Проект "Шахматы-это интересно"
методическая разработка (подготовительная группа)

Саитгалиева Гульнара Сабирьяновна

Педагогический проект будет полезен педагогам, которые интересуются вопросами  обучения дошкольников игре в шахматы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_shahmaty.docx37.81 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность

   Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Шахматы развивают наглядно-образное мышление дошкольника, способствуют зарождению логического мышления, воспитывают усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Неоценима роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме.  Дети 5–6 лет способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразование объекта. Ребенок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом. Развитие произвольности и волевых качеств позволяет ребенку целенаправленно преодолевать определенные трудности, специфические для дошкольника.

   Игра в шахматы открывает широкие возможности для развития всех психологических новообразований детей дошкольного возраста. Раннее обучение дошкольника игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления.

Раннее обучение игре в шахматы способствует развитию логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца. Актуальность обучения дошкольников игре в шахматы еще и в том, что оно обеспечивает более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет на процесс обучения. Так как программа направлена на интеллектуальное развитие детей, способствует совершенствованию психических процессов, становление которых особенно активно происходит в дошкольном возрасте. Дети погружаются в особый мир, где они сами принимают решения. Ребенок понимает, что от его умения зависит результат игры, начинает сам тянуться к получению знаний.

    Шахматы - уникальный инструмент развития творческого мышления, мощное средство для гармоничного развития ребенка. Они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Игра развивает и дисциплинирует мысль.

Цель проекта: развитие познавательного интереса у старших дошкольников через организацию игровой деятельности по обучению детей игре в шахматы.

Задачи: 

  1. Обучение старших дошкольников основным приемам игры в шахматы.
  2. Формирование у старших дошкольников познавательной активности.
  3.  Развитие у старших дошкольников универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, умения производить логические операции).
  4. Формировать умение детей к самоконтролю, доводить начатое дело до конца.
  5. Вырабатывать настойчивость, выдержку, волю, усидчивость, спокойствие, уверенность в своих силах.
  6. Вызвать устойчивый интерес к шахматной игре.

Участники проекта: педагоги, воспитанники 5-7 лет жизни, родители.

 Планируемые результаты

  1. Повысится  уровень развития познавательного интереса у старших дошкольников. 
  2. Проявится инициативность, самостоятельность, интерес и желание решать познавательные задачи. 
  3. Дети научатся запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности.
  4. Сформируются такие ценнейшие качества, как усидчивость, внимательность, самостоятельность, гибкость, собранность, изобретательность.

   К концу  года дети должны уметь:

  • ориентироваться на шахматной доске;
  • играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
  • правильно расставлять фигуры перед игрой;
  • рокировать;
  • объявлять шах;
  • ставить мат.

Основная часть

Этапы реализации проекта

1 этап – подготовительный (проектировочный, организационный)

- разработка плана проекта;

-анализ условий реализации проекта;

-подбор методической, справочной и художественной литературы;

-создание соответствующей предметно-пространственной развивающей среды, оформление в группе  центра «Юный шахматист».

2 этап – основной (практический)

-проведение мероприятий с детьми: беседы, обучающие занятия, просмотр мультмедийных презентаций, дидактические, развивающие игры, экскурсия в Центр детского и технического творчества «патриот», проведение шахматных турниров.

-проведение мероприятий с родителями: анкетирование, консультации, мастер-классы, родительские гостиные, совместные семейные турниры.

3 этап – итоговый, презентация проекта

-мониторинг эффективности проекта;

-рефлексия проводимых мероприятий в форме круглого стола, анализ деятельности;

-тиражирование проекта, создание сборника методических рекомендаций  для родителей «Обучаем детей игре  в шахматы»;

- проведение шахматного турнира «Белая ладья»;

- оформление результата проекта в виде фотогазеты, выставки совместных с родителями работ детей.

План реализации проекта «Шахматы-это интересно»

Этапы

Наименование мероприятия

Цели и задачи

Сроки проведения

Категория участников

Подготовительный, организационный

Постановка проблемы

Разработка плана проекта, распределение обязанностей. Создание развивающей предметно-пространственной среды.

Сентябрь

Педагог, дети

Заседание детско-родительской гостиной «Шахматы- школа памяти и интеллекта»

Ознакомление с содержанием проекта и него обсуждение. Разработка плана взаимодействия всех участников проекта.

Сентябрь

Родители, педагог

Анкетирование родителей

- «Шахматы в жизни ребенка».

- «Шахматы в семье»

Выявить уровень представлений родителей об игре  в шахматы

Сентябрь

Родители, педагог

Основной, практический

Игровое занятие «Знакомство с волшебной страной шахмат» с просмотром видеопрезентаций об истории возникновения шахмат.

Познакомить детей с историей возникновения шахмат. Формировать интерес к игре в шахматы.

Создать эмоционально положительный настрой.

Сентябрь

 

Педагог, дети

Проведение обучающих занятий игры в шахматы

Познакомить детей с  шахматными фигурами и  основными правилами игры в шахматы

Сентябрь-март

Педагоги-дети

Дидактические игры «Волшебный мешочек», «Большая и маленькая», «Шахматный теремок»

Закреплять представления детей о шахматных фигурах, умении различать их. 

