проект по сказкотерапии
проект (средняя группа)
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной, креативной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь зависит от адекватного подбора содержания и применения педагогически выверенных методов и средств.
На рубеже 60-70-х годов ХХ века появился уникальный метод работы с внутренним миром ребенка – сказкотерапия, разработанный М. Эриксоном.
Сказка – это повествовательное, народнопоэтическое произведение о вымышленных мирах и событиях, преимущественно с участием волшебных сил (Ожегов).
Мудрецы говорят, что самое главное – напитать душу ребенка добром. Наверное, это и есть главная задача сказок.
Терапия – уход, забота, лечение.
В научно – педагогической литературе, сказкотерапия - это забота об эмоциональном и психологическом здоровье личности средствами народнопоэтических произведений (т.е. сказами).
Цель метода сказкотерапии - активизация творческого созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания.
Секрет метода заключается в том, что в сказкотерапии важно последствие – та мощная сила, стимулирующая развитие личности. Развитие, не зависящее от психолога – собственное развитие.
Цель проекта – развитие интеллектуальной сферы ребенка дошкольника 4-5 лет методом сказкотерапии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_skazkoterapii.docx | 81.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 180 «Журавлик» города Чебоксары Чувашской Республики
Автор-составитель: воспитатель
Федорова Наталья Анатольевна
Чебоксары, 2017 г.
Информационная карта проекта
Наименование проекта | «Развитие интеллектуальной сферы ребенка дошкольника 4-5 лет методом сказкотерапии» |
Вид проекта | Творческий, ролево-игровой, комплексный |
Основание для разработки проекта |
программа дошкольного образования» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой |
Цель проекта | Развитие интеллектуальной сферы ребенка дошкольника 4-5 лет методом сказкотерапии |
Задачи проекта |
|
Описание проекта | В проекте представлена системная технология развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством погружения ребёнка в сказку через различные виды деятельности: театрально-игровую, речевую, продуктивно-творческую. Проект рассчитан на совместную деятельность детей, родителей, воспитателей и специалистов ДОУ, что способствует укреплению связей в едином образовательном пространстве: ребенок – семья – ДОУ. Проект содержит перспективные планы работы с детьми, взаимодействия с родителями, воспитателями и специалистами ДОУ; конспекты занятий, творческие игры и задания. Для эффективной реализации проекта необходимы условия, которые представлены как ресурсное обеспечение проекта. |
Сроки реализации проекта | 1год (с сентября 2017г. - май 2018г.). |
Этапы реализации проекта | I этап (подготовительный): Диагностика детей, составление плана работы, подготовка практического материала; II этап (основной): Проведение занятий, прослушивание русских народных сказок в аудиозаписи, драматизация сказок, показ настольного театра, проведение совместных мероприятий с родителями; III этап (заключительный): Показательное выступление - лучшая фитбол - сказка, придуманная детьми и родителями по конкурсу «Семейное словотворчество»; проведение диагностики на конец года с целью отслеживания результата работы |
Порядок управления реализации проекта | Управление реализацией проекта осуществляется воспитателем дошкольного учреждения в процессе воспитательно-образовательного процесса ДОУ. |
Участники проекта | Дети, родители, воспитатели и специалисты ДОУ |
Место реализации проекта | МБДОУ «Детский сад №180» г. Чебоксары |
Разработчик проекта | Федорова Наталья Анатольевна, воспитатель |
Порядок мониторинга проекта | Оценка творческой деятельности воспитанников отслеживается через диагностику уровней умений и навыков дошкольников по театрализованной деятельности (адаптированная диагностика Комаровой Т.С. и Антипиной Е.А), которая проводится на основе творческих заданий, театрализации сказок, наблюдения во время проектной деятельности; |
Ожидаемые результаты |
|
Краткая аннотация проекта
В проекте представлены разработанные и апробированные занятия с элементами сказкотерапии, а также эффективные формы обучения детей среднего дошкольного возраста, направленные на активизацию творческого потенциала личности ребенка, что отвечает современным запросам системы образования и социальному заказу общества.
Актуальность
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной, креативной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь зависит от адекватного подбора содержания и применения педагогически выверенных методов и средств.
На рубеже 60-70-х годов ХХ века появился уникальный метод работы с внутренним миром ребенка – сказкотерапия, разработанный М. Эриксоном.
