Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 5-7 лет
рабочая программа по рисованию (старшая, подготовительная группа)

Щелканова Людмила Константиновна

Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 5-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_hud-est_razv.doc192 КБ

Предварительный просмотр:

Тюменская область

Ханты – Мансийский автономный округ – Югра

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад «Снегурочка»

Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 5-7 лет

Возраст детей 5-7 лет

Старшая, подготовительная группа детского сада.

Учебный курс программы рассчитан на реализацию в течение 2 лет

Автор-составитель Щелканова Л. К., воспитатель

Данная программа составлена для  детей 5-7 лет, старшая и подготовительная группа детского сада. Учебный курс программы рассчитан на реализацию в течение 2 лет.

Программа содержит подробное описание и рекомендации по организации изобразительной деятельности с использованием средств арт-терапии, нетрадиционных техник рисования.

Каждое из занятий включает в себя игры, направленные на развитие внимания, самоконтроля, повышение самооценки, снижения уровня тревожности,  а также  психосоматические и телесно-ориентированные упражнения.

На занятиях по рисованию у детей подготовительной группы особое внимание уделяется открытию изобразительных и выразительных возможностей изобразительных материалов, освоению графических материалов для развития графомоторных навыков.

На занятиях по рисованию у детей старшей группы особое внимание отводится на ознакомление с изобразительными и выразительными возможностями изобразительных материалов через нетрадиционные техники рисования.

В программу включены дидактические авторские пособия, с методическими рекомендациями, а также список необходимого материала и оборудования.

Программа предназначена для реализации в ДОУ воспитателем по изобразительной деятельности

Пояснительная записка

Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до возможности создания оригинального образа адекватными выразительными средствами. Движение от простого образа-представления к эстетическому обобщению осуществляется под влиянием взрослых, передающих детям основы социальной и духовной культуры.

Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства в эстетической деятельности.

Цель  программы

Формирование у детей старшего дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.

Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи.

Задачи

  • Формирование и развитие изобразительных способностей:
  • Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира.
  • Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами
  • Ознакомление с универсальным языком искусства – средствами художественно-образной выразительности.
  • Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах деятельности.
  • Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.
  • Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.
  • Формирование эстетической картины мира и основных элементов «Я – концепции – творца»

Принципы построения программы

Общепедагогические принципы, обусловленные единством учебно-воспитательного пространства

-принцип сезонности: построение и/или корректировка познавательного содержания программы с учетом природных и климатических особенностей данной местности

-принцип систематичности и последовательности: постановка и корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от хорошо известного к незнакомому»

-принцип цикличности: построение и корректировка содержания программы с постепенным усложнением и расширением от возраста к возрасту.

 -принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса.

-принцип развивающего характера художественного образования

-принцип природосообразности: постановка и корректировка задач художественно-творческого развития детей с учетом «природы» детей – возрастных особенностей и индивидуальных способностей.

Специфические принципы, обусловленные особенностями художественно-эстетической деятельности:

-принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом

-принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта

Принцип организации тематического пространства – основы для развития образных представлений

-принцип взаимосвязи обобщенных представлений и обобщенных способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа.

Программно-методическое обеспечение

Содержание воспитательно-образовательного процесса определяется программами художественно-эстетического развития:

Программа «Цветные ладошки», Лыкова И.А. , «Альбом с кляксами. Основы языка», Калинина Т.В.

Программа предполагает проведение двух занятий в неделю в неделю в изостудии «Разноцветные ладошки». Одно занятие – рисование, с использованием различных техник, одно занятие – моделирование из различных материалов: пластические материалы (пластилин, соленое тесто), бумага, бросовый материал (коробочки, крышки, пробки, пуговицы и т.д.)  Рекомендуемое число детей  10 человек.

Курс занятий разработан на два года и рассчитан на детей старшей (5-6 лет) и  подготовительной группы (6 – 7 лет).

  1. Общее количество занятий в год - 64  (приложение 1).
  2. Продолжительность занятия 25 - 30 минут.

