"Правовое воспитание дошкольников"
рабочая программа (младшая группа)

Ильина Ольга Дмитриевна

Рабочая программа по курсу "Правовое воспитание  дошкольников" с актуальностью, целями, задачами и с календарно-тематическим планированием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_pravovomu_vospitaniyu.docx46.81 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ДЕТСКИЙ САД № 12 «ЗВЕЗДНЫЙ»

СОГЛАСОВАНО

Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 12 «Звездный»

__________          Н.А. Попова

РЕКОМЕНДОВАНО

решением педагогического совета

от «___» __________________ 2018 г.

протокол № __

УТВЕРЖДЕНО

Заведующий МБДОУ «Детский сада№ 12 «Звездный» ________ О.Г. Берилло

приказ от «___» ____________ 2018г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО КУРСУ «ПРАВОВОЕ  ВОСПИТАНИЕ»

                                   в группе общеразвивающей направленности №  4 «Лира»  для детей 3-4 лет


СВЕДЕНИЕ О РАЗРАБОТЧИКЕ:

ИЛЬИНА О.Д. - ВОСПИТАТЕЛЬ

                                                                   

                                                                 

                                                               2018 – 2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

ТАМБОВ

                                                                          ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по «Правовому воспитанию»  разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования, на основе:

  1. Основной  образовательной  программы  дошкольного образования «Детский сад 2100»;
  2. Основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад № 12 «Звездный»
  3. Всеобщей декларации прав человека.
  4. Конституции Российской Федерации.
  5. Конвенции о правах ребенка.
  6. Семейному кодексу Российской Федерации

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ


       
Последнее десятилетие характеризуется усилением внимания к ребенку как к личности, субъекту социально-правовых отношений, наделенному определенными правами. Многие прогрессивные изменения в российском обществе, социальные, политические и экономические эксперименты предполагают и переоценку роли ребенка в нем. Общество нуждается в социально зрелых, свободных личностях, обладающих правовыми знаниями.

Развитие правового сознания личности - это долгий, сложный и противоречивый процесс, продолжающийся практически всю жизнь человека. Самые первичные представления о социальных нормах поведения людей, о необходимости определенного порядка в человеческих взаимоотношениях приобретаются в детстве, еще в дошкольный период. В дошкольные годы наиболее активно формируются взгляды, жизненные позиции, типичные мотивы поведения личности. И от того, какое понимание права и отношение к нему вырабатывается в этот период становления личности, во многом зависит и последующее поведение человека в правовой сфере.

На основе общего представления о социально-правовых явлениях и путем воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы правосознания в дошкольном возрасте  является формирование:

  • уважительного отношения к установленным правилам поведения;
  • осознанного подчинения принятому правомерному стандарту поведения;
  • понимание нравственной и правовой ответственности за свои поступки и поведение, а также личной ответственности за совершенные нарушения правил;
  • установки на оказание помощи работникам правоохранительных органов, осуществляющим деятельность по пресечению и предупреждению правонарушений;
  • установок, препятствующих податливости криминальным и асоциальным влияниям;
  • неприятия насильственных и других асоциальных (незаконных) действий в отношении людей, животных, объектов окружающей среды с формированием на этом материале правовых убеждений;
  • ценностной значимости семьи и добропорядочного отношения к родным и близким;
  • ценностных представлений о благоразумных и полезных формах отдыха.

Правовое воспитание дошкольников является сложным процессом. Раннее правовое воспитание способствует общему социальному развитию ребенка, созданию условий для формирования его правосознания и правосообразного поведения. Правовое воспитание дошкольников в детском доме  предусматривает отношение к ребенку и его родителям (законным представителям) как к партнерам в условиях сотрудничества.

