Проект "Шахматы-это интересно"
методическая разработка (подготовительная группа)
Педагогический проект будет полезен педагогам, которые интересуются вопросами обучения дошкольников игре в шахматы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_shahmaty.docx | 37.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность
Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Шахматы развивают наглядно-образное мышление дошкольника, способствуют зарождению логического мышления, воспитывают усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Неоценима роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме. Дети 5–6 лет способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразование объекта. Ребенок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом. Развитие произвольности и волевых качеств позволяет ребенку целенаправленно преодолевать определенные трудности, специфические для дошкольника.
Игра в шахматы открывает широкие возможности для развития всех психологических новообразований детей дошкольного возраста. Раннее обучение дошкольника игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления.
Раннее обучение игре в шахматы способствует развитию логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца. Актуальность обучения дошкольников игре в шахматы еще и в том, что оно обеспечивает более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет на процесс обучения. Так как программа направлена на интеллектуальное развитие детей, способствует совершенствованию психических процессов, становление которых особенно активно происходит в дошкольном возрасте. Дети погружаются в особый мир, где они сами принимают решения. Ребенок понимает, что от его умения зависит результат игры, начинает сам тянуться к получению знаний.
Шахматы - уникальный инструмент развития творческого мышления, мощное средство для гармоничного развития ребенка. Они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Игра развивает и дисциплинирует мысль.
Цель проекта: развитие познавательного интереса у старших дошкольников через организацию игровой деятельности по обучению детей игре в шахматы.
Задачи:
- Обучение старших дошкольников основным приемам игры в шахматы.
- Формирование у старших дошкольников познавательной активности.
- Развитие у старших дошкольников универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, умения производить логические операции).
- Формировать умение детей к самоконтролю, доводить начатое дело до конца.
- Вырабатывать настойчивость, выдержку, волю, усидчивость, спокойствие, уверенность в своих силах.
- Вызвать устойчивый интерес к шахматной игре.
Участники проекта: педагоги, воспитанники 5-7 лет жизни, родители.
Планируемые результаты
- Повысится уровень развития познавательного интереса у старших дошкольников.
- Проявится инициативность, самостоятельность, интерес и желание решать познавательные задачи.
- Дети научатся запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности.
- Сформируются такие ценнейшие качества, как усидчивость, внимательность, самостоятельность, гибкость, собранность, изобретательность.
К концу года дети должны уметь:
- ориентироваться на шахматной доске;
- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
- правильно расставлять фигуры перед игрой;
- рокировать;
- объявлять шах;
- ставить мат.
Основная часть
Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный (проектировочный, организационный)
- разработка плана проекта;
-анализ условий реализации проекта;
-подбор методической, справочной и художественной литературы;
-создание соответствующей предметно-пространственной развивающей среды, оформление в группе центра «Юный шахматист».
2 этап – основной (практический)
-проведение мероприятий с детьми: беседы, обучающие занятия, просмотр мультмедийных презентаций, дидактические, развивающие игры, экскурсия в Центр детского и технического творчества «патриот», проведение шахматных турниров.
-проведение мероприятий с родителями: анкетирование, консультации, мастер-классы, родительские гостиные, совместные семейные турниры.
3 этап – итоговый, презентация проекта
-мониторинг эффективности проекта;
-рефлексия проводимых мероприятий в форме круглого стола, анализ деятельности;
-тиражирование проекта, создание сборника методических рекомендаций для родителей «Обучаем детей игре в шахматы»;
- проведение шахматного турнира «Белая ладья»;
- оформление результата проекта в виде фотогазеты, выставки совместных с родителями работ детей.
План реализации проекта «Шахматы-это интересно»
Этапы | Наименование мероприятия | Цели и задачи | Сроки проведения | Категория участников |
Подготовительный, организационный | Постановка проблемы | Разработка плана проекта, распределение обязанностей. Создание развивающей предметно-пространственной среды. | Сентябрь | Педагог, дети |
Заседание детско-родительской гостиной «Шахматы- школа памяти и интеллекта» | Ознакомление с содержанием проекта и него обсуждение. Разработка плана взаимодействия всех участников проекта. | Сентябрь | Родители, педагог | |
Анкетирование родителей - «Шахматы в жизни ребенка». - «Шахматы в семье» | Выявить уровень представлений родителей об игре в шахматы | Сентябрь | Родители, педагог | |
Основной, практический | Игровое занятие «Знакомство с волшебной страной шахмат» с просмотром видеопрезентаций об истории возникновения шахмат. | Познакомить детей с историей возникновения шахмат. Формировать интерес к игре в шахматы. Создать эмоционально положительный настрой. | Сентябрь
| Педагог, дети |
Проведение обучающих занятий игры в шахматы | Познакомить детей с шахматными фигурами и основными правилами игры в шахматы | Сентябрь-март | Педагоги-дети | |
