«Музыкальное развитие творческих способностей дошкольников с использованием логоритмики»
методическая разработка
Логоритмика на музыкльных занятиях
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Музыкальное развитие творческих способностей дошкольников с использованием логоритмики»
Третьякова М.М.
МАДОУ «ДС «Гнёздышко», г. Новый Уренгой, ЯНАО
Логоритмика – это целая система упражнений для развития моторики в сочетании с определённым речевым материалом. Моя цель использования логоритмики в непосредственно образовательной деятельности по музыкальному развитию - преодоление речевого нарушения у детей путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы через музыкально-логоритмическую деятельность. Путем систематического включения различных элементов логоритмики достигаются следующие задачи:
- формируются двигательные умения и навыки;
- развиваются пространственные представления, координация, переключаемость движений;
- происходит ознокомление с метроритмикой;
- воспитывается и развивается чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность;
- формируется способность восприятия музыкальных образов и умение ритмично и выразительно двигаться в соответствии с данным образом;
- совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма;
- развиваются речевое дыхание, артикуляционный аппарат, фонематическое восприятие, грамматический строй и связная речь;
- формируются и развиваются слуховое и зрительное внимание и память.
Музыкальное логоритмическое занятие – это не просто последовательность упражнений, это каждый раз целое драматическое действие, в котором все виды деятельности связаны и объединены общим ритмом и сюжетом. Игровое построение занятий создает доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает познавательный интерес и внимание, активизирует речь.
Я предлагаю разработанные мною игры.
Музыкально-дидактическая игра «Белый шаман»
Сначала я читаю стихотворение и предлагаю детям самим придумать движения. Когда движения придуманы, дети встают вкруг, один ребенок садится на колено в центр круга – белый шаман. В руках у шамана бубен с разноцветными ленточками, в который он отбивает метр – задаёт пульсацию движения. После того как дети скажут слова «за шаманом повторяй» - шаман отстукивает любой ритм и подходит к одному из игроков, тот в свою очередь должен повторить ритм. Можно отстукивать ритм всем вместе или делиться на девочек и мальчиков. Можно данную игру варьировать по-разному.
У шамана дом большой, | руки подняты вверх, пальцы при этом скрещиваются |
Он сидит глядит в окошко. | садятся, из рук образуют окошко, накланяют голову влево-вправо |
Олень по тундре бежит | скрещенные руки над головой, бегут вытягивая носочки ног |
И копытцами стучит: | «роют» ногой |
Тук-тук-тук, дверь отворяй – | стучат одной ногой (можно отбивать различный ритм) |
За шаманом повторяй. | изображают шамана |
«Пульсирующая» игра «Хейро» («Солнце»)
Дети садятся на колени в круг. Перед каждым ребенком лежит кубик или палочка. Дети произносят «хейро» и передают кубик по кругу. В ходе игры каждый ребенок должен почувствовать пульсацию, метроритм. Можно так же встать в круг. Одному ребенку встать в центр и одеть маску солнца. Все дети продвигаются вокруг «солнца» приставным шагом, поднимая и опуская руки, произнося «Хейро!».
Звучащие жесты «Сенгакоця»
Дети, прослушав ненецкую народную песню «Сенгакоця» («Колокольчики»), захотели её разучить. Но мы столкнулись с трудностью проговаривания и запоминания текста. И я предложила детям использовать звучащие жесты. После творческого поиска мы пришли к следующему:
Сенгакоця «тайнонов» | 4 щелчка и 3 шлепка |
Сенгакоця «мунонов» | 4 щелчка и 3 шлепка |
Нацян тэвравы, | 2 удара по груди и 3 хлопка |
Нацян тэмдавы. | 2 удара по груди и 3 хлопка |
Можно варьировать жесты по своему усмотрению. Дети могут придумывать группой, подгруппой и индивидуально. Когда были разучены слова, я их спросила – «чем же можно украсить исполнение нашей песни?». И дети предложили использовать шумовые инструменты. У нас получилось очень интересно, весело, а главное все дети проявили активное участие в придумывании обыгрывания песни «Сенгакоця».
После того как дети будут уверенны в играх «Хейро» и «Сенгакоця», я предлагаю детям объединить две эти игры. Ребята делятся на две команды, проговаривая слова «хейро» и «сенгакоця». Одна команда отстукивает палочками пульсацию, произнося «Хейро!», а другая – «звучащими» жестами проговаривает слова из песни «Сенгакоця» или исполняет её.
Игра интонациями «Чудеса»
Вот так чудо-чудеса! | радостно |
Кто украсил небеса? | удивленно |
Переливчатой каймою, | восхищенно |
С разноцветной бахромой? | вопросительно |
Хоть полярной долгой ночью | спокойно |
Солнышко всходить не хочет, | печально |
Всё же шлет оно привет - | солнечно |
Яркого сиянья свет! | восклицая |
Можно так же варьировать эмоции, использовать различные движения, шумовые и детские музыкальные инструменты, одеть маски солнца и ночи.
В ходе логоритмической музыкальной деятельности для детей создаются условия для возникновения у них выражения своих чувств, помощи каждому ребенку обрести веру в себя, создается ситуация успеха, поощряя любое усилие ребёнка, радуясь его творческим находкам. Желание каждого ребенка подражать взрослому и активно участвовать в процессе занятия осуществляется благодаря музыкальному сопровождению игр-инсценировок, танцев, пению песен. Использование сказочных персонажей, атрибутов сюжетно-ролевых игр стимулирует активность детей к речевой и другим формам деятельности.
- Алехина Т. «Речевые игры» – журнал «Музыкальный руководитель», №2, 2004 г.
- Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2007 г.
- Тютюнникова Т.Э. «Детское ансамблевое музицирование» «Программы и технологии» - журнал «Музыкальный руководитель», №2, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей дошкольников, через использование развивающих методов и приёмов.
Из опыта работы воспитателя по художественному труду....
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/23/picture-124584-1492937697.jpg)
Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных видов и техник рисования
Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных видов и техник рисования...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/08/picture-589416-1423418815.jpg)
Мастер - класс «Волшебный мир красок» «Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник рисования».
Проблема развития творческих способностей очень актуальна в наши дни, ведь из закомплексованных, скованных, неуверенных в себе детей вряд ли смогут вырасти действительно творческие личности. А с...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/01/picture-578169-1422792929.jpg)
Консультация для родителей. "Развитие творческих способностей дошкольников с использованием природного материала".
Материал содержит информацию для родителей о возможности развития творчества у детей при помощи природного материала....
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/27/picture-451904-1401174398.jpg)
«Развитие творческих способностей дошкольников через использование нетрадиционных методов в изобразительном искусстве»
Выступление из опыта работы...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/26/picture-1222851-1582738553.jpg)
Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования музыкально-игровой драматургии
Дети должны жить в мире красоты,игры, сказки, музыки, рисунка,фантазии, творчества. ...