На занятиях по рисованию у детей подготовительной группы особое внимание уделяется открытию изобразительных и выразительных возможностей изобразительных материалов, освоению графических материалов для развития графомоторных навыков.

На занятиях по рисованию у детей старшей группы особое внимание отводится на ознакомление с изобразительными и выразительными возможностями изобразительных материалов через нетрадиционные техники рисования.

Структура занятия 

Часть 1. Вводная.

  • Основная цель – настроить группу на совместную работу, создать положительный эмоциональный настрой, активизировать внимание детей.
  • Содержание: игры - приветствия, игры с именами, пальчиковая и артикуляционная гимнастика.

Часть 2. Основная или рабочая.

  • Основная смысловая нагрузка всего занятия зависит от цели занятия.
  • Изобразительная деятельность

Часть 3 . Завершающая.

  • Основная цель – создание у каждого ребенка чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии.
  • Содержание: предусматривается проведение общей игры, игры-прощания.

Поскольку программа рассчитана на детей дошкольного возраста, то педагог должен постоянно следить за тем, чтобы дети не уставали, не отвлекались, были включены в работу. Поэтому каждое занятие обязательно включает в себя методы и приёмы, способствующие саморегуляции детей, а именно:

  1. упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, напряжения).
  2. дыхательную гимнастику (действует успокаивающе на нервную систему, обогащает мозг кислородом, что способствует активизации мышления).
  3. мимическую гимнастику (направлена на снятие общего напряжения, играет большую роль в формировании выразительной речи детей).        

В каждом занятии, помимо новой информации есть повторы, так как занятия с повторяющимися элементами становятся близкими и понятными для детей.

После каждого занятия руководителю изостудии следует отмечать наиболее трудные для детей игры и упражнения и на их основании корректировать свою работу. Задания, с которыми дети справляются достаточно легко, рекомендуется в дальнейшем усложнить. При этом не стоит детей перегружать сложными задачами, так как именно опыт достижения успеха повышает самооценку.

Рисунки, а также детские пояснения к ним целесообразно собирать в именные папки.

Для более успешной реализации программы используются

авторские дидактические пособия .

Для развития мелкой моторики, умение координировать связь глаз-рука разработано и создано пособие  из бросового материала «Радужная полянка».

Для закрепления основных знаний о цветах и оттенках созданы наглядные пособия в виде настенных панно «Теплое солнышко», «Холодная снежинка», «Цветная капель»

Для развития умения составлять описательный рассказ по портрету и натюрморту  созданы наглядные дидактические пособия на основе ОТСМ  - ТРИЗ технологии.

Для развития композиционных умений создано пособие «Миниатюрный сад камней».

На занятиях используются следующие методы и приёмы работы:

Метод

Приёмы

Словесный

Чтение произведений

Беседа по произведению

Вопросы

Обсуждение

Практический

Элементы арт-терапии

Приёмы ОТСМ-ТРИЗ-РТВ

Нетрадиционные техники рисования

Моделирование из различных материалов

 Движение пальцами, руками

Игры

Упражнения

Наглядный

Показ иллюстраций, картинок, игрушек

Элементы инсценировки

Схемы

Алгоритмы

Просмотр видеороликов, сюжетов (проектор)

Оформление выставки

В связи с тем, что реализация данной программы проходит в детском саду, вынесение отдельно теоретических часов на освоение программы не представляется возможным из-за возрастных особенностей детей. Поэтому освоение теоретического и практического материала запланировано в течение одного занятия.

Учебно-тематический план для детей подготовительной группы

(6-7 лет) .