Сказка – это повествовательное, народнопоэтическое произведение о вымышленных мирах и событиях, преимущественно с участием волшебных сил (Ожегов).
Мудрецы говорят, что самое главное – напитать душу ребенка добром. Наверное, это и есть главная задача сказок.
Терапия – уход, забота, лечение.
В научно – педагогической литературе, сказкотерапия - это забота об эмоциональном и психологическом здоровье личности средствами народнопоэтических произведений (т.е. сказами).
Цель метода сказкотерапии - активизация творческого созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания.
Секрет метода заключается в том, что в сказкотерапии важно последствие – та мощная сила, стимулирующая развитие личности. Развитие, не зависящее от психолога – собственное развитие.
Цель проекта – развитие интеллектуальной сферы ребенка дошкольника 4-5 лет методом сказкотерапии.
Задачи:
Образовательные:
- формирование понимания эмоционального состояния героев сказок и своего собственного;
- формирование практических навыков и умений двигательного воображения
Развивающие:
- развитие навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов;
- развитие детского творчества в различных видах деятельности (продуктивная, речевая, художественная, игровая);
- совершенствование навыков связной (диалогической, монологической) речи детей
Воспитательные:
- воспитание интереса к сказкам;
- воспитание умения совместно работать над постановкой, выступать вместе с коллективом сверстников.
Ожидаемые результаты
- формирование у детей понимания эмоционального состояния героев сказок и передачи их образов, используя различные средства выразительности (мимику, жесты, движения, интонацию);
- формирование практических навыков и умений двигательного воображения;
- развитие творческих способностей в различных видах деятельности (художественной, речевой, музыкальной и игровой);
- выразительное исполнение монологов, диалогов, реплик;
- овладение навыками публичных выступлений;
- формирование устойчивого интереса к сказкам;
- формирование команды единомышленников: педагогов, детей и родителей;
- повышение профессионализма в использовании метода проектов в образовательной деятельности.
Исполнители проекта и основные участники:
В данном проекте примут участие дети среднего дошкольного возраста, их родители, воспитатели и специалисты ДОУ, что способствует укреплению связей в едином образовательном пространстве: ребенок – семья – ДОУ.
Формы подведения итогов реализации проекта:
- Показательное выступление - лучшая фитбол - сказка, придуманная детьми и родителями по конкурсу «Семейное словотворчество»
- Диагностика на начало и конец года (приложение 1).
Сроки и этапы реализации проекта:
Раздел | Сроки | Формы работы | Выход |
1.Подготовительный | Диагностика детей, составление плана работы, подготовка практического материала: наглядно – дидактических пособий, иллюстраций, аудио и видео материалов, подбор библиотеки, оформление уголка для родителей по русским народным сказкам- консультационный материал, советы, рекомендации. | Конспекты занятий, консультации, наглядно-иллюстрированный материал, дидактические игры: «Узнай сказку» «Собери сказку» «Кто лишний» «Узнай по силуэту» | |
2. Основной | Совместная деятельность взрослых и детей: фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятия, прослушивание русских народных сказок в аудиозаписи, драматизация сказок, показ настольного театра, проведение совместных мероприятий с родителями: мастер-класс, семейное словотворчество, совместно-продуктивное творчество (конкурсы рисунков, творческая мастерская по изготовлению атрибутов, декораций, афиш к спектаклю, разных видов театра. | Открытые мероприятия, выставка детских рисунков по теме «Моя любимая сказка», наполнение предметно–развивающей среды костюмами, декорациями, атрибутами к спектаклю, разными видами театра | |
3.Заключительный | Показательное выступление: лучшая фитбол-сказка, приду-манная детьми и родителями по конкурсу: «Семейное словотворчество»; проведение диагностики на конец года с целью отслеживания результатов работы | Рефлексия (самоанализ) |
Перспективный план работы с детьми
№ п/п | Тема | Цель | Формы работы | Месяц |
