлеб), в котором нет любви, жалости, заботы, желания помочь. У бессердечного человека сердце, словно кусок льда, оно молчит и не откликается на чужую беду, и человек не слышит совести – крика души.

Ситуация: Черное сердце

   Неожиданно ветер пригнал большие тучи и началась гроза. Промокший рыжий котенок долго искал, где укрыться от непогоды и, наконец, увидел совсем сухое место под машиной. Здесь холодные капли дождя не могли его достать. Вымокший, он, дрожа, свернулся комочком, а чтобы ветер не дул со всех сторон, прижался к заднему колесу машины. Котенок был еще совсем крошечный и несмышленый, потому что, когда в машину сел человек, какая страшная опасность ему угрожает, и продолжал прижиматься к колесу.

   В это самое время мимо машины шел в школу какой-то мальчишка, грызя по дороге печенье. Вместо того, чтобы спешить на урок, он вдруг остановился. Целую минуту он стоял под дождем, все чего-то ждал и не сводил глаз с машины.

  • Интересно, куда машина поедет, назад или вперед, - думал он, - задавит или нет. Вскоре машина тронулась с места и поехала, а котенок остался лежать на месте… - Повезло тебе, рыжий, живи и радуйся, что не задавили, - сказал мальчишка котенку и, засунув оставшееся печенье в рот, пошел своей дорогой.

Обсуждение ситуации

Вопросы по теме:

  • Почему рассказ называется «Черное сердце»?
  • Как бы вы поступили на месте мальчишки?
  • Можно ли сказать, что у мальчишки не было внутри любящего и жалеющего человеческого сердца?
  • Как вы думаете, если бы котенка раздавила бы машина, стал бы мальчишка его жалеть, почувствовать бы он угрызения совести?

ТЕМА: Благородство и великодушие – широта и величие души.

ЦЕЛЬ: Способствовать осознанию у детей какие человеческие качества важны в жизни. Развивать чувство уважения, доброжелательного отношения к людям.

   *Благородство – умение в любых ситуациях вести себя красиво, честно, самоотверженно (не думая о себе).

   *Великодушный – имеющий большую и развитую душу (обладающий величием души), в которой собрано много красивых качеств и чувств.

   Благородный и великодушный человек даже в трудных условиях поступает красиво и честно, как велит ему сердце (остается человеком до конца). Он умеет прощать и даже с нехорошими людьми ведет себя красиво и честно.

Ситуация: Испугался, или нет?

   Только Олег успел раскататься на качелях, как вдруг к качелям подбежал  маленький Толик и стал их останавливать, чтобы покататься самому.

  • Отойди, - сказал ему Олег, - я сам только что стал кататься. Вот рядом тоже качели есть, иди и катайся на них. Но Толик начал просто вредничать. Он продолжал упрямо цеплять качели рукой и даже подобрал с земли палку, чтобы задевать ею Олега.
  • Я сейчас слезу, и ты у меня получишь, понял? – сказал Олег.

Но Толик как будто оглох. Улыбается, одной рукой палку в качели сует, а другой приноровился камушки в Олега кидать. Не вытерпел Олег, взял да и спрыгнул с качелей. Испугался Толик, отскочил от качелей, а Олег, ничего не говоря, пошел к другим качелям.

  • А, испугался, испугался, - крикнул вслед задиристый Толик. Ему очень понравилось, что он смог прогнать Олега, который на целых два года был старше его.

Обсуждение ситуации

Вопросы по теме:

  • Испугался ли Олег маленького Толика? (он просто не хотел с ним связываться)
  • Олег поступил благородно, простив Толика?
  • Можно ли сказать, что Олег повел себя благородно и великодушно, решив не трогать и наказывать более слабого?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль развлечений в формировании нравственных качеств у детей дошкольного возраста.

Часто мы не дооцениваем значение развлечений в воспитании детей. Они имеют очень важное воспитательное значение для формирования нравственных качеств у дошкольников.  Эффективность воздейств...

Консультация для родителей: «Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста в процессе игры в семье».

Консультация для родителей: «Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста в процессе игры в семье»....

"Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста при ознакомлении с историей и достопримечательностями родного города"

Где бы ни жил человек, родной город остается для него городом детства.  А город  детства – это не только географическое  и историко-культурное понятие, это – глубоко личная ...

Самообразование "Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок"

Актуальность данного исследования видится в том, что современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть форми...

Особенности формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста под влиянием устного народного творчества

Своеобразие нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Устное народное творчество как средство нравственного воспитания....

Статья «Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста.»

Основа нравственности человека закладывается в самом раннем возрасте и здесь очень важно не упустить момент её формирования. Поэтому необходимо, чтобы взрослые обращали внимание на поведение ребёнка в...

Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста

данная статья о нравственном воспитании детей в современном мире....