1.4.Организация развивающей предметно-пространственной среды
материал (средняя группа)
Предварительный просмотр:
1.4. Организация развивающей предметно – пространственной среды
В нашей группе «Одуванчик» организация развивающей среды построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов и уровня активности. При построении развивающего пространства в группе соблюдали ряд педагогических принципов:
Содержательно – насыщенность - это разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе. Они должны соответствовать возрастным особенностям и содержанию программы.
Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений развивающей предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, от меняющихся интересов и возможностей детей.
Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды.
Вариативность среды предполагает наличие различных пространств, периодическую сменяемость игрового материала, разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми, появление новых предметов.
Доступность среды предполагает доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность, свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности, исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность среды предполагает соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и безопасности, т. е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия.
Развивающая предметно-пространственная среда организована с учетом ФГОС, где четко прослеживаются все пять образовательных областей:
- социально-коммуникативное;
- познавательное;
- речевое;
- художественно-эстетическое;
- физическое.
Всё пространство в группе я разделила на определенные зоны или центры, которые, при желании и необходимости, легко трансформируются. Они оснащены большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
Центр сюжетно – ролевых игр «Строитель», «Автомеханик» «Почта» «Больница» «Семья»
Оборудование и пособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы». В центре «Семья» есть детская мягкая мебель, коляски, посуда детская, куклы. Также формируются конкретные представления о строительстве, его этапах, закреплять знания о рабочих профессиях. Дети узнают реалистические представления о труде людей на почте и в больнице, расширяются знания детей о труде работников автосервиса. Развивать интерес к профессии шофера, автомеханика.
Центр природы
В этом центре уголка есть комнатные растения, фартуки и нарукавники, палочки для рыхления, детские грабли и лопатки, лейки). В центре природы дети наблюдают и ухаживают за растениями .
Значение центра природы- это возможность хорошо рассмотреть объект, наблюдать за ним длительное время, развитие познавательных процессов у детей и формирование трудовых навыков и трудолюбия.
Центр изодеятельности
Этот центр для развития изобразительной деятельности.
Поэтому в уголке есть фломастеры, мелки, наборы карандашей, трафареты, пластилин, бумага для рисования, гуашь и кисти, раскраски, шаблоны
Центр настольно-печатных игр
В этом центре есть логические настольно-печатные игры , игры для развития мелкой моторики , пазлы, мозаики итд.
Центр музыки
Основная цель центра музыки - получить эстетически воспитанную и развитую, умеющую эмоционально воспринимать содержание музыкального произведения личность, научить ребенка проникаться настроением, мыслями, чувствами.
Центр театра
Мы знакомим наших детей с миром театра, с различными видами театра, что бы каждый ребенок мог выбрать именно тот театр, который ему наиболее близок и удобен.
Центр ПДД
Центр безопасности дорожного движения интересует в первую очередь мальчиков. Он для закрепления знаний правил дорожного движения. Тут есть транспортные средства, светофор, дорожные знаки, дидактические игры.
Центр двигательной активности для мальчиков
Здесь разные виды машин, мягкий строительный материал для постройки гаражей
Физкультурный центр
Есть мячи разного размера скакалки, кегли, дартс, самодельные массажные веревки, массажные дорожки-атрибуты для закаливания, альбомы «Подвижные игры на прогулке», «Дыхательная гимнастика», «Гимнастика для глаз», «Виды спорта» и беговая дорожка.
\
К
К
Книжный уголок
Центр книги
Здесь мы размещаем книги соответственно по возрасту детей, а также по тематике недели. Вместе с детьми рассматриваем любимые книги детей. Все книги для детей размещены на доступном месте. Дети в свободное время от занятия берут книги и рассказывают друг другу о том, что они увидели.
Центр патриотического воспитания
В этом уголке есть фотографии Президента страны и Председателя Правительства РТ, флагов и гербов РФ и РТ и атрибуты национальной культуры нашей Малой Родины. Куклы в национальных костюмах.
Мини-музей «Наша Тува»
В этом мини-музее есть атрибуты которые касаются нашей Республики Тыва-музыкальные инструменты, игральные кости, Животные которые у нас есть, обелиск «Центр Азии», статуэтки, шкатулки итд.
Центр «Уединения»
Дети успокаиваются, находясь в тихой обстановке. У них появляется желание снова поиграть, общаться с товарищами.
Этот центр для создания благоприятных условий для реализации индивидуальной потребности ребенка в покое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации в связи с введением ФГОС
В статье раскрыт вопрос актуальности организации предметно-простанственной среды. Описаны требования,принципы к созданию предметно-пространственной среды, отдельно выделены правила.Учитываются ...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО
Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в подготовительной группе.
Предметно- развивающаяся среда в детсаде....
Представление опыта на ГМО по теме "Организация развивающей предметно-пространственной макро-среды территории детского детского сада"
1. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к насыщению и об...
Сборник материалов Территориальной интернет-выставки нестандартного оборудования "Организация развивающей предметно-пространственной среды, направленной на организацию физического развития и оздоровления в дошкольной образовательной организации"
Сборник материалов Территориальной интернет-выставки нестандартного оборудования "Организация развивающей предметно-пространственной среды, направленной на организацию физического развития и оздо...