1 | Знакомство со сказкой «Теремок» | Познакомить детей с действием сериации (выстраивание объектов в порядке возрастания и убывания какого - либо признака) – одно из первых мыслительных действий в дошкольном возрасте; развитие творческого воображения и речи. | 8 занятий: 1.читаем сказку и отвечаем на вопросы; 2.раскладываем картинки; 3.замещаем персонажей сказки; 4.моделируем сказку; 5.разыгрываем сказ-ку6.рассказываем фрагменты сказки; 7.рассказываем всю сказку; 8.рызыгрываем сказку с помощью фитбол – мячей (здоровьесберегающие технологии) | сентябрь |
2 | Сказка с шумовым сопровождением «Заяц в лесу». | Комплексное развитие ребенка: мелкой моторики, слуховой памяти, творческой фантазии, формирование навыков сотрудничества и сотворчества. | Чтение сказки, используя между паузами звуковые эффекты | октябрь |
3 | «Просто так» (стретчинг с элементами сказкотерапии) | Укрепление здоровья, развитие двигательной памяти, творческого мышления и воображения. | Специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме под речитатив сказок | ноябрь |
4 | Сказка «Три медведя» | Развитие мышления, творческого воображения и речи. | 8 занятий: 1. читаем сказку и отвечаем на вопросы; 2.раскладываем картинки; 3.подбираем предметы по величине; 4.моде-лируем сказку; 5.разыгрываем сказку; 6.рассказываем фрагменты сказки; 7.рассказываем всю сказку; 8.рызыгрываем сказку с помощью театра-масок или магнитного театра | декабрь |
5 | «Сказки вместе сочиняем, а потом мы в них играем» «Звери шли к теремку и оставили следы» | Развитие творческого воображения и мышления закрепление пройденного материала (сказка «Теремок»), развитие творческого воображения | Семейное словотворчество Игры на прогулке (дети оставляют следы на снегу) | январь |
6 | Сказка «Три поросенка» | Развитие мышления, творческого воображения и речи. | 8 занятий: 1. читаем сказку и отвечаем на вопросы; 2.раскладываем картинки; 3.подбираем предметы по величине; 4.моделируем сказку; 5.разыгрываем сказку; 6.рассказываем фрагменты сказки; 7.рассказываем всю сказку; 8.рызыгрываем сказку с помощью кукольного театра или «театра кружек» | февраль |
7 | «Моя любимая сказка» Сказка «Репка» | Учить выражать своё отношение к героям, отображать свои эмоции в рисунках, формировать и развивать творческий замысел и фантазию. Укрепление здоровья, развитие двигательной памяти и творческого воображения | Изобразительная деятельность Разыгрываем сказку с помощью фитбол – мячей (здоровьесберегающие технологии) | март |
8 | Игровые занятия: «Сказка за сказкой»; «Сказка по кругу» (с мячом); «Вы попали в сказку»; Игра-танец «Мы из сказки»; Игры в уголке ряженья (переодевание в костюмы персонажей сказки) | Продолжать знакомить детей с разными чертами характера литературного персонажа. Учить рассказывать новую сказку, передавая мяч друг другу. Развивать творческое мышление детей обучать выполнять ритмико - двигательные движения, проявляя творческую импровизацию | Игровая деятельность Художественная деятельность | апрель |
9 | Игровая деятельность Д/игры: «Узнай сказку», «Собери сказку», «Кто лишний», «Узнай по силуэту». | Закрепить знания о героях сказки. Учить по силуэту, характерной форме узнавать сказочных героев, описывать их внешний вид и характерные признаки. | Игровая деятельность | апрель |
10 | Аппликация: пригласительная открытка на спектакль | Воспитывать интерес к театрально - игровой деятельности, желание создавать открытки - приглашения для родителей, поддерживать стремление проявлять свою творческую фантазию, воображение в изготовлении приглашений. | Ручной труд | май |
11 | «Фитбол сказки» (придуманные детьми и родителями) | Развитие двигательного воображения, творческого мышления | Художественная деятельность | май |
Перспективный план работы с родителями
№ п/п | Форма работы | Тема | Сроки |
1 | Консультация – рекомендация на информационном стенде | «Роль сказки в жизни ребенка» | сентябрь |
2 | Работа библиотеки «В помощь родителям» | «Играем в сказку» (сборник Д/игр, заданий, вопросов, аудио-сказок, игровых ситуаций по сюжетам сказок). | сентябрь - октябрь |
3 | Консультация | «Речевые игры по мотивам русских народных сказок» | ноябрь |