Правовое воспитание детей дошкольного возраста - это целенаправленное и систематическое влияние на сознание и поведение ребенка с целью формирования у него правовой воспитанности, то есть комплексного качества личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности  у дошкольников глубоких и устойчивых правовых знаний и убеждений в правильном правовом поведении, реализация которого в практической деятельности отвечает требованиям общества 

ЦЕЛИ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ:

  • формирование основ правового сознания дошкольников
  • способствовать социальной адаптации ребёнка через формирование основ правовых знаний.
  • элементарные знания детей о своих правах и обязанностях, то есть правовая информированность, понимание социально
             одобряемых правил поведения;
  • эмоционально-образного (субъективное отношение ребенка к правилам поведения, ценностное их восприятие, адекватная оценка своих и чужих поступков с точки зрения действующих правил поведения);
  • принципиально-волевого, или поведенческого (проявление активности в ситуациях, когда необходимо руководствоваться социально одобряемыми правилами поведения, реализация правосообразного поведения в различных видах деятельности, соблюдение запретов и исполнение обязанностей).

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРАВОВОГО ВОПИТАНИЯ:

  • создание условий для формирования у детей правовой компетентности;
  • ознакомление детей в соответствующей их возрасту форме с социально-правовыми нормами и правилами поведения;
  • формирование у детей: социальной ответственности, способностей понимать и оценивать свое поведение и поступки окружающих людей, навыков общения в различных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения;
  • воспитание у детей уважительного и терпимого отношения к людям независимо от их происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, в том числе внешнего облика и физических недостатков;
  • содействие процессу формирования у детей: чувства собственного достоинства, своего мнения и навыков его выражения, умений конструктивного разрешения конфликтов и споров;
  • воспитание уважения к достоинству и мнению другого человека;
  • создание условий для организации взаимодействия семьи и детского сада по вопросам правового воспитания и вовлечения родителей в правовоспитательный процесс;
  • повышение уровня социально-правовой защищенности детей как в детском саду, так и в семье;
  • формирование у родителей понимания ответственности семьи за ребенка, за соблюдение его прав, необходимости создания в семье взаимоотношений, основанных на понимании, заботе, ненасильственных способах общения;

       

                                          ХАРАКТЕРИСТИКА МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

                                                                                      (3 - 4 ГОДА)

На четвёртом году жизни начинается качественно новый этап в развитии ребёнка. Он обусловлен кризисом 3 лет «Я–сам!», который запускает бурное развитие самостоятельности, отделение себя от взрослого, осознание своего «Я» , меняет отношение ребёнка ко всему, что его окружает. Если раньше малыш интересовался миром предметов, то в этом возрасте всё его сознание направлено на познание мира людей. Теперь мир социальных отношений, мир взрослых становится центральной точкой, вокруг которой вращается вся жизнь малыша. Взрослый особо привлекает ребёнка как носитель общественных функций, правил поведения и интересующей ребёнка информации.

На смену ситуативно-деловому общению приходит внеситуативно-познавательная форма общения. Ребёнок стремится узнавать всё больше нового, он задаёт всё более сложные вопросы. Но пока найти ответы на них самостоятельно он не в силах. Только во взаимодействии со взрослым возможно его продвижение вперёд. Основной мотив общения со старшим – познавательный.

Желание стать взрослым, делать всё, как взрослые, говорить, как взрослые, становится движущей силой его развития. Но здесь возникает противоречие между желанием и реальными возможностями, оно и порождает новую систему взаимодействия ребёнка со взрослым. Теперь оно строится на основе предметно-действенного сотрудничества.

