Семинар-практикум «Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ»
материал
Известно, что дошкольный детство — это уникальное время для развития способностей ребенка. Одна из наиболее важных способностей — способность к познанию.Основными принципами ДО в соответствии ФГОС ДО является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. В основе познавательно –исследовательской деятельности дошкольника лежат любознательность, стремление к открытиям, жажда познания. Опытно -экспериментальная деятельность в ДОУ позволяет удовлетворить эти потребности и ем самым продвинуть развитие дошкольника вперед, развить его личностные, физические и интеллектуальные качества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_praktikum_poznavatelno_issledovatelskaya_deyatelnost.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум
«Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ»
Цель. Познакомить педагогов с проектной деятельностью для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овладении ими технологий проектирования.
Задачи.
1. Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей.
2. Повышать методический уровень педагогов.
3. Способствовать творческому поиску.
План.
1. Вступление.
2. Выступление педагогов.
3. Вопросы – ответы. Структура проекта. Просмотр презентаций.
4. Практическая часть.
5. Заключение.
6. Рефлексия.
I. Вступление.
Уважаемые педагоги! Позвольте вам напомнить, что в последнее время вопросом
развития познавательной деятельности дошкольников уделяется особенное внимание. Наряду с этим, в концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) одним из оснований преемственности дошкольного и начального школьного звена, выделяют развитие любознательности дошкольника как основы познавательной активности.
В последнее время в практике дошкольных учреждений активно применяется инновационный метод проблемного и интегрированного обучения. Это метод проектов. Основа этого метода - самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в жизнь. В переводе с греческого проект – путь исследования.
В основе ФГОС заложены принципы: (вот некоторые из них)
Основные принципы дошкольного образования:
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным;
- участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество Организации с семьёй;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
В нашем структурном подразделении дошкольного учреждения уделяется большое внимание и широко используется проектная деятельность.
В процессе проектной деятельности мы делаем акцент на развитие:
- познавательной инициативы;
- освоения ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта;
- расширение кругозора детей.
В современной педагогике и психологии выстроился определенный подход к организации проектной деятельности, например в данном направлении работают:
Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса, Е.С.Евдокимова, Н.А. Рыжова, Н.А. Короткова и др.
Проектная деятельность также позволяет включать родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения. В процессе подготовки совместной презентации родители помогают детям найти знания, информацию через интернет, энциклопедию и другие источники.
II. Выступление педагогов.
А сейчас давайте выслушаем группу педагогов, которые ознакомят нас с теоретическим анализом психолого-педагогической литературы по данной проблеме:
1. Воспитатель подготовительной группы «Светлячки». Анализ книги;
Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников»;
2. Воспитатель подготовительной группы «Сказка». Анализ книги Евдокимова Е. С. «Проект как мотивация к познанию»;
3. Воспитатель старшей группы «Непоседы». Анализ книги Н.А. Рыжова «Напиши письмо сове» экологический проект;
4. Воспитатель старшей группы «Солнышко». Анализ периодической печати.
III. Вопросы – ответы. Структура проекта.
Уважаемые педагоги! Мы прослушали выступления наших коллег. Естественно у кого-то возникли какие-то вопросы. Я не исключение.
Первый вопрос у меня ко всем вам самый простой – «А как вы считаете, зачем вообще нужны проекты?»
Предполагаемые ответы:
Проекты нужны для развития у детей: мышления, воображения, внимания, памяти, речи, умения слушать, укрепляют самостоятельность, познавательную деятельность детей. Исследовательские проекты развивают наблюдательность. Творческие проекты развивают творческие способности детей.
Второй вопрос – «А какую роль в организации проектной деятельности играет педагог?
Предполагаемые ответы:
Педагог должен знать проект поэтапно, его особенностей, проблематики, будущности. Поставить цели и задачи данного проекта – для себя. Воспитатель должен организовать проблемную ситуацию. Ознакомить с проектом родителей, а при необходимости и помочь. Заинтересовать каждого ребенка, поддерживать все его начинания.
Следующий вопрос – «А каковы на ваш взгляд основные этапы метода проектов?»
Предполагаемые ответы:
Тарасова предложила проект как «5 П»
Проблема – Планирование - Поис информации – Продукт - Презентация
- помочь ребёнку в выборе вопроса;
- разработать проект – план;
- выполнение проекта – практическая часть;
- подведение итогов – показ презентаций.
«С чего же начать проект и как заинтересовать детей?»
Предполагаемые ответы:
- В самом начале проекта воспитатель должен создать проблемную ситуацию, озвучит какую-либо проблему, просьбу или вопрос, побуждающие детей искать выход из создавшегося положения и комплексно решать задачи.
- Кто-то пришел.
- Организовать ситуацию (сменить мыло на кирпичик, перекрыть воду в кране).
- Что-то делать в присутствии детей (физические упражнения, вышивать, рассказывать стихи и пр.).
- Чаще всего, педагоги в качестве источника используют событие.
