"Поведение за столом". Старшая группа.
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Детский сад «Чудо- Садик»
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
КОНСПЕКТ
Организации непосредственно образовательной
деятельности с детьми
в старшей группе № 5
по теме «Поведение за столом»
Дмитриева В.В.
Воспитатель
Москва
Цели:
- формирование навыков поведения за столом в различных ситуациях приёма пищи; - изучение формул речевого этикета, применяемых за столом.
Задачи:
- объяснить социальную значимость владения правилами столового этикета и поведения за столом;
- изучить основные формулы речевого этикета, применяемые в процессе приёма пищи;
- закрепление полученных навыков поведения за столом с помощью заданий.
Словарная работа:
- застолье, первое блюдо, второе блюдо, гарнир.
Перечень заданий:
- коллективное задание «Скульптуры в парке» для разбора плохих поведенческих привычек за столом;
- индивидуальное задание «Распутай узелки» для того, чтобы выучить в какой руке нужно держать ложку и вилку;
- игра «Команда для вилки и ложки» для закрепления информации о том, какими приборами что нужно есть;
- чтение стихотворения Ю. Шевченко «Невоспитанная белка» и беседа о правилах поведения за столом;
- физкультминутка;
- групповое задание «Пластилиновая посуда» для создания положительного эмоционального настроя;
- отгадывание загадок.
Оснащение:
- сказочный персонаж «Улыбка»;
- письмо-приглашение в путешествие по парку Застолья;
- наглядный материал для задания «Скульптуры в парке»;
- индивидуальное задание для каждого ребёнка «Распутай узелки»;
- карточки с изображениями блюд для игры «Команда для вилки и ложки»;
- наглядный материал для стихотворения «Невоспитанная белка»;
- пластилин для каждого ребёнка, доски или картон.
Ход занятия:
Педагог: ребята, в гости к нам пришла необычная гостья. Встречайте!
Появляется сказочный персонаж Улыбка.
Улыбка: здравствуйте, ребята! Меня зовут улыбка. Я хозяйка удивительного города под названием Этикетия. Может кто-нибудь скажет, от какого слова произошло название этого города?
Дети: от слова этикет. Этикет – это правила поведения взрослых и детей в обществе.
Улыбка: сегодня мы отправимся с вами в путешествие по улицам волшебного городка и познакомимся с его необычными жителями. Нашим верным помощником будет карта города Этикетия, которая покажет маршрут и поможет нам не заблудиться в дороге.
Педагог показывает карту города Этикетия и кратко с детьми изучает улицы.
Улыбка: жители нашего городка очень рады гостям и с удовольствием рассылают приглашения посетить их улицы. Давайте посмотрим, от кого нам пришло приглашение, и узнаем, где нас сегодня ждут.
Педагог достаёт письмо-приглашение на прогулку в Парк Застолья.
Улыбка: почти на самой окраине нашего городка находится старый парк Застолья. А что такое застолье, кто из вас знает?
Дети: застолье – это праздничный стол, за которым сидят, кушают всякие вкусности и общаются.
Улыбка: а по какому случаю устраивают застолья?
Дети: на день рождения, 8 марта, новый год…
Улыбка: наш парк интересен своими необычными скульптурами. Они могут показаться вам смешными, и это неудивительно. Ведь на их создание скульптора вдохновляли некоторые привычки детишек., которые не умеют вести себя за столом. Дети: да!
Педагог: тогда посмотрите на скульптуры в парке и скажите, какие плохие привычки они демонстрируют?
Дети: сидит сутуло, кушает с ножа, читает во время еды, набивает рот едой, положил локти на стол.
Дети с помощью педагога разбирают плохие привычки, которые демонстрируют статуи.
Улыбка: молодцы! Я уверена, что вы таких ошибок не делаете! Чтобы не стать моделью для подобной статуи, нужно запомнить несколько несложных правил и придерживаться их. Первое, что нужно сделать, прежде чем есть за стол – хорошо вымыть…
Педагог делает паузу, чтобы дети ответили сами…
Дети: руки!