Вид деятельности

Название  тем

Месяц

Кол-во

часов

1

Лепка

«Такие разные часы»

Сентябрь

2 часа

2

Рисование

«Знойный лес»

2 часа

3

Рисование

«Осенние цветы»

Октябрь

2 часа

4

Лепка

«Копилка»

2 часа

5

Рисование

«Бабушкин сад»

2 часа

6

Лепка

«Камин с огоньком»

2 часа

7

Рисование

«Светлый замок»

Ноябрь

2 часа

8

Лепка

«Пылесос на генеральной уборке»

2 часа

9

Рисование

«Замок злого волшебника»

2 часа

10

Лепка

«Холодильник для игрушек»

2 часа

11

Лепка

«Ёлкины игрушки»

Декабрь

2 часа

12

Рисование

«Снежная зима»

2 часа

13

Лепка

«Чудесные колокольчики»

2 часа

14

Рисование

«Букет для Снежной королевы»

2 часа

15

Моделирование из фольги

«Дворец Снежной королевы»

Январь

2 часа

16

Рисование

«Лес Ледяного королевства»

2 часа

17

Лепка

«Красивые подсвечники»

2 часа

18

Рисование

«Замерзшие фрукты

2 часа

19

Рисование

«Городской парк»

Февраль

2 часа

20

Лепка

«Фоторамка»

2 часа

21

Рисование

«Вечерний город»

2 часа

22

Лепка

«Карандашница»

2 часа

23

Моделирование

«Волшебный сундук»

Март

2 часа

24

Рисование

«Город-дом»

2 часа

25

Моделирование

«Брелок»

2 часа

26

Рисование

«Дракон»

2 часа

27

Рисование

«Солнце и ветер»

Апрель

2 часа

28

Лепка

«Чудо-дерево»

2 часа

29

Рисование

«Муха-цокотуха»

2 часа

30

Моделирование

«Разноцветные крылья»

2 часа

31

Рисование

«Большая прогулка»

Май

2 часа

32

Моделирование

«Цветочные вазы и корзины»

2 часа

        Учебно-тематический план для детей старшей группы

(5-6 лет) .

Вид деятельности

Название  тем

Месяц

Кол-во

часов

1

Лепка

«Такие разные часы»

Сентябрь

2 часа

2

Рисование

«В садах созрели яблоки»

2 часа

3

Рисование

«Осенние цветы»

Октябрь

2 часа

4

Лепка

«Копилка»

2 часа

5

Рисование

«Ветка рябины»

2 часа

6

Лепка

«Камин с огоньком»

2 часа

7

Рисование

«Осенние мотивы»

Ноябрь

2 часа

8

Лепка

«Пылесос на генеральной уборке»

2 часа

9

Рисование

«Пейзаж у озера»

2 часа

10

Лепка

«Холодильник для игрушек»

2 часа

11

Лепка

«Ёлкины игрушки»

Декабрь

2 часа

12

Рисование

«Морозные узоры»

2 часа

13

Лепка

«Чудесные колокольчики»

2 часа

14

Рисование

«Снежная семья»

2 часа

15

Моделирование из фольги

«Дворец Снежной королевы»

Январь

2 часа

16

Рисование

«Витраж для дворца Снежной королевы»

2 часа

17

Лепка

«Красивые подсвечники»

2 часа

18

Рисование

«Пингвины на льдине»

2 часа

19

Рисование

«Снегири на ветках»

Февраль

2 часа

20

Лепка

«Фоторамка»

2 часа

21

Рисование

«Рисование нитками»

2 часа

22

Лепка

«Карандашница»

2 часа

23

Моделирование

«Волшебный сундук»

Март

2 часа

24

Рисование

«Каракулеграфия

2 часа

25

Моделирование

«Брелок»

2 часа

26

Рисование

«Дракон»

2 часа

27

Рисование

«Рисуем музыку»

Апрель

2 часа

28

Лепка

«Чудо-дерево»

2 часа

29

Рисование

«Попугаи»

2 часа

30

Моделирование

«Разноцветные крылья»

2 часа

31

Рисование

«Верблюд в пустыне»

Май

2 часа

32

Моделирование

«Цветочные вазы и корзины»

2 часа

Условия реализации образовательной программы

Оборудование:

- столы и стулья, соответствующие ростовым показателям детей;

- магнитная доска,

- экран,

-проектор или интерактивная доска;

Художественные материалы и инструменты:

- краски для пальцеграфии,

 - краски гуашевые 12 цветов

-краски акварельные 12 цветов

- кисти беличьи разного размера (№ 2, 3, 6, 9)

-кисти жесткие, щетина (3№)