Октябрь

Педагог, дети

Консультация для родителей «Почему важно учить ребенка играть в шахматы»

Дать представление родителям  о роли шахмат в интеллектуальном развитии дошкольников

Октябрь

 

Педагог, родители

Инсценировка по мотивам русских народных сказок:

- «Шахматная репка»

-« Приключения Колобка в стране Шахмат»

Продолжать формировать интерес детей и родителей к игре в шахматы, развивать творческие способности дошкольников.

Ноябрь

Педагог, дети, родители

Экскурсия в ЦДиТТ «Патриот» в музей шахмат.

Продолжать знакомить детей с особенностями игры в шахматы, ее историей.

Ноябрь

 

Педагог, дети, родители

Лепка «Шахматные фигуры»

Развивать творческие способности детей, формировать у детей интерес к  игре в шахматы.

Ноябрь

Педагог, дети

Конкурс детско-родительских поделок: «В мире шахматных фигур»

Способствовать продуктивному взаимодействию детей и родителей в процессе совместной деятельности.

Декабрь

Педагог, дети

Чтение сказок:

-«Сказка про шахматы и шаха»

-«Шахматные государства»

- «Шахматная сказка»

-«Удивительные приключения шахматной доски».

Закреплять представления детей об игре  в шахматы

в течение года

Педагог, дети

Шахматный турнир среди пап детского сада посвященный к «Дню защитника»

Способствовать укреплению взаимодействия детей и родителей в процессе совместной деятельности.

Февраль

Педагог, дети, родители

Просмотр мультфильмов

- «Смешарики в шахматном королевстве»;

-«Динозавры учат шахматам»

В течение всего периода

Закреплять представления детей об игре  в шахматы

в течение года

Педагог, дети

Мастер-класс для родителей «Как учить детей играть в шахматы»

Познакомить родителей с особенностями обучения детей игре в шахматы.

Март

Педагог, родители

Итоговый, презентация проекта

Шахматный КВН

Формировать у детей значимость собственной деятельности,

Апрель

Педагог, дети, родители.

Совместное с родителями шахматный турнир «Папа, мама, я – шахматная семья»

Создать эмоционально-радостное настроение, способствовать сближению и укреплению семейных отношений.

Май

Педагог,  дети, родители.

Оформление фотогазеты «Маленькие гении»

Формировать у детей значимость собственной деятельности.

Май

Педагог, дети, родители.


Список литературы

№ п/п

Для педагогов

1

Быкова Е.П., Локтева Т.И. Шахматы для малышей – Ростов н/Д: Феникс, 2011

2

Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы – М.: Просвещение, 1991 г.

3

Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. – М.: Детская литература, 1980.

4

Сухин И. Г. Удивительные приключения в шахматной стране. (Занимательное пособие для родителей и учителей). Рекомендовано Мин общ. и проф. обр. РФ. М.: ПОМАТУР. 2000.

5

Сухин И. Г. Шахматы для самых маленьких: книга-сказка для совместного чтения родителей и детей – М.: Астрель: АСТ: Полиграфиздат, 2011.

6

Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны – Обнинск: Духовное возрождение, 2011.

7

Сухин И.Г.  Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2 – 5 лет. М.: Новая школа, 1994  

8

Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов: учиться на одни пятёрки.   http://chess555.narod.ru/

№ п/п

Для детей

2

В.А. Москалев. Шахматная тетрадь для дошкольников. 2012

3

Сказки-загадки из книги И.Г. Сухина "Литературные викторины, тесты и сказки-загадки для дошкольников и младших школьников". Новая школа. 1998.

4

Степанова Т. Тигренок в шахматном королевстве. Рабочая тетрадь. Русский шахматный дом. 2016

5

И.Г. Сухин. Шахматы. Первый год обучения. Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны. Рабочая тетрадь для начальной школы. Духовное возрождение. Часть 1. 2013

6

Трофимова А.С. Шахматная тетрадь раскраска. Новая школа. 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Вместе интересней" Ширмы для родителей

В работе представлен ширменный материал для родителей дошкольников, посещающих среднюю логопедическую группу....

Мастер-класс для воспитателей по звуковому анализу слова "В интересном мире звуков".

Презентация содержит теоретический и практический  материал по звуковому анализу. слова.Игры могут быть использованы для работы с детьми как воспитателями, так и логопедами....

Познавательное занятие "Самое интересное о муравьях. Приложение к занятию "Самое интересное о муравьях"

Цель: развитие представлений о приспособлении живых существ, к среде обитания, бережное обращение к природе.Задачи:1. Обобщить представление детей о многообразии насекомых, уточнить знания о поль...

Конспект встречи с интересным человеком (профессия стоматолог) «Конспект традиции "Встреча с интересными людьми" " Наш друг- врач-стоматолог"» с детьми старшего дошкольного возраста

Цель: способствовать формированию детско-родительских отношений, врача-стоматолога.Задачи: -формировать у детей понятие "трудовая деятельность" на примере врача-стоматолога; ее значимос...

Уметь интересно играть-уметь интересно жить!!!

Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Младшие дошко...