Улыбка: А после того, как мама или бабушка поставили перед вами тарелку с ароматной едой, вы должны положить на колени тканевую салфетку, чтобы не испачкать одежду.
Улыбка: в нашем порке, кроме скульптур, есть весёлые аттракционы, которые помогают ребятишкам вспоминать, в какой руке держать вилку, а в какой ложку и как правильно пользоваться ножом.
Выполнение задания «Распутай узелки»
Левая и правая рука на картинке держат верёвочки, к которым привязана ложка, вилка и нож. Распутай узелки, чтобы понять, какой рукой что держать.
Улыбка: самое время приступить к обеду! Для этого нам нужно узнать, какие блюда нужно есть вилкой и ножом, какие ложкой, а какие просто руками. Первые блюда (суп, бульон, борщ) едят ложкой, аккуратно поднося её ко рту, чтобы не проливать обратно в тарелку. Вилкой едят второе блюдо: рыбу, мясо и гарнир (овощи, макароны, картофельное пюре), а также салат. Для того, чтобы набрать гарнир на вилку, можно помочь себе ножом. Также ножом пользуются, чтобы разрезать мясо или другое блюдо на небольшие кусочки. Хлеб, печенье и фрукты берут руками.
Игра «Команда для вилки и ложки»
Педагог раскладывает на столах два набора карточек с изображениями различных блюд, которые можно есть вилкой и ножом или ложкой. Детей делят на две команды «команда вилки и ножа», а также «команда ложки». Задача каждой команды собрать как можно больше своих карточек и не взять чужих.
Улыбка: здорово поиграли! Теперь вы не перепутаете, какими столовыми приборами воспользоваться. А что ещё нужно знать о поведении за столом… Например, можно ли читать за столом?
Дети: нет!
Улыбка: Конечно же, за столом не принято заниматься посторонними вещами: читать или играть. Это не только невежливо, но и вредно: портится зрение или можно испачкать одежду.
Улыбка: чтобы не стеснять своих соседей по столу и не мешать им, не нужно класть локти на стол. Вы можете случайно толкнуть соседа или сбросить его приборы со стола. Покажите, как нельзя складывать локти! (дети показывают локти на столе). А как правильно сидеть за столом, давайте покажем! (педагог вместе с детьми демонстрирует правильную позу за столом).
Улыбка: а ещё нельзя говорить с набитым ртом. Так можно подавиться. Если вас спросили о чём-то, сначала нужно проглотить пищу, а затем отвечать. А что делать, если то, что вы хотите взять, стоит далеко от вас?
Дети: попросить того, кто сидит ближе.
Улыбка: если блюдо, которое вы хотите взять, стоит далеко, нельзя тянуться через весь стол. Лучше попросить того, кто сидит ближе, положить немного или передать тарелку. Как нужно попросить?
Дети: Передайте, пожалуйста, салат!
Педагог хором с детьми произносит просьбу.
Улыбка: молодцы! Сколько правил вы теперь знаете. Давайте мы прочитаем стихотворение про белочку, которая не знала этих правил.
Чтение стихотворения «Невоспитанная белка» и беседа о поведении за столом.
Что это у белки
На праздничной тарелке?
Колбаса и гренки,
С вишнями вареники,
Каши манной горка
И от хлеба корка.
Все она смешала,
Чем белку угощали.
Посмотрела белка
На свою тарелку:
-Аппетита нет совсем.
- Я, пожалуй, все не съем!
Может быть, синица
этим угостится?
Стыдно ей не знать, друзья,
Так вести себя нельзя!
Помогите, белке, дети,
Разобраться в этикете.
Улыбка: объясните, правильно ли белка поступила, сложив всю еду в одну тарелку? Можно ли угощать друзей тем, что не захотел съесть сам? Можно ли предлагать кому-то угоститься из своей тарелки? А вы так себя за столом не ведёте?