Игровая деятельность является ведущим типом деятельности в дошкольном детстве, а это значит, что всё познание и освоение норм, правил, ролей и развитие способностей происходит через неё и с её помощью. В 3–4 года сюжет для игры подсказывает игрушка или предмет, привлекший внимание. Основным партнёром для игры становится

кукла, у которой нет своей игровой программы. То есть одна и та же игрушка может выполнять роль пациента у доктора, послушного или шаловливого ребёнка, повара, мамы и т.д. Разница в игре между трёх- и четырёхлетними детьми довольно заметна. Смыслом игры трехлетнего ребёнка являются предметные действия с игрушкой (одевать куклу, кормить, укладывать спать и т.д.). Смыслом игры четырёхлетнего становится взятие на себя роли (например, заботливой мамы, которая воспитывает своего ребёнка, а не куклу). Стремление играть «за двоих», то есть проигрывать и проговаривать свою и «кукольную» роль (режиссёрская игра), является хорошим показателем развития в этом

возрасте. Одновременно с этим развиваются совместные игры со сверстником, формируется игровое партнёрство. Но пока это взаимодействие ещё непродолжительно и возникает стихийно. Дети только учатся согласовывать свои действия с товарищами, объясняя в процессе игры свои действия и намерения.

Именно в процессе предметно-игровых действий впервые проявляется способность договариваться о распределении ролей, предметов, действий. В начальных формах игрового партнёрства создаются особые условия для овладения коммуникативной функцией речи, развития диалога, складываются первые формы словесной регуляции деятельности

и произвольности, развивается воображение. Ребёнок использует много вопросов, сообщений, просьб и т.д. Словарный запас активно пополняется глаголами, идёт усвоение суффиксов. Это период активного слово-творчества. Ребёнок придумывает различные формы уже имеющихся в его словаре слов. Слово у ребёнка объединяет несколько групп одно-

родных предметов. Например: мебель, животные, овощи. Начинает формироваться словесная регуляция деятельности, то есть ребёнок учится с помощью речи контролировать своё поведение, деятельность. Например, подойдя к плите, говорит: «Нельзя, горячо!»

Предложение воспринимается как одна смысловая единица, ребёнок ещё не может разделить его на отдельные слова. Развитие познавательных функций, осознание собственного опыта даёт возможность ребёнку составлять маленькие  сообщения «из личного опыта» (например, впечатления от прогулки, праздника, бытовых ситуаций и пр.)

На этом этапе продолжает развиваться наглядно- действенное мышление , но активно формируется наглядно-образное, основу которого составляют не реальные объекты, а представления о них. То есть складываются представления о  явлениях окружающего мира. Ребёнку становится доступным решение задач «в уме». Не беря в руки предмет и не испытывая его свойств, он может сказать, какой предмет из нарисованных на картинке покатится: кубик, мяч или кукла. Главным вопросом для ребёнка 3 лет становится «зачем это?» Причём он может задавать один и тот же вопрос по многу раз, поскольку ребёнку нужно убеждаться в стабильности этого мира. Кроме того, ответы взрослого могут быстро забываться, поскольку произвольная память ещё не развита. В этом возрасте преобладает непроизвольная память. Глубина запечатления образа зависит от его новизны, сопровождающего эмоционального фона, яркости, озвученности. Запоминание происходит попутно с какой-либо деятельностью.

Для воображения большинства детей этого возраста характерно отсутствие первоначального замысла и его рождение после действия: ребёнок рисует каракули, а потом даёт им имя. Пока он фантазирует не ради результата, а ради самого процесса. Малыш ещё не может переименовать предмет, не действуя с ним. Сам предмет должен ему навевать идею нового образа. Игра может длиться 5–15 минут, за это время в сюжете могут появиться дополнительные линии и замысел может потеряться. В процессе игры предметы теряют своё переименование и могут использоваться по своему прямому назначению. В восприятии сказок дети часто не отличают возможное от невозможного. Большинство из них считают, что происходящее в сказке было на самом деле.

В рисунке фантазия детей проявляется в том, что они специально меняют цвет предмета на нереалистичный.

Как и в раннем возрасте, ребёнку по-прежнему интересны новые, более яркие предметы. Но теперь внимание становится более устойчивым, малыш уже способен переключиться с одного действия на другое и потом снова вернуться к первому. Правда, в этом возрасте он нуждается во внешней поддержке взрослого в виде инструкций и просьб.