Дидактические игры «Волшебный мешочек», «Большая и маленькая», «Шахматный теремок» | Закреплять представления детей о шахматных фигурах, умении различать их. | Октябрь | Педагог, дети | |
Консультация для родителей «Почему важно учить ребенка играть в шахматы» | Дать представление родителям о роли шахмат в интеллектуальном развитии дошкольников | Октябрь
| Педагог, родители | |
Инсценировка по мотивам русских народных сказок: - «Шахматная репка» -« Приключения Колобка в стране Шахмат» | Продолжать формировать интерес детей и родителей к игре в шахматы, развивать творческие способности дошкольников. | Ноябрь | Педагог, дети, родители | |
Экскурсия в ЦДиТТ «Патриот» в музей шахмат. | Продолжать знакомить детей с особенностями игры в шахматы, ее историей. | Ноябрь
| Педагог, дети, родители | |
Лепка «Шахматные фигуры» | Развивать творческие способности детей, формировать у детей интерес к игре в шахматы. | Ноябрь | Педагог, дети | |
Конкурс детско-родительских поделок: «В мире шахматных фигур» | Способствовать продуктивному взаимодействию детей и родителей в процессе совместной деятельности. | Декабрь | Педагог, дети | |
Чтение сказок: -«Сказка про шахматы и шаха» -«Шахматные государства» - «Шахматная сказка» -«Удивительные приключения шахматной доски». | Закреплять представления детей об игре в шахматы | в течение года | Педагог, дети | |
Шахматный турнир среди пап детского сада посвященный к «Дню защитника» | Способствовать укреплению взаимодействия детей и родителей в процессе совместной деятельности. | Февраль | Педагог, дети, родители | |
Просмотр мультфильмов - «Смешарики в шахматном королевстве»; -«Динозавры учат шахматам» В течение всего периода | Закреплять представления детей об игре в шахматы | в течение года | Педагог, дети | |
Мастер-класс для родителей «Как учить детей играть в шахматы» | Познакомить родителей с особенностями обучения детей игре в шахматы. | Март | Педагог, родители | |
Итоговый, презентация проекта | Шахматный КВН | Формировать у детей значимость собственной деятельности, | Апрель | Педагог, дети, родители. |
Совместное с родителями шахматный турнир «Папа, мама, я – шахматная семья» | Создать эмоционально-радостное настроение, способствовать сближению и укреплению семейных отношений. | Май | Педагог, дети, родители. | |
Оформление фотогазеты «Маленькие гении» | Формировать у детей значимость собственной деятельности. | Май | Педагог, дети, родители. |
Список литературы
№ п/п | Для педагогов |
1 | Быкова Е.П., Локтева Т.И. Шахматы для малышей – Ростов н/Д: Феникс, 2011 |
2 | Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы – М.: Просвещение, 1991 г. |
3 | Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. – М.: Детская литература, 1980. |
4 | Сухин И. Г. Удивительные приключения в шахматной стране. (Занимательное пособие для родителей и учителей). Рекомендовано Мин общ. и проф. обр. РФ. М.: ПОМАТУР. 2000. |
5 | Сухин И. Г. Шахматы для самых маленьких: книга-сказка для совместного чтения родителей и детей – М.: Астрель: АСТ: Полиграфиздат, 2011. |
6 | Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны – Обнинск: Духовное возрождение, 2011. |
7 | Сухин И.Г. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2 – 5 лет. М.: Новая школа, 1994 |
8 | Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов: учиться на одни пятёрки. http://chess555.narod.ru/ |
№ п/п | Для детей |
2 | В.А. Москалев. Шахматная тетрадь для дошкольников. 2012 |
3 | Сказки-загадки из книги И.Г. Сухина "Литературные викторины, тесты и сказки-загадки для дошкольников и младших школьников". Новая школа. 1998. |
4 | Степанова Т. Тигренок в шахматном королевстве. Рабочая тетрадь. Русский шахматный дом. 2016 |
5 | И.Г. Сухин. Шахматы. Первый год обучения. Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны. Рабочая тетрадь для начальной школы. Духовное возрождение. Часть 1. 2013 |
6 | Трофимова А.С. Шахматная тетрадь раскраска. Новая школа. 2014 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Вместе интересней" Ширмы для родителей
В работе представлен ширменный материал для родителей дошкольников, посещающих среднюю логопедическую группу....
Мастер-класс для воспитателей по звуковому анализу слова "В интересном мире звуков".
Презентация содержит теоретический и практический материал по звуковому анализу. слова.Игры могут быть использованы для работы с детьми как воспитателями, так и логопедами....
Консультация для родителей "Интересные вопросы-интересные ответы"
Интересные вопросы-интересные ответы....
Познавательное занятие "Самое интересное о муравьях. Приложение к занятию "Самое интересное о муравьях"
Цель: развитие представлений о приспособлении живых существ, к среде обитания, бережное обращение к природе.Задачи:1. Обобщить представление детей о многообразии насекомых, уточнить знания о поль...
Конспект встречи с интересным человеком (профессия стоматолог) «Конспект традиции "Встреча с интересными людьми" " Наш друг- врач-стоматолог"» с детьми старшего дошкольного возраста
Цель: способствовать формированию детско-родительских отношений, врача-стоматолога.Задачи: -формировать у детей понятие "трудовая деятельность" на примере врача-стоматолога; ее значимос...
Уметь интересно играть-уметь интересно жить!!!
Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Младшие дошко...
Методические посиделки «Этапы и виды конструирования. Интересные идеи»етодические посиделки «Этапы и виды конструирования. Интересные идеи»
Методические посиделки «Этапы и виды конструирования. Интересные идеи»...