Педагог ставит детей в круг для физкультминутки.
Физкультминутка
Невоспитанный Енот
Пришел к Сове под Новый год.
(кланяемся, как-будто представляемся)
Где еда? - спросил Енот
(разводим руками и удивляемся)
Растолкал честной народ.
(толкаемся локтями)
Брал с тарелок все подряд,
Съел салат и мармелад.
(показываем большую миску и жуем)
Громко ложкою стучал
Гостям общаться не давал.
(стучим воображаемой ложкой)
Рассердилась Сова:
Ну-ка, где моя метла?!
(грозим пальчиком)
Я такого не ждала!
И Енота прогнала!
(топаем ногами и сердимся)
Улыбка: к сожалению, Енот разбил чашку Совы, и она очень расстроилась. Давайте поможем Сове и слепим ей новые чашки и блюдца! Я дам вам пластилин, и мы с вами для Совы яркую волшебную посуду.
Выполнение задания «Пластилиновая посуда».
Педагог совместно с детьми лепит чашечки и блюдца из пластилина.
Улыбка: спасибо, очень красивые чашки получились! А еще важно помнить о том, что есть и пить за столом следует бесшумно. Не нужно стучать приборами по тарелке, громко прихлебывать или дуть на слишком горячее блюдо. Размешивать сахар в чае нужно так, чтобы не стучать ложкой по стенкам чашки.
Улыбка: мы с вами узнали сегодня много новых правил, а теперь будем отгадывать загадки.
Выполнение задания «Отгадай загадки».
Слонёнок съел в гостях не много:
Ведро варенья, бочку мёда,
Пятнадцать порций заварного...
Такого мы зовём .... (обжора)
Мишка пьет горячий чай
И сосет конфетку,
Не облейся невзначай,
Не забудь ... (салфетку)
Девочка Рита возле дорожки
Стол накрывает собаке и кошке.
Плошки расставив, скажет им Рита:
«Ешьте! Приятного вам ...» (аппетита!)
Хочешь щей из овощей,
Суп или окрошку?
Что тогда ты должен взять?
Нужно взять лишь... (ложку)
Маленькое, сдобное,
Колесо съедобное.
Я один тебя не съем,
Разделю ребятам всем. (бублик)
Улыбка: вот и все на сегодня. После прогулки по нашему старому парку вы стали настоящими знатоками столового этикета и можешь научить этим правилам своих друзей или родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарный план по формированию культуры безопасного поведения (ОБЖ) в старшей группе д/с.
План составлен с учетом возрастных особенностей детей данного возраста, а также по принципу сезонности....
Коллективный педагогический процесс. Мастер – класс. Тема: « Играя учимся вести себя за столом» (старшая группа) Воспитатель: Корясова О.Н.
Актуальность: Дети знакомятся с правилами этикета; учатся правилам поведения за столом, в гостях, в общественном месте. Дети учатся различать посуду по назначению: чайная. Дети знакомятся с...
конспект непосредственно образовательная деятельность на тему «Культура поведения за столом» средняя группа
Формирование у детей элементарных навыков поведения за столом, развитие умения сервировать стол по правилам этикета, пользоваться схемами....
конспект по познавательной области "Беседа о правилах поведения в лесу". Старшая группа
Дети знакомятся с правилами поведения в лесу. , им дается понятие, что животные и растения взаимосвязаны между собой, формируется понятие о лесе, как общем доме для животных и растений....
Конспект по развитию речи "Хлеб от поля до стола" старшая группа
Конспект "Хлеб от поля до стола" старшая группа...
Родительское собрание в нетрадиционной форме Круглый стол старшая группа
Родительское собрание в нетрадиционной форме Круглый стол старшая группа...
Презентация "Хлеб на нашем столе" старшая группа
quot;Хлеб на нашем столе"...