Открытое занятие по народному творчеству
план-конспект занятия
Воспитание гражданина-патриота сегодня — залог гарантированного будущего для всего российского общества.
Цель занятия: развитие музыкальных и творческих способностей детей, через приобщение к лучшим традициям русской народной культуры.
Задачи:
- Приобщать детей к народной музыке, воспринимать ее в исполнении народных инструментов в аудио и видеозаписи;
- Расширять знания детей о видах оркестра и музыкальных группах, узнавать отдельные инструменты по виду и тембру звучания, упражнять в игре на народных ударных инструментах;
- Развить навыки выразительного пения: петь согласованно, естественно, легко, правильно передавать направление мелодии, различать звуки по высоте, длительности, сохранять ритмический рисунок, активно артикулировать и следить за дикцией.
- Закреплять умение ориентироваться в пространстве, согласовывая вокальное исполнение с элементами народного русского танца.
- Создание эмоционально - благоприятной атмосферы от активного участия в совместном коллективном музицировании.
- Воспитывать патриота, любящего свою Родину и гордящегося ею.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otk.zanyatiya_muz._lukoshko.docx | 21.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого тематического занятия по народному искусству в рамках методического дня
«Музыкальное лукошко»
Цель занятия: развитие музыкальных и творческих способностей детей, через приобщение к русскому народному искусству.
Задачи:
- Приобщать детей к народной музыке, воспринимать ее в исполнении народных инструментов в аудио и видеозаписи;
- Расширять знания детей о видах оркестра и музыкальных группах, учить узнавать отдельные инструменты по виду и тембру звучания, упражнять в игре на народных ударных инструментах;
- Развить навыки выразительного пения: петь согласованно, естественно, легко, правильно передавать направление мелодии, различать звуки по высоте, длительности, сохранять ритмический рисунок, активно артикулировать и следить за дикцией.
- Закреплять умение ориентироваться в пространстве, согласовывая вокальное исполнение с элементами народного русского танца.
Ход занятия:
№ | Вид деятельности | Задачи | Музыкальное произведение | Литература |
1 | Музыкально – ритмические движения | Топающий шаг с положением рук: девочки «полочка», мальчики «руки на поясе». | Аудиозапись русской народной музыки. | |
Танец с пением. | Вокально – ритмическая гимнастика «Русские народные инструменты» | М.Картушина «Вокально – хоровая работа в детском саду» стр.116 | ||
2 | Пение | З.Роот В. Саянов «Чудо – балалайка» | З.Роот «Песенки и праздники для малышей» стр. 78 | |
3 | Восприятие | Русская народная музыка в современной обработке. Музыка в исполнении русских народных инструментов и русского народного оркестра. | ||
5 | Музицирование (творчество и импровизация) | «А у нас сегодня праздник» | Аудиозапись русской народной музыки. | |
Игра (по К.Орфу) «Музыкальная карусель» | Т.Тютюнникова «Звездная дорожка» стр. 6 | |||
6 | Знания и представления (аудио и видео записи, презентации, наглядный материал) |
- струнная группа: балалайка, домра, гусли; - духовая группа: свирель, дудка, рожок, жалейка, кугиклы, гудок, пищалка, сопелка и др.; - ударная группа: бубен, трещотка, колотушка, коробочка, ложки, рубель и др. |
Эх, оркестр народный,
раздольный, хороводный.
Если грянет плясовую –
Я со всеми затанцую!
Если песню грустную —
Грусть в душе почувствую!
А "Страданья" заиграет —
Прямо сердце замирает.
***************************
Откуда, ты русская,
Зародилась музыка?
То ли в чистом поле,
То ли в лесе мглистом?
В радости ли? В боли?
Или в птичьем свисте?
Ты скажи откуда
Грусть в тебе и удаль?
В чьём ты сердце билась
С самого начала?
Как же ты явилась?
Как ты зазвучала?
Пролетели утки –
Уронили дудки,
Пролетели гуси –
Уронили гусли.
Их порою вешней
Нашли, не удивились. Ну а песня?
С песней на Руси родились.
****************************
Как у нашего соседа
весела была беда.