- тушь цветная (для экспериментирования и тонирования бумаги)

- цветные и простые карандаши

-мелки восковые, масляные

- пастель

- фломастеры

- пластилин

- стеки

-доски подкладные

- ватные палочки

- губки разных размеров, тряпочки

- штампики, колпачки фломастеров,

 - ножницы,

- цветная бумага

- цветной картон

- клей-карандаш, клей ПВА

- скотч (прозрачный, двусторонний)

Набор дополнительных материалов

-Картонные коробочки разного размера (маленькие и средние) и формы (квадратные, прямоугольные, круглые)

-Пластиковые бутылки разного размера  (от лекарств, йогурта, воды)

-Металлические и стеклянные баночки небольшого размера (От кофе)

-Различные пробки (от вина, шампанского) и крышки (вода, йогурт)

-Бусины и пуговицы разного размера

-Тесьма, декоративные шнуры, шерстяные нитки

-Природный материал (шишки, семечки, крупа, ракушки, камешки)

- Коробочки от киндер-сюрпиза

-Фольга (пищевая в рулоне, от шоколада)

-Соль мелкая Экстра (1кг)

-Мука белая (1 кг)

Бумага, основа для композиций

-листы белой и тонированной бумаги (формат А4, А3, А1)

-рулоны обоев на бумажной основе

 

Музыкальный ряд:

К. Орф «Осень. Гномы»

Д. Христов «Золотые капельки»

Е. Ботляров «Драчун»

С. Рахманинов «Итальянская полька»

П. И. Чайковский «Вальс цветов»

М. Мусоргский «Слеза»

М. К. Чюрленис Симфоническая поэма «Море» (фрагмент)

К. Дебюсси «Облака»

Л. Шестакова «Сказка про дождик и тучу» (фрагмент)

 П. И.Чайковский «Щелкунчик» (танец феи Драже)

Э. Гольденберг «Этюд на черных клавишах»

Н. Артболевская « Дрессированные собачки»

 П. И. Чайковский «Зимние грезы» (пьесы «Декабрь», «Январь», «Февраль»)

Е. Ботляров «Музыкальная шкатулка»

В. А. Моцарт «Колыбельная»

Список литературы

  1. Арцишевская И. Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. – М.: Просвещение;  2005. – 64 с.
  2. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. – М.: Издательство Скрипторий 2003; 2007. – 72 с.
  3. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. – М.: Издательство Скрипторий 2003; 2007. – 72 с.
  4. Дубровская Н. В. Яркие ладошки. Рисунки-аппликации: Рабочая тетрадь для детей 3 – 4 лет. – СПб.: Детство-пресс;2006. – 8 с.
  5. Дубровская Н. В. Яркие ладошки. Рисунки из ладошек: Рабочая тетрадь для детей 4 - 5 лет. – СПб.: Детство-пресс;2006. – 24 с.
  6. Дубина Л. А. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и игровых упражнений. – М.: Книголюб; 2006. – 64 с.
  7. Ильина М. В. Развитие невербального воображения. – М.: Просвещение; 2004. – 64 с.
  8. Ильина М. В. Развитие вербального воображения. – М.: Просвещение; 2004. – 65 с.
  9. Котенко Л. В. Что мы знаем о цвете? Курс развивающих занятий для дошкольников. – М.: Просвещение;  2005. – 48 с.
  10. Кожохина С. К. Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности. – М.: Просвещение; 2002. – 192 с.
  11. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. – М.: Просвещение; 2007. – 208 с.
  12. Лебеденко Е. Н. Развитие самосознания и индивидуальности. Выпуск 1. Какой Я?. – М.: Просвещение; 2005. – 64 с.
  13. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007. – 144с.
  14. Никифорова Л. А. Вкус и запах радости: Цикл занятий по развитию эмоциональной сферы.- М.: Просвещение; 2005. – 48 с.
  15. Постоева Л. Д., Лукина Г. А. Интегрированные коррекционно-развивающие занятия для детей 4 – 6 лет.- М.. : Просвещение;  2006. – 64 с.
  16. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий. / Под ред. О. С. Ушаковой. – М.: Просвещение; 2005. – 160 с.
  17. Рузанова Ю.В. развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток. – СПб.: КАРО; 2007. – 160 с.
  18. Фопель К. Привет, ушки! Подвижные игры для детей 3 – 6 лет. – М.: Просвещение; 2005. – 143 с.
  19. Фопель К. Привет, ножки! Подвижные игры для детей 3 – 6 лет. – М.: Просвещение;  2005. – 143 с.