В противном случае другой предмет может отвлечь внимание, и ребёнок к начатому не вернётся. На этом этапе дети с удовольствием обследуют различные предметы. Ребёнок устанавливает их функции и свойства для того, чтобы правильно использовать их в игре. Схема обследования предмета или картинки ещё не сформировалась, поэтому взор хаотично скользит по объекту.
Восприятием в этом возрасте управляет и руководит взрослый. В развитии восприятия важнейшая роль принадлежит продуктивным видам деятельности. Так, в конструировании ребёнок получает представление о форме и величине.

К концу 4-го года он хорошо ориентируется в названиях предметов, выделяет их основные части, указывает некоторые детали. При рисовании и восприятии картинки малыш радуется любимым цветам или объектам. Ребёнок научается называть то, что он нарисовал, таким образом он устанавливает связь между предметом и картинкой. Он понимает, что картинка является своеобразным заместителем реального предмета. Малыш стремится к тому, чтобы нарисованный предмет становился узнаваемым для другого человека. Замысел еще неустойчив, и в процессе рисования ребёнок от него легко отказывается. Это связано с тем, что волевые качества только закладываются, так как дети ставят цели, исходя из сиюминутных желаний. Мотивы поощрения и взыскания, которые связаны со стремлением быть хорошим во взаимоотношениях со взрослым, наиболее действенны в этом возрасте. Успехи и неудачи еще слабо влияют на настойчивость. То есть ребёнок будет стремиться делать хорошо только ради поощрения взрослым. Сам себя он оценивает, прислушиваясь к высказываниям старших. Некритичен к словам взрослого, воспринимает все его слова как догму. Поэтому в данном возрасте очень важно положительное внимание взрослого. Это способствует не только формированию у малыша образа «я хороший», но и помогает  сформироваться чувству собственного достоинства. В то же время оценки сверстника не играют значимой роли в самооценке ребёнка. В случае конфликта детей ребёнок просит взрослого оценить ситуацию, ожидает поддержки от него. Оценивает свои возможности и достижения завышено, смешивая понятие «хорошо сделал» с понятием «я хороший».

В начале дошкольного детства происходит освоение норм, связанных с правилами поведения в бытовой деятельности. Становится понятным, что и когда необходимо делать: мыть руки перед едой, чистить зубы перед сном, убирать игрушки после игры, вытирать пролитое. Дети постепенно осваивают культурные нормы поведения в повседневной жизни. Вслед за ранним детством происходит дальнейшее развитие и совершенствование культурно-гигиенических навыков и

режима дня. Малыш осознаёт необходимость выполнения гигиенических процедур для совершения последующей деятельности.

Особенность трудовой деятельности в этом возрасте – её связь с игрой. Ребёнок примеряет на себя роль всемогущего взрослого. Именно здесь устанавливается более непосредственная связь с жизнью взрослых. Главное в труде – это интерес ребёнка к процессу (подметать ради подметания) или оборудованию (нож, компьютер). В этом возрасте для выполнения задания ребёнку важно понимать, как это можно сделать: не просто убрать игрушки (слишком общо), а сложить кубики в коробку, куклу же посадить на стульчик. Малыши ещё не способны замечать ошибки при выполнении задания. Именно поэтому наиболее доступный труд – вместе со взрослым.

      Таким образом, к концу 4-го года жизни наблюдается активное формирование предметно-игровой ситуации развития, внутри которой происходит становление новых типов деятельности, специфичных для этого возраста. Ребёнок становится более инициативным. Он лучше осознаёт и отстаивает свои желания, учится контролировать себя. Но

для его гармоничного развития очень важна позиция взрослого, способ их взаимодействия и доброжелательность.

   ОРГАНИЗОВАННАЯ  ФОРМА ОБУЧЕНИЯ включает в себя:

  • Знакомство с правами человека.
  • Беседы на этические темы.
  • Сюжетно-ролевые игры, инсценировки, дидактические игры.
  • Физкультурно-оздоровительная деятельность.
  • Изобразительная, трудовая деятельность.
  • Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков.
  • Проблемно-поисковая деятельность (разрешение различных ситуаций).

ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ:

  • информационные стенды (наглядная агитация);
  • тематические выставки;
  • родительские собрания;
  • индивидуальные и групповые беседы;
  • анкетирование, тестирование;
  • участие родителей в коллективных делах детского сада.

ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ:

  • Специально организованное занятие "О правах играя". Форма занятий – подвижная и меняются в зависимости от поставленных задач.
  • Занятия включают нравственные задачи, так как любая учебная ситуация должна нести в себе момент воспитания. Основной принцип в работе – дать детям возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках.
  • Ролевые, театрализованные и дидактические игры.
  • Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных умений и навыков.

МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ:

  • Использование сюжетов хорошо известных сказок (иллюстрации, видео), беседа о прочитанном и просмотренном.
  • Решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя: если бы я был гадким утенком:, если бы я поймал золотую рыбку:, если бы я вдруг превратился в:
  • Наблюдение. Например, предлагаем детям понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Этот прием способствует развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу.
  • Метод драматизации упражняет детей в умении "вчувствоваться" в другого, войти в его положение. Каждому ребенку присуще "театральный инстинкт" – стремление посредством игры побывать в роли другого, расширив тем самым границы своего бытия. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей и животных.

РЕЖИМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПО КУРСУ «ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ»

ОБЩЕЕ КОЛЛИЧЕСТВО  

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ  В ГОД

КОЛЛИЧЕСТВО  

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ  В НЕДЕЛЮ

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ

ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

9

1

15 МИНУТ

ГРУППОВАЯ

                                                              КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  

 ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ

ЦЕЛИ

1.

«Ты и твое имя»

Познакомить детей с правом на имя

Научить применять это право в жизни. Воспитывать чувство самоуважения  и уважения к другим

2.

«Моя семья»

Формировать представление о семье. Знать имена своих родителей. Воспитывать уважение к членам семьи

3.

«Наш дом»

Поддерживать интерес к жизни детского сада. Воспитывать чувство уважения к сотрудникам детского сада и доброжелательное отношение к сверстникам

4.

«Не обижай меня»

Формировать доброжелательное отношение друг к другу, умение делиться с товарищем. Воспитывать уважение к людям, окружающим ребенка.

5.

«Мои друзья»

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Расширять представления о охране и укреплении своего организма

6.

«Хочу или надо»

Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми

7.

«Мой город»

Познакомить детей с названием города, в  котором живут, воспитывать любовь к родному городу

8.

«Терпенье и труд - все перетрут»

Воспитание ценностного отношения к собственному труду и труду других людей и его результатам

9.

«Вместе весело играть»

Освоение способов ролевого проведения в игре, бесконфликтного взаимодействия  

ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ


Внедряя данную программу в свою работу мы предполагали получить следующие результаты:

  • знание детьми основных правовых Документов по защите прав ребенка (Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ, Декларация прав ребенка);
  • повышение правовой культуры детей;
  • знание детьми правил здорового образа жизни;
  • сформированность коммуникативных умений и навыков;

        Систематическая работа по правовому воспитанию будет способствовать обеспечению защиты прав детей, объединению всех участников образовательного процесса. Дети внимательнее относиться друг к другу, проявлять больше внимания, заботы к окружающим, оказывать помощь и поддержку.

        В результате целенаправленного  правового воспитания должны быть сформированы у детей такое усвоение прав и гражданское поведение, которое:  

  • активизирует социальную позицию детей, обогащает их шкалу ценностей, нравственность;
  • формирует высокие нравственные личностные качества: активность, инициативность, самостоятельность; способность свободно осуществлять выбор, принимать решения;  
  • позволяет ребенку правильно вести себя в природе и обществе,   (ребенок учится разрешать конфликтные ситуации нормативными способами, учитывая позиции, желания, потребности других людей, а также приобретает навыки произвольного контролирования своего поведения и управления им;
  • обеспечивает ответственное отношение к себе и окружающим, к природе;
  • пробуждает и совершенствует интерес к себе, своему внутреннему миру, системе потребностей, интересов, что служит одной из психологических основ самосовершенствования.