«А про какие виды проектов вы узнали?»
Предполагаемые ответы:
Евдокимова предлагает 4 вида проектов: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.
Веракса 3 вида проектов: исследовательские, творческие, нормативные.
«А как долго может длиться проект и коков состав его участников?»
Предполагаемые ответы:
Проекты бывают: краткосрочные, средней продолжительности и долгосрочные, индивидуальные, парные, групповые и фронтальные.
А теперь составим с вами примерный план проектной деятельности.
Примерный план.
1. Поставить цель проекта.
2. Разработка плана достижения цели.
3. Привлечение специалистов.
4. Составление плана-схемы проекта.
5. Сбор, накопление материала.
6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
7. Презентация проекта, открытое занятие.
Для закрепления прослушанного предлагаю вам посмотреть наиболее интересные проекты, которые предоставлены на ГМЦ и проекты нашего структурного подразделения которые участвовали в городском конкурсе проектов.
IV. Практическая часть.
Перейдем теперь от теории к практике, предлагаю вам разделиться на 3 группы и каждая группа должна разработать план-проект.
Первая группа разрабатывает план исследовательского проекта.
Вторая группа - творческий проект.
Третья группа – нормативный проект.
Защита проектов.
V. Заключение
Уважаемые коллеги! Полагаю, что наш семинар прошел плодотворно и динамично, было прослушано достаточно много интересных выступлений. Позвольте мне на основании выслушанного и высказанного, а также опираясь на литературные изыскания в области проектной деятельности, отметить некоторые важные стороны данного вопроса, а именно: познавательная активность дошкольника проявляется сейчас ставиться на первое место. Ребенок должен уметь принимать от взрослого и самостоятельно ставить познавательную задачу, составлять план действий, отбирать средства и способы ее решения. В нашем структурном подразделении мы уже давно работаем по проектной деятельности, и наши дети и их родители с удовольствием включаются в этот процесс. Спасибо за внимание!
VI. Рефлексия.
А теперь предлагаю вам оценить работу на семинаре, вам предлагается поставить отметку в виде точки на мишени в четырех секторах.
Деятельность ведущего.
Содержание семинара.
Деятельность участника (самооценка).
Психологический климат в группе.
Оценка осуществляется по 10-балльной шкале (заранее готовится мишень).
Литература:
Методическая поддержка старшего воспитателя. Рыба-диск "Проектная деятельность в ДОУ", МЦФЭР, ресурсы образования.
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-Синтез, 2014.- 64 с.
Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. - М.Айрис-пресс, 2008. - 208 с. - (Дошкольное воспитание и развитие).
Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.// Управление ДОУ. 2004. - № 4. С. 99-101.
Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. –М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. - 208с.
Рыжова Н.А. Напиши письмо сове: книга для детского сада и начальной школы: экологический проект. – М.: Карапуз-Дидактика, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность по коммуникации и продуктивной деятельности «Ателье» (15 минут). Самостоятельная деятельность детей (10 минут). Непосредственно образовательная деятельность в средней группе по художественному творчеству «Вос
Позанкомятся с профессиями работников ателье по пошиву одежды. Поупражняются в дифференциации одежды по сезону (летняя, осенняя, зимняя, весеннняяя). Совместно выполнят поделку из разых видов ткани....
Конспект интегрированной деятельности образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по познавательному развитию и изобразительной деятельности "Россия - хозяйка Зимней Олимпиады в Сочи".
Итоговое мероприятие с детьми по закреплению знаний о зимней Олимпиаде в Сочи; воспитанию здорового образа жизни посредством полученных знаний на предварительных занятиях. Отображение в детских творче...
Семинар-практикум "Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ"
Цель: 1. Создание системы работы по внедрению технологии - "метод проектов". 2.Обеспечить условия для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овладении ими технологий проект...
Организация совместной и самостоятельной деятельности по конструированию из природного материала: планирование совместной деятельности с детьми 3 – 7 лет, алгоритмы самостоятельной деятельности для детей 5 – 7 лет
В педагогическом опыте представлен перспективно-тематический план совместной деятельности по конструированию из природного материала по всем возрастным группам. Для самостоятельной деятельности -...
«Предметная деятельность: сущность, значение для разностороннего развития ребенка .Особенности развития предметной деятельности в младенческом и раннем возрасте. Методика формирования предметной деятельности»
1.Предметная деятельность: сущность, значение для разностороннего развития ребенка. Особенности развития предметной деятельности в младенческом и раннем возрасте. Методика формирования предметной деят...
Конспект образовательной деятельности, осуществляемый в совместной деятельности педагога с детьми в процессе организации различных видов детской деятельности в подготовительной группе «Птицы - наши друзья»
образовательная деятельность проводится в форме викторины "Что,где, когда?", выбирают две команды (игроков по пять человек, идёт представление участников игры, выбираются капитаны, названия команд). В...
Семинар-практикум "Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ"
Семинар-практикум"Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ"...