Задачи художественно-творческого развития детей 5-6 лет

В рисовании

Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками (смешивать краски для получения новых цветов и оттенков; легко, уверенно пользоваться кистью – умело проводить линии в разных направлениях, в декоративном рисовании создавать элементы узора всем ворсом кисти или концом); учить рисовать акварельными красками; показать возможность решения одного образа с помощью нескольких цветов и оттенков(разные оттенки желтого при изображении осенних листьев, несколько оттенков разного при изображении яблока); познакомить с приемом рисования простым карандашом, пастелью, мелками. Знакомить с различными нетрадиционными техниками рисования для достижения поставленных задач.

В лепке

Учить детей анализировать форму предмета, объяснять связь между пластической формой и способом лепки; совершенствовать изобразительную технику – продолжать освоение рельефной лепки, скульптурного способа или лепки из целого куска путем вытягивания частей; показать способ лепки на форме или каркасе для прочности сооружения, предлагать на выбор приемы декорирования лепного образа (рельефные налепы, прорезание стекой). Учить мыслить нестандартно, уметь применять и соединять различные материалы: пластический и бросовый для создания новых оригинальных и полезных предметов.

В аппликации

Закреплять умение создавать сложные образы: симметричное вырезание из сложенной вдвое бумаги, силуэтное вырезание по нарисованному или воображаемому контуру для изображения несимметричных предметов; накладная аппликация для получения много цветных образов, несложный прорезной декор для изготовления ажурных изделий.

Развивать умение  мыслить нестандартно, уметь применять и соединять различные материалы: бумагопластику и бросовый для создания новых оригинальных и полезных предметов.

Задачи художественно-творческого развития детей 6 - 7 лет

В рисовании

Совершенствовать технику рисования гуашевыми и акварельными красками (свободно экспериментировать, смешивая разные краски для получения задуманных цветов и оттенков); самостоятельно выбирать художественные материалы для создания выразительного образа. Совершенствовать умение работать графическими материалами для развития графомоторных навыков, умения ориентироваться на листе бумаги.

В лепке

Побуждать детей создавать  динамичные выразительные образы, самостоятельно выбирать материал, способ лепки (скульптурный, комбинированный, конструктивный, модульный, рельефный), приемы декорирования образа.

В аппликации

 Инициировать самостоятельный выбор  детьми разных способов создания выразительного образа (обрывание, выщипывание или сминание бумажной формы для передачи фактуры, вырезание симметричное , силуэтное, свободное сочетание разных техник)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа студии изобразительного творчества "Вдохновение" (на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 4-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А. по теме «Экопластика в детском творчестве»)

Рабочая программа студии изобразительного творчества "Вдохновение" (на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 4-7 лет  «Цветные ладошки» Лыковой И.А. по теме «Экоп...

Рабочая программа художественного воспитания, обучения и развития детей 4-5 лет "Цветные ладошки"

Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятель...

Парциальная программа художественного воспитания, обучения и развития детей 3 – 5 лет «Волшебные краски»

     Парциальная программа «Волшебные краски» имеет художественно-эстетическую направленность и предполагает  развития у дошкольников художественно-творческих способностей в...

Презентация авторской программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыковой в соответствии с ФГОС ДО

Автором И.А. Лыковой представлен новый подход к художественно-творческому развитию детей, в котором гармонично (как на палитре художника) сочетаются классика и современность, традиции и новаторство, у...

Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А.

Пояснительная записка  Программа  составлена   на основе Программы художественного  воспитания, обучения и развития детей  2-7  лет «Цветные  ладошки» Лыковой...