       
      Результатами работы должны быть позитивные сдвиги в поведении как взрослых, так и детей, в том числе осознание своих прав, развитие самооценки. В ходе обучения дети приобретут устойчивые представления о своих правах (на любовь, заботу и внимание со стороны взрослых, на приемлемый уровень жизни, на отдых, на защиту от всех форм насилия и пр.). Дети научатся относить свои поступки и поступки других людей к хорошим или плохим, усвоят оценки поступков, которые дают взрослые, и сами начнут правильно оценивать их и правильно поступать. Дети будут переживать случаи нарушения прав героев сказок или реальных детей (например, в случаях, когда дети подвергаются жестокому обращению), будут помнить о них, стремится самим быть лучше.

         Процесс понимания и внутреннего принятия ребенком социально-правовых явлений долговременный и трудно поддается оценке. При регулярной работе с детьми можно наглядно убедиться в положительных изменениях в их отношении к себе и к другим людям, в снижении уровня агрессии у детей, в сформированности у детей собственного мнения, в изменении подходов к разрешению конфликтов и споров.

         Реализация программных целей и задач позволит: создать образовательное пространство для повышения правовой компетентности педагогического состава и правового воспитания детей, вовлечь в правовоспитательную деятельность родителей.

 

 ЛИТЕРАТУРА:

  1. Всеобщая декларация прав человека.
  2. Конституция Российской Федерации.
  3. Конвенция о правах ребенка.
  4. Семейный кодекс Российской Федерации.
  5. Борисова О. Журнал «Ребенок в детском саду»:  Правовое образование   дошкольников. №4, - С.77, 2002;
  6. Правовое воспитание дошкольников, №5. - С. 82, 2002.  
  7. Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация усилий семьи и    детского сада:
  8. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений/        Ответственный  редактор Л. Е. Курнешова. – М., Центр «Школьная книга», 2002.
  9. Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений/ Автор-составитель: Е. В. Соловьева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, Н. Т. Степина. – М.: АРКТИ, 2003.С. 88 (Развитие и воспитание дошкольника).
  10. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Я – ребенок и я… и я имею право!»М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007.
  11. Шорыгина Т.А. «Беседы о правах ребенка». – М.: ТЦ Сфера, 2007.
  12. Давыдова О.И., Вялкова С.М. «Беседы об ответственности и правах ребенка». – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  13. Доронова Т.Н., Жичкина А.Е.и др. «Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада». – М.: Просвещение, 2006.
  14. Голицына Н.С., Л.Д. Огнева «Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка». – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правовое воспитание дошкольников

Конспекты занятий по правовому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста...

План реализации проектной деятельности по нравственно-правовому воспитанию дошкольников “Я и мои права”

Схема реализации проекта по теме: "Я и мои права" с детьми старшего дошкольного возраста....

Занятие по правовому воспитанию дошкольников

Занятие по ознакомлению дошкольников с правами детей....

Конспект занятия по правовому воспитанию дошкольников "О правах играя"

Данное  занятие  разработано  в  рамках  работы  с  дошкольниками  по  правовому  воспитанию  Содержит  множетсво  интересных  игр...

Комплекс занятий по правовому воспитанию дошкольников

Консультации, анкеты, конспекты занятий с детьми  старшего возраста....

Педсовет "Гражданско - правовое воспитание дошкольников"

Тема гражданско-правового воспитания дошкольников достаточно актуальна на сегодняшний день....

Основы правового воспитания дошкольников

Основы правового воспитания дошкольников Когда начинать знакомить ребёнка с его правами и когда начинать воспитывать обязанность не нарушать права других людей?  Этот вопрос всегда сто...