4 | Консультация –практикум | «Сказки на кончиках пальцев» | ноябрь |
5 | Консультация в форме презентации | «Вкусная сказка из теста» | декабрь |
6 | Семейное словотворчество | Сказки вместе сочиняем, а потом мы в них играем. | январь |
Родительская Мастерская (изготовление атрибутов, костюмов, декораций для спектакля) | Мастерим для театра | февраль -март | |
Изготовление театральной афиши (детско-родительское творчество) | «Спешите видеть!» | апрель | |
Фоторепортаж | «Готовимся к спектаклю» | май | |
Просмотр спектакля и отзывы родителей на премьеру | «Мы спектакль посмотрели..» | май |
Перспективный план работы с воспитателями и специалистами ДОУ:
№ п/п | Форма работы | Тема | Сроки |
1 | Консультация | «Сказкотерапия как мощный инструмент формирования и развития личности ребенка» | сентябрь |
2 | Семинар-аукцион | «Ребенок. Сказка. Творчество» | октябрь |
3 | Семинар-практикум (Су-Джок терапия – упражнения с массажным мячом по мотивам русских сказок) | «Сказочные мячики» | ноябрь |
4 | Презентация | «Кукольный театр » | ноябрь |
5 | Мастер-класс (персонажи кукольного театра) | «Сказки на картоне» | декабрь |
6 | Оформление картотеки | «Подвижные игры по мотивам русских народных сказок» | январь |
Ресурсное обеспечение проекта
- Учебно-методическое:
- Программная литература по проектированию: Романова Т.А. «Проектирование развития ДОУ»;
- Методические рекомендации по сказкам: «Теремок», «Три медведя», «Три поросенка» (Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса);
- Методические разработки «Занимательный материал» (художественная литература, наглядные пособия, дидактические игры, аудио-сказки, подборка речевых, подвижных игр, упражнений с массажным мячом по мотивам русских сказок, подборка консультаций для родителей, воспитателей и специалистов ДОУ, презентации);
- Диагностико-дидактическое обеспечение (Т.С.Комарова)
- Материально-техническое:
- Магнитофон с возможностью проигрывания записей на CD-RW и CD-R как в формате CD-audio, так и в формате МР3, по возможности - компьютер и мультимедийный проектор;
- Театральные реквизиты по сказкам,набор театральных костюмов;
- Разные виды театра: кукольный, пальчиковый, настольный, плоскостной, «театр кружек»;
- Канцелярские принадлежности;
- Спортивное оборудование: гимнастические коврики, мячи «Су-Джок», фитболы.
Список литературы:
- Агапова И.А., Давыдова М.А. Театрализованные занятия и игры в детском саду. - М.: АРКТИ, 2010.- 144 с.
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Методические рекомендации к наглядно-дидактическому пособию «Теремок» - М.: Мозайка-синтез, 2009.-10с.
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Методические рекомендации к наглядно-дидактическому пособию «Три медведя» - М.: Мозайка-синтез, 2009.-10с.
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Методические рекомендации к наглядно-дидактическому пособию «Три поросенка» - М.: Мозайка-синтез, 2009.-10с.
- Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. «Планета чудес». Развивающаясказкотерапия для детей. Спб. Речь; М.: Сфера, 2008. – 221с.
- Новиковская О. А. Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4-5 лет.- СПб.: Паритет, 2007.-112с.
- Организация творческой деятельности детей 3-7 лет / авт.- сост. И.П.Посашкова. – Волгоград: Учитель, 2009.- 222с.
- Овчинникова Т.С, Потапчук А.А. Двигательныйигротренинг для дошкольников. - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009.- 176с.
- «От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозайка-Синтез, 2011г. –336 с.
- Практика сказкотерапии / Под ред. Н. А. Сакович. - СПб.: Речь, 2004.-
224с.
- Рисуем кукольный спектакль: комплексные занятия, сюжетно- ролевые и дидактические игры/авт.-сост. Л.Г. Киреева, О.А. Саськова. - Волгоград: Учитель, 2008. – 127с.
- Ребенок в мире сказок/авт.- сост.О.П. Власенько.- Волгоград: Учитель, 2009-44с.
- Сказочный театр физической культуры: физкультурные занятия с дошкольниками в музыкальном ритме сказок/ авт.-сост. Н.А. Фомина –Волгоград: Учитель, 2011.- 91с.
- Театрализованная деятельность. Занимательные материалы/ авт-сост. Р.А. Жукова-Волгоград: ИДТ «Корифей».-112с.
- Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – Харьков: Фолио; М.:ООО АСТ, 2000.- 464с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Методика выявления уровней умений и навыков по театрализованной деятельности детей среднего дошкольного возраста
Оценка творческой деятельности воспитанников отслеживается через диагностику уровней умений и навыков дошкольников по театрализованной деятельности (адаптированная диагностика Комаровой Т.С. и Антипиной Е.А), которая проводится на основе творческих заданий, бесед с детьми, отражений своих впечатлений в рисунках, наблюдений во время проектной деятельности(таблица 1).
Таблица 1
1. Основы театральной культуры | |||
Высокий уровень: 3 балла | Средний уровень: 2 балла | Низкий уровень: 1 балл | |
1. | Проявляет устойчивый Интерес к театрально- игровой деятельности (с удовольствием участвует в драматизации сказки) | Интересуется театральной деятельностью | Не проявляет интереса к театральной деятельности |
2. | Называет различные виды театра, знает различия, с их помощью может разыгрывать сказку | Использует свои знания в театрализованной деятельности | Затрудняется назвать различные виды театра, отказывается принимать участие в игре, драматизации |
2. Речевая культура | |||
1. | Понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание | Понимает главную идею литературного произведения | Понимает содержание произведения |
2. | Дает подробные словесные характеристики главных и второстепенных героев | Дает словесные характеристики главных и второстепенных героев | Различает главных и второстепенных героев |
3. | Творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения | Выделяет и может охарактеризовать единицы сюжета | Затрудняется выделить единицы сюжета |
4. | Умеет пересказывать произведение от разных лиц, используя языковые и интонационно - образные средства выразительности речи | В пересказе использует средства языковой выразительности (эпитеты, сравнения, образные выражения) | Пересказывает произведение с помощью педагога |
3. Эмоционально-образное развитие | |||
1. | Творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, использует различные средства воспитателя | Владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать, используя мимику, жест, позу, движение, требуется помощь в выразительности | Различает эмоциональные состояния и их характеристики, но затруднятся их продемонстрировать средствами мимики, жеста, движения |
2. | Импровизирует под музыку разного характера, создавая выразительные пластические образы | Передает в свободных пластических движениях характер музыки | Затрудняется в создании пластических образов в соответствии с характером музыки |
4. Основы коллективной творческой деятельности | |||
1. | Проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем | Проявляет инициативу и согласованность действий с партнерами в планировании коллетивной деятельности | Не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем |
Мониторинг развития детей 4-5лет по театрализованной деятельности (на начало организации проекта)
№ | Ф.И. ребенка | Основы театральной культуры | Речевая культура | Эмоционально- образное развитие | Коллективно-творческая деятельность |
н | н | н | н | ||
1. | н | н | н | н | |
2. | с | с | с | с | |
3. | с | с | с | с | |
4. | с | с | с | с | |
5. | с | с | с | с | |
6. | с | с | c | с | |
7. | с | с | с | с | |
8. | с | с | с | с | |
9. | с | с | с | с | |
10 | с | с | с | с | |
11 | с | н | н | с | |
12 | с | с | с | с | |
13 | с | с | с | с | |
14 | с | с | н | с | |
15 | с | с | н | с | |
16 | с | с | с | с | |
17 | н | н | н | н | |
18 | с | с | с | с | |
19 | с | с | с | с | |
20 | с | с | с | с |
Диагностика
Приложение 2
Фото1
Фото2
Фото3
Фото4
Фото5
Фото6
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по сказкотерапии "По дорогам сказок" (роль сказкотерапии в социально - личностном развитии детей)
Проект по сказкотерапии «По дорогам сказок».(роль сказкотерапии в социально – личностном развитии детей)...
Презентация инновационного проекта по сказкотерапии.
Презентация инновационного пректа по сказкотерапии, направленного на качественное улучшение нравстенной сферы ребенка-дошкольника....
Проект по сказкотерапии «Играем в сказку» (как инновационная технология по активизации познавательно-речевой активности детей раннего возраста)
1. Актуальность.Знание родного языка, имеет большое значение для каждого человека, но прежде всего детям, что помогает воспринимать окружающий мир и является средством общения....
Проект "Развивающая сказкотерапия для сотрудников"
Это проект был направлен на развитие креативности и раскрытие интеллектуально - творческого потенциала сотрудников....
Материал для проекта по сказкотерапии в старшей группе.
Цель: создание условий для развития у детей нравственных качеств....