Гуси- в гусли,
Утки в дудки,
Чечетки в трещотки,
Чайки в балалайки,
Скворцы в бубенцы.
Две синицы- крошки
Заиграли в ложки!
Играют, играют, всех потешают.
Уж как сядем мы играть,
Слушает вся улица.
И кошка с котом,
И петух и курица!
*******************************
Деревянная подружка
Без нее мы как без рук.
На досуге – веселушка
И накормит всех вокруг.
Кому носит прямо в рот
И обжечься не дает! (ложка)
Деревяшка небольшая,
Три струны всего на ней,
А как только зазвучит,
Сразу всех развеселит. (балалайка)
В нашем оркестре всего понемножку,
Звенит треугольник, запели гармошки.
В нем даже играют трещотки и ложки.
*****************************
Здравствуйте ребятки, розовые пятки,
Звонкие соловушки, умные головушки.
Здравствуйте!
Дети: (поют) Здравствуйте!
*********************************
У него рубашка в складку любит он плясать в присядку.
Он и пляшет и поёт – если в руки попадёт.
Сорок пуговиц на нём с перламутровым огнём.
Весельчак и буян голосистый мой… (Баян)
С сороками имеет связь его название.
Владеть им может каждый человек,
Имеющий хоть малое призванье! (Трещотка)
Если хочешь поиграть, нужно в руки ее взять
И подуть в нее слегка - будет музыка слышна. (Дудка)
В руки ты её возьмёшь, то растянешь, то сожмёшь.
Звонкая, нарядная, русская, двухрядная. Заиграет, только тронь.
Как зовут её? (Гармонь)
На листочке, на страничке – то ли точки, то ли птички,
Все сидят на лесенке и щебечут песенки. (Ноты)
Ой! Звенит, она звенит. Всех игрою веселит!
А всего – то три струны ей для музыки нужны.
Кто такая, отгадай-ка, это наша… (Балалайка)
***********************************
Треугольная доска,
А на ней три волоска.
Волосок- тонкий,
Голосок звонкий.
Три струны, а звук какой!
С переливами, живой.
Узнаю его в момент-
Самый русский инструмент.
(балалайка)
- Хотите узнать, чем интересна балалайка? Тогда слушайте.
Давным- давно жили бедные крестьяне и, чтобы скрасить свою трудную жизнь, придумали они интересный музыкальный инструмент, звучание которого очень полюбилось людям. Он играл на всех народных гуляниях и ярмарках. Под его веселые звуки пели, танцевали, играли. Но вот как назвать его? Думали- думали и придумали. В русском языке было такое слово «балакать», то есть разговаривать, болтать. Вот и назвали этот инструмент… .как? (балалайкой) .
Музыкантов, которые играют на балалайках, называют балалаечниками.
Балалайка - струнный инструмент, потому что звук возникает благодаря игре на струнах. Посмотрите, из каких частей состоит она - гриф, резонатор, три струны. корпус у балалайки треугольный. Изготавливают ее из дерева, чаще всего из ели, без единого гвоздя, а детали соединяют специальным клеем.
Про балалайку сложено много сказок, в которых рассказывается о том, как балалайка своим звучанием спасала целые народы и страны от драконов или других злых врагов. И сам инструмент не всегда имел такую форму, и изготавливался не из дерева, а из… тыквы.
Впервые балалайка упоминается в письменах, рассказывающих о временах правления царя Петра Первого. На балалайке играли веселые скоморохи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие по народному творчеству «Праздник деревянной ложки»
Знакомство детей с историей русской ложки, традициями, обычаями, формирование у детей представления о ложке, как о столовом приборе и музыкальном инструменте. Роспись деревянных ложек....
Конспект открытого занятия по художественному творчеству: «Русский народный сарафан»
Конспект открытого занятия по художественному творчеству:«Русский народный сарафан»...
Открытый городской фестиваль народного творчества для детей.
Россия - тоя и моя.Участник 1 тура....
Открытый городской фестиваль народного творчества для детей.
Открытый городской фестиваль народного творчества для детей...
Конспект открытого занятия по народному творчеству "Посиделки"
Конспект открытого занятия по народному творчеству "Посиделки"...